Структура курса в учебной литературе различных авторов
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: · федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года №1089; · примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; · программа регионального курса «Краеведение»; · Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004. · Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины. Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2-х. учебных часов в неделю. Региональный компонент на модульное изучение курса «Географическое краеведение» отводит 17 часов. Резервное время, при этом, составляет 3 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов, или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.
Практические работы по курсу «Экономические районы». . Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам. . Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. . Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. . Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. . Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России. . Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. . Определение по картам географического положения Нижегородской области. . Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Нижегородской области. . Оценить экологическую ситуацию в Нижегородской области и предложить пути решения экологических проблем. . Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека. . Составление характеристики Норильского промышленного узла. . Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона). Требования к уровню подготовки учащихся, тематическое планирование:
Территориальная организация и районирование России (2 часа)
Западный макрорегион - Европейская часть России (13 часов)
Восточный макрорегион - Азиатская Россия (5 часов)
Все курсы по изучению экономических районов имеют свои отличительные особенности. Так, в программе Ю.Н. Гладкого и Е.Я. Черниховой «Экономическая и социальная география мира» раскрывается проблема взаимодействия общества и природы, а региональный обзор представлен самым значительным (не менее 29 стран) объемом изучения отдельных стран мира. Историко-географический подход преобладает в программе А.П. Кузнецова «Население и хозяйство мира». Региональное содержание изучается на основе общих характеристик субрегионов. В курсе предусмотрено изучение 8 стран мира.
Классическая структура курса заложена в базовой программе В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира», в которой сочетается экономико-географическое страноведение с общей экономической географией. В региональной характеристике мира предусмотрено изучение 12 стран - характерных представителей изучаемых регионов. Практически во всех программах, помимо изучения теоретического материала, предусмотрено значительное количество практических работ. Это позволяет учащимся в рамках одного курса применять на практике свои знания и умения. Авторы программ большое внимание уделяют оптимальному соотношению теоретических и эмпирических знаний. Теоретические знания составляют базу для осмысления целостной картины мира и понимания многообразия всех экономико-социальных и политико-географических условий современного мира. Особое место занимает работа со статистическими материалами. Н.Н. Баранский считал освоение статистических характеристик приобретением «методического порядка», важного не только для усвоения школьного курса, но и для общего образования учащихся. Статистические данные и иллюстрации тех или иных явлений и процессов в последних изданиях учебников по курсу географии 9 класса представлены в достаточном объеме. При этом даются не только статистические наблюдения, группировка и вычисление обобщенных показателей, но и проводится анализ статистических материалов, по результатам которого строятся новые статистические материалы (графики, диаграммы, таблицы). Использование статистических материалов в обучении целесообразно при следующих условиях: - в качестве самостоятельного источника экономико- и социально-географических знаний для анализа статистических таблиц, построения графиков и диаграмм, проведения сравнений; · дополнении теории изучаемого вопроса его статистическими характеристиками; · установлении межпредметных связей с математикой при построении диаграмм и графиков; · привлечении к работе со статистическим материалом текста учебника, карт; · изучении нового материала и конкретизации теоретических положений, а также базы для обобщений и раскрытия определенных экономических понятий.
Экономическое районирование - это выделение системы соподчиненных экономических районов страны или крупного региона, объективно отражающих сложившееся географическое разделение труда. Принципы экономического районирования: . Производственный принцип. 2. Принцип единства экономического и административного деления страны. 3. Национальный принцип. . Принцип перспективности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|