Первое: Умение использовать вещественно-полевые ресурсы (ВПР).
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Беляев А. Н. Капитан Врунгель – мастер ТРИЗ
Может быть некоторых удивит название данной статьи. И верно, впервые читатели узнали о капитане Врунгеле в 1937 году, а работа над ТРИЗ была начата Г. С. Альтшуллером и его коллегами только в 1946. Нет ли здесь противоречия? Противоречия нет, ведь первопроходцы ТРИЗ открыли и систематизировали опыт своих предшественников: великих изобретателей, инженеров, конструкторов, ученых. Мне доподлинно не известно, изучался ли основоположниками ТРИЗ арсенал приемов капитана Врунгеля, но анализ данного художественного произведения позволяет утверждать, что Христофор Бонифатьевич многое из того, что сейчас входит в инструментарий ТРИЗ знал, и более того, творчески и успешно применял. Да им не был проведен анализ и систематизация приемов и методов. Но эти приемы были частью его практических умений. Об этом говорит то, что в книге зачастую один и тот же прием применяется неоднократно, причем в самых различных ситуациях. Итак, что служит доказательством выдвинутого предположения.
Первое: Умение использовать вещественно-полевые ресурсы (ВПР). Большой практический опыт автономных плаваний выработал у Христофора Бонифатьевича такие качества как находчивость, оптимизм, изобретательность. Как настоящий капитан он умело использовал все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. И внешние (и попутные течения, и штиль, и ветер, даже если он встречный) и внутренние (то, что входит в состав снаряжения яхты, оснастку, груз и т.д.). Любой предмет при творческом подходе может стать решением проблемы. Вспомните участие «Беды» в соревновании яхт. (Здесь и далее приводятся выдержки из книги «Приключения капитана Врунгеля» Андрея Сергеевича Некрасова).
Почти всю дистанцию так и прошел лидером. Но у самого финиша мы сплоховали: не рассчитали немножко, зашли под бережок, попали в полосу безветрия, заштилели. Паруса обвисли, болтаются, некрасиво так, хоть ноздрей поддувай. Лом мачту скребет, зазывает ветер. Фукс свистит с той же целью, но это все, знаете, предрассудки, ерунда. Не верю я в это. А «Беда» стоит, конкуренты подпирают, и впереди — мистер Болдуин на своей посудине. Мистер Денди посмотрел за корму и загрустил: выругался, сорвал крышку с ящика, извлек бутылку — и хлоп в донышко! Пробка вылетела, как из пушки. При этом «Беда» получила такой толчок, что заметно продвинулась вперед. А я, даром что был расстроен, учел это и сделал должные выводы. Пока мистер Денди заливал свое горе, я вспомнил старую нашу пословицу. Знаете, говорят: «Нет плохих судов, нет плохих ветров, есть плохие капитаны».
Мы все трое встали на корме и одну за другой принялись вышибать пробки. Тут и мистер Денди несколько оживился. Достал из кармана платочек, принялся командовать. И, знаете, с командой пошло еще лучше. — Кормовая башня, огонь! — кричит он. Три пробки залпом вылетают с громоподобным звуком, падают в море подбитые чайки, содовая льется, вода за кормой кипит. Мистер Денди машет платком все чаще, все громче кричит: — Кормовая, огонь! Огонь! Прямо Трафальгарская битва. Куда там… А «Беда» между тем движется вперед по ракетному принципу, набирает ход. Вот уже и мысок позади, паруса взяли ветер, снасти обтянулись, зазвенели. И вот мы вновь отвоевываем ускользнувшую было победу, одного за другим обходим всех конкурентов. На берегу болельщики волнуются, кричат. Вот один Болдуин впереди… Вот сравнялись, обошли на полноса, на корпус… Тут оркестр на берегу ударил туш, мистер Денди улыбнулся, скомандовал:
— Кормовая башня, салют! На другой день только и разговоров было, что о нашей победе.
Пример 1..Вспомните, как умелое использование бинокля помогло вылечить страх высоты у Лома.
![]()
ПРИМЕР 3. Линза сделанная изо льда позволила вскипятить чай среди арктической пустыни.
ПРИМЕР 4. Использование пальмы как мачты, а также как источника витаминов и каллорий, и защиту от солнца.
Нет на море мелочей. Дисциплина и порядок это тоже ресурс. И авторитет капитана и знания каждого члена экипажа. И даже такие вещи, которые вроде большого значения не имеют. Капитан Врунгель как человек опытный очень хорошо понимал, что слово – это тоже ресурс. Настоящий капитан должен не только уметь управлять кораблем, но и уметь управлять словом. Иногда надо подбодрить экипаж, иногда надо успокоить. И историю надо уметь рассказать, и анекдот. Вот например. капитан Врунгель придавал большое значение выбору имени судна. Вот, что он говорил об этом в книге.
Сейчас в маркетинге появилось такое понятие как «нейминг» – это совокупность работ, направленных на создание запоминающихся, звучных и точных названий для товаров, проектов и предприятий. И как вытекает из вышеизложенного капитан Врунгель и понимал важность правильно подобранного имени, и был мастером «нейминга».
