Рейтинг инструментальных ценностей родителей
1) Ответственность, ср. ар. = 5,94. Ответственность - важное качество и в деловом общении, и в семейной жизни - двух главных сферах активной деятельности взрослых. Взаимная ответственность - залог эффективности в делах и сработанности коллектива. Несмотря на то, что большинство взрослых привыкли рассчитывать только на себя, в некоторых ситуациях необходима помощь надежных, ответственных людей. Кроме того по сути социальная жизнь взрослых - это в большинстве своем - совокупность самых разнообразных социальных ролей, выполнение которых обязательно и основано прежде всего на ответственности (например: как мать, я должна., как соседка, я должна, как врач, я должна и т.п.). 2) Честность 1, ср. ар. = 6,15. Взаимодоверие, основанное на искренности в отношениях, является актуальным условием счастливой жизни для взрослых. Это относится в первую очередь к общению с родными, а также друзьями и коллегами по работе. Богатый жизненный опыт, насыщенный множеством примеров последствий чрезмерной открытости и доверчивости, не позволяет взрослым поступать легкомысленно, полагаясь исключительно на свою интуицию. Взрослые боятся ошибок, безусловно, имея на то свои основания, и научились отгораживаться от них стеной недоверия к окружающим. Это, бесспорно, надежный способ избегания ошибок, однако, высокий ранг "честности" а рейтинге инструментальных ценностей взрослых говорит о том, что родителям, возможно, не хватает искренности. 3) рационализм, ср. ар. = 7,82. 4) образованность, ср. ар. = 7,97. 5) аккуратность, ср. ар. = 8,33. 6) терпимость, ср. ар. = 8,42. 7) жизнерадостность, ср. ар. = 8,9. 8) твердая воля, ср. ар. = 8,94. 9) чуткость, ср. ар. = 8,97. 10) независимость, ср. ар. = 9,0.
11) воспитанность, ср. ар. = 9,12. 12) широта взглядов, ср. ар. = 10,15. 13) исполнительность, ср. ар. = 10,18. 14) смелость, ср. ар. = 10,21. 15) эффективность в делах, ср. ар. = 10,7. 16) самоконтроль, ср. ар. = 10,97. 17) нетерпимость к недостаткам, ср. ар. = 13,9. На наш взгляд, отношение к этому качеству у взрослых немногим отличается от отношения к нему юношей и девушек. Одним из основных отличий является более серьезный подход. Взрослым свойственны практичность и глобальный аналитический подход к проблемам. Значит, вероятно, чаще анализируя различные ситуации и свое поведение, взрослые имеют больше шансов обнаружить недостатки. А, как уже говорилось ранее, попытка контроля над чужими ошибками неизбежно вызывает конфликт, т. к. все люди ценят свое право на самостоятельный контроль над своими личностными особенностями. 18) высокие запросы, ср. ар. = 14, 64. Вероятно, и во взрослом возрасте попытка выделить себя из толпы уровнем притязаний, ориентированных на самые различные типы достижений, вызывает у окружающих осуждение, жесткую критику и словесную ассоциацию "выскочка". В мире взрослых еще сильнее обостряется борьба за престиж, высокое положение, общественное признание, всеобщее уважение, поэтому тех людей, которые считают высоким свой уровень (например, профессиональный) обычно недолюбливают. Лидирующие инструментальные ценности родителей представлены в таблице 6
Таблица 6 - Лидирующие инструментальные ценности родителей
Как видим, из Таблицы 6 в лидирующие инструментальные ценности родителей вошло так же 12, как и у старшеклассников.
Теперь составим сравнительную таблицу инструментальных ценностей родителе и старшеклассников (таблица 7).
