Основные направления внешней политики и расширение территорий России в 15-16 вв.
В 15 веке завершается процесс объединения русских земель вокруг Москвы. К середине 15 в. независимой от власти московского князя остаются земли на северо-западе Руси. В 1472 в состав московского княжества вошла Псковская республика: Вятские земли, Пермь. В 1471 г. Москва начинает поход Новгородской боярской республики. И к 1478 г. она вошла в состав московского государства. В 1480 г. была окончательно свергнуто монголо-татарское иго. Несколько недель продлилось противостояние на реке Угре. Ордынцы не смогли напасть на русское войско. Вскоре хан Ахмед увел своё войско в Золотую Орду. В 1503 г. многие князья западных русских областей перешли от Литвы к московскому князю. В начале 16 в. Москва отвоевала у Литвы Смоленск. В 1521 г. Рязань окончательно вошла в состав Московского государства. В 16 в. внешней политике России появились новые задачи: на западе борьба за выход к балтийскому морю, а на юге и юго-востоке борьба с казанским и астраханским ханством, а также защита страны от набегов крымских татар. В 1552 г. Иван IV собрав 150-тысячное войско двинулся на Казань. После стремительного штурма 2 октября 1552 г. Казань пала. В 1556 г. была присоединена Астрахань. Присоединение Казани и Астрахани открыло возможности для продвижения в Сибирь. В 1581 г. купцы Строноговы на свои средства сформировали отряд из казаков, во главе с Ермаком Тимофеичем. В 1582 г. Сибирское ханство вошло в состав России. В конце 50-х – в начале 60 гг. 16 в. в состав России добровольно вошли: Чувашия, Башкирия, Ногайская Орда. Для укрепления южных рубежей от набегов крымских татар были построены Тульские и Белгородские оборонительные линии. Пытаясь выйти к Балтийскому морю, Иван IV с 1558 – 83 гг. вёл Левонскую войну, которая закончилась поражением России. Неудачная Левонская война, изнурительные войны на востоке и юге страны привели Россию к экономическому кризису.
Вариант 3 Внешняя политика России в XVI век. Расширение территории России. Иван 4 сосредоточил свою внешнеполитическую деятельность на решение двух крупнейших задач: 1) На западе он намеревался утвердиться на берегах Балтийского моря, чтобы обеспечить прямое морское сообщение со странами западной Европы. 2)На востоке царь хотел объединить вокруг Москвы осколки распавшейся “Золотой Орды”. С 1545г начинается последний этап военного и политического соперничества Московского царства и казанского ханства. Несколько походов на Казань заканчивались неудачей. Но в 1552г огромное московское войско во главе с самим царем, поддержанное отрядами мордовцев и чувашей, осадили и взяли штурмом Казань. В 1556г сравнительно легко было завоёвано Астраханское ханство. В перешедшую к России Астрахань приехали торговать купцы из Средней Азии. Важнейшая речная артерия – Волга, стала российской на всём своём протяжении. Достигнув успеха на востоке И4 обернулся к западу. Здесь путь к Балтике контролировал Левонский орден. Его ослабили внутренние разделы, и Иван 4 решил этим воспользоваться. В 1558г Русское войско вошло в в пределы Ливонии. Началась Левонская война. Вначале боевые действия были удачными – русская армия захватила более 20 городов. Но Левонцы признали покровительство Литвы и Швеции. Однако долгую войну с двумя сильнейшими государствами Россия, ослабленная опричниной, не выдержала. Спор за земли распавшегося Левонского ордена был проигран. В 1583г война закончилась. Россия потеряла крепости в Прибалтике. Важнейшим морским портом для сообщения с Европой стал Архангельск на Белом море. Начиная Левонскую войну, Россия с её развивавшеёся торговлей, хозяйством нуждалась в морских путях на Запад.
ВОПРОС № 9 Культура и духовная жизнь Руси в ХIV–XV вв. (Билет 8) Вариант 1 Монголо-татарское нашествие прервало мощный подъем русской культуры. Разрушение городов, утрата традиций, исчезновение художественных направлений, уничтожение памятников письменности, живописи, зодчества — удар, оправиться от которого удалось лишь к середине XIV в. В идеях и образах русской культуры XIV— XVI вв. отразились настроения эпохи — времени решающих успехов в борьбе за обретение независимости, свержение ордынского ига, объединение вокруг Москвы, формирование великорусской народности.
Отметим, что в 1564 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была издана первая русская печатная книга — «Апостол». В зодчестве XIV—XVI вв. тенденции исторического развития Руси—России отразились с особой очевидностью. На рубеже XIII—XIV вв. возобновляется каменное строительство — в Новгороде и Пскове, менее других пострадавших от ордьшского ига. В XIV в. в Новгороде появляется новый тип храмов — легких, нарядных, светлых (Спас на Ильине). Но проходит полвека, и традиция побеждает: вновь возводятся суровые, тяжелые, напоминающие о прошлом сооружения. Политика властно вторгается в искусство, требуя, чтобы оно было хранителем независимости, с которой столь успешно борется объединительница Москва. Признаки стольного города единого государства она накапливает постепенно, но последовательно. В 1367г. возводится белокаменный Кремль, в конце XV— начале XVI в. ставятся новые краснокирпичные стены и башни. Их возводят выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Марк Руффо. К тому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелем Фиораванти уже возведен Успенский собор (1479), выдающийся архитектурный памятник, в котором опытный взгляд увидит и традиционные для владимиро-суздальского зодчества черты, и элементы строительного искусства Возрождения. Рядом с еще одной работой итальянских мастеров — Грановитой палатой (1487—1489) — псковские мастера строят Благовещенский собор (1484—1489). Чуть позже все тот же Алевиз Новый завершает великолепный ансамбль Соборной площади Архангельским собором, усыпальницей великих князей (1505—1509). За Кремлевской стеной на Красной площади в 1555— 1560 гг. в честь взятия Казани возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой — шатром. Эта деталь дала название «шатровый» архитектурному стилю, возникшему в XVI в. (церковь Вознесения в Коломенском, 1532). Ревнители старины борются с «возмутительными новшествами», но их победа относительна: в конце века стремление к пышности и красоте возрождается. Живопись второй половины XIV—XV столетия — это золотой век Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Росписи новгородских (Спас на Ильине) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублева («Троица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке, его душе, о поисках гармонии и идеала. Живопись, оставаясь по темам, образам, жанрам (настенные росписи, иконы) глубоко религиозной, обретает неожиданную человечность, мягкость, философичность.
Вариант 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|