Четвертый вопрос. Идеология принципата.
Литература: 1) Егоров А.Б. Рим на грани эпох (проблемы рождения и формирования Принципата) Л., 1986 2) Шифман И.Ш. Цезарь Август Л., 1990 3) Межерицкий А.Ю. «Республиканская монархия»: метаморфозы идеологии и политики императора Августа. Москва-Калуга, 1994 4) Черышов Ю.Г. Социально-утопические идеи и миф о «Золотом веке» в Древнем Риме. Ч. 2, Ранний принципат. Новосибирск, 1994 ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Заканчиваются в Риме гражданские войны в 30 г. н.э. И победителем из них выходит человек по имени Октавиан, урожденный Гай Октавий, племянник Цезаря, усыновленный им, одержавший победу у мыса Акциум. Римское государство имело 3 границы: 1) Северную; 2) Восточную; 3) Южную. Рим в то время был миллионным городом. Почти через год после битвы при мысе Акциум покончил с собой Марк Антоний. Римский народ устал от войн, ждал мира и внутренней стабильности. Когда народ устает от передряг, он обращает взоры к человеку, с которым связывает стабильное существование. 29 год – состоялся триумф Октавиана. И, видимо, радость римских граждан была вполне искренней. Н.А. Машкин писал: «Тяга к миру была настолько сильна, что тени жертв многочисленных репрессий и террористических актов поблекли в предвкушении мирного времени». Имя Октавиана вместе с именами богов было внесено в общую молитву за благо римского народа. Титул императора существовал в Риме очень давно и обозначал ранее ни что иное, как победоносного полководца. Теперь же эту титул стал пожизненным и приобрел значение не просто победоносного полководца, а постоянного военного авторитета. В конце 32 года Октавиан объявил, что заболел, а после выздоровления объявил, что мир он установил, а здоровье его сильно пошатнулось, потому он просит освободить его от всех должностей. Сенат сначала умолял, а потом приказал ему остаться на должности. Октавиан в январе получил титул Август, который переводят как «священный». Он отказался от названия «Ромул», отказался от диктатуры. Так как же мы определим положение Октавиана в государстве? Он был princeps senatus – первым из сенаторов. От этого его титула и происходит название режима, им установленного – принципат. При этом была сформулирована идея переноса славы римского народа на принцепса. Princeps senatus получает право заменять народ в государственных делах. Около 2 года до н.э. он получает титул «Отец отечества» - pater patriae. И в этой роли принцепс мыслился как носитель высшей власти в государстве. В доме его был установлен щит с перечислением его добродетелй – pietas. И термин его стал называться Res publica restituta.
Каким же был его режим? Заполним табличку. ГОСДУАРТСВНЕНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРНИНЦИПАТА
11.05
25.05 – 2 пары, 27.05 – пара ИДМ, ИДМ, 01.06 – пара ИДМ. Мы записали, что народные собрания утверждали законы. И чаще всего их утверждал принцепс. Выбирали комиссии магистратов, чаще всего магистратов предлагал принцепс. Консулы и плебейские трибуны сохраняются, и все они сохраняют право законодательной инициативы. Оно есть не только у принцепса, хотя чаще всего именно его законы комиции рассматривают. Но не только его. Тут ситуация более сложная, В электоральных комициях были усилены наказания за подкуп избирателей, но сам Август тратил по 1 000 сестерциев, что провести нужного ему кандидата. О чем это говорит? О том, что просто рекомендаций подчас могло не хватить. Сенат был доведен до 600 человек. При Юлии Цезаре он составлял 900 человек. Неугодные Августу члены сената были из него исключены: Октавиан сначала предложил уйти в отставку добровольно тем, кто сам себя считает недостойным быть в Сенате. Сенат покинуло 560 чел. Потом Август каждые 10 лет проводил чистки сената, составлял его списки – Lectio Senatus. Сенат по-прежнему издавал senatus consulta – постановления Сената. Но для сенаторов был ограничен выезд в провинции по личным делам. А доступ в Египет разрешался только по личному разрешению Августа. Принцепс, будучи первым в списке Сената, мог созывать сенат. И знаменитое выражение Августа: «Принцепс свободен от законов». Кроме Августа ежегодно избирались еще несколько консулов. Теперь количество консулов было увеличено. Кроме консулов избирались дополнительные консулы, каждый год разное число. Для чего они были нужны? Видимо, для того, чтобы удовлетворить притязания аристократии римской – должность консула была почетной, и желающих ее занимать было немало. Преторы. С 22 г. до н.