Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сердце - средоточие внутренней жизни




АСИ. Христианская антропология. ЧЕЛОВЕК ПЕРВОЗДАННЫЙ. ОНТОЛОГИЯ.

Оглавление

Сердце. 1

Предназначение сердца. 1

Сердце – центр человеческого бытия. 2

Сердце – центр чувств. 2

Сердце – орган преображения. 3

Сердце и Бог. 3

Сердце и ум.. 3

Сердце - средоточие внутренней жизни. 4

Внутренний человек. 5

Сердце и грех. 5

Разделение полов и брак в раю.. 5

Причина разделения людей на два пола. 6

Создание жены.. 8

Сопоставление мужа и жены.. 9

Брак в раю.. 9

Деторождение в раю.. 10

Святые отцы о браке. 11

Содо́мия. 12

 

Сердце

 

Предназначение сердца

Чтобы сложная природная структура человека имела единое целостное существование, в ней необходим некий единый гармонизирующий орган, имеющий свое «представительство» на всех уровнях человеческого бытия и влияющий на их функционирование. Таким органом в человеке является сердце (καρδία).

· В ТЕЛЕ человека сердце представлено в виде физиологического органа, который посредством кровообращения обеспечивает жизненной силой все части тела.

· На уровне ДУШИ оно есть источник душевных сил[1] и орган восприятия душевных переживаний.

· В сфере человеческого ДУХА оно проявляется как духовное чувство.

Для тела и души сердце служит источником жизненной энергии; как говорит свт. Феофан Затворник, оно поддерживает энергию всех сил души и тела[2], у него есть полная власть над управлением жизнью[3]. Однако сердце не только отдает, но и получает энергию. Это происходит (точнее, должно происходить, по замыслу Божию) на уровне духа, где через общение с Богом сердце обретает благодатную силу, чтобы использовать ее для преображения человеческой природы.

Если же человек духовно отчужден от Бога, то сердце пытается черпать энергию в тварном мире, и человек привязывается к нему «всем сердцем» как к единственному источнику жизни. Однако по причине поврежденности грехом человек часто нисходит и на более низкие уровни существования, пытаясь обрести жизненную силу через грех, через неосознанное, а то и сознательное общение с падшими духами. В результате он получает вспышки жизненной силы от саморазрушения, стремительно приближая свою смерть.

В связи со столь важным предназначением сердца в Священном Писании сказано: Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч. 4, 23). Свт. Николай Сербский пишет: «Из праха сердце твое, из праха и бумага, на которой написано Евангелие. Но Дух Святый Животворящий писал по этому праху. Потому одно письмо адресовано другому, первое раскрывает второе, второе объясняет первое.

Когда мир своими страстями сожжет одно, тогда и другое в опасности пожара» [4].

Сердце – центр человеческого бытия

Свт.Феофан Затворник говорит: Сердце есть как бы центр существа человеческого, фокус всех его сил духовных, душевных и телесных, и через него человек входит в связь со всем существующим[5]. Поэтому тот, кто владеет сердцем, обладает всем человеком. При этом святые отцы отмечают и связующую функцию сердца – как внутри человека, так и вне его:

· между человеком и внешним миром,

· между человеком и Богом.

Оно чувствует состояние и возможности тела и ума и приводит их в согласие при совершении различных действий. Потому и Бог стремится именно к сердцу человека: Сын мой! отдай сердце твое мне (Притч. 23, 26).

 

Сердце – центр чувств

Сердце, являясь центром внутренней жизни, сосредотачивает в себе все духовные и душевные переживания человека, как положительные, так и отрицательные: Сердце является центром всех чувств и сил души [6]. Именно сердце обеспечивает жизнь человека, целостность и гармонию его бытия. Оно есть объединяющее и животворящее начало. Изменения в сердце от воздействий разного типа определяют особенности поведения человека, его эмоциональную сферу.

