Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Методика проведения специальной оценки условий труда.





Специальная оценка гигиены и безопасности труда  - комплексная мера последовательных процессов безопасности для обнаружения вредных и / или опасных факторов рабочего процесса и рабочей среды. А также оценить влияние факторов на здоровье работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических норм условий труда и использования средств коллективной и индивидуальной защиты работников. Обязанность проводить специальную оценку установлена ст. 212 ТК РФ и Федерального закона «Об особой оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. [2].

Проведение специальной оценки условий труда регламентировано:

- федеральным законом "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее ФЗ 426) [3].

- приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н, которым утверждены "Методика проведения специальной оценке условий труда" (далее - Методика), "Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов" (далее - Классификатор), "Отчет о проведении специальной оценки условий труда" (далее - Отчет) и "Инструкция о заполнении формы данного отчета" [4].

- приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н, которым утверждены "Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда", "Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда".

- приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 №32н, которым утверждены: "Форма сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технические требований к нему"; "Инструкция по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда"; и "Порядок формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда".

Специальная оценка проводится работодателем совместно с организацией, проводящей специальную оценку условий труда (далее - специальная организация). Частота проведения такой оценки 1 раз в 5 лет. Специальная оценка не проводится на рабочих местах надомников, удаленных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.[3].



К субъектам специальной оценки условий труда относят работодателя (директора), комиссия по проведению специальной оценки условий труда (комиссия); организация, проводящая специальную оценку условий труда (далее спецорганизация); эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее - Эксперт).

В отличие от аттестации рабочих мест по условиям труда при спецоценке основную ответственность за качество оценки несут комиссия работодателя и эксперты организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Специальная оценка условий труда проводится в несколько этапов:

- подготовительный;

- идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

- измерения уровней идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, классификация условий труда на рабочих местах и утверждение отчета о проведении спецоценки условий труда;

- заключительный.

Рассмотрим более подробно содержание работ на всех этапах специальной оценки условий труда.

 

Подготовительный этап.

На подготовительном этапе выполняются следующие мероприятия:

Разъяснительная работа проводится в коллективе по задачам и задачам реализации специальной оценки условий труда.

Кандидаты собираются в комиссию для проведения специальной оценки условий труда. Лучшее количество членов комиссии - от 5 до 7 человек; Председателем комиссии обычно является заместитель директора, ответственный за определение работы по охране труда. Количество членов комиссии в соответствии с ч. 1 ст. 9 FZ 426 должно быть нечетным. Номер комиссии должен включать специалиста по охране труда и уполномоченных представителей первичной профсоюзной организации или другого органа работников (если таковые имеются). Представители специальной организации и ее специалисты не входят в комиссию. Состав комиссии и порядок ее работы (обязанности уполномоченной комиссии, график работы и т. Д.) Утверждаются приказом (распоряжением) работодателя. В соответствии с Федеральным законом 426 комиссиям предоставляются очень широкие права, в том числе принятие и утверждение всех документов для специальной оценки условий труда.

Комиссия начинает свою работу с составления списка рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. Нет никаких требований к форме этого списка. Желательно сразу указать в списке для каждого рабочего места:

-  индивидуальный номер рабочего места (не более 8 цифр), в котором предусмотреть отражение аналогичных работ с буквой «А» (ст. 16 Федерального закона 426 );

-  наименование места работы (должность, профессия) в соответствии с штатным расписанием, наименование должности приведено в соответствие с классификатором ОК 016 94, утвержденным Госстандартом России № 367 от 26 декабря 1994 г., как насколько это возможно. с требованием ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации, наименование должности, профессия должны соответствовать вышеуказанному классификатору численности работников на рабочем месте, фамилии, имени, отчества, пола работников и их СНИЛС;

-  рабочие зоны, в которых работник выполняет свои обязанности и время работы в них;

-  оборудование, инструменты и химикаты, которые используются работником;

-  предполагаемые вредные производственные факторы в рабочих зонах с учетом условий, изложенных в классификаторе, и их источников;

-  класс условий труда по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда, если она проводилась на этом рабочем месте;

-  проведены предварительные и периодические медицинские осмотры с указанием оснований для их проведения в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н;

-  льготы и компенсации, предоставляемые работнику, молоко или лечебно-профилактическое питание с указанием оснований для их предоставления;

-  право на пенсию по старости на льготных условиях с указанием основ и накопленного опыта работы с вредными условиями труда.