э. их права были расширены: в их ведении был еще и эрарий, но это было сделано в ущерб судебным функциям, и эрарий стал еще не единственной казной. Получается, что, по факту, продолжение преторов стало политически ниже. Ежегодно, с 30 г. до н.э. Август переизбирался на должность плебейского трибуна. Плебейским трибуном принадлежало право вето на решения других магистратов. Раздел провинций произошел в 27 г. до н.э. Сенатским наместникам были выделены более романизированные провинции, и в дела сенатских провинций принцепс мог вмешиваться. К сенатским провинциям были отнесены:
1) Испания; 2) Галлия; 3) Иллирик; 4) Сирия; 5) Затем в Подунавье Реция; 6) Норик; 7) Паннония; 8) Мёзия. Египет примыкал к императорским провинциям, но формально не считался провинцией. У Египта был особый статус. Императорскими провинциями управляли императорские легаты – прокураторы. В любой момент принцепс их мог отозвать или сместить, они полностью подчинялись принцепсу. У самого Августа была пожизненная проконсульская власть над провинциями. Она не слагалась и не возобновлялась при пересечении черты Рима. Вооруженные силы. Из 50-75 легионов с периода гражданских воин Август оставил 25-28 легионов. В легионе при Августе было 5 000 человек, общая численность легионеров – около 150 000 человек, все легионеры набирались из римских граждан. Кроме того, было некоторое количество вспомогательных войск из провинциалов. И со вспомогательными войсками в легионе было до 10 000 человек. Существовал флот, и общая численность всей армии равнялась примерно 300 000 человек. Набиралась она из добровольцев, срок службы при Августе был 20 лет. течение службы получали солдаты жалование: легионеры по 225 динариев (= 900 сестерциев) в год. Центурионы получали 375 динариев, денежный подарок – donativum. И при отставке в возрасте 40 лет землю. Армия должна была быть орудием послушным. Август стремился, чтобы армия свои условия не диктовала, потому в армии была введена строгая дисциплина. Солдаты в период мира строили лагеря, дороги. Солдаты в период службы не могли иметь семью, собственность там, где служили. В период августа они размещались так: 1) 8 на Рейне; 2) 7 на Дунае; 3) 4 в Сирии; 4) 3 в Египте; 5) 2 в Европе; 6) 1 в Азии. Были преторианцы: служили 16 лет, получали плату в 750 динариев. Всего было 9 когорт претория – 3 в Риме, остальные в северных городах Италии. Начальник гвардии претория – очень весомая должность. На гвардию Август опирался к4ак на военную силу и назначал на должность префекта претория преданного человека. Был concilium principis. Набирались туда преданные Августу люди: Меценат, пасынки Авгу3ста. И все важные, наиболее значимые решения принимались там. Оттуда за подписью Августа выходили эдикты – рекомендации комициям, Совет принцепса при Августе еще не был государственным официальным органом, но уже сосредотачивал в своих руках реальную власть. В числе новых должностей бюрократического аппарата praefectus urbin, ведающий жизнью города. Комплектовался городской аппарат вольноотпущенниками, рабами. Август создал 4 судебные дикурии, по 1 000 человек. Они действовали как суд присяжных, формировались из сенаторов, всадников и плебса, и формировались по имущественному цензу – 200 000 сестерциев, Со времен Августа в Риме появляется новая профессия – доносчик. Это человек, живший за счет шантажа человека, знавший на него какой-то компромат. И люди от таких доносчиков просто откупались.