В святоотеческой аскетической традиции сердце часто описывается как главное вместилище раздражительной силы, как центр чувств. Все естественные чувства человека возникают в районе телесного сердца:

· духовные чувства – «над» ним, а

· страстные – «под» ним.

 

Сердце – орган преображения

Один из принципов работы сердца можно пояснить на примере сердца телесного, ибо, как было уже сказано, между сердцем духовным и вещественным есть определенное соответствие. Сердце как физиологический орган обеспечивает через кровообращение все человеческое тело питательными веществами и жизненной силой. Исполняя эту работу, оно одновременно и принимает в себя, и износит из себя кровь. Нечто подобное совершает и душевно-духовное сердце. Оно впитывает в себя все впечатления внешнего мира, в том числе и духовные, таинственно объединяет их в себе, переживает их и реагирует на них через изменение настроения, желания, эмоции, помыслы, побуждая человека к определенным поступкам и т. д.

Подлинное преображение возможно лишь в случае, если человек имеет благодатное единство с Богом. Тогда его сердце, наполненное благодатью, имеет силу для такого преображения. Прп. Макарий Великий учит: На скрижалях сердца благодать Божия пишет законы Духа и небесные тайны, потому что сердце владычественно и царственно в целом телесном сочленении. И когда благодать овладеет пажитями сердца, тогда царствует она над всеми членами и помыслами: ибо там ум и все помыслы, и чаяние души. Почему благодать и проникает во все члены тела[7]. В этом случае человек во внутреннем плане соединяется с той благодатью, которую стяжал в своем сердце, и становится способным отреагировать на события богоугодно и содействовать преображению окружающего мира.

 

Сердце и Бог

В Священном Предании Церкви ярко представлена мысль о том, что сердце не только обеспечивает жизнь человека на земле, но имеет и высшие духовные функции. Оно есть орган богопознания и точка соприкосновения с Богом [8].

Сердце – это духовная сокровищница человека. Прп. Никодим Святогорец писал: Сердце является и вышеестественным центром, поскольку вышеестественную благодать Божию, даруемую нам во святом Крещении, мы приемлем в сердце, чему мы находим подтверждение в Священном Писании. Так Господь говорит: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), и апостол Павел: …посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче (Гал. 4, 6), и в другом месте: Любы Божия излияся в сердца наша (Рим. 5, 5)[9].

Чистое сердце способно воспринимать непосредственное личное обращение Бога к человеку и понимать Его без слов[10]. Высший ответ, который может дать человеческое сердце Богу, – это любовь.

Сердце и ум

В Священном Предании Церкви есть много свидетельств о сердце как органе богопознания (в ВЗ: «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом. А чье сердце увлечется вслед гнусностей их и мерзостей их, поведение тех обращу на их голову, говорит Господь Бог».: (Иез.11,19-21):

В Н.З.: «чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,(Еф.1,17-19) и др.). Однако из этого не следует, что оно дублирует духовные функции ума. Способы богопознания ума и сердца принципиально различны.

Ум созерцает Бога, получает от Него Откровение и наполняется мудростью.

Сердце же духовно чувствует и переживает встречу с Богом, получает благодать и преисполняется любовью к Нему.

И еще одно различие между умом и сердцем:

· ум формирует сознание человека, он же порождает мысли

· а сердце порождает – подсознание[11] и помыслы.

Как уже было сказано, помысл – это непроизвольная мысль, побуждающая человека к действию. В отличие от мысли, которая есть плод сознательной деятельности разума, помысл имеет неосознаваемые человеком причины, которые могут быть как нравственно положительными, так и отрицательными, но все они скрываются в сердце человека. Об этом прямо говорит Господь в Евангелии: Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека (Мф. 15, 19–20).

