Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Избранная библиография. Учения живой этики Рерихов. На русском языке. Систематизированная и аннотированная. Автор-составитель Д. Н. Попов




ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

УЧЕНИЯ ЖИВОЙ ЭТИКИ РЕРИХОВ

НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Систематизированная и аннотированная

Автор-составитель Д. Н. Попов

Редакционный совет:

 

Александров И. Ю. (кандидат философских наук), Санкт-Петербург

Егорова Е. М. (доктор химических наук), Москва

Мельников В. Л. (кандидат культурологии), Санкт-Петербург

Попов Д. Н. , Нью-Йорк

Трофимова Е. А. (доктор философских наук), Санкт-Петербург

 

Нью-Йорк

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

От автора-составителя

Попов Д. Н. Учение живой этики в русской культуре и науке XX-го – XXI-го веков

I

ПЕРВОИСТОЧНИКИ

Основные книги учения

 

Первоиздания

Главная серия

Внесерийные книги

Современные переиздания

 

Ченнелинг-записи

 

Полные кодексы записей «Учение»

Сборники избранных записей кодекса «Учение I»

Полные кодексы личных записей Е. И. Рерих

Тематические подборки из кодексов личных записей Е. И. Рерих

 

Из литературного наследия Н. К. Рериха

 

Монографии и сборники

Поэзия

Эссеистика

Эпистолярное наследие

Афористика

Эпистолярное наследие Е. И. Рерих,

как базовые комментарии к учению

 

Авторское собрание

Современные собрания

Тематические сборники-компиляции

 

Тематические сборники на базе книг учения

 

Сборники-компиляции в стиле сутр

Сборники-компиляции в стиле упанишад

Международная организация «Звёзды Гор»

Херсонская группа изучающих учение живой этики

Издательство АСТ

Другие составители и издательства

Из литературного наследия Ю. Н. Рериха

 

 

Переводы

 

II

АПОЛОГЕТИКА, ТОЛКОВАНИЕ, ДИДАКТИКА,

ВНУТРЕННИЕ ВОПРОСЫ УЧЕНИЯ

 

Монографии и сборники

 

Общее изложение и интерпретация

Вопросы практической реализации

Важные аспекты учения

Жизнь и творчество создателей

Движение последователей

Попытки создания вариантов вероучения и культа

Статьи, эссе, брошюры

 

Общий обзор

Отдельные вопросы учения

Внутренние проблемы

Жизнь и творчество создателей

Движение последователей

Актуальные проблемы и дискуссии

Борьба с инакомыслием и шельмование неугодных

Социально-политические инициативы

Попытки создания вариантов мифологии, вероучения и культа

 

 

III

УЧЕНИЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ В ИСКУССТВЕ

Предшественники, носители, современники,

последователи, испытавшие влияние

 

Литература

 

Проза

Предшественники

Носители

Современники

Последователи

Испытавшие влияние

Поэзия

Предшественники

Современники

Последователи

Изобразительное искусство

 

Носители

Современники

Последователи

Испытавшие влияние

Музыка

 

Предшественники

Последователи

Испытавшие влияние

IV

УЧЕНИЯ И ЧЕННЕЛИНГ-ЗАПИСИ

В РУСЛЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ

 

Непосредственные предшественники

 

Современники и позднейшие параллельные течения

 

Последователи

 

 

V

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ И ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ ИЗДАНИЯ,

ВЕБ-РЕСУРСЫ

 

Альманахи и сборники

 

Журналы

 

Газеты

 

Веб-сайты

 

Группы в социальных сетях

 

Веб-форумы

 

 

VI

КРИТИКА, ПРОТИВОСТОЯНИЕ, ДИСКУССИИ

 

Монографии

 

Статьи, эссе, брошюры

 

VII

ИССЛЕДОВАНИЕ И НАУЧНАЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ

 

Статьи в справочных изданиях

 

Учебники и учебные пособия

 

Справочные издания

 

Диссертации

 

Философия

Онтология и теория познания

Этика

Эстетика

Философская антропология, философия культуры, религиоведение

История философии

Теория и история культуры

Социальная философия

Филология

История

Педагогика

 

Монографии

 