Со времен Августа появляется в Риме полиция. Было их, видимо, 7 кагорт во главе со своим префектом и 4 когорты во главе с vigilie – вигилом. Слово vigilies буквально означает «стражники». И теперь, написав суть и прокомментировав, что произошло с политической системой Рима, мы видим, что в руках Августа сосредоточена небывалая для Рима власть, опиравшаяся на вооруженные формирования. Но сам Август в своей биографической книге написал, что власти имел не больше остальных и опирался на свой авторитет. Для принципата трудно дать определение. В науке он называется «режим принципата». Но как определить, что такое принципат? Это не совсем республика, но и не совсем монархия: многие республиканские институты действуют, хоть они и деформированы. Проблема сути принципата является сложной дискуссионной проблемой. ВТОРОЙ ВОПРОС. Государственно-правовой режим принципата содержит столько принципиально различных черт, что однозначная дефиниция сложна. Прежде чем разобрать концепции, мы отметим, что периодически проходила актуализация проблемы в исследовательской литературе. Актуализировалась она в связи с определенными политическими условиями. Особенно в такие периоды, когда остро вставал вопрос о свободе и тоталитаризме, о грубой силе и праве, об устойчивых традициях и преобразованиях. Николо Макьявелии рассматривал проблему принципата, исходя из антитезы «свобода-несвобода». Именно эта проблема занимала умы его и его современников. Он считал, что принципат – это утрата римлянами свободы. Остро вопрос о принципате встал в ХХ веке при формировании фашистских режимов в Европе. Август в итальянской и немецкой историографии выставлялся как предшественник Муссолини и Гитлера. В Италии в 1937-38 проходили празднования дня рождения Августа. Но вместе с тем во Франции генерала Де Голля в 1958-59 тоже будут называть принцепсом. И считали, что он тоже продолжатель режима Августа. У нас принцепсом называют Путина.
Теперь перейдем к научным теориям. 1) Первая теория: ПРИНЦИПАТ КАК МОНАРХИЯ. Сторонники этой точки зрения рассматривали принципат как монархию, мало отличавшуюся от эллинистических и средневековых монархий. Французские просветители XVIII века считали Октавиана Августа губителем республики, и в работах Шарля Монтескье прослеживается четкое деление истории Рима на республику и империю, и принципат рассматривается как монархия. Известный британский антиковед Эдуард гиббон считал Августа кровавым тираном, монархом. Теория принципата как монархии переросла в теорию принципата как фасада: республиканской была только форма, а содержание – монархическим. Ее придерживались Кристоф Ханнель, Уильям Джоунз. 2) Следующая теория принадлежит Т. Моммзену – ПРИНЦИПАТ КАК ДИАРХИЯ (ДВЕОВЛАСТИЕ). Моммзен рассматривал правовой режим Августа как компромисс, как разделение властей между сенатом и принцепсом. Могущество принцепса и Сената уравновешивали друг друга. Моммзен обратил внимание на преемственность политических основ принципата от Республики. Республиканский элемент в системе принципата, по Моммзену, был реальностью, а не только декорацией. Он был даже существенным в этом режиме. Теория Моммзена была господствующей в конце XIX – начале ХХ веков. От Моммзена мы можем протянуть линии к двум теориям. 3) Теория ВОССТАНОВЛЕННОЙ РЕСПУБЛИКИ. Автором ее был Глен Ферреро. На сходных позициях был антиковед Эдуард Мейер. Ферреро считал, что восстановленная республика – не только лозунг. Ферреро считал, что вся власть была сосредоточена у Сената, а власть принцепса была несравненно меньше. А мере полагал, что принципат Августа – воплощение республиканских идеалов Цицерона. Август всерьез стремился к установлению республики. 4) ПРИНЦИПАТ КАК ВОССТАНОВЛЕКННАЯ МОНАРХИЯ. Автор этой теории Гардтгаузен – это немецкий антиковед начала ХХ века. Теория Гардтгаузена будет популярна до середины ХХ века. Так вот, Гардтгаузен считал восстановление республики фикцией, отличал наличие диархий и считал. Он вернулся к теории монархии, но считал, что эта монархия абсолютная, Но его теория не могла объяснить ряд факторов религиозного, правового и политического характера. Она оказалась живучей. В современной историографии разделяет ее немецкий антиковед Ф. Миллар, романист В. Кункель. Последний считал, что принципат – монархия, опирающаяся на военную силу. Тацит и Дион Кассий считали, что Август устанавливал личное господство. 