Паруса управляются при помощи натяжения и ослабления канатов. В двигателе крутящий момент передается при помощи ременных передач и шестеренок, а у людей взаимодействие осуществляется при помощи слов и предложений. И если порвавшийся канат приводит к нештатной ситуации в управлении кораблем, то неверное использованное слово может привести к недопониманию, не выполнения поставленной задачи, и даже конфликту. С другой стороны, понимание того, что наличие у слова разных значений тоже может стать ресурсом дано не каждому. (На уроках в школе такие слова называют омонимы). А вот Врунгель и в этом был мастер. И это еще раз подчеркивает и масштаб личности, и изысканность ума Христофора Бонифатьевича. Вспомним такой эпизод книги: Прихожу к начальнику порта, "команданте дель бахия" по-ихнему, подал бумаги.И вот этот команданте, как увидел меня, сразу надулся, как жаба, и принялся кричать:- Ах, так это вы капитан "Беды"? Стыдно, молодой человек! Тут сплошные доносы на вас. Вот адмирал Кусаки жалуется: какой-то остров вы там разрушили, кашалота обидели... И губернатор сообщает: самовольно покинули порт Пара...- Нет, - говорит, - не позволю. Ничего не позволю. Одни неприятности из-за вас... Убирайтесь вон!.. - Потом как гаркнет: - Лейтенант! Загрузить яхту "Беду" песком вплоть до полного потопления!Ну, я ушел. Заторопился на судно. Прихожу. А там уже и песок привезли, и какой-то чиновник крутится, распоряжается.- Это вашу яхту приказано загрузить песком? Так вы, - говорит, - не беспокойтесь, я не задержу, в одну минутку сделаем...Ну, признаться, я думал, что тут-то наверняка конец. Потонет яхта, потом доставай. Но, представьте, и тут сумел использовать обстоятельства в благоприятном смысле.- Стойте, молодой человек! - кричу я. - Вы каким песком хотите грузить? Ведь мне надо сахарным, первый сорт. Ну что ж, пожалуйста, сию минутку.И, знаете, те же негры побежали, как муравьи, загрузили яхту, забили трюм, надстройки, на палубу навалили сахар, прямо в мешках. ![]() Итак, приведенные выше примеры, на мой взгляд, убедительно доказывают, что капитан Врунгель был мастером находить ресурсы необходимые для решения стоящих перед ним проблем.
![]() И, поверите ли, так всю передачу до конца на зуб и принял.
Вот так капитан Врунгель при помощи больного зуба и находчивости смог определить местоположение гибели судна, выйти в район бедствия и спасти норвежских рыбаков. Спас 16 человек во главе с капитаном. Такие же качества он развивал и у своих подчиненных. Это важно, чтобы в экипаже были люди ответственные и трудолюбивые. Но в условиях автономного кругосветного путешествия просто необходимо, чтобы каждый матрос был инициативен и находчив. Помните, как Христофор Бонифатьевич с Фуксом готовились к перелету из Австралии в Южную Америку. Они тогда попали на этот южный континент после кораблекрушения, и поэтому у них не было даже верхней одежды. Но они дали концерты на гавайских гитарах, сумели заработать деньги и сделали заказ местному портному. И вот в день вылета…: …побежали к портному, а он, негодяй, запил, что ли, но только ничего не сшил.Я, знаете, возвысил голос, отчитываю его, а он только руками разводит.- Помилуйте, - говорит, - я же вас вчера ждал, вчера бы и приходили, а сегодня у меня ничего не готово.Я вижу - проку не будет с такой логикой.- Давайте, - заявляю, - что есть. Не в трусах же мне лететь, в самом деле!Ну, он порылся в шкафу, достает макинтош.- Вот, - говорит, - только и осталось из готового. Это мне прошлый год один джентльмен заказал, да что-то не берет.Я посмотрел - материал добротный и покрой модный. ![]() Вот так находчивость Фукса и «умение обратить вред в пользу» помогли нашим героям совершить авиа-перелет по одному билету. Ради справедливости нужно напомнить, что второй билет они просто не смогли купить. В кассах билетов не было. Умение «обращать вред в пользу» пригодиться не только в кругосветном плавании, а любому человеку в его повседневной жизни и работе. Третье: Принцип «посредника» Приезжаете Вы в страну языка которой Вы не знаете и что Вы будете делать? Вы нанимаете переводчика, и он становиться посредником между Вами и туземцами. Нужно Вам снять с плиты сковороду у которой ручка металлическая, что Вы делаете? Берете в руку, например, полотенце (посредника – потому, что посередине) и теперь ожога не будет. А если железный предмет куда-то завалился и достать его не получается, тоже поможет посредник – магнит. Капитан Врунгель конечно же знал этот прием. Вот посмотрите, как он его использовал при решении возникшей проблемы. А к вечеру возвращается Лом и приводит с собой матроса. ![]()
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|