У человека ДО ГРЕХОПАДЕНИЯ УМ И СЕРДЦЕ – главные орудия богопознания – пребывали В ЕДИНСТВЕ. Ум Адама, преисполненный божественными созерцаниями, наполнял сердце духовной радостью; а оно, наполненное благодатным чувством, поддерживало ум в непрерывном богообщении. Грехопадение разрушило этот союз, но по мере прохождения этапов духовной жизни он может постепенно восстановиться, и тогда человеку открывается подлинное, ранее не осознаваемое содержание его сердца. Поэтому о важности соединение сердца и ума в процессе возрастания в духовной жизни человека пишет свт. Игнатий Брянчанинов: «Исполнение заповедей, предшествующее соединению ума с сердцем, отличается от исполнения заповедей, последующего соединению» [12].

 

Сердце - средоточие внутренней жизни

Святитель Тихон Задонский учил, что:

«Сердце - начало и корень всех наших деяний. Что ни делаем внутри и вне нас, делаем сердцем - или добро, или зло. Сердцем веруем или не веруем; сердцем любим или ненавидим; сердцем смиряемся или гордимся; сердцем терпим или ропщем, сердцем прощаем или озлобляемся; сердцем примиряемся или враждуем, сердцем обращаемся к Богу или отвращаемся от Него; сердцем приближаемся, приходим к Богу или отходим и удаляемся... Следовательно, чего на сердце нет, того нет вообще. Вера - не вера, любовь - не любовь, если их нет в сердце, это одно лицемерие; смирение - не смирение, но притворство, когда не в сердце; дружба - не дружба, но горшая вражда, когда только вовне проявляется, а в сердце не имеет места. Поэтому Бог требует нашего сердца: "Сын мой! Отдай сердце твое мне" (Притч. 23, 26) [13] То есть Сердце есть средоточие внутреннего человека.

 

Внутренний человек

В святоотеческих творениях есть важное понятие о «внутреннем человеке». В Священном Писании оно представлено в 1-м Послании апостола Петра: сокровенный сердца человек (1 Пет. 3, 4) и в посланиях апостола Павла: по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием (Рим. 7, 22, а также 2 Кор. 4, 16; Еф. 3, 16 и др.). По мысли святых отцов, ВНУТРЕННЕГО ЧЕЛОВЕКА ОБРАЗУЮТ УМ И СЕРДЦЕ В СВОЕМ ЕДИНСТВЕ. Характер их единения, степень их духовного совершенства и просвещенности благодатью определяет состояние внутреннего человека.

Внутренний человек – это таинственное духовное сокровище, семя будущей вечной жизни. В течение жизни земной он должен развиться, преобразиться, стать соответствующим для жизни с Богом: Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Все остальные органы и части природы не дают ясного представления о внутреннем человеке и его состоянии.

 

Сердце и грех

Сердце способно не только познавать Бога и воспринимать окружающий мир, но и становиться вместилищем грехов, страстей и демонов и через это служить источником греховных стремлений души. Об этом ясно говорит Господь в Евангелии: От избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое (Мф. 12, 34–35). Сердце человека после грехопадения пытается вместить и сохранить в себе несовместимое.

Сфера греховности расположена очень глубоко в сердце и в большинстве случаев людьми не осознается. Причина тому – духовная слепота, которая обладает людьми в силу их гордости, самооправдания, страха, неведения и др. Однако игнорирование этой скрытой сферы не избавляет от ее воздействия. Греховность всякого рода, воспринятая сердцем, порождает в сознании человека как бы немотивированные греховные желания, слова, поступки и помыслы. Эта истина просто выражена в Евангелии: Исходящее из устиз сердца исходит – сие оскверняет человека (Мф. 15, 18). Только посредством сосредоточенной аскетической жизни по действию благодати Божией сердце может в очиститься от скрытой греховности и достигнуть святости.

Впрочем, неведение человека о содержании его сердца может послужить и во благо. Если человек восходит по ступеням богоугодной жизни и сердце его становится вместилищем благодати и даров Божиих, то неведение о сокровищах своего сердца помогает ему не впасть в самомнение и гордость. Сердце святого человека также порождает помыслы, но они по сути благие, побуждают подвижника к добродетелям и помогают ему совершенствоваться в Боге.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...