5) ПРИНЦИПАТ КАК СИНТЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, или ТЕОРИЯ ДУАЛИЗМА. Предложена она была Александром фон Премерштейном в 1930-е – 1940-е годы. Он написал труд «Становление и сущность принципата». В отличие от Моммзена, Премерштейн усмотрел не разделение властей между принцепсом и сенатом, 6) В русской историографии с появлением первых трудов по теме появляется теория монархий. Владимира Ивановича Герье считал принципат империей; 7) Николай Александрович Машкин придерживался теории фасада, считал, что власть принцепса – монархическая, а все остальное – ширма. Машкин автор большой работы «Принципат Августа», 1949. И тут опять ситуация, когда историки обращаются к режиму принципата в критический момент. 8) Близко оценивал принципат Сергей Львович Утченко. Он, в отличие от Машкина, дошел до вывода о реакционности принципата. 9) Пожалуй, первым из наших историков, который стал приближаться к теории синтетической системы, Георгийц Степанович Кнабе. Он отмечал, что принципат возник из необходимости привести в соответствие государственную систему полиса с потребностью Рима как мировой державы. Вот это-то и обусловило компромисс между возникновением имперских структур и полисными структурами. 10) Илья Шолеймович Шифман считал, что режим принципата как монархический режим отвечал назревшим общественным потребностям и социально-психологическим предписаниям. А.Б. Егоров определяет принципат как переломный этап начала борьбы полисно-республиканского строя и новой монархии. Основная тенденция – тенденция к монархии. А что такое империя в римском смысле слова? ВО всех учебниках написано, что принципат Августа – ранняя империя Латинский термин - pl. imperia. Значение слова: 1) Высшая военная и гражданская власть, сопряженная с правом приказа; 2) «Владычество, господство»; 3) Совокупность территорий под властью Рима. И в этом римском смысле, когда мы говорим о римском государстве времен Августа, это империя. В нашей литературе, кода говорят о римской империи, вкладывают в это и монархическое содержание. Потому мы с вами должны понимать, что, вкладывая монархический смысл в понятие «империя», мы должны понимать, что это не совсем так. Потому, когда мы будем употреблять понятие «римская империя» применительно к принципату, мы этот термин будем употреблять в смысле римском. Теперь ко второй важной конституционной проблеме – проблеме конституционных основ власти Августа. Мы с вами подчеркнули, что сам Август писал, что имел власти в государстве не больше других, а больше имел авторитета – auctoritas. В Риме это понятие законное и очень даже важное. Для Рима авторитет – вполне правовое понятие. Ряд историков, соглашаясь с Августом, считают, что мы в праве говорить об auctoritas как об основе римской власти. Британские антиковеды М. Грант и М. Магделен с этим согласны. Другие исследователи усматривали важнейшую опору власти империи в консульском и проконсульском империи власти августа. Делал так немецкий антиковед Отто Карл о ва (мужчина!!!). Он акцентировал внимание на связь основ принципата с республиканскими основами. Третья группа в основу ставила трибунскую власть принципата. Шифман считал, что всю полноту власти Августу обеспечивала его трибунская власть. Ряд исследователей занимал промежуточное положение. Моммзен усматривал сочетание двух основ: «проконсульские империи +трибунская власть». Виккерт подчеркивал «проконсульские империи + auctoritas». Александр фон Премершгтейн указывал на присягу, которую. Принесли еще в ходе гражданской войны (23 г.) Октавиану хотели Италии и для западных провинций, а, кроме того, отношения патроната-клиентеллы. Есть и иные подходы, когда пытаются исследователи определить, в чем основа власти Августа. Британский исследователь Рональд Сайм (он, кстати, основоположник рософографии – метода, изучающего, прежде всего, личности) «Октавиан Август – революционный вождь». И ему не нужно никаких законных методов. Вольфганг Кункель считал, что власть Августа должна быть определена как опекунская власть. Пьетро де Франчиши полагал, что большую роль сыграла религиозная аура, которая окружала принцепса. Рим в период принципата был правовым государством, потому поиск правовых основ власти Августа не бесполезен. ТРЕТИЙ ВОПРОС. Как характеризовали исследователи личность Августа? Он вошел в европейскую науку как политик изощренный. Положительные качества натуры Августа еще с эпохи Возрождения отмечались. Петрарка, например, подчеркивал художественную утонченности Августа, Эразм Ротердамский считал, что Августу надо отдать должное за политическую мудрость и здравый ум. Резко отрицательные оценки появились у французских просветителей XVIII века: Вольтер назвал его «чудовищем, безразличным к преступлению». Со времени научной разработки XIX в. Августа начали рассматривать как человека заурядного. Моммзен считал Августа лицемером, трусом, эгоистом, ипохондриком (он ужасно боялся заболеть). При этом он считал Августа коварным, жестоким и человеком средних способностей. В русле этой оценки С.