Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Основные законы логики




Д. А. Гусев

ЛОГИКА

Учебное пособие

Москва – 2012

Краткая справка об авторе

Гусев Дмитрий Алексеевич – доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Автор учебных пособий по философии и логике. Родился в Москве 15 мая 1969 г. Образование – исторический факультет Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Опыт преподавания философии и логики – 20 лет – средние и высшие учебные заведения Г. Москвы.

Основные научные достижения и интересы

Является автором 90 научных и учебно-методических публикаций (общим объемом приблизительно 180 п.л.), из которых 20 наименований – учебные пособия по философии, логике и концепциям современного естествознания, некоторые из которых имеют грифы МОН РФ, РАО и УМО по специальностям педагогического образования, а также является Лауреатом II степени конкурса им. А.Ф. Лосева на лучшую научную работу в области гуманитарных наук 2005 г. и Лауреатом 2007 г. Основные научные интересы сосредоточены в области дидактики и методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшей и средней школе.

Избранные научные публикации:

1. Заметки о методике преподавания философии студентам негуманитарных специальностей // Наука и школа. 1999. № 2.

2. Схоластика вчера и сегодня // Наука и школа. 1999. № 4.

3. Гармонизирующий диалог в педагогике // Народное образование. 2001. № 5.

4. Логика в школе и вузе // Народное образование. 2001. № 8.

5. К вопросу о содержании учебного курса философии в средней и высшей школе // Наука и школа. 2002. № 4.

6. Заметки о методике преподавания философии в высшей школе // Наука и школа. 2002. № 5.

7. Экзамен – всегда «праздник» // Высшее образование в России. 2003. № 2.

8. Логическая культура в преподавательской деятельности // Преподаватель. 2005. № 1.

9. История и теория классического скептицизма. Монография. М.: Прометей, 2005. 160 с.

10. Роль и значение скептицизма в преподавании философии // Вопросы философии. 2007. № 2.

11. Античный скептицизм в истории становления научного мышления. Монография. М.: Прометей, 2005. 295 с.

Учебные пособия по логике:

1. Гусев Д.А. Краткий курс логики. М.: НЦ ЭНАС, 2002. 198 с.

2. Гусев Д.А. Тестовые задания и занимательные задачи по логике. М.: МПСИ, 2003. 105 с. (Гриф РАО)

3. Гусев Д.А. 200 занимательных задач. М.: АСТ-Астрель, 2004. 176 с.

4. Гусев Д.А. Логика. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2004. 272 с. (Гриф УМО)

5. Гусев Д.А. Логика. Учебное пособие. М.: МПСИ, 2005. 376 с. (Гриф РАО)

6. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. М.: Айрис-пресс, 2005. 240 с.

7. Гусев Д.А., Дмитриева Н.А. Логика. Учебное пособие. М.: МИЭМП, 2010. 288 с.

8. Гусев Д.А. Удивительная логика. М.: ЭНАС, 2010. 240 с.

Аннотация

Учебное пособие представляет собой изложение одной из древнейших наук – логики Аристотеля, которая, появившись приблизительно 2,5 тысячи лет назад, до настоящего времени сохраняет свою актуальность и практически используется сегодня так же, как и геометрия Евклида. Материал излагается просто, ясно и интересно; приводятся многочисленные примеры, показывающие практическую значимость логики для современного человека. Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, требованиями к образовательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста и может быть рекомендовано учащимся высших и средних учебных заведений.

Оглавление

Введение, или Что такое логика, и зачем она нужна?

Глава 1. Понятие

1.1. Что такое понятие?

1.2. Виды понятий

1.3. Определенные и неопределенные понятия

1.4. Роль неопределенных понятий в мышлении

1.5. В каких отношениях могут быть понятия?

1.6. Круговые схемы Эйлера

1.7. Как ограничивать и обобщать понятия?

1.8. Цепочки ограничений и обобщений понятий

1.9. Определение понятия

1.10. Правила определения

1.11. Деление понятия

1.12. Правила деления

1.13. Как складываются и умножаются понятия?

Вопросы и задания к главе 1

Глава 2. Суждение

2.1. Что такое суждение?

2.2. Структура суждения

2.3. Виды суждений

2.4. Простые суждения

2.5. Распределенные и нераспределенные термины в простых суждениях

2.6. Как устанавливать распределенность терминов в простых суждениях?

2.7. Преобразование простых суждений

2.8. Отношения между суждениями

2.9. Логический квадрат

2.10. Сложные суждения

2.11. Истинность сложных суждений

2.12.Формализация рассуждений

2.13. Логические формулы и таблицы истинности

2.14. Виды вопросов

2.15. Корректные и некорректные вопросы

Вопросы и задания к главе 2

 

Глава 3. Умозаключение

3.1. Что такое умозаключение?

3.2. Виды умозаключений

3.3. Простой, или категорический силлогизм

3.4. Правила терминов простого силлогизма

3.5. Правила посылок простого силлогизма

3.6. Энтимемы и эпихейремы

3.7. Полисиллогизмы и сориты

3.8. Умозаключения с союзом “или”

3.9. Правила умозаключений с союзом “или”

3.10. Умозаключения с союзом “если...то”

3.11. Правила умозаключений с союзом “если...то”

3.12. Дилеммы

3.13. Что такое индукция?

3.14. Правила индукции

3.15. Ошибки индукции

3.16. Установление причинных связей

3.17. Что такое аналогия?

3.18. Правила аналогии

Вопросы и задания к главе 3

Глава 4. Основные законы логики

4.1. Что такое закон тождества?

4.2. Нарушения закона тождества

4.3. Что запрещает закон противоречия?

4.4. Виды противоречий

4.5. Закон исключенного третьего

4.6. Закон достаточного основания

4.7. Чем отличается наука от псевдонауки?

4.8. Спор между софистами и Сократом

4.9. Софизмы

4.10. Парадоксы-антиномии

4.11. Парадокс “Протагор и Эватл”

4.12. Парадоксы-апории

Вопросы и задания к главе 4

Глава 5. Доказательство

5.1. Что такое доказательство?

5.2. Структура доказательства

5.3. Прямые и косвенные доказательства

5.4. Виды и методы подтверждения

5.5. Виды и методы опровержения

5.6. Всегда ли доказательство необходимо?

5.7. Определенность тезиса в доказательстве.

5.8. Неизменность тезиса в процессе доказательства

5.9. Истинность и достаточность аргументов в доказательстве

5.10. Ошибки в демонстрации

5.11. Условия успешной дискуссии

5.12. Корректные и некорректные приемы спора

5.13. Разновидности недопустимых приемов спора

5.14. Что такое гипотеза?

5.15. Как соотносятся теории и факты?

5.16. Рабочие и научные гипотезы

Вопросы и задания к главе 5

Заключение

Литература

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...