Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая культура студента и педагога.




Перед вузами стоит важная задача подготовки специалистов, способных строить свою профессиональную деятельность в форме продуктивного сотрудничества, с учетом интересов других людей, так как этому вопросу в настоящее время уделяется недостаточно внимания, даже при наличии в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования дисциплины "Психология и педагогика".

Данная дисциплина в разном объеме изучается в наших вузах, и при этом большинство студентов не обладают навыками практического применения психологических знаний и умений. Сложившийся уровень психологического образования находится ниже необходимого и не решает проблемы формирования психологической культуры. При решении задачи совершенствования психологического образования многие вузы, особенно негуманитарные, сталкиваются с большими трудностями, связанными с неразработанностью требований к необходимому отбору материала теоретического содержания, с отсутствием методической и специальной литературы для технических специальностей вузов, с отсутствием образовательных программ, направленных на формирование психологической культуры студентов[12,стр.272].

Для того чтобы культура стала величайшим резервом опыта и ценностей, педагогу мало иметь профессиональные знания, умения и навыки, быть психологически грамотным. Он должен встать на путь саморазвития, самовоспитания, что, на наш взгляд, является основной детерминантой психологической культуры, поскольку в процессе самотворчества происходит слияние субъекта с культурой, впитывание ее, выделение себя в ней, включение в культуротворчество. Это тем более значимо, что важным средством передачи культуры является неповторимая индивидуальность воспитателя как носителя культуры и субъекта межличностного взаимоотношения с формирующейся уникальной личностью учащегося. Результаты этого проявляются в разнообразии типов и форм организации жизни и деятельности, в принципах построения взаимоотношений, в создаваемых нравственных ценностях, но главное, в появлении Нового Человека - творческой, адекватной, аутентичной личности, творца культуры. Гуманистические принципы построения взаимодействия - основа для эффективной поддержки личностного роста. Они являются ориентиром в хаосе возможностей, отношений, определяют вектор активности ребенка. Эти принципы требуют опоры на психологическую культуру педагога[11,стр.91].

Личностный рост ребенка в значительной степени зависит не только от него самого, условий среды и природных задатков, но и от уровня психологической культуры его наставника. А. С. Макаренко отмечал, что со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить и руководить им - задача воспитателя. Прежде чем ребенок становится субъектом самоизменения, он является объектом воздействия со стороны целого ряда участников воспитательного процесса. В их число входят конкретный, взрослый, ребенок, социальная среда (семья, группа ДОУ, реальная действительность вне семьи и ДОУ), природа (наследственность, экология)[6,стр.306].

 

 

 

 

Тестирование.

В данном тесте предлагается оценить силу своих психологических стремлений (по пятибалльной шкале А) и степень полноты их осуществления в каждодневной жизни (по пятибалльной шкале Б). Всего нужно ответить на 18 пунктов. Свой ответ выбирается по шкалам возможных ответов А и Б (возможно как индивидуальное, так и групповое предъявление)[7,стр.109].

 

ИНСТРУКЦИЯ

Шкала А (оценка силы культурно-психологических стремлений)

         
очень слабая слабая средняя высокая очень высокая

 

Шкала Б (оценка степени осуществления психологических стремлений в поведении)

         
очень слабая слабая средняя высокая очень высокая

 

На опросном бланке указывается имя и фамилия, дата рождения, пол, род занятий, место учебы или работы, дата обследования. Затем напротив каждого пункта ставятся два крестика в тех клеточках, которые соответствуют силе психологического стремления и степени его осуществления у тестируемого. Например, первый пункт - "Стремление четко осознавать и понимать себя, свои желания, характер и состояние". Если по отношению к данной потребности человек выбрал ответы "высокая" и "средняя", то напротив пункта 1 ставит крестики под цифрой 4 в шкале А и под цифрой 3 в шкале Б. И так далее по всем пунктам методики. Не пропускается ни одного пункта и ни одного ответа

Опросный бланк

Фамилия и имя ___________________________

Дата обследования____________________________

Дата рождения___________________________ Пол_________________________________________

Должность ______________________________

Место учебы или работы______________________

психологическое стремление Шкала А Сила стремления 1 2 3 4 5 Шкала Б Степень осуществления стремления 1 2 3 4 5
1. Четко осознавать и понимать себя, свои желания, свой характер
2. Внимательно слушать другого, не теряя нити его размышлений
3. Гибко управлять своим настроением, желаниями и действиями
4. Смело пробовать себя в новом деле, в новых ситуациях
5. Разумно планировать свое время, работу с учетом условий и возможностей
6. Регулярно заниматься самовоспитанием
7. Находить психологические причины своего настроения, своих ошибок
8. Сохранять спокойную речь и ясную голову в конфликтных ситуациях
9. Культурно, приемлемо для других людей, выражать свои "отрицательные" стремления и эмоции (например, агрессию и т.п.)
10. Создавать оригинальные идеи, необычные образы
11. Точно выполнять обещания и деловые соглашения
12. Поддерживать развитие своей личности, своих душевных и физических сил
13. Осознавать свое предназначение, жизненный путь
14. Ясно и уверенно высказывать свои мысли
15. Быстро реагировать на свое плохое состояние и находить способы его улучшения
16.Практически осуществлять свои новые идеи, создавать новые приемы работы
17. Доводить важное дело до конца, отдавать силы в основном главным целям
18. Самостоятельно преодолевать свои вредные привычки и развивать положительные
   

КЛЮЧ

Виды культурно-психологических стремлений Вопросы №
I К самопознанию, глубокому самоанализу 1,7,13
II К конструктивному общению 2,8,14
III К психической саморегуляции 3,9,15
IV К творчеству 4,10,16
V К конструктивному ведению дел 5,11,17
VI К гармонизирующему саморазвитию 6,12,18
VII Психологическая культура в целом 1-18

Изучаются сила и степень осуществления в поведении шести видов культурно-психологических стремлений, составляющих психологическую культуру человека. Приоритетными являются показатели степени осуществления психологического стремления, психологической культуры в целом (по шкале Б).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...