Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поступательная модификация образа




 

Принципы

 

Для многих клиентов между их старым, иррациональным, убеждением и новым, более полезным, лежит огромная про­пасть. Она может быть настолько велика, что клиентам кажется невозможным перескочить от одного к другому. В таких слу­чаях терапевт учит клиента делать постепенные, более мелкие изменения в своих установках, продвигаясь шаг за шагом, так, чтобы деструктивные идеи могли успешно трансформироваться в рациональные. Рисунок 8.10 иллюстрирует этот процесс.

Рис. 8.10. Меняющийся образ: очертания мужчины-женщины (Gerald Fisher, 1968)

 

Изображение на этом рисунке постепенно модифицирует­ся из мужского лица (№ 1) в женское тело (№ 8). Давайте предположим, что клиент, видя фигуру № 1, начинает беспо­коиться, однако этого не происходит, когда он видит фигу­ру № 8. Когда может снизиться тревога? На № 4, № 5 или позже?

В терапевтических целях клиенту не обязательно переходить к № 8, если вид № 5 убирает тревогу. Дальнейшее перемещение обернется выброшенным терапевтическим временем. Цель по­степенного модифицирования — расшатать паттерны клиента лишь в степени, достаточной для устранения источника нега­тивных эмоций. Исходя из этого, с помощью процесса формиро­вания гештальта и повторения клиенты должны быть мотивиро­ваны на работу по направлению к исходному паттерну (№ 1), постепенно представляя отсутствие тревоги, так чтобы первона­чальное изображение потеряло связь с этой эмоциональной ре­акцией.

Процесс изменений, отраженный в этой аналогии, точно описывает ощущения клиентов во время перцептивного сдвига. С помощью терапевта они постепенно проходят процесс изме­нения различных компонентов своих основных установочных структур, пока им не удается изолировать источник диском­форта, который и привел их к терапевту. Как только эта цель будет достигнута, клиенты обучаются тому, чтобы работать с паттерном без проблемного компонента. Практика — корректи­рующий элемент. Клиенты должны тренироваться в видении паттерна без проблемного компонента, пока это не станет авто­матизмом.

Метод

 

1. Попросите клиента сосредоточиться на ключевом паттерне, связанном с его проблемой, и описать его как можно полнее. Будет идеально, если клиент создаст визуализацию этой темы.

2. После некоторой релаксации, призванной помочь клиенту сконцентрироваться, попросите его снова представить пат­терн, но изменив отдельные его компоненты. Вы можете изменить визуальный компонент, эмоциональный или любой другой аспект паттерна.

3. Продолжайте изменять аспекты темы до тех пор, пока кли­ент не сообщит вам, что не испытывает никакого эмоцио­нального дискомфорта.

4. Как только это произойдет, клиент концентрируется на ви­зуализации элементов измененного паттерна, благодаря ко­торым эмоция была смещена. Необходимо очень подробно его описать.

5. После того как был изолирован ключевой элемент, попроси­те клиента вернуться к представлению остальных паттернов, изменяя на этот раз элемент так, чтобы эмоции не возникло. Если вы правильно выделили ключевой элемент, клиент дол­жен оказаться в состоянии представлять сцены без какого-либо эмоционального дискомфорта.

Пример. История Чеда

 

Чед — молодой человек 27 лет, обратившийся в консультацию по поводу глубокой депрессии. Это был необыкновенный юноша — умный, креативный, эмпатичный, но не очень удачливый. Основ­ной ошибочной темой Чеда было ощущение своей неполноцен­ности в интеллекте, навыках общения и эмоциональной стабильно­сти. После предварительного обучения релаксации мы сосредо­точились на изменении различных аспектов этого представления. Он представил, что был неполноценен во всех аспектах своей жизни, кроме работы, потом — во всем, кроме работы, вечеринок и любовных отношений. Тем не менее Чед чувствовал себя подав­ленным.

Мы изменили тактику, и ему нужно было представить другую серию образов, в которых он постепенно модифицировал понятие об объективной достоверности своей ущербности. Сначала он во­образил, что его убеждение верно на 100%, что в объективной ре­альности он неполноценен настолько, насколько он себе это пред­ставлял, и мысленно увидел, как он ведет и чувствует себя соответ­ствующим образом. Затем он представил, что его идея верна лишь на 75%. Мы создали так пять образов, в последнем он вообразил, что его убежденность в своей неполноценности абсолютно беспоч­венна.

Практикуясь, Чед представлял, что он продолжает вести себя, чувствовать и думать так, как будто он был неполноценным, хотя фактически это не подтверждалось. Это упражнение привело его к одному очень важному открытию. Он понял, что его чувства и пове­дение полностью контролировались его мыслями, а не тем, что подтверждало его никчемность, что только мысли о своей ущербно­сти заставляли его вести себя подобающим образом. Он чувство­вал и вел себя абсолютно одинаково как на уровне 25% достовер­ности, так и на уровне 75%. Истинность или ложность его мыслей не влияли на его поведение и эмоции, имело значение только его убеждение. Отделив фактическую достоверность и ложность от сво­их представлений о ней, Чеду удалось возвратиться к исходному гештальту и понять свою ошибку. Он принимал свое неудачное по­ведение за доказательство своей неполноценности, но процесс по­степенной модификации показал ему, что независимо от того, как он вел себя и чувствовал, правда, основанная на доказательствах, не имеет никакого отношения к его восприятию.

Комментарий

 

Обычно терапевт не знает наперед, каким может быть проб­лемный компонент в каждой конкретной схеме клиента. Тем не менее, чтобы увидеть и отделить нужный компонент, он может проявить гибкость в модификации паттерна.

Дополнительная информация

 

Мы провели неформальный эксперимент с картинками, похожими на ту, что представлена здесь в качестве примера. На 15 клиентах мы обнаружили, что они могут увидеть альтернативный образ, только прой­дя как минимум через четыре модификации. Наш клинический опыт в отношении понятий указывает на сходные результаты.

Поступательное преобразование тем и схем описано в работах Bugelski (1970); Dobson and Kendall (1993); Klinger (1980); Laza­rus (1971, 1977, 1982, 1989, 1995, 1997, 1998); Sheikh (1983a, 1993b), Sheikh and Shaffer (1979); Singer and Pope (1978); Williams (1996a, 1996b).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...