Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эти объяснения дополняют друг друга, но в полной мере не раскрывают тайну происхождения пола.




Рассмотрим их подробнее

1. Потребность в общении с другим человеком. Во второй главе книги Бытия ясно выражено, что созданный Богом первый человек был мужчиной[17], (и некоторое время он жил в раю без жены: Человека Бог создал мужем, наделив его Своей божественной благодатью и через нее поставив его в общение с Самим Собою [18].

Словесность человека порождает потребность в общении с личностями, которые могут воспринять произнесенное слово. Поэтому одна из причин разделения человечества на два пола – потребность человека в общении с иной личностью, обладающей такой же природой. Свт. Иоанн Златоуст говорит: Жена – целое, совершенное и полное существо, которое может и беседовать и по единству природы доставлять мужу великое утешение. Ведь для его (мужа) утешения и создано это существо [19]. Для Адама нужен был тот, с кем он мог бы общаться как с равным. Ибо благодатная близость Бога в раю не устраняла Его вечной сущностной трансцендентности, а окружающий Адама прекрасный видимый мир, несмотря на все свое совершенство, оставался безличностным и не мог дать полноты общения, которую можно обрести только при встрече с единосущным личностным существом. Для этого Бог сотворил Адаму помощника, подобного ему, – жену, чтобы он имел некоторое утешение от сообщества[20].

 

2. Микрокосмичность человека. У святых отцов есть и другое объяснение разделенности людей на два пола. Свт. Григорий Нисский, основываясь на традиционном святоотеческом учении о человеке как микрокосмосе, учил, что поскольку еще до создания человека животный мир был разделен на два пола и посредством этого разделения наполнялась земля, то и человек, изначально имея в себе все тварные начала окружающего мира в гармоничном единстве, должен был иметь половое разделение Если бы он этого не имел, то не был бы микрокосмосом и не мог бы реализовывать преображение мира в полной мере, ибо в мире имелось бы нечто такое, что не свойственно человеку по естеству.

 

3. Предведение грехопадения. В святоотеческих творениях распространена мысль, что разделение людей на два пола произошло и потому, что Бог предвидел духовное падение Адама, которое низвергнет человечество в царство греха и смерти. Он создал Адаму жену, чтобы род человеческий не исчез с лица земли после грехопадения. Посредством семейной жизни и деторождения человечество, даже отпав от Бога, имеет возможность продолжить свое существование и впоследствии спастись. В обобщенном виде она сформулирована прп. Иоанном Дамаскином: Так как предвидящий Бог знал, что человек совершит преступление и подвергнется тлению, то Он создал из него жену, помощницу ему и подобную ему. Помощницей она ему должна была быть в том, чтобы род человеческий и после преступления преемственно сохранился посредством рождения [21].

Свт. Иоанн Златоуст говорит об этом следующее: Видишь ли тайну брака? Из одного Он сделал двоих, а потом из двоих сделал и до сих пор делает одного, так что и теперь человек рождается от одного, – потому что жена и муж – не два человека, а один человек. И в этом можно убедиться из многих мест, как-то из примера Иакова, Марии, матери Христовой, из слов: " Мужчину и женщину сотворил их " (Бт. 1:27). И если он глава, а она тело, так каким же образом их двое? Поэтому-то ей предназначено быть ученицей, а ему учителем; он должен быть начальником, она – подчиненной. И из самого образования тела видно, что они – одно, – потому что (жена) произошла от ребра мужа и оба они составляют как бы две части одного целого. Для того-то Он называет ее и помощницей, чтобы показать, что они одно. Для того-то Он супружеское сожительство поставляет выше отца и матери, чтобы показать, что они одно. И отец одинаково радуется, выходит ли замуж дочь, или женится сын, точно одно тело влечется к другому, как своей части; нужды нет, что тут бывают такие большие издержки, такая трата денег, – все же для него невыносимо видеть их безбрачными. Каждый из них в отдельности неполон, как будто бы у него отнята какая-нибудь часть тела, и не в состоянии ни рождать детей, ни устроить, как следует, настоящую жизнь. Потому-то и пророк говорит: " Пребывал превосходный дух " (Мал. 2:15). А каким образом они бывают в плоть едину? Все равно, как если бы ты отделил самое чистое золото и смешал его с другим золотом, – и здесь происходит нечто подобное: жена принимает плодотворное вещество в то самое мгновение, как жар наслаждения приводит его как бы в расплавленное состояние, и, приняв, питает и согревает его, привносит к нему, что нужно, и с своей стороны, – и производит человека. И ребенок служит чем-то в роде мостика, так что тут уже трое составляют одну плоть, потому что дитя соединяет обе стороны одну с другой. …это подобно тому, как если люди, которые стоят, опустив руки, потом их протянут, и все же каждый составляет одно лицо, потому что протянутые руки еще не делают из одного (человека) двух. Потому-то он и выразился точно, – не сказал: будут одна плоть, а – " Одним телом ", то есть, соединятся в плоть младенца. Что же, если младенца не будет, – и тогда они не будут составлять два лица? Конечно. Ведь это (единство) происходит от совокупления, которое соединяет и смешивает тела обоих. Все равно, как если ты в масло вольешь благовонные капли, у тебя изо всего выйдет одно, – так бывает и здесь.