Приведенная выше информация потребуется от будущего специалиста специальной организации при выявлении потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Этот список утверждается на заседании комиссии (статья 9, часть 5 Федерального закона 426), что фиксируется в протоколе.

Дается поручение руководителям подразделений, где будет проводиться спецоценка, и профильным службам подготовить:

-  техническая и эксплуатационная документация на рабочие аппараты (машины, приборы, экспериментальные установки, инструменты и приборы, используемые работниками блока);

-  описание химических веществ, используемых на рабочем месте, материалов, сырья и реагентов, их расхода за год, документы об используемых веществах, сырье и материалах;

-  документы о соответствии и декларации о соответствии установленным требованиям на оборудование, машины, механизмы, инструменты и принадлежности;

-  перечень средств индивидуальной защиты, выданных работникам, смывным и (или) нейтрализующим агентам, а также сертификаты соответствия и декларации о соответствии им;

-  технологическая документация, методы работы и другие документы и характеристики, определяющие сущность выполняемых работниками операций;

-  должностные инструкции и другие документы, регулирующие обязанности работников, а также перечень нормативных актов, на основании которых они были разработаны (ETCS, COP, профессиональные стандарты);

-  результаты производственного контроля и ранней аттестации рабочих мест по условиям труда, другие измерения уровней вредных производственных факторов;

-  акты ввода в эксплуатацию оборудования, помещений и помещений;

-  проекты экспериментальных установок, реконструкции помещений, зданий и сооружений.

Также необходимо провести профилактические ремонты и обслуживание станков, систем освещения и вентиляции.

Выбор спецорганизации и заключение контракта. Спецорганизация должна удовлетворять определенным критериям (ст. 19, 20, 21, 22, 27 ФЗ 426):

- иметь в своей структуре испытательную лабораторию, аккредитованную в национальном органе РФ (Росаккредитации);

- аттестат аккредитации должен действовать до окончания контракта, лучше с запасом;

- включена в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, если спецорганизация аккредитована до 01.01.2014, то в реестр организаций, оказывающих услуги по охране труда (по аттестации рабочих мест по условиям труда);

- наличие в области аккредитации своей испытательной лаборатории всех необходимых вредных и (или) опасных производственных факторов, которые необходимо измерять, а по химическому фактору должна быть аналитическая лаборатория (влажная химия). Желательно, чтобы испытательная лаборатория специальной организации могла проводить все лабораторные и инструментальные исследования на основе собственной материально-технической базы;

- наличие в организации  не менее пяти специалистов, прошедших повышение квалификации по специальной оценке условий труда в размере 72 часа и имеющих соответствующий сертификат. Если специальная организация аккредитована до 01.01.2014 г., то обязанности эксперта могут выполнять сотрудники ее испытательной лаборатории, которые прошли обучение и имеют опыт сертификации рабочих мест по условиям труда не менее 3 лет.;

Составление и подписание контракта со спецорганизацией (при необходимости проводится аукцион).

После подписания контракта специальной организации необходимо подтвердить права эксперта (ов) и специалистов, которые будут проводить исследования (тесты) и измерять уровни выявленных вредных и (или) профессиональных опасностей, например, предоставить заказчику выписывать в установленном порядке, в котором назначаются специалисты, которые проводят специальную оценку условий труда, и специалисты, которые проводят исследования и испытания выявленных вредных и (или) опасных производственных факторов, с указанием их полномочий. В переходный период приказ также должен предоставить работнику специальной организации право подписывать документы от имени эксперта. Это связано с тем, что Федеральный закон 426 и Методология не предусматривают каких-либо подтверждающих действий, что лицо, дающее заключения от имени эксперта, является этим экспертом, и его полномочия не были прекращены ни заключениями эксперта, ни протоколы исследований и испытаний вредных веществ. (или) опасные производственные факторы не предусмотрены подписью руководителя специальной организации и печатью.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.