М. Ковалев писал, что Август осторожен и не очень храбр. Шифман писал, то Август – виртуоз лицемерия, подстраивавшийся под определенных людей в определенных ситуациях. Крестьян Мейер подчеркивал, что на первое место надо поставить актерские способности Августа: он играл роль принцепса, а она была связана с самопожертвованием. Иначе оценил личность Августа С.Л. Утченко: «Август был прирожденным политиком, политиком с головы до ног. И во всех его действиях поражает присутствие дальновидного расчета. Ни одной крупной ошибки, ни одного промаха!» Подлитиический гений Августа проявился в том, что он поставил на службу те стороны личности, в которых не силен. Например, он был слабым полководцем и потому воевал чужими руками. Вершиной политической интуиции Ануста Утченко считал союз с Марком Антонием после битвы при Мутине. Вершина его политического расчета – со своей женой Лилией Август в некоторых случаях разговаривал по заранее заготовленному конспекту. У Августа были такие черты, как прагматизм и осторожность. Диапазон оценок Августа в мировой литература широк. Итак, теперь о политике. Во внутренней политике перед Августом стояли следующие задачи: поддержание элементарного порядка, разрушенного гражданской войной. По Италии среди белого дня ходили разбойники, людей похищали и помещали в подвалы. Под видом профессиональных коллегий компоновались шайки. Август приказал расставить по стране караулы, распустить новосозданные коллегии, были уничтожены списки должников казны и были прекращены затянувшиеся судебные тяжбы граждан и государства. Видимо, умиротворить основную массу населения было не слишком трудно. Население за период проскрипций было приучено к проскрипции. Сторонники традиционной республики проявляли недовольство тем, что власть Августа распространяется, распространяли на него пасквили, которые в начале сжигали, а потом перестали обращать на них внимание. Человека, грозившего убить Августа, отправляли в изгнание. В 23 году против Августа был составлен заговор. Возглавил его Корнелий Цинна, заговорщиков раскрыли и казнили. Но Августа старался подчеркнуть, что он лоялен даже к демократически настроенной аристократии. Правда, сенаторов, приходивших к нему домой, предварительно обыскивали. Август отказался от политики террора, вернулся к лозунгу Цезаря: clementia – милосердие. Часть оппозиции перешла на сторону Августа, часть была истреблена – принцепс мог себе это позволить. Август стремился не ссориться с Сенаторским сословием. Для сенаторов был установлен имущественный ценз в 1 000 000 сестерциев. Иногда представителям других сословий Август добавлял средства для того, чтоб они могли стать сенаторами. Из всадников формируется новый бюрократический аппарат. Имущественный ценз для всадников был установлен в 400 000 сестерциев. Всадники ежегодно готовили парады, в которых участвовали мужчины до 35 лет. Касаемо знатных провинциалов, Август очень скеупо и неохотно давал им гражданские права. Постепенно, при приемниках Августа провинциальная знать будет занимать все большее место в римской политической жизни. При Августе в провинциях частично была отменена откупная система. И Август начал вводить систему сбора налогов через прокураторов, которые назначались им. А Август завершил Реформу муниципального устройства Италии: Италия была разделена на 11 областей, в каждом было несколько муниципий, в каждой из них был городской совет, а глава его – декурион. 13.05 Был принят специальный закон, по которому сурово каралась спекуляция хлебом, и число граждан, получавших хлеб бесплатно от государства, был определено следующим образом: все граждане, кто имел доход не выше 200 000 сестерциев в год. И количество таких людей было около 200 000 человек. Организация раздач хлеба была следующей: составлялись списки получателей хлеба, и выдавали этим людям специальные талоны (тессеры), и по ним человек раз в месяц получал зерно. Денег на плебс Август не жалел, сначала провел раздачи по 300 сестерциев на человека, потом трижды по 400 сестерциев, два раза по 60 динариев. Строительные работы Август организовал, чтоб дать дополнительный заработок малоимущим. Заботился он также и о зрелищах. 