6. Знаю, что многие стыдятся того, о чем я говорю; причиной тому неумеренность и невоздержность. Это дело унижено оттого, что браки совершаются у нас таким образом, – оттого, что их портят, между тем как " Брак у всех да будет честен и ложе непорочно " (Евр. 13:4). Что за стыд – дело честное? Зачем краснеть от того, что чисто? Это свойственно только еретикам, да тем еще, которые приводят распутных женщин. Потому-то мне и хочется очистить (брак), возвести его на ту степень благородства, какая ему приличествует, и этим заградить уста еретикам [22].

Следуя святоотеческой мысли, мы приходим к выводу, что появление жены не предопределяло Адама к грехопадению. Это был как бы спасательный круг, выданный на случай возможного кораблекрушения. Размышляя о божественном предведении грехопадения, отцы ведут речь не просто о половом различии, но о конкретном способе чадородия. В предведении грехопадения человек был наделен таким же способом деторождения, как и у животных, чтобы не исчезнуть с лица земли после отпадения от Бога. Соответственно и использоваться этот способ стал лишь после изгнания людей из рая.

 

Создание жены

В Священном Писании так описано это удивительное событие: И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [ своего ]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [ два ] одна плоть (Быт. 2, 21–24).

Бог изводит жену из ребра Адама, то есть из части тела, близкой к жизненно важным центрам, прежде всего к сердцу. На вопрос: для чего Бог создал жену из ребра, блж. Феодорит Кирский отвечает: Творец природы благоволил оба пола привести в единомыслие, для чего Адама создал из земли, а жену произвел от Адама, чтобы и тождество естества показать, и вложить в них некую естественную приверженность друг к другу [23].

Святитель Григорий Богослов пишет, что жена была создана для взаимной любви человека: Божественное творение явилось на земле и на земных долинах вечно цветущего рая - человек. Однако у человека не было еще помощника, подобного ему. Тогда премудрое Слово совершило подлинно чудо,- созданного быть зрителем мира, то есть мой корень и мое семя многообразной жизни разделив на две части, могущественной и животворящей рукою извлекло из бока ребро, чтобы создать жену, и влив в недра обоих любовь, побудило их стремиться друг к другу [24].

 

Сопоставление мужа и жены

В библейском повествовании ярко представлена мысль о том, что мужчина и женщина, несмотря на свои природные различия и особенности предназначения, единосущны, как представители человеческого рода. Как учит свт. Иоанн Златоуст, жена Адама одной с ним природы, достойна его, ничем не ниже его [25].

Адам и его жена не только единосущны друг другу. В плане богообщения они равны перед Творцом. И первый мужчина, и первая женщина наделены образом и подобием Божиим без каких-либо оговорок или исключений (см.: Быт. 1, 26–28). Они имеют, по выражению свт. Иоанна Златоуста, одинаковое достоинство [26] в очах Божиих и могут достигнуть равновеликих духовных вершин.

Несмотря на равновеликие достоинство и дарования, муж и жена в рамках семьи имели от Бога разные предназначения, каждый свое. Их взаимные отношения должны были соответствовать замыслу Божию: муж – глава семьи, жена – его помощница (см.: Быт. 2, 18; 2, 20–24), причем не только в семейной жизни, но во всех делах, порученных ему Богом. Нарушение этого древнего принципа приводит к разрушению семьи или ее неполноценному существованию.