Таблица 7 - Сравнительная таблица инструментальных ценностей старшеклассников и родителей
Как видим, из таблицы 7 по рейтингу инструментальных ценностях совпали только ценностные ориентации у родителей и старшеклассников образованность и независимость. В остальных же ценностях наблюдаются явные расхождения. Таким образом, внутрисемейная связь инструментальных ценностей у родителей и старшикласников не прослеживается. Если, анализировать, отдельно ответы старшеклассников и родителей то они схожи в области терминальных (базовых) ценностей, но разнятся в средствах их достижения – инструментальных ценностях. Очевидно, это связано с тем, что сегодня высшей формой отношения старшеклассников к действительности провозглашается право на свою индивидуальность. Из выше сказанного можно сделать вывод, что семья влияет на формирование ценностных ориентаций не в полной мере, в основном же старшеклассники хотят идти своим жизненным путем. Далее необходимо было подтвердить полученные результаты диагностики ценностных ориентаций по М. Рокичу и определить, являются ли ценности старшеклассников и родителей зависимыми переменными. Для этого мы воспользовались специальной литературой математической статистики для психологов. В соответствии с предложенным методом анализа коэффициента корреляции Спирмена, мы произвели необходимые вычисления. А так как условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи и значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи мы получили:
1) Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ранжированием терминальных ценностей старшеклассниками и родителями составляет 0,763, что говорит о тесной связи ценностей между родителями и старшеклассниками 2) Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ранжированием инструментальных ценностей старшеклассниками и родителями составляет 0,287, это значит, что связь ценностных ориентаций между родителями старшеклассниками очень слаба. В результате мы пришли к выводу о том, что терминальные ценности старшеклассников зависят от соответствующих структур родителей, а инструментальные ценности нет. Это означает, что ценностные ориентации родителей являются одним из многих факторов, которые могут оказывать воздействие на формирование ценностных структур старшеклассников. Таким образом, ценностные ориентации старшеклассников относительно независимы и обособленны от воздействия внешней среды. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретические анализ научной психологической, социологической и педагогической литературы показал, что проблема изучения ценностных ориентаций старшеклассников в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социально педагогических и психологических дисциплин, и представляет собой важную область исследований. В современной ситуации речь должна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его ценностных оснований. В современной России осознается падение нравственности старшеклассников, что означает смену ценностных ориентаций под влиянием различных обстоятельств, в том числе и неблагополучная семья. В современной ситуации речь должна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его ценностных оснований. В настоящее время существует очень мало работ посвященных ценностным ориентациям, а также нет четкого определения ценностных ориентаций.
И так, ценности – это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно. Под влиянием самых различных факторов. Ценностные ориентации представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций так и формирование под влиянием внешней среды. Как устойчивое самостоятельное структурное психологическое образование ценностные ориентации могут формироваться лишь на довольно позднем этапе возрастного развития – в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности школьника, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения. Ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений старшеклассника с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение. Сущность ценностно-ориентационной деятельности старшеклассников состоит в целенаправленном осмыслении и оценке ими социального значения тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов. Ценностно-ориентационная деятельность – это работа души, сердца и разума в их единстве. Основными объектами, к которым у старшеклассников должно быть сформировано адекватное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и т.п. В проведенном нами исследовании рассматривались ценностные ориентации старшеклассников из неблагополучных семей. Существенные сдвиги в жизни общества и отношение в семье, будь то благополучная или неблагополучная семья, могут отражаться на формировании ценностных ориентаций современных старшеклассников, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций. Влияние не благополучной семьи на ценностные ориентации старшеклассников ощущаются особенно остро, так как на старшеклассника воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия превышает все остальные. Несмотря на то, что внутрисемейные детско-родительские отношения являются лишь одной из составных частей человеческой жизни, их следует особенно подчеркнуть, т. к. именно сферу семейной жизни ребенок впервые начинает понимать отношения человека с миром вокруг.
