Задняя балансирная подвеска трехосного автомобиля
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В трехосных автомобилях применяют балансирные подвески для промежуточного и заднего ведущих мостов. При та- ких подвесках мосты качаются на шарнирно соединенных с ними и с рессорами балансирных рычагах. В этом случае рессоры воспринимают только силу тяжести автомобиля; сила тяги и тормозная сила, а также реактивный и тормозной моменты передаются толкающими и реактивными штангами. Балансирная подвеска промежуточного и заднего мостов трехосного автомобиля с толкающими и реактивными штангами показана на рис. 163. Штанги 1 и 5, шарнирно соединяющие мосты с рамой, образуют рычажную подвеску в виде параллелограмма. На приклепанном к лонжерону рамы кронштейне б шпильками и гайками
запрессована ось 7. На оси в двух подшипниках 77 может повертываться башмак 15, удерживаемый от осевого смещения шайбой 13 и гайками 12 и 14. К башмаку 75 стремянками 3 с накладкой 16 прикреплена середина перевернутой полуэллиптической рессоры 2. Скользящими опорами для концов рессоры служат кронштейны 4, приваренные к кожухам промежуточного и заднего мостов. Шаровые пальцы 9 шарниров размещены между сферическими вкладышами 10 наконечников верхних 1 и нижних 5 штанг. При такой конструкции подвески нагрузка равномерно распределяется между промежуточным и задним мостами, и они могут независимо один от другого перемещаться вверх и вниз в результате поворота башмака 15. Возможность относительных угловых поперечных перекосов мостов при движении автомобиля по неровной дороге обусловлена скольжением концов рессор в опорных кронштейнах.
Независимая подвеска В независимой пружинной подвеске рычажного типа автомобиля ГАЗ-24 «Волга» (см. рис. 155) ступица переднего колеса установлена на двух радиаль-но-упорных конических роликоподшипниках и на поворотном кулаке 3. Шкворнем 4 поворотный кулак соединен со стойкой 6. Шкворень закреплен в стойке от проворачивания стопорным штифтом 18. Между стойкой и поворотным кулаком установлен упорный шарикоподшипник 5. Стойка резьбовыми втулками шарнирно соединена с рычагами 7 и 75, которые, в свою очередь, связаны с осями, закрепленными на поперечинах рамы с помощью резиновых втулок. Установкой прокладок 77 регулируют угол развала колес и наклон шкворня. Упругим элементом подвески служит пружина, упирающаяся верхним концом через виброизолирующую прокладку в штампованную головку поперечины, а нижним — в опорную чашку 76, при- крепленную болтами к нижним рычагам. Вертикальные перемещения колес ограничены упором резиновых буферов 8 и 77 в балку 14. Телескопический гидравлический амортизатор 9 двустороннего действия установлен внутри пружины и соединен верхним концом с поперечиной рамы через резиновые подушки 10, а нижним концом — с нижними рычагами 75 с помощью резьбового пальца 19. Амортизаторы Наибольшие удобства при движении автомобиля достигаются при наличии мягкой подвески. Удары и толчки, которые испытывают колеса автомобиля при движении ло неровной дороге, передаются на раму тем меньше, чем мягче рессоры. Чем длиннее рессора и чем больше листов меньшей толщины в нее входит, тем она мягче. Но мягкие рессоры обладают существенным недостатком — их колебания, имеющие большую амплитуду, затухают очень медленно. Колебания рессор гасятся благодаря трению между их листами. Для более быстрого гашения собственных колебаний рессор и повышения их долговечности на автомобиле устанавливают специальные устройства, называемые амортизаторами. Амортизаторы гидравлического типа ставят на всех легковых автомобилях и на большинстве грузовых.