 

Брак в раю

Вскоре после создания Адам и Ева получили от Бога благословение на основание семьи и рождение детей: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 27–28). По сути это было первое и самое великое таинство Брака в истории человечества, так как брачующиеся были совершенно безгрешны, а совершителем таинства был Сам Бог. Суть таинства Брака как в древности, так и ныне одна – получить благословение Божие на богоугодное прохождение семейной жизни, рождение и воспитание детей. Поэтому нет основания сомневаться в том, что первый брак был заключен в раю. В Новом Завете неоднократно при разъяснении смысла брака Господь наш Иисус Христос цитирует именно первые главы книги Бытия (см.: Мф. 19, 4–6; Мк. 10, 6–9).

Однако в святоотеческих творениях встречаются высказывания о том, что брака в раю не было. Например, свт. Афанасий Александрийский говорит: Первоначальным намерением Божиим было, чтобы мы рождались не чрез брак и тление, преступление же заповеди ввело брак вследствие беззакония Адама, то есть вследствие уклонения от данного ему Богом закона [27]. Свт. Иоанн Златоуст повторял эту же мысль иначе: После преслушания, после изгнания из рая, – тогда начинается супружеское житие. До преслушания (первые люди) жили как Ангелы, и не было (речи о) сожитии. И как это могло быть, когда они свободны были от телесных потребностей? Таким образом вначале жизнь была девственная; когда же по беспечности (первых людей) явилось преслушание и вошел (в мир) грех, девство отлетело от них, так как они сделались недостойными столь великаго блага, а вместо того вступил в силу закон супружества [28] и др.

Как понимать эти высказывания святых отцов в сравнении с Быт. 1, 28?

Упоминаемые выше святые отцы понятия «брак» и «деторождение» почти отождествляют.

Адам и Ева получили благословение Божие на брак, но не реализовали его в раю – не породили чад, следовательно, и брак их, по мысли указанных отцов, в полноте не состоялся, поэтому в данном смысле брака в раю не было. Более того, свт. Афанасий понятие брака связывает именно со страстным рождением во грехе, возникшем после грехопадения, – брак и тление. Понятно, что такого брака в раю не было и быть не могло. Упомянутые святые отцы также обращают внимание и на то, что слово «брак» в отношении райской совместной жизни прародителей в Священном Писании не употребляется, поэтому и они его в данном контексте избегают.

 

Деторождение в раю

Поскольку Божие благословение на рождение детей дано было первой семейной паре до грехопадения, значит, и возможность для этого существовала изначально. Вопрос о чадородии до грехопадения очень сложен. Святые отцы рассуждали на эту тему не много. ОДНОЗНАЧНО ОНИ РАЗЛИЧАЮТ СПОСОБЫ ДЕТОРОЖДЕНИЯ ДО И ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ.

Свт. Григорий Нисский предполагал, что рождение людей в раю могло быть подобно таинственному размножению Ангелов: Если бы из-за греха не произошло с нами никакого извращения и отпадения равночестия с Ангелами, то таким же образом и мы для размножения не нуждались [бы] в браке. Но каков способ размножения в природе Ангелов – неизреченно и неуразумеваемо это человеческими догадками, кроме лишь того, что он непременно существует. Такой же способ мог бы действовать и у людей, умаленных малым чим от Ангел (Пс. 8, 6), приумножая естество до меры, определенной советом Создавшего [29].

Существует мнение, что Господь Иисус Христос в Своем воплощении явил образ бесстрастного и безболезненного зачатия и рождения, подобный райскому. Но каким бы он ни был, все святые отцы говорят о бесстрастности этого способа: Бог хотел, чтобы люди рождались бесстрастно… не по плотской похоти, но по послушанию Богу [30]. Они также утверждают, что этот способ был утрачен в связи с грехопадением.

Блж. Августин уточняет, что райский способ рождения людей должен был быть сознательным поступком мужа и жены: Члены приводились бы в движение таким же мановением воли, как и все другие, без страстного волнения, с полным спокойствием души и тела и при полном сохранении целомудрия. Тогда беспокойный пламень не возбуждал бы части тела, а распоряжалась бы ими свободная власть по мере нужды [31].

