Факторы социально-экономической эффективности сферы сервиса.
последние десятилетия в развитых странах мира сфера сервиса развивается быстрее материального производства, к настоящему времени она выросла в крупнейший сектор экономики. Даже без транспорта и связи (технико-экономические характеристики их развития ближе к материальному производству) на сферу услуг в США приходится около 70% работающих, в Великобритании, Франции, Японии, Германии – 60% и выше. В США доля капиталовложений в сферу услуг в общем их объеме (без расходов на жилищное строительство) находится на уровне 30%. Растущее благосостояние, увеличение свободного времени и усложнение товаров, требующих технического обслуживания, превратили Америку в страну с первой в мире экономикой услуг. В России в доперестроечный период сфера услуг (в частности бытовое обслуживание) представляла собой отрасль народного хозяйства, включавшую более 25 отраслевых групп услуг. Управление отраслью осуществлялось через Министерство бытового обслуживания населения РСФСР и финансировалось по остаточному принципу после удовлетворения запросов обороны и ведущих отраслей промышленности. Это была централизованная система с командными методами управления. Ее принципы: кто отстает – наказать, кто вырывается вперед – дать дополнительный план. Все заработанные средства отчислялись в бюджет государства, а затем выделялась их часть на развитие производства. Такая система управления и материального распределения создавала нежелательный социально-психологический климат, не позволяла развиваться конкуренции, не соответствовала потребностям жителей в обслуживании. В рыночных условиях в сфере услуг необходимо разумное сочетание крупных и мелких производств, основанных на различных формах собственности. В настоящее время многие услуги, имеющие индивидуальный, нестандартный характер и пространственно разбросанные, являются сферой деятельности мелких фирм. Они приносят ощутимый социально-экономический и даже психологический результат.
Услуги, производство которых требует высокого уровня технического оснащения, сложных технологий, требуют порой поддержки государства. Если раньше проблема нехватки жизненных благ связывалась в первую очередь с удовлетворением потребностей в пище, одежде, жилье, то сегодня подавляющей массе населения не хватает бытовых услуг, услуг здравоохранения. Остаются проблемными организация торговли и общественного питания, отдыха, общеоздоровительных занятий. Весьма значительно отставание предприятий сферы обслуживания в России по сравнению со странами Европы и США по количественным показателям: бытовых и рекреационных учреждений, гостиниц, мотелей, кемпингов, музеев, прокатов, бассейнов, теннисных кортов и т.д. Проигрываем мы и по качеству обслуживания. Многие виды услуг, широко распространенные на Западе, в нашей стране пока не получили развития или существуют в крайне примитивных формах, например: тематические парки, клубы здоровья, кинотеатры для автомобилистов, комплексы аттракционов на базе электронной техники. Неразвитость рынка услуг в России не позволяет сфере сервиса выполнять присущие ей социальные и экономические функции, тормозит развитие человека как работника, личности, семьянина. «Экономия» на услугах оборачивается потерями, которые ощущаются все более отчетливо: возрастают масштабы пьянства, наркомании; происходит резкое падение общей культуры и духовности общества; все более увеличиваются потери рабочего времени из-за болезней, усталости, дискомфорта, психологической напряженности, неоправданных затрат времени в домашнем хозяйстве, т.е. возможности реализации творческого потенциала человека как главной производственной силы общества не увеличиваются.
Рассмотрим факторы социально-экономической эффективности сферы услуг: 1. Сфера услуг принимает непосредственное участие в создании благ (изготовление предметов потребления по индивидуальным заказам, восстановление их потребительских свойств и т.п.), что увеличивает валовой национальный доход страны. 2. Большинство предприятий сферы сервиса относится к малому бизнесу и использует его преимущества на локальном потребительском рынке, поскольку именно эти предприятия обладают высокой способностью быстро реагировать на изменяющийся спрос, осваивать новые технологии. Таким образом, именно здесь решается проблема создания новых видов товаров и услуг, более качественных и привлекательных для людей, а также создаются возможности для инновационной деятельности, что способствует развитию предпринимательской активности, получению населением дополнительных доходов, увеличению количества рабочих мест и росту занятости населения. 3. Примером активной роли услуг может служить сфера отдыха и развлечений. В ведущих странах мира сложился и действует мощный рекреационный комплекс, охватывающий огромную сеть предприятий обслуживания (спортивных, культурно-развлекательных, туристических и т.д.). Именно этот комплекс обусловил возникновение сектора материального производства, специализирующего на выпуске товаров для отдыха, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, способствовал развитию активных форм отдыха общеобразовательного и спортивного направления. В США общий объем расходов населения на товары и услуги рекреационного назначения (связанные с отдыхом) в 3 раза больше, чем расходы на алкогольные напитки. В России это соотношение совершенно иное: общий объем рекреационных затрат населения государства в несколько раз ниже объема расходов на алкогольные напитки. Причем в последние 5 лет оно практически не изменилось, в то время как в США затраты на отдых росли значительно быстрее, чем на алкоголь. Очевидно, что развивая сферу рекреационных услуг, государство экономит на борьбе с алкоголизмом и наркоманией!
