Примеры готовых уроков для изучения курса
Урок. «Северо-запад: хозяйство.»
Цели урока:
Образовательная: учащиеся должны знать специфику хозяйства района, должны знать как повлиял распад СССР на положение и переориентацию производства хозяйства России;
Развивающая: продолжить формирование знаний об Северо-западе; развить представления об особенностях сельской местности района.
Воспитывающая: развитие чувства патриотизма за город федерального значения Санкт - Петербург, являющегося «второй» столицей России.
Оборудование: учебник, карта, тетрадь, слайды.
Ход урока
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Мотивационно-организационный этап
| Ребята, кто был в Санкт-Петербурге? Вы видели множество красивейших зданий различных эпох, вы знаете большое количество музыкантов из этого города. Но несмотря на эти факты, Санкт - Петербург остаётся городом, специализирующимся на производстве военной продукции, оборудовании.
| Слушают учителя. Смотрят слайды о Санкт-Петербурге.
|
Проверка домашнего задания.
| Что такое промышленный центр? Дайте определение. Установите соответствие между городом и его специализацией: I. Нижний Новгород 1. В городе находится автомобильный завод. II. Чебоксары 2. Это крупнейший город ЦЧР. III. Саранск 3. Здесь имеется производство судов «река-море». IV. Йошкар-Ола 4. Город-столица Мордовии. V. Воронеж 5. Здесь производят тракторы. VI. ТПК КМА 6. До революции назывался Царевококшайск. 7. Здесь была создана русская эскадра. 8. Это столица Марий-Эл. 9. Город назывался «карманом России». 10. Столица республики, расположена на Волге. 11. Город расположен при слиянии Оки и Волги. 12. У города находится ГЭС. 13. В районе крупное месторождение железной руды
| Выполняют домашнее задание на листочках. Транспортным узлом называют: сочетание промышленных предприятий, объединенных между собой тесными производственными и производственно-технологическими связями, единой производственной инфраструктурой, общностью транспортно-географического положения в пределах одного или нескольких близко расположенных населенных пунктов.
|
Изучение нового материала. 1. Положение северо-запада после распада СССР.
| Ребята, район имеет приморское положение, он омывается Финским заливом Балтийского моря. Имеет морские порты Санкт-Петербург и Калининград. После распада СССР роль порта Санкт-Петербурга возросла, т. к. Россия потеряла незамерзающие порты Эстонии, Латвии, Литвы. И остались два порта Санкт-Петербург и Калининград (показать на карте). Через систему каналов имеет выход в Волгу и в Белое море (показать точно через какие каналы и назвать их). Назовите соседей Северо-запада и как это влияет на хозяйство района? Выпишите, дети из учебника информацию о Киришах, Приморске и Усть-Луге.
| Соседи района - Северный (Европейский север) и Центральный районы (показать на карте). Район имеет приграничное положение - он граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией, а Калининградская область с Литвой и Польшей (показать на карте). Приморск-это самый крупный новый порт по грузообороту, специализирующийся на транспортировке нефти (100 млн. т. нефти в год.).В городе Кириши располагается большой нефтеперерабатывающий завод. Город Усть-Луга специализируется на перегрузке угля.
|
2. Основа промышленного роста Санкт-Петербурга.
| Санкт-Петербург является крупнейшим промышленным городом России, специализирующимся на: машиностроении, судостроение и военном производстве станков (артиллерийское оружие, танки, спутники, турбины и генераторы электростанций). Энергия в город поступает с Ленинградской АЭС и Волховской ГЭС, а металл поставляет Череповецкий металлургический комбинат, который выпускает большей частью военную продукцию. Все турбины в России изготавливаются только в С.-Петербурге, как и генераторы.
| Ребята смотрят презентацию о северной столице и слушают учителя. Санкт-Петербург - самый северный из крупнейших городов мира. Построенный в устье Невы и Финского залива, на стыке морского и речного пути, Санкт-Петербург является вторым после Москвы промышленным и транспортным узлом, центром науки и культуры. Структура Санкт-Петербурга не могла получить радиально-кольцевой характер, как у Москвы, кольца не замыкаются - они упираются в Финский залив. Поэтому в Санкт-Петербурге сформировалась радиально-дуговая структура.
|
3. Проблемы развития хозяйства на Северо-Западе.