Сопротивление колебательным движениям рамы в гидравлическом амортизаторе создается при перекачивании жидкости через небольшие отверстия в его корпусе. При увеличении скорости относительных перемещений оси и рамы резко возрастает сопротивление амортизатора. Амортизаторы заполняют специальной жидкостью, вязкость которой мало изменяется в зависимости от температуры окружающей среды. Колебания рамы можно представить состоящими из двух следующих движений: хода сжатия рессоры, когда рама и мост сближаются; хода отдачи, когда рама и мост расходятся. Амортизатор одностороннего действия гасит колебания лишь во время хода отдачи. Амортизатор двустороннего действия способствует более плавной работе подвески, так как поглощает энергию колебаний как при отдаче, так и при сжатии. Вследствие этого амортизаторы двустороннего действия почти полностью вытеснили амортизаторы одностороннего действия. Сопротивление, создаваемое амортизатором двустороннего действия, неодинаково при сжатии и отдаче. Сопротивление при сжатии составляет 20 — 25% сопротивления при отдаче, так как не- Телескопический амортизатор: 1 — проушина; 2 — гайка резервуара; 3 — сальник штока; 4 — сальник обоймы; 5 — перепускной клапан отдачи; б — отверстие наружного ряда; 7 - клапан отдачи; 8, 11 и 22 — пружины; 9 — перепускной клапан сжатия; 10 — клапан сжатия; 12 — гайка; 13 — отверстие перепускного клапана; 14 — поршень; 15 — отверстие внутреннего ряда; 16 — поршневое кольцо; 17 — корпус резервуара; 18 — рабочий цилиндр; 19 - шток поршня; 20 — направляющая штока; 21 - сальник; 23 — обойма сальников; 24 — войлочные сальники штока; А — отверстие для слива жидкости в резервуар; Б — полость резервуара обходимо, чтобы амортизатор гасил в основном свободное колебание подвески при отдаче и не увеличивал жесткость рессор при сжатии. В подвесках легковых автомобилей и автобусов ставят четыре амортизатора, а в подвесках грузовых автомобилей — два (только в передней подвеске).
Рабочий цилиндр 18 (рис. 164) амортизатора и часть окружающего его наружного корпуса 17 заполнены жидкостью. Внутри цилиндра помещен поршень 14 со штоком 19, к концу которого приварена проушина /. Этой проушиной шток амортизатора соединен с рамой или кузовом, а проушиной корпуса — с балкой моста или рычагом колеса. Сверху цилиндр 18 закрыт направляющей 20 штока 19, а снизу — днищем, являющимся одновременно корпусом клапана сжатия. В поршне 14 по окружностям разного диаметра равномерно расположены два ряда отверстий. Отверстия 6 на большом диаметре закрыты сверху тарельчатым перепускным клапаном 5 отдачи. Отверстия на малом диаметре закрыты снизу дисками клапана 7 отдачи, поджатого пружиной 8. В нижней части цилиндра 18 запрессован корпус клапана сжатия, состоящий из тарельчатого перепускного клапана 9 сжатия, дисков клапана 10 сжатия и пружины 11. В корпусе клапана сжатия, аналогично клапану отдачи, имеются два ряда отверстий, расположенных по окружностям большого и малого диаметра. Отверстия 13 на большом диаметре закрыты сверху перепускным клапаном 9, а отверстия на малом диаметре закрыты снизу диками клапана 10 сжатия. Для работы амортизатора большое значение имеет герметичность его полостей. Поэтому верхний конец штока уплотнен резиновыми сальниками. Во время плавного хода сжатия рессоры в случае наезда колеса на небольшое препятствие шток и поршень, опускаясь вниз, вытесняют основную часть жидкости из пространства под поршнем в пространство над поршнем через перепускной клапан 5 отдачи, имеющий слабую пружину и незначительное сопротивление. При этом часть жидкости, равная объему штока, вводимого в рабочий цилиндр, через калиброванные отверстия клапана 10 сжатия перетекает в полость резервуара. Сопротивление хода сжатия в основном пропорционально квадрату скорости перетекания жидкости. При резком ходе сжатия и большой скорости движения поршня под действием возросшего давления жидкости клапан сжатия открывается на большую величину, преодолевая сопротивление пружины 11, вследствие чего уменьшается сопротивление перетеканию жидкости.