8 раз он устраивал грандиозные гладиаторские бои, когда на арену выходило по 10 000 сражавшихся гладиаторов. Рим был городом с населением более 1 000 000 человек. И Рим требовал заботы о коммунальном хозяйстве. При Августе, к примеру, было отреставрировано 82 храма. Строились и ремонтировались акведуки. При Августе существовало 16 акведуков, из них 3 (действующих) сохранились до 19 века. Несколько слов о социальной политике Октавиана в отношении рабов. При Августе был запрещен отпуск рабов на волю ранее, чем через 20 лет после их покупки. Владелец при отпуске должен был уплатить 5% стоимости раба как налог государству. Было ограничено число рабов, которых владелец мог отпустит: 1) Если он имел до 10 рабов, не более половины; 2) Если 10-30, не больше 1/3; 3) Если от 30-100, то не больше 0,25 4) Если гот до 500, не больше 0,2 Был принят Сенатский акт, по которому в случае убийства раба хозяевами, то казни подлежали все рабы и вольноотпущенники, которые в момент убийства находились в доме. Даже, если наследники человека стремились помиловать рабов, государство было непреклонно. Это говорит о том, что с принципата Августа государство начинает активно вмешиваться в жизнь рабской фамилии. Отношения между владельцем и рабом перестают быть внутренним делом фамилии. Внешняя политика Августа отличалась крайней осторожностью, и Август крайне ограничил военную экспансию. Он считал, что государство должно сохранить то, что имеется, а не приобретать новое территории. Тацит: «Август мудро завещал не расширять границы империи». Римское государство имело 3 границы, и в южном направлении был предпринят поход в южную Аравию (юго-запад Аравийского полуострова). Несколько пунктов удалось занять, но климатические условия оказались слишком тяжелы для римского войска. На востоке Август предпочел заключить мир с Парфией. Парфянский царь Фраат IV возвращает Риму пленных, значки римских легионов и отсылает своих сыновей в Рим. Он боялся династических проблем, но Август представил дело так, что сыновья Фараата – заложники в Риме. Мирный договор с Парфией Август представил как капитуляцию Парфии, хотя на самом деле вряд ли это было так. И граница с Парфией стала проходить по реке Евфрат. Наступил период равновесия между Римом и Парфией. Правда местом соперничества между ними стала Армения. Римляне доминируют в Армении до 2 г. н.э. Основные военные действия велись по северным границам: северо-восток Адриатики, Юго-Западная Галлия. Августу пришлось завершать завоевания Галлии и Испании. В 28 г до н.э. Август занял Аквитанию. В 27 г. до н.э. начались наступления римлян на непокорные племена западной Испании. Имена их кантавры и астуры. О напряженности военных действий на этой территории говорит тот факт, что Август в течение двух лет сам находился в театре военных действий. Но, поскольку успехов не наблюдалось, он заболел и отбыл на лечение. И только к 19 г. до н.э. полководцу Агриппе удалось покорить эти племена. В 30-27 гг. до н.э. Марк Лициний Красс завоевал Мёзию на Дунае в 30-28 гг. до н.э. Римляне подчинили Паннонию, современную территорию Венгрии. И Империя вышла на Дунай, на всем протяжении этой реки. Затем, завоевав Галлию, римляне вышли к Рейну. И к 4-5 гг. н.э. отвоевали у германских племен территорию между Рейном и Эльбой, образовав провинцию Германия. В 6 г. н.э. Тиберий, пасынок Августа, готовил выступление против германских племен маркоманнов. Но в это время в римском тылу в Паннонии начинается восстание, и в течение 3 лет заново надо было покорять Панноиню, а потом случилось восстание в Герамнии. И в 30 г. н.э. римская армия под командованием Квинетилия Вара была уничтожена в Тевтобургском лесу германским вождем Арминием. Германия стала свободной, и наступление на варварский мир было остановлено. Для истории Германии, для немецкой историографии победа в Тевтобурсгском лесу – предмет особого изучения до сих пор. ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. В идеологии принципата важную роль играл культ гения принцепса. По представлению римлян, в каждом человеке есть божественная сила – гений. И культ гения принцепса – культ божественной силы. Ему стали писать молитвы и клятвы. Культ гения императора был включен в пантеон домашних божествы. В пантеоне принцепса стали упоминать сразу после юпитера и перед пенатами. И культу гения императора было принято такое значение, которого раньше античность не знала. Отказ от культа императорского гения означал оппозицию режиму. На востоке этот культ получил широкое и легкое распространение, т.