Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая культура учащихся и ее повышение.




Следует ли знакомить ребенка с азами психологии? По мнению ряда ученых двадцать первый век – век психологии, поскольку эта наука не только интенсивно развивается, но и смело вторгается как в смежные области научного знания (физиологию, математику, зоологию, физику, педагогику), так и в повседневную жизнь все большего количества людей. Большой интерес к психологии, появившийся у наших современников, к сожалению, иногда сочетается с низким уровнем психологической культуры, незнанием элементарных основ эффективного общения, способов самопознания и методик саморазвития. Сегодня уже очевидно, что воспитание психологически грамотных людей, умеющих изучать самих себя, развивать свою личность, необходимо начинать как можно раньше[12,cтр.1].

Взаимосвязь образования и культуры подчеркивается многими отечественными и зарубежными авторами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, И.А. Зимняя, К. Роджерс, А. Маслоу и др.)

Л. С. Колмогорова утверждает, что Современное образование ищет пути совершенствования образовательной практики, направленной на повышение базовой культуры подрастающего поколения. Нацеленность современного образования на становление базовой личностной культуры учащихся, частью которой является психологическая культура, приводит к необходимости решения ряда проблем. К ним относится разработка понятия «базовая культура учащихся» как целевого ориентира образования. Отказ от традиционных ЗУНов как основных показателей, определяющих эффективность образовательной деятельности, делает актуальной проблему определения сущности, структуры понятия «базовая культура школьника» во всей полноте ее составляющих, показателей, уровней, соответствующих современным представлениям о человеке. При всем многообразии попыток определения культуры человека, личности, выделения ее составляющих проблема до сих пор остается неразрешенной[5,стр.10].

 

Систематизируя многочисленные исследования, можно выделить следующие основные функции общей культуры человека.

1. Репродуктивно-трансляционная - сохранение и передача того нового во взглядах, традициях, теориях, методах, способах деятельности, ценностях, а также достижение определенного личностного культурного уровня, которое создало бы преемственность поколений, не позволило бы последующим поколениям скатиться назад и подготовило бы условия для прогресса человечества.

2. Конструктивно-адаптационная - обеспечение социальной адаптации, эффективного взаимодействия, взаимопонимания людей, обеспечение эффективности внешней и внутренней деятельности человека, направленной на решение проблем, на основе имеющегося жизненного опыта, образованности, развития психических процессов и качеств.

3. Регулятивно-корректирующая - обеспечение эффективности процессов саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля.

4. Развивающая - активизация процессов самообразования, самосовершенствования, самореализации, саморазвития.

5. Проектировочно-ориентационная - ориентирование, планирование в процессах жизненного самоопределения, сознательное проектирование, «построение» человеком своей жизни, судьбы, разрешение возникающих в жизни кризисов.

6. Гармонизирующе-профилактическая - гармонизация внутреннего мира человека, создание целостной непротиворечивой «Я-концепции», состояния внутреннего благополучия, обеспечение полноценной жизни человека, повышение качества жизни, степени удовлетворенности.

7. Продуктивно-порождающая - обеспечение прогресса, обновления индивидуального и общественного человеческого бытия во всех сферах жизни[3,стр.20].

Перейдем к характеристике содержания общей психологической культуры, учитывая значимость проблемы ее освоения в школьном возрасте.

Психологическая грамотность как совокупность элементарных психологических знаний и умений представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д.), умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т. д. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научногознания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев,

непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации, и т. д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности способами психологического познания. Причем речь идет не только о знаниях, но и их применении, исполнении норм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функций, традиций[4,стр.48].

Под грамотностью мы понимаем вслед за Е. А. Климовым, Б. С. Гершунским, Б. С. Ерасовым необходимую минимальную ступень и образованности, и компетентности, и культуры в целом. Может ли быть решена проблема построения базиса психологической культуры школьников средствами психологических служб? Это нереально в условиях, когда на одного психолога приходится около 500 учащихся. Во многом процесс становления психологической культуры остается стихийным, а эпизодическая работа с отдельными группами учащихся недостаточна для достижения значимых результатов по психологической культуре в целом. В связи с этим особенно актуальной является разработка учебных программ, связанных с психологическим аспектом человекознания. В последние годы экспериментально доказана эффективность ряда психологических и интегрированных курсов Вместе с тем как положительный, так и негативный

опыт внедрения аналогичных курсов в последнем десятилетии свидетельствует о наличии ряда препятствий на пути экстенсивного совершенствования содержания образования. Прежде всего возможности внедрения учебных курсов ограничены существующими нормативными документами, определяющими максимальную учебную нагрузку школьника. Анализ преподавания некоторых учебных предметов (валеология, психология, этика, ОБЖ и др.) зачастую обнаруживает их разрозненность, дублирование содержания, недостаточность проработки концептуальных основ и механизмов интеграции[2,стр.29].

Уже младший школьный возраст является сензитивным в плане приобщения детей к отдельным элементам психологической культуры, и, следовательно, психологическое образование важно начинать с первого класса.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...