Во время хода отдачи поршень движется вверх и сжимает жидкость, находящуюся над поршнем. Перепускной клапан 5 закрывается, и жидкость через внутренний ряд отверстий 15 и клапан 7 отдачи перетекает в пространство под поршнем. Необходимое сопротивление амортизатора создается жесткостью дискового клапана отдачи и его пружиной 8. При этом часть жидкости, равная объему штока, выводимого из цилиндра, через отверстия 13 и перепускной клапан 9 сжатия из полости Б резервуара перетекает в рабочий цилиндр 18. При резком ходе отдачи жидкость открывает клапан 7 отдачи на более значительную величину, преодолевая сопротивление пружины 8. Сопротивление амортизатора определяется размерами отверстий в корпусах клапанов отдачи и сжатия и усилиями их пружин. Излишняя мягкость подвески легкового автомобиля может привести к раскачиванию кузова при прямолинейном движении и к поперечным наклонам на поворотах. Для уменьшения этих отрицательных явлений на большинстве легковых автомобилей применены стабилизаторы поперечной устойчивости (рис. 165). Штанга 1 стабилизатора, выполненная из пружинной стали в виде буквы П, в средней части прикреплена кронштейнами к лонжерону рамы при помощи резиновых втулок 2. Концы штанги через резиновые подушки 4 и 5 и стойки
втулках, и стабилизатор не работает. При боковом крене кузова стойки сдвигаются одна относительно другой в вертикальной плоскости, и штанга, закт; -чиваясь, препятствует наклону кузова. Перекос верхних концов стоек более значительный, поэтому верхние втулки имеют большую высоту, чем нижние. § 82. Передача подвеской усилий и моментов Крутящий момент, передаваемый от двигателя на ведущие колеса, создает между колесом и дорогой тяговое усилие Рк (рис. 166), а на ведущем мосту обратный реактивный момент Мр. В результате наличия тягового усилия Рк возникающая на заднем мосту толкающая сила Рв через подвеску передается на раму автомобиля и приводит его в движение. При торможении автомобиля на заднем мосту возникает тормозной момент Мт, а на колесах тормозное усилие Т. Восприятие тормозного или реактивного момента, а также передача соответствующих усилий на раму автомобиля осуществляются через подвеску ведущего моста. Крепление рессорной подвески двухосных автомобилей конструктивно решено с учетом выполнения указанных функций. При балансирной подвеске у трехосных автомобилей эту функцию выполняют специальные штанги, а при пружинной подвеске — толкающие и реактивные штанги.
Подвеска оказывает большое влияние на безопасность дорожного движения, поэтому на ее состояние следует обращать самое серьезное внимание.
Глава 17 Колеса и шины Назначение колес Г * Колеса передают усилия и моменты. действующие между автомобилем и дорогой, обеспечивая его движение. Колеса по назначению делят на ведущие, ведомые и управляемые. Обычно у двухосного автомобиля передние колеса управляемые, а задние ведущие. Автомобильное колесо состоит из ди Стальное штампованное дисковое колесо грузового автомобиля "имеет разрезное замочное 7 (рис. 167, о) и неразрезное бортовое 8 кольца. Профиль обода / выполнен с конической посадочной полкой. Одна закраина обода сделана с ним как одно целое, а другая представляет собой съемное бортовое кольцо 8, удерживаемое на ободе замочным кольцом 7. Шину свободно надевают на плоский обод, затем устанавливают бортовое 8 и замочное 7 кольца, причем последнее закладывают в канавку обода. От выпадения это кольцо удерживает давление сжатого воздуха в шине. Конические посадочные полки обода 1 и, бортового кольца 8 обеспечивают плотную посадку шины на обод и исключают возможность их относительного провертывания.. В конструкции колеса другого типа с разрезным бортовым кольцом 9 (рис. 167, в) последнее одновременно выполняет и функции замочного кольца. Колеса с плоским ободом из двух соединенных болтами частей (рис. 167, г) применяют на автомобилях высокой проходимости. Наружный обод 11 колеса делают съемным, а в середине ставят распорное кольцо 12, прижимающее борта шины к закраинам обода. Такая конструкция облегчает монтаж и демонтаж шин, так как для этого необходимо лишь отвернуть и завернуть гайки 3 болтов 10, соединяющих диск 2 колеса с наружным ободом 11. Дисковые колеса с разрезным замочным и неразрезным бортовым кольцами устанавливают на автомобилях ЗИЛ-130, с разрезным бортовым кольцом — на автомобилях ГАЗ-53А, с разъемным ободом —на автомобилях ГАЗ-66 и ЗИЛ-131. Вследствие большой нагрузки на задний мост у грузового автомобиля ставят по два колеса с каждой стороны. Задние сдвоенные колеса крепят на шпильках ступицы 29 (см. рис. 151, о). Внутренние колеса крепят колпачковы-ми гайками 27 (футорками), а наружные — обычными гайками 28, навертываемыми на колпачковые гайки. Гайки' 27 и 28 имеют сферические опорные поверхности для центрирования. Чтобы избежать самоотвертывания гаек при движении автомобиля, гайки крепления левых колес имеют левую резьбу, а правых — правую.
