Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально – экономическое и политическое развитее России в XVII в.




Михаил Фёдорович Романом взошёл на престол юношей неполных 17 лет. Вельможи, ближние предстатели у трона видели в М.Ф. доброту и простоту. В 24 года Михаил женился на княжне долгорукой. Но молодая царица вскоре заболела и через три года умерла. Год спустя монарх вступил в новый брак со Стрежневой. От неё он имел сына Алексея, будущего царя, и трёх дочерей. Умер Михаил Васильевич в 1645году в возрасте 49 лет. Получив трон по праву Алексей Михайлович исповедовал веру в богоизбранность царя, его власть. Алексей М. пережил бурную эпоху бунтов и воин, сближение и разлад с патриархом Никоном. При нём расширяются владение России на востоке, на западе и в Сибири. Проводится активная дипломатическая деятельность. Также проводился курс на централизацию управления, укрепления самодержавия. Земские соборы помогли Михаилу Фёдоровичу и его приемнику решать самые сложные государственные дела. Но роль Земских соборов изменилась. Они стали органом представительства дворян и посадских людей. Они превратились в орган распорядительной власти. Земские соборы вызывали при Михаиле часто, чуть ли не ежегодно. В первой половине века Земские соборы рассматривали вопросы войны и мира, сбора экстренных налогов и отношений с соседними странами. Но при Алексее Земские соборы стали собирать реже. Последний З. собор был созван в 1653г. На протяжении Всего 17в. при царе действовала Боярская дума, в ней так же произошли важные изменения: Увеличилось число людей не знатных, они получили места в думе за заслуги. К концу 17в в думу входило 94ч. она превратилась в громоздкое учреждение. И А.М стал игнорировать её. Текущие дела царь стал решать с помощью комнатной думы. В 17в. достигла своего расцвета сила приказов. В этой системе отсутствовали единые принципы создания и чёткое распределения функций. Всего было около 80 приказов, свидетельством зарождения абсолютизма является усиление роли чиновников. Семнадцатое столетие является переломным в том числе и в развитие хозяйства. В экономике появляются новых буржуазных отношений: 1) Новое явление – складывание всероссийского рынка, т.е складываются прочные экономические связи между странами. 2) Развитие ремесла, усиление спецификаций. Ремесленники стали работать на рынок. Усиливается географическое разделение труда, усиливается спецификация отдельных районов. 3) Появляются первые мануфактуры. Мануфактура – это первое капиталистическое предприятие на котором принимается труд свободных людей, с разделением труда, пока ещё ручного. Но российские мануфактуры имели ряд особенностей: они были казёнными, на них использовался принудительный труд, т.е там работали приписные крестьяне. Количество мануфактур в России не превышало 30, главной отраслью в которой они возникали, была металлургия. В рыночное отношение втягивается и часть христианских хозяйств. Стали развиваться домашние христианские промыслы: холсты, обувь, посуда и др. Возрастающий обмен сельскохозяйственной и промысловой продукцией, развитие товаро–денежных отношений приводят к постепенному становлению внутреннего рынка. В XIV – XVI веках местные рынки были относительно изолированы. В XVI веке они прямо или через посредство других рынков оказались тесно связанными друг с другом. Торговля в XVI веке носила в основном ярмарочный характер. Росла и внешняя торговля. Из России вывозили меха, лес, смолу, дёготь, кожу, сало, хлеб и др. Она торговала с Англией, Голландией, Швецией, Польшей и тд. Торговые отношения регулировались специальными документами. В 1653г был создан Торговый Устав, который устанавливал единую торговую пошлину в размере 5% с цены продаваемого товара. Иностранцы платили 8%, а по Новгородскому уставу 1667г – 10%.

 

 

Социальные движения в России в ХVII в. Церковный раскол. (Билет 11)