| Санкт-Петербург имеет проблемы и перспективы развития. Выпишите из учебника их характер. Действительно, для предприятий Санкт-Петербурга, которые выпускают большей частью военную продукцию, остро стоит проблема конверсии, Город должен перестроить структуру своей промышленности. Перспектива развития района: обеспеченность района металлом улучшилась после строительства крупного завода в Череповце. Проблемы энергетики были решены за счёт постройки АЭС в Сосновом Бору.
| Наводнения - одна из важных проблем города, чаще случающиеся осенью из-за нагонных явлений. Вода затопляет улицы, первые этажи домов Санкт-Петербурга. Для защиты от наводнения была построена дамба высотой 6-7 метров над уровнем моря. Дамба не дает водам Финского залива подниматься к Неве. Следующая проблема конверсия: это переход с военного производства на гражданское. Необходимо улучшить экологическую ситуацию: уменьшить уровень сбросов промышленных вод в Финский залив, Ладожское озеро. Реконструкция - Санкт-Петербург имеет многочисленные памятники архитектуры, большинству из которых более 200 лет. Необходима реконструкция, восстановление уникальных зданий, дворцов города и его пригородов.
|
4. Калининградская область.
| Калининградская область это анклав. (часть территории страны, окруженная со всех сторон территорией других государств). Калининградская область является еще и Свободной Экономической Зоной. Что это такое? В области находится единственный в мире карьер по добыче янтаря. Ежегодно здесь добывается более 1000 т янтаря. Из прозрачных экземпляров этой окаменевшей древней смолы деревьев изготавливают ювелирные украшения.
| Это самостоятельные территориально-географические анклавы, полуанклавы, обособленные от остальной территории страны. СЭЗ представляются льготы (таможенные, налоговые) для привлечения иностранного капитала с целью организации производств с новейшими технологиями.
|
Рефлексивно-оценочный этап.
| Ребята, какие ведущие отрасли специализации Северо-Западного района? В тетрадях выполните практическую работу на основе ранее изученного материала. «Сравнение ЭГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга». План. 1. Географическое положение. 2. Положение окраинное, центральное. 3. Положение приморское, сухопутное. 4. Транспортное положение. 5. Положение на реке. 6. Планировка города. 7. Год основания и кем основан.
| - Машиностроение (судостроение, судоремонт). - Рыбная (лов и переработка рыбы) - Целлюлозно-бумажная (на древесине привозной с Севера России) - Легкая. Выполняют практическую работу.
|
Ключ к практической работе
Москва 1. Расположена в центре европейской части России. 2. Центральное положение. 3. Сухопутное положение. 4. Крупнейший транспортный узел от города расходятся много автомобильных и железных дорог, авиалинии. 5. Находится на реке Москве. Через реки и каналы (им. Москвы, Волго-Донской, Волго-балтийский и Беломоро-Балтийский) имеет выход в 5 морей: Азовское, Черное, Каспийское, Белое, Балтийское. 6. Радиально-кольцевая. 7. Год основания 1147 г. - Юрий Долгорукий.
| Санкт-Петербург 1. Находится на северо-западе европейской части России. 2. Центральное положение. 3. Приморское положении, на берегу Финского залива. 4. Крупнейший транспортный узел, от города расходятся веером автомобильные и железнодорожные магистрали. Это город порт. 5. Находится в устье реки Невы. Через судоходную Неву и Волго-Балтийский канал имеет выход в Белое море, в Волгу. 6. Радиально-дуговая. 7. Год основания 1703 г. Петр 1.
|
Домашнее задание. Нанесите на контурную карту порты на балтийском море, которые лишилась Россия после распада СССР. Нанесите сохранившиеся и вновь построенные порты. Подготовить доклад про Калининградскую область.
Урок «Центральная Россия: освоение территории и население»
Цели урока:
Образовательная: совершить общий обзор по Центральной России, закрепить знания о районах входящих в состав Центральной России, познакомиться с теоретическими аспектами особенностей населения.
Развивающая: развить знания о культуре, быте и этапах заселения Центральной России. Развивать умение работать с текстом, находить причинно-следственные связи.
Воспитательная: содействовать своему нравственно-эстетическому воспитанию.
Оборудование: учебник, карта, тетрадь.