Рис. 167. Ободья колес автомобилей: а — легкового; б — грузового (обод имеет разрезное замочное кольцо); в — грузового (обод имеет разрезное бортовое кольцо); г — высокой проходимости; д — с бездисковым колесом со съемным плоским ободом, состоящим из трех частей; / - обод;2 — диск; 3 — гайка;'/ — шпилька; 5 - ступица; 6 — колпак; 7 — разрезное замочное кольцо; 8 — неразрезное бортовое кольцо; 9 — разрезное бортовое кольцо; 10 — болт; 11 — наружный обод; 12 — распорное кольцо
§ 84. Шины. Назначение пневматической шины — ' поглощать и смягчать толчки и удары, воспринимаемые колесом от дороги, обеспечивать с ней достаточное сцепление, уменьшать шум при движении автомобиля и снижать разрушающее действие автомобиля на дорогу. ~\ Автомобильные шины классифицируют по назначению, форме профиля, габаритам, способу герметизации и конструкции. По назначению шины разделяют на шины легковых и грузовых автомобилей. Первые, кроме легковых автомобилей, применяются на грузовых автомобилях малой грузоподъемности и микроавтобусах, вторые, кроме грузовых автомобилей,—на автобусах и троллейбусах. При клаи шин по форме профиля во внимание принимают два соотношения: отношение высоты профиля шины к его ширине и отношение ширины профиля обода колеса к ширине профиля шины. Согласно этой классификации шины имеют следующие наименования: шины обычного профиля — первое отношение свыше 0,89, второе равно 0,65-0,76; широкопрофильные — первое отношение составляет 0,6 — 0,9, второе 0,76-0,86; низкопрофильные — соответственно 0,70-0,88 и 0,69-0,76; сверхнизкопрофильные — первое отношение не более 0,70, второе 0,69 — 0,76; арочные шины — первое отношение 0,39-0,50, второе 0,9-1,0; пневмокатки — первое отношение 0,25-0,39, второе 0,9-1,0. По габаритам шины делят на крупногабаритные с шириной профиля 350 мм (14 дюймов) и более (независимо от величины посадочного диаметра); средне-габаритные с шириной профиля 200 — 350 мм (7—14 дюймов) и посадочным диаметром не менее 457 мм; малогабаритные с шириной профиля не более 260 мм (до 10 дюймов) и посадочным диаметром не более 457 мм (18 дюймов). По способу герметизации шины подразделяют на камерные и бескамерные Камерные шины. Основные элементы камерной шины — покрышка и камера
Рис. 168. Основные элементы покрышки автомобильной шины: «— камерная шина в сборе; б — устройство покрышки; в — вентиль камеры; г - размеры покрышки; / — ободная лента; 2 — камера; 3 — сердечник; 4 — боковина; 5 — подушечный слой (брекер); 6 — протек гор; 7—каркас; # — беговая дорожка; 9 — боковая стенка; 10 — борт шины; 11 — колпачок-ключ; 12 — золотник; И — втулка; 14 — клапан; /5 —стержень; 16 — пружина; /7—корпус: 18 — гайка; 19 — шайбы; 20 — фланец (рис. 168, а). Шина грузового автомобиля имеет, кроме того, ободную ленту 1. Покрышка состоит из протектора 6 (рис. 168,6), брекера 5, боковины 4, каркаса 7, бортов 10 с сердечниками 3. Назначение покрышки и прежде всего протектора создать хорошее сцепление шины с дорогой и защитить камеру от повреждений. Основным материалом для производства шин всех типов служит резина, получаемая из синтетического или натурального каучука. Каркас покрышки и брекер состоят из нескольких наложенных один на другой слоев прорезиненного корда и резиновых прослоек. Корд представляет собой ткань из определенно расположенных нитей, изготовленных из синтетических волокон (капрон, перлон, нейлон). По конструкции каркаса и брекера шины разделяют на диагональные и радиальные. У диагональных шин нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях. При этом угол наклона нитей посередине беговой дорожки в каркасе и брекере составляет 45-60°. У радиальных шин угол наклона нитей корда каркаса равен 0е, т. е. они