к. обожествление Августа на востоке было подготовлено обожествлением эллинистических монархов. Сам Август стремился демонстрировать сдержанность в отношении своего культа, не разрешал строить себе отдельные храмы, а позволял только соединять свой культ с богами Рима. Для поддержания культа царя работали августалы – сакральная комиссия, набиравшаяся из низов общества. Она была создана, чтоб культ укоренялся в народном сознании масс. В идеологии принципата был лозунг о том, что вернулось «Сатурново царство». Это миф о древней счастливой жизни. Но теперь эта счастливая жизнь в настоящем. И идеей этого мифа была национальная идея о величия Рима. 20 лет составлялась «Карта Агриппы». Она должна была показать, что большая часть пространств принадлежит Риму, что слово «Рим» отождествляется со словом «Земля». И Orbis Romanus – римский мир должен был показать, что Рим – это космополис, существование которого не ограничено в пространстве и во времени. Согласно концепции «Сатурнова Царства», Рим никогда не придет в упадок, а будет только укреплять с приходом новых поколений. В период принципата Августа наблюдается расцвет римской литературы и искусства. Знаменитейшие поэты тех лет – Гораций, Овидий, Вергилий. В литературе можно прочитать, что эти поэты активно пропагандировали правящий режим. Такой взгляд очень односторонний и упрощенный. Не все, далеко не все творчество этих поэтов является выполнением социального заказа. Произведения этих авторов отражают надежду римского народа на стабильность, на спокойствие, а надежда эта была связана с Августом. Их стихи отражали убежденность народа в том, что Август – положительный герой. Осуществление культурой политики при Августе связано с именем одного и ближайших его друзей Гай Миний Меценат. Богатство его, видимо, было нажито не совсем праведным путем. Он имел возможность тратить свои немалые богатства на поддержку римских писателей и поэтов. Конечно, поддерживая творческую элиту, Меценат мог влиять на их творчество. Август через Мецената мог добиться нужных для себя идей. Впрочем, не надо вульгаризировать: тут все гораздо сложнее и тоньше. Понятие «Восстановленная республика» включало в себя восстановление старых римских нравственных устоев, традиций. И восстанавливать их нужно было, согласно официальной идеологии, нужно было, потому что они потеряли свою устойчивость из-за порочности новых поколений. Порочность сводилась к трем пагубам: 1) Алчность; 2) Тщеславие 3) Прелюбодеяние. Потому как важнейшие государственные акты были приняты три закона 18 г. н. э.: 1) закон против роскоши требовал тратить не более 300 сестерциев на праздник в непраздничный день, 400 сестерциев в праздник и 800 на свадьбу 2) закон о прелюбодеянии. Он разрешал отцу убить свою замужнюю неверную дочь вместе с любовником. Оскорбленный муж мог убить любовника, но нее ее саму. И закон выносил дела о прелюбодеяниях за рамки семей и ставил их вне публичного разбирательства. Опираясь на этот закон, жена Октавиана Августа сможет расправиться с прямыми потомками Августа и передать власть своему сыну Тиберию. 3) Закон о свадьбах. Были узаконены браки между вольноотпущенниками и рабами, безбрачие наказывалось. Мужчины от 25 до 60 и женщины от 20 до 50 лет должны были быть в браке. Еще отцы не могли влиять на выбор жен сыновей. Человек после смерти супруга или развода мог до 2,5 лет мог жить вне брака. Человек, нарушавший этот закон, не мог завещать свое имущество; состоявшие в браке, но бездетные не могли завещать половину имущества. Те, кто не состоял в браке, платили отдельный налог в 1% своего имущества. Те, кто имел. Женщины, имевшие 3 детей, становились юридически самостоятельными. Для женщин наличие жены и детей учитывалось при найме на должности. У Августа в первом браке не было детей, а от второго брака была дочь Юлия. Потому Август рано выдал ее замуж (ей было 14 лет), чтоб иметь внуков. Муж ее Марцелла через два года умирает, не оставив ей детей. Потом Август выдают Юлию за Агриппу, который годился ей в отцы, у них родилось 3 сына и 2 дочери. После смерти Агриппы Август выдал Юлию за Тиберия. Они ненавидели друг друга. 19.08.14 г. н.э. Август умер, жена его сослала Юлию-старшую и Юлию-младшую, внучку Августа, на далекие острова и вскоре не осталось его мужских потомков. Императором стал Тиберий. ТЕМА 7: РИМСКОЕ ГОСУДАРСТВО ВО I-II ВВ. Н.Э. ПЕРВЫЙ ВОПРОС. РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ПР ЮЛИЯХ-КЛАВДИЯХ; ВТОРОЙ ВОПРОС. ПРАВЛЕНРИЕ ДАНИСТИИ ФЛАВИЕВ;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|