Глава 6 техники опровержения: объективные
Многие техники оспаривания основаны на использовании для изменения иррациональных убеждений высокого или низкого уровня эмоционального возбуждения, но иногда более эффективным для трансформации мыслей оказывается хладнокровный, бесстрастный стиль. Причина в том, что объективное, внеличностное обсуждение идей клиента может развеять его пристрастные эмоции, в то время как жесткие и мягкие техники опровержения могут их усилить. Техники объективного оспаривания предполагают, что терапевт будет предоставлять логичные, неэмоциональные аргументы и склонять клиента к моделированию того же стиля. Как клиент, так и терапевт анализируют идеи клиента бесстрастно и отчужденно, как будто это математические формулы. Объективное опровержение предполагает изменение предубеждений в случае, если терапевт поможет клиенту собрать логических доказательств против этих идей больше имеющихся у него аргументов «за». Эта точка зрения противоположна тому мнению, что эмоциональная напряженность и привычная сила контраргумента превосходит по значимости стоящую за ним логику. Приобретая опыт, терапевт выяснит для себя, какие убеждения лучше поддаются мягким техникам, какие — жестким, а какие — объективным. Мы обнаружили, что объективное оспаривание больше всего подходит для сопротивляющихся и защищающихся клиентов, поскольку этот подход не задевает их эмоциональные струны, с другой стороны, есть клиенты, которым больше помогает теплое, эмпатическое и позитивное обхождение с ними терапевтов (Rogers, 1951, 1959). Для поддержки контраргументации депрессивных клиентов им в особенности может понадобиться мягкий эмоциональный подход, напротив, клиентам, страдающим от приступов паники, подойдет атакующее, жесткое опровержение.
Объективный анализ идей клиента — ясный и элегантный терапевтический подход. Наш опыт, однако, показывает, что многие клиенты не приветствуют логику в той же мере, что и терапевты. Для таких клиентов объективное оспаривание должно быть заменено или дополнено другими методами. Ниже следуют отдельные ключевые принципы, лежащие в основе различных типов объективного опровержения. 1. Пусть клиент идентифицирует основные центральные убеждения, которые приводят к негативным эмоциям. 2. Помогите клиенту разбить каждое утверждение на его основные логические компоненты. Скрупулезно избегайте субъективных суждений как о самом убеждении, так и о составляющих его частях. 3. С помощью клиента исследуйте каждое убеждение с позиций индуктивной и дедуктивной логики. Вместе с клиентом решите, является ли убеждение логичным. 4. Если клиент оценивает суждение как ложное, пусть он запишет все логические доводы для такого опровержения. 5. Попросите клиента вспоминать все эти опровергающие доводы каждый раз, когда возникает ложное убеждение, пока оно не перестанет повторяться совсем. Мы используем эти инструкции в памятке, которая знакомит клиента с техникой объективного оспаривания. Пример анализа
Идея о том, что существуют различные по своей внутренней сущности классы людей, — одно из тех центральных убеждений, которые не основаны на фактах и могут быть ослаблены логическим обсуждением. Классовое сознание приводит некоторых клиентов к депрессии и тревоге из-за того, что они считают своих родителей выходцами из низших классов. Несмотря на свои собственные достижения (многие из них очень успешны), эти клиенты продолжают действительно верить, что им по своей сути недостает настоящей ценности, так как они вышли из бедных слоев. Эти клиенты постоянно опасаются разоблачения. Они считают свои таланты и успехи частью фасада, за которым они скрываются, чтобы одурачить общество, и они сторонятся ситуаций, в которых окружающие могут разглядеть их маску и увидеть, кто они «на самом деле».