направлены по кратчайшему пути от одного борта к другому, а угол наклона нитей корда брекера — не менее 65°. По сравнению с обычными шинами число слоев корда в радиальной шине уменьшено, а в брекере увеличено. Следовательно, радиальные шины имеют более гонкий каркас и более толстый брекер, что повышает износостойкость шины. У радиальных шин меньше теплообразование и сопротивление качению, вследствие чего возрастает срок их службы и больше допускаемая максимальная скорость. Все элементы покрышки прочно соединяют вулканизацией. Покры шки закрепляют на плоском ободе колеса (грузовой автомобиль) бортами, которые под давлением воздуха зажимаются между ободом и бортовым кольцом, или на глубоком ободе (легковой автомобиль). Камера для заполнения ее воздухом снабжена вентилем, представляющим собой автоматический клапан, пропускающий воздух внутрь камеры, но не выпускающий его наружу. Вентили бывают металлические или резинометаллические. Металлический вентиль с пружинным клапаном, устанавливаемый на шинах грузовых автомобилей и получивший наибольшее распространение, состоит из следующих деталей: корпуса 17 (рис. 168, в), изготовленного из латунной трубки и закрепляемого в камере при помощи фланца 20, гайки 18 и шайб 19; золотника 12 с клапаном 14 и пружиной 16; колпачка-ключа 11. При установке шины на колесо вентиль закрепляют в отверстии обода колеса. Золотник 12 снабжен втулкой 13, на которую установлен резиновый сальник, прижимаемый золотником к конусному гнезду корпуса 17. Шпилька, на которую надеты золотник 12 и втулка 13, с обоих концов расклепана. Навернутый снаружи на корпус колпачок-ключ // с резиновой уплотнительной втулкой защищает вентиль от попадания в него пыли и грязи. Под втулкой 13 на стержне 75 помещен плоский резиновый клапан 14, который плотно прижимается к седлу пружиной 16. При накачивании шины к корпусу 17 вентиля присоединяют наконечник шланга воздушного насоса. Место установки вентиля обозначают на борту покрышки меткой. Размеры шины обозначают в дюймах или миллиметрах и указывают в виде двух чисел на боковой поверхности покрышки и камеры. Первое число означает ширину В (рис. 168, г) профиля шины, а второе — внутренний диаметр й по ободу. Шины грузовых автомобилей согласно ГОСТ 5513 — 75* имеют двойное обозначение: в миллиметрах (основное) и в дюймах (в скобках). Например, обычные шины автомобиля ГАЗ-53-12 имеют обозначение 240—508 (8,25 — 20), а радиальные 240-508Р (8,25Я 20). Шины легковых автомобилей по ГОСТ 4754 — 80* имеют различное обозначение в зависимости от их конструкции. Диагональные шины с отношением высоты профиля шины к его ширине, равным 0,88 и более, имеют обозначение в дюймах. Диагональные шины с отношением указанных размеров, равным 0,82, имеют смешанное обозначение. Радиальные шины имеют смешанное обозначение и буквенный индекс К. Например, шины автомобиля ГАЗ-3102 «Волга» имеют обозначение 205/70К.14 (где 205 — обозначение ширины профиля; 70 — индекс серии; Я — радиальная; 14 —условное обозначение посадочного диаметра). В обозначение шины входят также марка завода-изготовителя, номер ГОСТа, дата изготовления, модель шины, обозначение бескамерности, знак направления вращения в случае направленного рисунка протектора, знак протектора с зимним рисунком, индекс грузоподъемности. Для шин легковых автомобилей, предназначенных для движения со скоростью выше 120 км/ч, указывается категория скорости; для шин грузовых автомобилей —