Вариант 1

XVII столетие называют «бунташным веком». Размах и острота народных движений объяснялись многими причинами: завершением процесса закрепощения крестьянства и ухудшением положения податных сословий (Соборное уложение 1649 г.), энергичными действиями, направленными на централизацию государства (в частности, ростом налогов, упорядочением денежной системы, попытками снизить расходы государства и др.). церковным расколом. Каплей, переполнявшей чашу терпения, часто было неуклюжее, а то и преступное поведение государственных служащих (взяточничество, волокита). Характерная особенность социальных движений XVII в. — участие в них самых разнообразных слоев населения: посадских и служилых людей, дворян, казаков, крестьян, стрельцов, иногда и бояр.
Череду городских восстаний открывает московский Соляной бунт 1648г. Протест стрельцов против невыплаты жалованья слился с недовольством посада, возмущенного злоупотреблениями служащих, и дворян, требовавших отменить урочные годы, прикрепить крестьян к земле. Бунт принял столь острые формы, что вынудил царя Алексея Михайловича отдать на расправу ненавистных сановников (Л. Плещеев, П. Траханиотов и др.), отправить в ссылку главу правительства боярина Б. Морозова и срочно созвать Земский собор, принять Соборное уложение. Волнения произошли также в Воронеже, Владимире, Козлове и др. В 1650г. вспыхнули восстания в Новгороде и Пскове. Протестуя против решения расплатиться по долгам со Швецией передачей ей хлебных запасов и роста цен, новгородцы и псковичи отстранили от власти царских воевод, учредили выборное управление во главе с земскими старостами и направили челобитчиков в Москву. Ответом стало прибытие в Новгород и Псков правительственных войск и подавление протеста (Новгород подчинился сравнительно легко, Псков сопротивлялся несколько месяцев). Последним крупным городским восстанием был Медный бунт в Москве (1662), вызванный неудачной денежной реформой: чеканка медных монет взвинтила курс рубля, цены выросли, а жалованье солдат и стрельцов, доходы ремесленников упали. Погромы боярских дворов, появление возбужденных челобитчиков перед царем в Коломенском, жестокая расправа и публичные казни — такова история этого бунта.
На протяжении всего XVII в. неспокойно было на Дону, в казачьих станицах. Сюда за волей и безопасностью от преследований исстари приходили беглые крепостные из центральных районов России. С казачеством — главной военной опорой государства на южных рубежах России— приходилось считаться. В традициях донских казаков были «походы за зипунами», грабительские набеги на побережье Азовского, Черного, Каспийского морей. Так начиналось и движение казаков и крестьян под предводительством Степана Разина. В 1667—1669гг. его отряд нападал на купеческие и царские караваны на Волге и Каспийском море (владения Персии). В 1670 г., отдохнув на Дону, Разин двинулся в поход против «государевых изменников» — бояр, воевод, дворян, приказных людей, за «доброго царя» и «волю» (призывы «прелестных», от слова «прельщать», писем). Восставшие уверяли, что их поддерживают опальный патриарх Никон и царевич Алексей. В движение влились крестьяне, посадские люди, стрельцы, народы Поволжья. Были захвачены Царицын, Астрахань, Самара, Саратов, осажден Симбирск. Лишь в начале октября войскам удалось разгромить основные силы восставших. Разин ушел на Дон, где был схвачен, выдан царю и в июне 1671 г. казнен в Москве. В восстании С. Разина заметны все особенности народных движений XVII—XVIII вв.: стихийность, слабая организованность, локальность, жестокость, которую проявляли и восставшие, и власть. Став патриархом (1652), Никон взялся за исправление церкви по греческим образцам. Книги, иконы, порядок богослужения должны были соответствовать греческим канонам. Отменялись земные поклоны, креститься отныне следовало не двумя, а тремя перстами. Никон действовал решительно, жестко, беспощадно, грубо.
Защитники старых обрядов (старообрядцы) в 1656г. были отлучены от церкви. Они не покорились, была создана особая церковная организация, сохранившая верность прежним обрядам, — старообрядческая церковь. Так произошел раскол. Движение раскольников стало формой социального протеста. Церковные новшества в сознании людей были тесно связаны с новшествами, ухудшившими их положение: оформлением крепостного права, бессрочным сыском беглых, ростом налогов и податей, волокитой и взятками. Считается, что более четверти населения реформу Никона не приняли. Приверженность старине, ненависть ко всему иноземному оказались слишком сильны.

Державшиеся за «старинную веру» и отвергавшие «латинскую прелесть» старообрядцы сопротивлялись отчаянно и упорно. В 1668 г. вспыхнуло восстание в Соловецком монастыре. Потребовалось восемь лет, чтобы подавить протест монахов. Люди шли за расколоучителями, бросали обжитые места, уходили за Урал, на Север, за Волгу, основывали свои поселения — скиты, совершали массовые самосожжения. Преследования помогали мало. Сожженный на костре в 1682 г. протопоп Аввакум стал для старообрядцев символом стойкости, духовной чистоты, мужества.

Что касается Никона, то его судьба также сложилась трагически. Человек честолюбивый, он учил, что духовная власть выше светской. Как Луна светится в лучах Солнца, так и царская власть отражает блеск власти духовной. Конфликт с царем стал неизбежным, в 1658 г. Никон добровольно отказался от патриаршества, а в 1666 г. церковный собор снял с него патриарший сан и направил в заточение в Ферапонтов монастырь.

 

 

Вариант 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...