Философия

Естествознание

Медицина

Междисциплинарные исследования

История культуры

Религиоведение

Педагогика

Движение последователей

Околонаучные интерпретации

Сборники

 

Статьи, доклады, главы, брошюры

 

Источниковедение и методология изучения

Философия

Онтология и теория познания

Этика

Эстетика

Философская антропология

Философия истории

Философия науки

История философии

Естествознание

Теория и практика науки

История науки

Медицина

Культурология

История и теория искусства

Искусствоведение

Литературоведение

Музыковедение

Психология и вопросы психо-духовной практики

Религиоведение и мифология

Биографические и событийные исследования

Социология

Педагогика

Движение последователей учения живой этики

История и практика

Из истории деятельности отдельных групп и последователей

(США, страны Балтии, Дальний Восток, Латинская Америка, СССР, Россия, Израиль)

 

 

VIII

УЧЕНИЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ

В РЯДУ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

Монографии и сборники

 

Философия

Философия науки

Естествознание

Обществознание

Религиозно-философская мысль

 

Сборники конференции «Этика и наука будущего»

 

Статьи и доклады

 

 

* * *

Указатель авторов

 

ОТ АВТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ

 

 

Данное издание ставит своей целью предоставить специалистам, исследователям во всех отраслях знания, а также самым широким кругам интересующихся как можно более полный и всесторонний обзор материалов, необходимых при подходе к теме рассмотрения с самых различных сторон теории и истории философии, религиоведения, филологии, музыковедения, педагогики, искусствознания, культурологии, естествознания, социологии…

Итак, главными задачами представленной здесь библиографии являются:

– зафиксировать основной круг печатных и электронных публикаций первоисточников учения живой этики (а также материалы по их критическому анализу);

– очертить круг апологетической, толковательной и популяризаторской литературы;

– собрать сведения по истории опирающегося на учение живой этики рериховского движения, жизни и деятельности основных его фигур;

– в общих чертах проследить формирование традиции ченнелинг-записей в общем русле того течения, к которому формально относится учение живой этики;

– выявить деятелей искусства и отдельные произведения в области литературы (поэзия и проза), живописи и музыки, вдохновлённые идеями учения живой этики;

– отметить проведённые на сей момент научно-исследовательские работы (включая кандидатские и докторские диссертации);

– проследить появление нападок, критики и связанной с этим дискуссии в печати и веб-пространстве;

– обозначить различные определения учения живой этики в серьёзной справочной литературе.

 

В целях предоставления исследователям как можно более полного круга материалов в библиографию включены ссылки не только на первоисточники, культурно-исторические, а также научные и чисто информационные материалы, но и целый ряд псевдонаучных и абсолютно несерьёзных, но получивших общественный резонанс публикаций. Ведь последние непременно должны приниматься в расчёт при изучении этого явления с социологической, религиоведческой, историко-культурной и многих других сторон.

 

* * *

Для облегчения работы пользователей материал как можно более подробно организован по принципам систематического каталога.

Каждое из библиографических описаний по возможности снабжено аннотацией автора, издателя или библиографа (то есть автора-составителя настоящей библиографии). Пользователю следует внимательно различать эти категории, поскольку автор-составитель (библиограф) зачастую воздерживался от собственных оценок, считая, что описание и позиционирование конкретного материала со стороны автора или его издателя само по себе в достаточной мере раскрывает его реальную ценность или же, наоборот, полную несерьёзность.

Думается, что вдумчиво и сознательно подходящему к делу пользователю данного издания этого будет вполне достаточно для верной предварительной оценки подлинного содержания и достоинства конкретной публикации.

В соответствии с велениями времени, в сборник включены электронные издания и интернет-ресурсы. Для максимального облегчения доступа к материалам описания бумажных изданий и публикаций по возможности снабжены ссылками на места их размещения в мировой Сети.

Важной частью данного издания является биографический словарь авторов, чьи материалы представлены в нём. Краткие сведения здесь отражают вклад каждого из них в рериховедение и участие в рериховском движении.

Помимо сухой биографической информации зачастую эти справки включают в себя оценочные характеристики их деятельности и творчества, всецело принадлежащие библиографу, который сам является рериховедом и внимательным наблюдателем за всеми перипетиями довольно сложного и порой драматичного процесса становления и развития научного рериховедения и общественного рериховского движения с начала 1980-х годов по сию пору.

