Министерство образования и науки Российской Федерации
Стр 1 из 5Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Томский государственный университет
УТВЕРЖДАЮ Декан геолого-географического факультета ______________ Г. М. Татьянин «____»______________ 2012 г. ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Рабочая программа для бакалавров Направление 020600 - Гидрометеорология
Статус дисциплины: федеральный компонент
Томск 2012 ОДОБРЕНО кафедрой гидрологии Протокол № _______ от «__________» ___________2012 г.
Зав. кафедрой, профессор _______________________В. А. Земцов
ОДОБРЕНО кафедрой метеорологии и климатологии Протокол № _______ от «__________» ___________2012 г.
Зав. кафедрой, профессор _______________________В. П. Горбатенко
РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией геолого-географического факультета
Председатель комиссии, доцент ___________________Н. И. Савина «________»_________________2012 г.
Рабочая программа по курсу «Гидрометеорологические основы охраны окружающей среды» является авторской и составлена на основе общих требований к содержанию и уровню подготовки бакалавров по направлению 020600 – Гидрометеорология. Общий объем курса 200 часов. Из них: лекции – 60 часов, лабораторные занятия – 42 часа, самостоятельная работа студентов – 98 часов. Экзамен в седьмом семестре. Зачет в восьмом семестре. Общая трудоемкость курса 5, 6 зач. ед.
Составители: Земцов Валерий Алексеевич – доктор географических наук, профессор, зав. кафедрой гидрологии. Паромов Владимир Валерьянович – кандидат географических наук, доцент кафедры гидрологии
Рецензент: Задде Геннадий Освальдович – доктор физико-математических наук, профессор кафедры метеорологии и климатологии. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Цель курса «Гидрометеорологические основы охраны окружающей среды» – изучить наиболее опасные воздействия человеческой деятельности на атмосферу и гидросферу, связанные с ними неблагоприятные изменения в окружающей среде, пути и способы охраны окружающей среды. Задачи курса: 1) изучить основные проблемы охраны окружающей среды, связанные с гидрометеорологическими факторами; 2) определить основные гидрометеорологические факторы негативного воздействия на окружающую среду и роль антропогенной составляющей в них; 3) исследовать изменения в атмосфере и гидросфере, вызванные антропогенными факторами; 4) оценить основные потоки распространения загрязняющих веществ в окружающей среде и роль гидрометеорологических факторов в этом процессе; 5) овладеть методами оценки качества воздуха и воды, ознакомиться с гидрометеорологической составляющей системы экологического мониторинга. Место дисциплины в профессиональной подготовке. Дисциплина относится к основнымкурсам в системе подготовки высококвалифицированного специалиста. Ее изучение необходимо для получения более полного представления о состоянии окружающей среды и влияющих на него факторов в гидрометеорологическом аспекте. Дисциплина базируется на дисциплинах «Гидрофизика», «Гидрохимия», «Биология», «Физическая география», «Физическая метеорология», «Климатология», «Гидрология суши», «Океанология». Требования к уровню освоения курса.
Обучающийся должен знать: · основные гидрометеорологические проблемы охраны окружающей среды; · основные гидрометеорологические факторы негативного воздействия на окружающую среду и роль антропогенной составляющей в них; · методы оценки состояния атмосферы и гидросферы и их антропогенных изменений. Обучающийся должен уметь: · применять полученные знания в решении конкретных задач охраны окружающей среды; · прогнозировать изменения состава атмосферы, режима и качества вод в водных объектах в результате антропогенных воздействий; · рассчитывать распространение атмосферных примесей вблизи постоянного точечного источника в пограничном слое при стационарных процессах; · рассчитывать разбавление и перемешивание загрязняющих веществ в реках в стационарных условиях; · организовывать мониторинг состояния атмосферы и водных объектов. Обучающийся должен владеть: · современными методами расчета и прогноза загрязнения атмосферы и вод суши и океана; · методами оценки воздействия на окружающую среду, оказываемого разными видами хозяйственной деятельности.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение Цели и задачи курса. Гидрометеорологические проблемы охраны окружающей среды. Классификация природоохранных проблем. Роль гидрометеорологии, гидрологов и метеорологов в исследовании и решении проблем охраны окружающей среды. Охрана атмосферы 1. Общие вопросы загрязнения атмосферы. Химический состав атмосферного воздуха. Понятие загрязнения атмосферы, виды загрязнения, основные загрязняющие вещества. Антропогенные и естественные источники загрязнения. Роль разных отраслей хозяйства в загрязнении атмосферного воздуха. Понятие об источниках, резервуарах, времени пребывания и стоках примесей в атмосфере. Классы опасности загрязняющих веществ. Первичные и вторичные загрязняющие вещества. Влияние загрязнения атмосферы на здоровье человека, климат, растительный и животный мир, строительные материалы и конструкции. Загрязнение атмосферы глобального, регионального и локального масштабов. Основные природоохранные проблемы, связанные с загрязнением воздуха. Парниковый эффект. Разрушение озонового экрана. Стратосферный и тропосферный озон. Кислотные осадки. Смог. Сущность и пути решения проблем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|