Другие клиенты беспокоятся о своей классовой принадлежности по-другому. Они выросли в высшем обществе, но считают, что им недостает определенных желаемых характеристик, присущих выходцам из низших слоев. Они могут считать, что людям низших классов свойственна энергия и жизненная сила, которая делает их устойчивыми и лучше приспособленными к решению прагматических проблем. Мужчины часто ощущают недостаток маскулинности и смелости, присущей их соперникам из низшего общества, и считают себя занудами или денди. После того как клиентам показали, что на проблемы можно смотреть более объективно, идентифицируется и анализируется то понятие, которое вызывает у них проблемы. В следующей схеме препарировалось такое абстрактное понятие, как «класс».
Определение класса Синонимы: порода, кровь, характер, гены, уровень, страта, положение, социальное происхождение, генеалогия, род, родословная, наследственность, аристократ/человек из народа, избранность. Утверждения, на которых логически основано понятие клиента. 1. Каждый индивидуум несет нефизический отпечаток своего класса. 2. Этот отпечаток каким-то образом передается с генами. 3. Он неизменяем. 4. Разное положение в обществе (высокое, среднее, низкое) внутренне связывается с таким нефизическим его аспектом, который называется классом. 5. Положение также неизменяемо. 6. Люди интуитивно сознают принадлежность к классу и положение в обществе. 7. Их родители, деды, прадеды (и так до бесконечности) — все принадлежат к одному и тому же классу. 8. Дети, внуки и т. д. этих людей тоже принадлежат к этому классу и имеют то же положение в обществе. Если люди кажутся принадлежащими к другому классу или рангу, то это маска. Это актеры, разыгрывающие общество, но рано или поздно их ра- зоблачат. Если их начать проверять, их действительная классовая принадлежность обязательно проявится.
Оценка понятия Понятие класса может быть использовано в качестве социологической абстракции (Davis & Moore, 1945; Warner & Lunt, 1973), но этот термин оказывается несостоятельным, когда люди применяют его относительно своего достоинства. Он предполагает такое качество, которого не существует: внутренне присущая классовая принадлежность. Это идея о том, что каждый человек обладает унаследованной значимостью, которая не зависит от достижений и не может быть изменена. Это утверждает чуть ли не духовную стратификацию людей в зависимости от их положения. Логическое опровержение 1. Не существует доказательств (так же, как и методов их нахождения) существования такого нефизического аспекта личности, который называется классовой принадлежностью. 2. Как может наследоваться нефизический элемент? 3. Даже если можно было бы предположить наличие такого элемента, не существует методов, при помощи которых такое неизменяемое качество, как общественное положение, могло быть за ним закреплено. Значимость — это чисто субъективная оценка его носителя, и оно не является внутренним свойством внешне наблюдаемых проявлений. 4. Какие специфические физические, умственные, психологические, духовные или метеорологические элементы внутри людей позволяют им интуитивно осознавать свою классовую принадлежность? 5. Вне применения в социологических теориях понятие класса является произвольной абстракцией. Она навязывается одним людям другими и не имеет никакого иного значения, кроме выражения эмоционального отношения одного человека к другому.
Комментарий
Мы не пускаемся в метафизические споры с клиентами о достоинствах воззрений Канта, Беркли, Локка на онтологию или объективную реальность. Мы признаем субъективность любых взглядов. Однако мы признаем и то, что взгляды клиента на себя и на окружающий мир полезны не в равной степени. Дополнительная информация
Важность объективной самооценки отмечается Nissbett & Ross (1980). Объективизация — один из основных методов, используемых Абрахамом Лоу в своей волевой терапии (will therapy) и непрофессиональной организации, которую он основал для пациентов, недавно вышедших из больницы (Recovery Inc., Low, 1952). Фактически все когнитивные подходы учат клиента наблюдать за собой и своим окружением более объективно (Bandura, 1997; A. Beck, 1993; J. Beck, 1996; Ellis, 1988a, 1995, 1996; Lazarus, 1995; Meihenbaum, 1994). Конструктивистские терапевты делают акцент на адаптивности, или пригодности, того убеждения, которое наиболее значимо, независимо от его соответствия объективной реальности (Mahoney, 1979, 1988, 1991, 1993а, 1993b, 1994).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|