Обзор материала ограничен 2021 годом.

 

* * *

В ходе итоговой подготовки материала к работе были привлечены почти все исследователи учения живой этики, чья квалификация подтверждена учёными степенями. К сотрудничеству не были приглашены лишь те несколько человек, кто убеждённо стоит на позициях печально известного Международного центра Рерихов (Москва), агрессивно враждебных по отношению к созданным самими Рерихами Музею Николая Рериха и Обществу Агни-Йоги (Нью-Йорк).

Это было особенно важно в свете того, что уже в это издание планировалось включить приложение с концептуальным научным представлением истории формирования учения живой этики Рерихов, его содержания, а также места и роли в мировой духовной культуре. А в дальнейшем эту работу планировалось продолжить до формирования соответствующего отдельного тома. Так что первоначально редакционный совет составлял полтора десятка человек.

Уже на первоначальном этапе рассмотрения подготовленного материала от участия в работе решительно отказалась небольшая сплочённая группа учёных, посчитавшая, что такого рода библиография может включать в себя лишь первоисточники и серьёзные научные материалы. По их твёрдому убеждению, это должен быть лишь своеобразный список рекомендованной литературы. Предоставление же исследователям сколь-нибудь полного круга материалов они посчитали совершенно излишним.

 

Как ни странно, но первые споры возникли вокруг употребления прописных и строчных букв в написании терминов «учение живой этики» и «агни-йога».

Казалось бы, дело тут в чистой грамматике. Но оказалось, что для многих это вопрос внутреннего уважения и пиетета. Действительно, как мы знаем, Е. И. Рерих (составитель и первый комментатор книг этого учения) использовала лишь прописные (заглавные) буквы. То же она делала и со множеством используемых терминов, в силу особого к ним отношения. Она поясняла это в письмах к редакторам и просила их свободно понижать большие буквы в соответствии с действующими в их языках и странах правилами грамматики, чтобы эти книги как можно более нормально воспринимались самыми разными кругами читателей. И мы сегодня не видим никаких причин поступать иначе.

К тому же, на наш взгляд, грамматически выделяя учение живой этики Рерихов из общего ряда философских, религиозных и религиозно-философских учений – буддизма, христианства, пифагорейства, веданты и йоги, суфизма, интегральной йоги Ауробиндо, теософии Блаватской – мы тем самым вольно или невольно маргинализируем его. Оно же, на наш взгляд, напротив, заслуживает самого достойного места среди них.

Конечно, это относится лишь к редакционным текстам. Но в самих библиографических описаниях, включая аннотации, строго сохраняется авторская орфография.

 

В ходе работы разгорелись и другие жаркие дискуссии. Ведь как раз сейчас, с окончательным открытием полного объёма рериховских архивов, перед исследователями встала проблема изучения и осмысления материалов, заставляющих пересматривать множество устоявшихся прежде взглядов и версий. В ходе длительного и подробного диалога выяснилось, что большинство из специалистов по данной теме, казалось бы, работающих в рамках чисто научной парадигмы, на самом деле привержены не бесстрастному исследованию предмета, а исключительно к отстаиванию своих изначально сформированных позиций. По мере продвижения обсуждения они один за одним отказались от дальнейшего участия в проекте.

Это удивительное явление не позволило нам добиться намеченной цели в соответствии с изначальным планом, но вовсе не отменило нашего стремления к её достижению. Так что уже начатая работа по проведению научного исследования самих основ учения живой этики будет продолжена.

 

* * *

Автор-составитель выражает глубокую благодарность всем, кто в течение подготовки сборника помогал ему добрым советом, полезными сведениями и предоставлением необходимых материалов и данных к ним, в том числе: С. Р. Аблееву (Москва), Н. В. Башковой (Тула), Л. А. Володарскому (Москва), Н. Качанову (Нью-Йорк), Н. Е. Самохиной (Москва), Е. В. Фалёву (Москва), Н. А. Шлемовой (Москва), А. М. Шустовой (Москва).

 

Д. Н. Попов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...