На вопрос о том, почему прародители им ни разу не воспользовались, свт. Игнатий Брянчанинов отвечает, что их грехопадение совершилось, по-видимому, слишком скоро. Можно предположить, что если в промысел Божий и входил способ плотского совокупления, то он не имел того страстного характера, который приобрел в падении. Такой бесстрастный образ зачатия мог быть достигнут первой парой в результате их духовного роста, зрелости. "...Они (Адам и Ева.) не имели понятия о рождении детей; а надлежало им сперва созреть, а потом умножаться" [32]

 

Святые отцы о браке.

Часто христианство упрекают если не в отрицательном, то в подозрительном отношении к браку. Но это не так. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что: «Брак не только не препятствует богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань» [33].

Святитель Григорий Богослов (IV век) говорил, что: «Если кто из усердия к добродетели презирает супружескую любовь, то пусть знает, что добродетель не чуждается этой любви. В древности не только всем благочестивым было приятно супружество, но плодом нежной супружеской любви были и тайнозрители Христовых страданий — пророки, патриархи, иереи, победоносные цари, украшенные всякими добродетелями, потому что добрых не земля породила... но все они - порождение и слава супружества» [34].

Эту мысль поддерживали все православные отцы, что выразилось в 1-м правиле поместного Гангрского собора (340 г). в котором сказано: «Аще кто порицает брак и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается или порицает оную, яко не могущую войти в Царствие: да будет под клятвою» (то есть отлучен от Церкви). И далее (14-е правило): «Аще которая жена оставит мужа, и отъяти восхощет, гнущаяся браком, да будет под клятвою, а девственник буде превозносится над бракосочетавшимися, да будет под клятвою». Мы, христиане, говоря словами отцов поместного Гангрского собора, «и девство, со смирением соединенное, чтим и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем и брачное честное сожительство почитаем» (правило 21)[35].

По мысли святых отцов, венцы, надеваемые на головы венчающихся, символизируют Венцы победителей, восторжествовавших над страстями и блудом в честном и ответственном супружестве. Такое толкование мы находим, например, у св. Иоанна Златоустого, у множества других св. отцов.

Вот что пишет о значении брака святитель Григорий Богослов (IV век) в своей глубокой «Моральной поэме»:

«Благодаря браку, мы являемся руками, ушами и ногами друг для друга; благодаря ему мы получаем двойную силу к великой радости друзей и горю врагов. Общие заботы уменьшают затруднения. Общие радости становятся приятнее. Радостнее является богатство, благодаря единодушию. А у небогатых единодушие радостнее богатства. Брак есть ключ, открывающий путь к чистоте и любви» [36].

Содомия

Половое различие людей не затрагивает единосущия человеческого рода, ибо два пола – это две формы существования единой человеческой природы. Однако это не значит, что данное различие не имеет принципиального значения для человека, что свой природный пол можно проигнорировать и жить как носитель противоположного пола, или изменить его по своей прихоти. У каждого пола есть свое, особое предназначение от Бога, которое необходимо реализовать в своей жизни. Жизнь каждого человека должна соответствовать тем исходным божественным дарованиям, которые человек получает при рождении, в том числе и полу.

Попытки изменить свой пол или жить, копируя противоположный, – это отвержение божественного дара и извращение Его замысла. Поэтому в Священном Писании такие грехи строго осуждаются (см.: Гибель Содо́ма (ивр. Sədom — букв. «горящий»;) и Гомо́рра (ивр. Аmora — букв. «погружение, потопление») (Быт. 19, 1–29;). В Книге Левит 20, 13 сказано: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них». В новом Завете ап. Павел в посланиик Римлянам пишет: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства» (Рим.1, 26-28). И он же пишет: «…Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,… - Царства Божия не наследуют». (1Кор.6, 9,10) и др.).

Человек как личность, богоугодно реализуя свое предназначение, не скован половой природной ограниченностью. Не утрачивая своей половой определенности, он может достигнуть вершин святости и осуществить в своей жизни слова Священного Писания: Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28).


[1] Прп. Никодим Святогорец: Сердце… есть корень всех чувственных и мысленных сил души (О хранении чувств. – М., 2000. С. 38).

[2] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письмо 8. – М., 1999. С. 26.

[3] Там же. С. 27.

[4] Николай Сербский, свт. Мысли о добре и зле Сердце и Евангелие http://pravbeseda.ru/library/index.php?id=245&page=book

[5] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письмо 8. – М., 1999. С. 28.

[6] Никодим Святогорец, прп. О хранении чувств. – М., 2000. С. 41.