Эмпирическое исследование по методике Е.Шафера, отношение родителей и старшеклассников показало, что в семьях отношение старшеклассников и родителей взаимосвязаны. Как относятся родители к подросткам, так же и они к ним, иначе говоря – с кем поведешься, от того и наберешься. Проведенный опрос доказывает, что отрицательный пример родителей в основном влияет на ценностные ориентации старшеклассников. Вместе с тем можно сказать, что не все старшеклассники поддаются отрицательному влиянию родителей, такие дети имеют свои взгляды на жизнь, а значит и отличные ценностные ориентации от своих родителей. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и их родителей по методике М. Рокича так же показало, что терминальные ценности старшеклассников зависят от соответствующих структур родителей, а инструментальные ценности нет. Это означает, что ценностные ориентации родителей являются одним из многих факторов, которые могут оказывать воздействие на формирование ценностных структур старшеклассников. Таким образом, ценностные ориентации старшеклассников относительно независимы и обособленны от воздействия неблагополучной внутрисемейной сферы, что и подтверждает выдвинутую гипотезу исследования. Поставленные цели в работе достигнуты, задачи выполнены. БИБЛИОГРАФИЕСКИЙ СПИСОК
1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал - 1984. - Т.5. - № 5. - С. 63-70. 2. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. I./ Б.Г. Ананьев - М.: 1980. - 232 с. 3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания./ Б.Г. Ананьев - Л., 1968. - 338 с. 4. Анурин В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. - Сборник науч. трудов. - Горький, 1982. - С. 116-129. 5. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева - М.:2001. - 312 с. 6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. / М.И. Буянов. – М., 2001. – 136 с. 7. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопросы психологии - 1993.- Т.14. - № 5. - С. 99-105. 8. Выжлецев Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. - 1996 - №1. - С. 86-99. 9. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: 2001. – С. 102-109. 10. Дильтей В. Описательная психология / В. Дильтей - СПб., 2000. - 160 11. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов - М.: 2003. - 272 с. 12. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. / А.И. Донцов - М.: 2002. - 128 с. 13. Дробиницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия /О.Г. Дробиницкий - М.: 2002. - С. 44-45. 14. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов - М.: 2000. - 222 c. 15. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии / Б.В. Зейгарник - М., 2004. - 128 с. 16. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога // Психологический журнал. - 1993. - т.14. - №4. - С. 130-136. 17. Кон И.С. В поисках себя / И.С. Кон - М.: -1984. - 148 с. 18. Кричевский Р.Л. Психология малой группы / Р.Л. Кричевский - М.: 1991. - 207 с. 19. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах / А.Ф. Лазурский - М.:1995. - 271 с. 20. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев - М.: 2001. – 304 с. 21. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. / Д.А. Леонтьев - M.:2002. – 17 с. 22. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: 1989. - С. 6-23. 23. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии./ Б.Ф.Ломов - М.:2000. – 448 с. 24. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: 1982. - С. 108-118. 25. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. / Н.Ф. Наумова - М.: 1988. - 199 с. - 239 с. 26. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., - М.: 1990. - 494 с. 27. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / С.Л. Рубинштейн. - М.: 2004. – 416 с. 28. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов / Г.В. Суходольский – М.: Л. ЛГУ, 2001 – 275 с. 29. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия./ В.Ф. Сержантов - М.: 2000 – 360 с. 30. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности / тест "Поведение родителей и отношение подростков к ним" (ПОР; Е. Шафер) - СПб., 2004. С.169-178. 31. Современная западная социология: Словарь. - М.: 2001. – 432 с. 32. Фейдимен Дж. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. В 2-х т. Т. 2./ Дж. Фейдимен - М., 1996. - 208 с. 33. Философская энциклопедия / Под ред. В.Ф. Константинова в 5-ти т. Т.5. - М.: 2002. – 740 с. 34. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты. - М., МГУ, 1982. - С. 118-126. 35. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник./ Л.Я. Гозман, Д.А. Леонтьев. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с. 36. Фрейд З. Я и ОНО: труды разных лет, в 2-х т. Т. 2. / З.Я. Фрейд - Тбилиси., 1991. - 425 с. 37. Фромм Э. Психоанализ и этика./ Э. Фромм - М.: 2001. – 415 с. 38. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. / В.М. Целуйко – М.: Ростов н/Д, 2004. – 356 с 39. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал - 1982. - т. 3. - № 5. - С. 135-145. 40. Шпрангер Э. Два вида психологии // История психологии (10-е - 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты.- 2-е изд. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М., 1992. - 364 с. ПРИЛОЖЕНИЕ А
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|