По всей видимости, указанное соотношение – важная народнохозяйственная пропорция, которой нужно управлять, поскольку именно от соотношения между расходами на примитивные формы использования свободного времени (главным образом, употребление алкоголя) и затратами на более рациональные формы отдыха зависит очень многое не только в социальном, но и экономическом развитии страны. Хорошо организованный досуг вытесняет пьянство, делает более рациональным образ жизни, повышает качество труда, улучшает здоровье, усиливает устойчивость к физическим перегрузкам на производстве. Иными словами, качество жизни изменяется коренным образом. 4. Очень важно то, что сфера услуг обеспечивает подготовку работника к участию в процессе труда, формирование рабочей силы нового качества, способной изменить качество жизни. Создание программ и методов повышения этого качества, а также программ профессиональной подготовки кадров – одни из важных аспектов формирования нового поколения рабочей силы. 5. Сфера услуг, удовлетворяя запросы населения, экономит их денежные средства, высвобождает часть времени, которая тратится на ведение домашнего хозяйства, самообслуживание и другие проблемы. Это уникальная в своем роде сфера труда, «производящая свободное время». Будучи одним из основных условий всестороннего гармоничного развития личности свободное время превращается в средство развития человека, используется на приобретение знаний, формирование творческой жизнедеятельности, любительских увлечений, занятий спортом, воспитания детей. 6. С развитием современной цивилизации и повышением качества жизни людей возрастают требования к охране окружающей среды, с чем связано увеличение объема традиционных услуг по озеленению и благоустройству городов, водоснабжению и канализации, уборке мусора. Появляются все новые виды услуг, связанные с утилизацией отходов и улучшением условий окружающей среды. 7. Развитие сферы услуг социального обеспечения и здравоохранения также представляет собой неотъемлемую часть социальной политики государства.
8. Сфера сервиса непосредственно влияет и на духовное возрождение общества, поскольку, например, социально-культурные услуги, по сравнению с другими их видами отличаются ярко выраженным внешним эффектом. Благодаря этому их принято относить к социально значимым благам, т.е. к благам, обладающим особыми достоинствами. Общее, что объединяет образование, культуру и здравоохранение – их особая социальная значимость для развития человека. Затраты на социально-культурные услуги рассматриваются как вложения в «человеческий капитал». Повышая свой образовательный, культурный уровень и укрепляя здоровье, каждый гражданин способствует в конечном счете приумножению образовательного, культурного и производственного потенциала общества. 9. Сфера сервиса инициирует оживление крупного производства, научно-технический прогресс общества. Опыт ведущих стран мира свидетельствует, что изготовлением техники для сферы услуг заняты крупнейшие промышленные фирмы, обладающие высокоразвитым научно-техническим потенциалом, производственным и сбытовым аппаратом. Сказанное позволяет сделать вывод: трактовка экономического роста только как результата развития сферы материального производства ошибочна, подход государственных структур России к сфере сервиса как к чему-то вторичному тормозит прогресс общества. Необходима ориентация на новую систему принципов, которая и должна быть положена в основу развития сферы услуг. К числу этих принципов можно отнести следующие: · сфера сервиса формирует работника нового качества с точки зрения модели «человеческого капитала»; · она развивается в органичном единстве с материальным производством, принцип вторичности для нее неприемлем; · ее нельзя отождествлять с бытовым обслуживанием; · комплексные нормативы потребления услуг каждым гражданином страны должны быть не только разработаны, но и обязательно включены в потребительскую корзину; · услуги должны быть доступны всем группам населения, в том числе инвалидам, престарелым людям и детям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|