Организация исследования ценностных ориентаций у старшеклассников из неблагополучных семей
Изучение ценностей старшеклассников осуществляется при проведении исследования – опросов, анкетировании, индивидуальной и групповой психодиагностики. При изучении индивидуальных ценностей объектом исследования психолога является как собственно ценностно-смысловая сфера, так и особенности мотивационно-потребностной сферы личности, ее направленность, установки, интересы, мировоззрение и т.д. Ценности выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий; так как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора и оценки этих альтернатив. Эта деятельность оценивания осуществляется личностью не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о хорошем и плохом, с точки зрения должного. Ценности являются критериями оценки и окружающей действительности: через систему ценностей как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация. Диагностика индивидуальных особенностей ценностных ориентаций и смысловой сферы личности базируется на теоретических основаниях и подходах различных направлений психологии, описанных в предыдущих разделах. В исследовании приняли участие ученики МОУ СОШ № 9 и № 13 г.Благовещенска. Отбор испытуемых осуществлялся по индивидуальным социально-проблемным картам старшеклассников, где в семьях: - не обеспечивается возможное полноценное воспитание и обучение, не осуществляется необходимый надзор; - создана обстановка, которая отрицательно влияет на психологическое состояние ребенка и его обучение; - имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые старшеклассник;
- члены семьи злоупотребляют алкоголем, наркотиками; - ведут антиобщественный образ жизни. В выборку вошли 33 старшеклассника в возрасте от 15-17 лет – условно назовем группа "1" и их родители – группа "2", в которую вошли 33 респондента (28 матерей и 5 отцов) в возрасте 37 – 48 лет. Таким образом, в каждой группе было по 33 испытуемых, причем каждому испытуемому – старшекласснику из группы "1" соответствовал испытуемый – родитель из группы "2". Так же был определен состав семей В исследовании были использованы следующие методики: 1) Опрос родителей и старшеклассников направленного на определение характера отношений между родителями и старшеклассниками (Приложение А) 2) Методика – опросник Е.Шафер "Поведение родителей и отношение подростков к ним" (Приложение Б). Опросник создан Е. Шафером в 1965 г. Эта методика базируется на положении о том, что воспитательное воздействие родителей (по мнению подростков) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: - принятие - эмоциональное отвержение - психологический контроль - психологическая автономия - скрытый контроль - открытый контроль Под принятием здесь подразумевается, безусловно, положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство подростками, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов. В результате использования опросника на выборке чехословацкой молодежи он был значительно переработан и адаптирован к социокультурным условиям Э. Матейчиком и П. Ржичаном. Модифицированный вариант опросника был предложен авторами в 1983 г. В результате международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В.М.Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13-18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации, и является весьма полезной для отражения тех факторов семейного воспитания, которые оказываются скрытыми от психологов (педагогов), так и от самих родителей.
Критерии оценки отношений между родителями и старшеклассниками следующие: POZ - позитивный интерес: Прежде всего, психологическое принятие родителей подростки видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке родителей, в большинстве случаев принимают их мнение, склонны соглашаться с ними. Такие формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству, отрицаются. В тоже время подростки не ждут от родителей чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что родители испытывают по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека. DIR - директивность: Директивность родителей подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ним, их декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «они жертвует всем ради них», полностью берут на себя ответственность за все, что сделали, делают, и будут делать. Родители как бы утверждаются в изначальной зависимости их статуса и оценки, окружающих от соответствия подростка «эталону ребенка», исключая, при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, родители стремятся любым способом пресечь неправильное поведение подростка, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия родителей и подростков. HOS - враждебность: Враждебность родителей в отношениях с подростками характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка родителей исключительно на себя, их самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие подростка. Он воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование этикету и даже подчиненность ему. В то же время, могут наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес подростка и окружающих, целью которой является стремление унизить их в глазах окружающих. Наряду с этим постоянно (главным образом, на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу подростка.
AUT - автономность: Автономность родителей в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Родители при этом не воспринимают подростка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, они являют собой «слепую» силу и власти амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета родителей, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются нехарактерными для автономных родителей в отношениях с подростками. NED – непоследовательность: Непоследовательность проводимой родителей линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность. Причем необходимо отметить, что все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна). 3) Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича (Приложение В)
Обе группы испытуемых были опрошены по методике "Ценностные ориентации" За основу мы использовали наиболее распространенную в наше время методику изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанную на прямом ранжировании списка ценностей (Приложение В). Эта методика и легла в основу моего исследования. М. Рокич различает два класса ценностей: - Терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности составляют в список "А" стимульного материала. - Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Инструментальные ценности представлены в списке "Б". Деление М. Рокича соответствует традиционному делению ценностей на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. По словам М. Рокича, задача исследователя заключается в том, чтобы в каждом случае уловить индивидуальную закономерность субъективного структурирования испытуемым своей системы ценностных ориентаций. Если ни одной закономерности выделить не удается, то, по его мнению, это свидетельствует о несформированности у испытуемого системы ценностных ориентаций (в частности, в подростковом и юношеском возрасте), либо о фальсификации ответов. Результаты, полученные с помощью теста М. Рокича, обрабатывались следующим образом. Сначала были определены ранговые значения каждого, ценности у каждого испытуемого. Затем были посчитаны средние ранговые значения. Достоверность полученных результатов определялась методом статистической обработки на основании коэффициента ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента. Практический расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена включает следующие этапы: - Сопоставить каждому из признаков их порядковый номер (ранг) по возрастанию (или убыванию).
- Определить разности рангов каждой пары сопоставляемых значений. - Возвести в квадрат каждую разность, и суммировать полученные результаты. - Вычислить коэффициент корреляции рангов по формуле:
где - сумма квадратов разностей рангов, а - число парных наблюдений. При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи. Мощность коэффициента ранговой корреляции Спирмена несколько уступает мощности параметрического коэффициента корреляции. Коэффициент ранговой корреляции целесообразно применять при наличии небольшого количества наблюдений. И так, при проведении исследовательской работы мы определились с выбором его методологии, ориентируясь при этом на актуальность темы исследования, целей и задач. С учетом выбранных нами методов проведем исследование ценностных ориентаций родителей и старшеклассников из неблагополучных семей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|