[7] Макарий Великий, прп. Духовные беседы. Беседа 15, 18.

[8] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письмо 8. – М., 1999. С. 27.

[9] Никодим Святогорец, прп. О хранении чувств. – М., 2000. С. 38–39.

[10] Хорошо об этом написано в книге: Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Дух, душа и тело. – М., 1999. С. 35–37.

[11] В данной работе «подсознание» понимается как внутренняя жизнь души, недоступная для сознания человека, не управляемая его сознанием.

[12] Духовные стороны христианства. Сердце http://www.pagez.ru/ds/chelov5.php

[13] Духовные стороны христианства. Сердце. http://www.pagez.ru/ds/chelov5.php

[14] Платон. Пир. – СПб., 1997. С. 131.

[15] Явная симпатия идее об андрогинах и попытка по-христиански ее переосмыслить просматривается в работе: Троицкий С. В. Философия христианского брака. – Париж, 1953. С. 11–12, 26–27, 28, 68–70. Для автора первозданный Адам до рождения Евы – «внеполовое существо» (С. 70). Эта идея была близка многим представителям русской религиозно-философской мысли начиная с В. С. Соловьева. Она абсолютно несовместима с православным вероучением. Приведем лишь один аргумент – христологический. Согласно учению Церкви, выраженному на IV Вселенском соборе, для спасения людей совершенный Бог стал совершенным человеком. Но наш Спаситель был по человеческой природе мужчиной и никогда не вступал в брак, проводя девственную жизнь. Если совершенный человек – это андрогин, то по логике андрогинистов получается, что совершенный Бог в воплощении не стал совершенным человеком, а значит, и наше спасение не совершилось во Христе, и все Его страдания бессмысленны…

[16] Августин Иппонский, блж. О книге Бытия. Кн. 3. Гл. 22 // Творения. Ч. 7. – Киев, 1912. С. 231.

[17] Этот факт нашел выражение во многих языках (еврейском, славянском, английском, французском, испанском и др.), где для обозначения человека и мужа используется одно то же слово.

[18] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 2. Гл. 30.

[19] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 15, 3 // Творения: В 12 т. Т. 4. Кн. 1. – СПб., 1898. С. 122.

[20] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 14, 4 // Творения: В 12 т. Т. 4. Кн. 1. – СПб., 1898. С. 115.

[21] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 2. Гл. 30.

[22] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание к Колоссянам. Том XI Книга 1 Беседа 12. § 6,7 http://rumagic.com/ru_zar/religion_rel/zlatoust/b/

[23] Феодорит Кирский, блж. Изъяснение трудных мест Священного Писания. Вопрос 31. – М., 2003. С. 32.

[24] Духовные стороны христианства. Брак http://www.pagez.ru/ds/brak.php

[25] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 15 // Творения: В 12 т. Т. 4. Кн. 1. – СПб., 1898. С. 118.

[26] Иоанн Златоуст, свт. Восемь слов на книгу Бытия. Слово 4 // Творения: В 12 т. Т. 4. Кн. 2. – СПб., 1898. С. 743.

[27] Афанасий Великий, свт. Толкование на 50-й псалом // Творения: В 4 т. Репринт. Т. 4. – М., 1994. С. 175.

[28] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 18 // Творения: В 12 т. Т. 4. Кн. 1. – СПб., 1898. С. 160–161. Подобных высказываний у св. Иоанна Златоуста много.

[29] Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. Гл. 17. – СПб., 1995. С. 58.

[30] Паисий Святогорец. Семейная жизнь // Слова. Т. 4. – М., 2005. С. 67–68.

[31] Августин Иппонский, блж. О граде Божием. Кн. 14. Гл. 26. – Киев, 1882. С. 59.

[32] Святитель Ириней Лионский Творения. Кн.3. Гл.22.4. С. 306)

[33] Духовные стороны христианства. Брак http://www.pagez.ru/ds/brak.php

[34] Духовные стороны христианства. Брак http://www.pagez.ru/ds/brak.php

[35] Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Поместные Соборы. Гангрский собор 340 г. http://azbyka.ru/otechnik/?Pravila_Svjatyh/pravila_i_sobory_pravoslavnoj_cerkvi_gangrskij_sobor

[36] Poemata moralia//Migne. Patrologia. Series graeca. 37, 541-542.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...