норма сложности (НС), условно обозначающая допустимую нагрузку на шину. Шины обычной и повышенной проходимости различаются рисунком протектора. Обычные шины, предназначенные для работы на дорогах с твердым покрытием, имеют мелкий рисунок в виде продольных зигзагообразных ребер и канавок (рис. 169, а), который обеспечивает бесшумность при движении автомобиля. Для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием и на грунтовых на автомобиле устанавливают шины с универсальным рисунком протектора (рис. 169,6). Более крупная насечка по боковинам значительно улучшает проходимость таких шин на грунтовых дорогах. Для шин повышенной проходимости характерно использование высоких грунтозацепов (рис. 169,«) обеспечивающих хорошее сцепление с грунтом и самоочищение колес. При движении по хорошим дорогам такой рисунок протектора создает дополнительный шум и увеличивает износ шин. Применяют также карьерный рисунок протектора (рис. 169, г) и зимний (169, г)), обеспечивающий наилучшее сцепление шин с дорогой при работе автомобилей соответственно в карьерах и на скользких дорогах.
Бескамерные шины. Отдельная камера для сжатого воздуха в бескамерных шинах (рис. 170, а) отсутствует. Вместо нее имеется воздухонепроницаемый каучуковый слой толщиной 2 — 3 мм, при-вулканизированный к внутренней поверхности покрышки. Этот слой находится в сжатом состоянии, обладает хорошей герметичностью и в случае прокола шины как бы заклеивает образовавшееся отверстие или затягивается вокруг вонзившегося в камеру предмета, что затрудняет выход воздуха из шины, обеспечивая безопасность движения. Ободья колес, на которые монтируют бескамерные шины, должны быть герметичны и иметь невогнутые закраины. По сравнению с обычными бескамерные шины обладают следующими преимуществами: в них отсутствуют неисправности, связанные с защемлением или перетиранием камеры; они не выходят из строя сразу же после прокола; герметичность их лучше, а нагрев меньше. К недостаткам бескамерных шин следует отнести большую сложность ремонта в пути. Для задних ведущих колес автомобилей, работающих в тяжелых дорожных условиях, применяют бескамерные Рис. 170. Шины: а — бескамерная: 6 - арочная, 1 — самозаклеивающийся слой; 2 - протектор: 3— воздухонепроницаемый слой; 4— уплотнительное кольцо: 5 - вентиль шины, ширина профиля которых в 2 — 2,5 раза больше, чем обычных. • В поперечном сечении эти шины напсР-минают арку с закрепленными концами, отсюда и их название — арочные. Арочные шины (рис. 170, б) благодаря большой ширине профиля, низкому внутреннему давлению воздуха и специальным грунтозацепам значительно улучшают проходимость автомобиля. Однако необходимость применения специальных широких ободьев и значительное утяжеление колес ограничивают применение арочных шин. 7. Нормы давления воздуха в шинах
Состояние колес и шин оказывает большое влияние на безопасность движения. Очень важно, чтобы колесо было надежно закреплено на ступице. Нельзя допускать эксплуатацию шин с изношенным протектором (с глубиной рисунка менее 1—2 мм). Шины по размеру и допустимой нагрузке должны строго соответствовать модели автомобиля, на который они установлены. Не допускается комплектование автомобиля шинами различных конструкций и назначения, а также шинами с разными типами рисунка протектора. У сдвоенных шин разница в глубине рисунка протектора не должна превышать 3 мм. Следует строго соблюдать нормы давления воздуха в шинах (табл. 7). § 85. Крепление запасного колеса Запасные колеса грузовых автомобилей крепят на откидных кронштейнах к лонжеронам рамы под платформой с правой стороны (автомобили ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, МАЗ-5335), на жестких кронштейнах (автомобиль Ка-мАЗ-5320) или в специальных держателях за кабиной (автомобили ГАЗ-66, ЗИЛ-131, КамАЗ-5410). На легковых автомобилях запасные колеса крепят, как правило, в багажниках. Запасное колесо в автомобиле ГАЗ-53А (рис. 171, а) крепят двумя гайками // на откидном кронштейне /, прикрепленном к лонжерону 6 рамы гайкой 2, а для временного удержания — защелкой 3. Для снятия колеса вначале отвертывают гайку 2, затем рукояткой 10 повертывают валик 9 и приподнимают защелку 3. После того как защелка 3 выйдет из зацепления с кронштейном, он опускается вместе с колесом. При установке колеса на место кронштейн поднимают до момента зацепления его защелкой, а затем закрепляют гайкой 2. У автомобиля МАЗ-5335 запасное колесо болтами и специальными прижимами крепят к промежуточному седлу, установленному на откидном кронштей- не (рис. 171,6). Для временного закрепления кронштейна служит защелка 3, управляемая рукояткой 70; постоянно кронштейн закрепляют двумя гайками. Для снятия колеса после отвертывания двух крепежных гаек колесо слегка приподнимают, рукояткой 10 отводят защелку 3, колесо опускают на грунт и снимают с кронштейна. Для поднятия колеса, так как масса его значительна, в наборе принадлежностей водителя есть таль 12. Запасное колесо в автомобиле КамАЗ-5320 крепят на жестком кронштейне (рис. 171, в), установленном на лонжероне 6 рамы. У автомобиля ГАЗ-66 (рис. 171, г) запасное колесо размещено за кабиной в держателе, состоящем из неподвижной 21 и подвижной (откидной) 25 частей; колесо зажимают между ними двумя стяжками 26. На конусе воротка 20 с помощью тарельчатой пружины 18 и гайки 17 зажат храповик 23, удерживаемый от вращения в одну сторону собачкой 24. Для снятия колеса после разъема стяжек откидную часть вместе с колесом опускают, вращая вороток. При этом собачка, упираясь в храповик, предотвращает его вращение. Храповик провертывается на конусном стержне воротка, что создает определенное сопротивление опусканию откидной части; в это время происходит разматывание тросика, два конца которого закреплены на воротке. Затяжку храповика регулируют гайкой 17 тарельчатых пружин. Для поднятия колеса его вкатывают в откидную половину и подни- Рис. 171. Способы крепления запасного колеса автомобилей: а - ГАЗ-53А; 6 - МАЗ-5335; в - КамАЗ-5320; г — ГАЗ-66; 1 — откидной кронштейн; 2 — гайка крепления откидного кронштейна; 3 — защелка; 4 — кронштейн; 5 — ось кронштейна; б — лонжерон рамы; 7 — пружина валика защелки; # — кронштейн валика защелки; 9 — валик защелки; 10 — рукоятка; 11 — гайка крепления запасного колеса; 12 — таль; 13 — запасное колесо; 14 — прижим; 15 — седло кронштейна; 16 — кронштейн; 17 — гайка; 18 — тарельчатые пружины; 19 — ось; 20 — вороток; 21 — неподвижная часть держателя; 22 — трос; 23 — храповик; 24 — собачка храповика; 25— подвижная (откидная) часть держателя; 26 — стяжка
мают при помощи храпового механизма, вращая за вороток. При этом трос двумя концами наматывается на вороток, а защелка не дает храповику вращаться в обратном направлении. Глава 18 Кузов и кабина § 86. Назначение кузова и кабины, типы кузовов / Кузов служи! помещением для перевозимого автомобилем груза (грузовые автомобили) или салоном для размещения пассажиров (автобусы и легковые автомобили). Автомобильные кузова различают по назначению и конструкции. По назначению кузова могу! быть грузовые, пассажирские, грузопассажирские, и специальные. По конструкции кузова делят на каркасные, полукаркасные и бескаркасные. Кроме того, кузова автомобилей могут быть несущие и с несущим основанием. У несущего кузова все нагрузки воспринимаются непосредственно кузовом, у кузова с несущим основанием нагрузка распределяется между кузовом и рамой. Кузова легковых автомобилей. При движении легкового автомобиля с большой скоростью значительная часть мощности его двигателя расходуется на преодоление сопротивления воздуха. Чтобы уменьшить сопротивление, кузову необходимо придать обтекаемую форму. Поэтому формы кузовов