Ход урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Мотивационно-организационный этап
| Не богатства недр привели к развитию промышленности, а промышленность «потащила» за собой из-под земли различные полезные ископаемые и особенно минеральное топливо. Н.Н. Баранский. Сегодня на уроке мы будем изучать тему, которая очень интересна для вас: население и освоение Центрального района.
| Слушают учителя.
|
Проверка домашнего задения.
| Вопросы на листочках. 1 вариант 1. В каком районе доля русских более 95%? 2. Какими полезными ископаемыми богата Центральная Россия? 3. Каковы особенности природы Центральной России?
| 2 вариант 1. Всемирное культурное наследие Центральной России - это…. 2. Что такое экономико-географическое положение? 3. В какой из областей самая высокая распаханность полей?
|
Изучение нового материала. 1. Особенности населения.
| Для всех жителей Центральной России присущи опрелелённые черты характера и физиология: 1. Терпеливость 2. Нетребовательность к условиям жизни. 3. Непритязательность. 4. Выносливость. 5. Предприимчивость. 6. Сотрудничество, изворотливость. 7. Большая работоспособность. 8. Нет выдержки в труде. 9. Склонность к безделью и отдыху. (Короткое лето, переменчивость погоды, длинная зима.). Физиология: 1. Средний рост. 2. Сильное тело. 3. Широк в плечах. 4. Тонкие черты лица. 5. Прямой нос, голубые глаза. 6. Скуластость, широкий нос. Выпишите из учебника, какие народы живут в этом районе?
| В Центральной России большинство составляют русские, а на востоке региона картина более пёстрая. Волго-Вятский район состоит частично из национальных республик (Мордовии, Чувашии и Марий Эл).От некоторых Угро-Финских племён остались только названия: меря, мурома, мищера. Сезонность сельскохозяйственных работ определила особый ритм жизни. Короткое лето с неустойчивой погодой заставляло работать быстро, напрягая все силы, сообща «всем миром». Долгая зима, давая продолжительный досуг, позволяла заниматься разнообразными ремеслами. Неблагоприятные природные условия учили выживать, поэтому население с давних пор отличалось предприимчивостью, энергией и подвижностью. Благодаря этим качествам в Великороссии больше, чем в каких-либо других местах, развивались промышленность, как крестьянская кустарная, так и фабричная, и торговля.
|
2. Кустарные промыслы.
| Скажите, ребята, в деревнях Нижегородской области можно встретить народные промыслы? В действительности Центральный район-место контрастных видов творчества его жителей. В лесном Заволжье - изделия из древесины (Абрамцево-кудринская резьба). В южных районах - из железа (Жостковский поднос). В районе г. Кимры - коженная обувь. В Гжельском районе - глиняная посуда. Павловский Пасад - шаль. Палех в Ивановской области - иконопись, изготовление шкатулок Чтение стихотворения о Палехе. Вывод: Население Ц. р. Было подвижно, имело высокий профессиональный уровень и способность к усвоению новых видов деятельности.
| Отвечают учителю. Смотрят презентацию о народном творчестве жителей Центрального района.
|
3. Города Центральной России.
| Посмотрите на карту и назовите города, входящие в состав Центральной России.
| В состав Центральной России входят: Москва (более 10 млн. человек), Нижний Новгород (1,3 млн. ч.), Ярославль (600 т. ч.).Многие малые города Центра привлекают туристов. Особенно известно Золотое Кольцо: Москва-Сергиев Посад-Переславль-Зелесский-Ростов-Ярославль-Кострома-Плес-Суздаль-Владимир-Москва.
|
Рефлексивно-оценочнй этап.
| Почему Иваново называют городом невест? Каков национальный состав населения Центральной России? Назовите физиологические черты населения, проживающего в Центральной России.
| -В текстильной промышленности преобладает женский труд. - В Центральной России большинство составляют русские, а на востоке региона картина более пёстрая. Волго-Вятский район состоит частично из национальных республик (Мордовии, Чувашии и Марий Эл).От некоторых Угро-Финских племён остались только названия: меря, мурома, мищера. Физиология: 1. Средний рост. 2. Сильное тело. 3. Широк в плечах. 4. Тонкие черты лица. 5. Прямой нос, голубые глаза. 6. Скуластость, широкий нос.
|
Домашнее задание.
| Организуйте в классе импровизированную выставку «Народные промыслы Центральной России». Заполните таблицу.
|
|
Центры народных промыслов Центральной России
Название промысла
| Центр промысла
| Виды изделий промысла
| Время возникновения промысла
| Влияние природных условий и ресурсов на развитие промысла.
|
|
|
|
|
|
«Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личность своими знаниями и любовью, своими отношением к миру».