современных легковых автомобилей отвечают не только эстетическим требованиям, но и требованиям аэродинамики. Кузова легковых автомобилей по назначению разделяют на кузова такси, автомобилей индивидуального пользования, спортивных автомобилей и т. д. В настоящее время наибольшее распространение имеют кузова легковых автомобилей следующих типов: закрытый четырехдверный кузов с двумя или тремя рядами сидений, не имеющий внутренних перегородок, - седан (автомобили ГАЗ-24 «Волга», ВАЗ-2101 «Жигули»); такой же кузов, как описанный выше, двухдверный кузов с одним или двумя рядами сидений — купе (автомобиль ЗАЗ-968 «Запорожец»); кузов открытого типа с мягким складным верхом и со съемными боковинами — фаэтон (автомобиль повышенной проходимости УАЗ-469); кузов с откидывающимися задней стенкой и частью крыши — кабриолет (автомобиль ЗИЛ-111В); кузов грузопассажирского фургона ГАЗ-24-02 «Волга»); кузов грузопассажирского автомобиля с открытой платформой, убирающимися боковыми сиденьями на четыре -шесть человек и с двухместной закрытой кабиной — пикап. Каркасные несущие кузова легковых автомобилей имеют специальный каркас, к которому прикреплены детали основания и тонкостенных профилей, образующих сварную жесткую пространственную ферму, усиленную облицовочными панелями. В бескаркасных кузовах, обычно применяемых на современных легковых автомобилях массового производства, достаточную жесткость достигают соответствующим соединением панелей облицовки, в которые заформовывают стальную арматуру из тонкостенных профилей. Комфортабельные легковые автомобили с двигателями большой мощности обычно имеют рамную конструкцию. Для водителя автомобиля большое значение имеет хороший обзор дороги. Чтобы его улучшить, применяют гнутые панорамные передние и задние стекла. Хорошему обзору дороги в непосредственной близости от автомобиля способствует низко опущенный капоп двигателя. Для защиты пассажиров и водителя от действия пыли, влаги, ветра, низких и высоких температур кузов должен быть герметичным. С этой целью применяют специальную изоляцию. На днище кузова наносят антикоррозионное покрытие. У автомобиля ГАЗ-24 «Волга» кузов четырехдверный несущей конструкции, сварен из стальных панелей. Впереди кузова есть короткая рама, к которой снизу прикреплена поперечина передней подвески. Багажник расположен сзади. Кузова автобусов. Автобусные кузова могут быть одно- и двухэтажными, открытыми и закрытыми. Современные автобусы большей частью имеют цельнометаллические каркасные кузова вагонного типа, которые позволяют наиболее рационально использовать площадь салона для размещения пассажиров. Автобусный кузов представляет собой сложную конструкцию, состоящую примерно из 3000 деталей. Масса и стоимость кузова составляют более половины массы и стоимости автобуса. Материалами для изготовления каркасов несущих кузовов автобусов служат стальные или дюралюминиевые стержни, а материалами облицовки — листовая сталь или алюминий. Городские автобусы имеют два ряда сидений, центральный проход значительной ширины и широкие двери, обеспечивающие быстрый удобный вход и выход пассажиров. Пригородные автобусы отличаются от городских большим числом мест для сидения. В междугородных и туристских автобусах, предназначенных для круглогодовых пассажирских перевозок на дальние расстояния, для увеличения удобств пассажиров сиденья регулируемые, улучшены вентиляция и отопление, пассажирское помещение радиофицировано, имеются багажные помещения. Для маршрутных и служебных перевозок, для перевозки школьников, курортников и пассажиров между небольшими населенными пунктами используют автобусы районного сообщения. Для современных а
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|