Д. Лихачев.
Заключение
В процессе изучения экономических районов в курсе «География России», у учащихся формируются экономические и политико-экономические понятия рыночной экономики, которое осуществляется по мере изучения межотраслевых комплексов народного хозяйства, трудовых ресурсов, эффективности общественного производства, национального дохода, себестоимости и производительности труда. Учащиеся не только усваивают экономические понятия, но и приобретают некоторые экономические умения и навыки. Например, умения использовать статистические данные для экономических доказательств, приучаются давать оценку экономико-географического положения, формировать личное эмоционально-оценочное отношение к миру.
Таким образом, в процессе написания курсовой работы, мной были реализованы следующие задачи:
1. Изучить подходы к экономическому районированию России.
. Изучить общую структуру курса «Экономическая география России» в школе.
3. Изучить методы обучения экономическим районам в курсе «География России».
. Разработать несколько уроков по данному курсу.
Несомненно, важнейшей методической задачей курса является формирование у учащихся представления о народном хозяйстве как определенной системе с четко выраженной структурой, развивающейся по определенным законам, системе, в которой процессы самоорганизации и самоуправления сочетаются с государственными управленческими механизмами. Реализация подобного подхода очень важна, ибо она закладывает верную мировоззренческую ориентацию и позволяет еще на уровне школы преодолеть широко распространённое в стране упрощенное понимание сути формируемой рыночной экономики.
Поскольку региональный раздел - квинтэссенция школьного географического курса, его изучение необходимо направить на выполнение уникальной образовательной функции географии - научить ученика видеть и воспринимать территориальные системы в целом, мыслить территориями, а не их компонентами.
Список литературы
1. А.И. Алексеев, С.И. Болысов, В.В. Николина. География. Россия. 9 класс. - М.: Просвещение, 2009.
. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. - М.: Мысль, 1993.
. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс - М.: Дрофа, 2008;
. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. - М., 2000.
. Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: Метод. пособие /И.И. Баринова, В.Я. Ром. - 6-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2002.
. Белоусов И.И. Основы учения об экономическом районировании. М.: Издательство МГУ, 2002.
. В.П. Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я. Рома, В.П. Дронова, География России. Население и хозяйство». 9 класс - М.: Дрофа, 2002.
8. Греханкина Л.Ф. Модели включения регионального содержания в учебный процесс // География в школе. - 2010. - №5.
. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. -2006. - №1.
. Закон Российской Федерации «Об образовании».
11. Интерактивные географические карты.
12. Методика преподавания региональной географии в школе: учеб, пособие для учителей географии и студентов географ, спец. высш. пед. учеб, заведений / под ред. М.А. Никоновой. - М., 2008.
. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. - М., 2004.
. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 ч. Ч. 2. - М., 2008.
. Методика обучения географии в школе / под ред. Л.М. Панчешниковой. - М., 1997.
. Методика обучения географии/ Душина И.В., Пятунин В.Б. - М. Дрофа, 2007
. Методика обучения географии/ Д.П. Финаров - М. Астрель, 2007
18. Никонова М.А., Бахчиева О.А., Родзевич Н.Н. и др. Методика преподавания региональной географии в школе. М.: АСТ, Астрель, 2009.
. Никонова М.А. Практикум по географическому краеведению. - М., 1995.
. Основы конструктивной географии / Под ред. И.П. Герасимова и В.С.
. Панчешникова Л.М. и др. Методика обучения географии в средней школе, М.: «Просвещение», 1983, 1987.
. Петрова Н.Н. Методика преподавания географии в дифференцированной школе. - М., 2010.
23. Планирование учебного процесса по курсу экономической и социальной географии мира / А.П. Кузнецов. - М., 2001.
. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. - М.: Просвещение, 2004.
25. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТА, 2004.
. Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. - М.: Дрофа, 2002, 2008.
. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии, 9 класс. - М.: Дрофа, 2007
. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс - М.: «ВАКО», 2005;
. Экономическая география России: Учебник/ Под ред. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. - М.: Гардарика, 2001.
. Экономическая география России: Учебник / Под ред. Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишков. - М.: ЮНИТИ, 2003.
31.www.1 september.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: