Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие единого коллектива




 

Коллектив учителей и коллектив детей – это не два коллектива,

А один коллектив и, кроме того,

Коллектив педагогический.

А. С. Макаренко

 

АЛГОРИТМ СОДРУЖЕСТВА. Общеизвестно, что успех воспитательного процесса зависит прежде всего от воспитателя. Но это значит, что растить коллективистов должны люди, сами прошедшие школу коллективного творчества на практике, в повседневной жизни реализующие принципы коммунистического воспитания. И учиться этому нужно уже в студенческие годы в педагогическом вузе. И не просто усваивать готовое, но и вести активный творческий педагогический поиск. Именно поэтому студенты и преподаватели ЛГПИ им. А. И. Герцена создали коллектив, который назвали Коммуной им. А. С. Макаренко (сокращенно КиМ). Используя наследие замечательных советских педагогов 20-30-х гг. и опираясь на опыт коллективной организаторской деятельности, методику творческого содружества поколений, коммуна определила свою главную задачу так: заботиться о педагогах и школьниках, разрабатывая методику организации коллективных творческих дел. И в этой заботе самим учиться быть старшими друзьями воспитанников, быть надежными товарищами друг друга. А это значит учиться строить единый воспитательный коллектив.

На сборах-встречах Коммуны им. А. С. Макаренко (на кимовских "средах") обсуждается, как и в чем мы можем помочь школам. Этому обсуждению предшествует разведка дел и друзей - встречи с педагогами, изучение педагогической литературы.

Отряды кимовцев, выдвигая свои проекты, сравнивают их, обосновывают, защищают. В итоге отбирается 2-3 дела или несколько вариантов одной и той же операции. Сообща решается (тоже по данным разведки), в какой из школ целесообразно провести очередной кимовский съезд (всем коллективом) или кимовский десант (силами тех, кто сможет). В первом случае общий сбор дает задания постоянным отрядам коммуны, а во втором - сводным.

В назначенный день кимовцы - студенты разных курсов, от первого до выпускного, и их руководители - приезжают в школу и создают там разновозрастные объединения (мы называем их гайдаровскими командами). В каждую команду входят педагоги и ребята из всех классов (от младших до старших). Кимовцы рассказывают о возможных (на выбор!) делах, и все сообща решаем, что именно, на радость или пользу кому и как лучше сделать. Выбирается совет дела из представителей каждого объединения кимовцев и их друзей. Этот совет детально продумывает предстоящую операцию. Такая встреча обычно происходит в субботу, а в воскресенье осуществляется задуманное.

После завершения дела - общий сбор - "огонек". Здесь каждый участник, даже самый робкий первоклассник, думая над сделанным, учится извлекать уроки на будущее. Поэтому сначала по гайдаровским командам (а если они многочисленны, то по их подразделениям), а потом сообща, выступлениями командиров и всех желающих, оцениваем проведенную операцию, решаем, как можно использовать наш опыт в разных классах. На очередной кимовской "среде" проводим уже собственный "огонек" - педагогический. Обсуждаем наши действия, предусмотренные и неожиданные ситуации, характер открытой и незаметной воспитательной заботы о ребятах, старших и младших, замечания и предложения педагогов. Подводим итоги: чему научили и научились? Что надо сделать по свежим следам операции?

Каждый "огонек" дает богатую пищу для размышлений, педагогического самообразования; вносятся очередные записи в летопись-эстафету жизни коммуны; готовятся и обсуждаются очерки о проведенном дне для очередного номера кимовского машинописного журнала "Родник"; пополняются методические рекомендации - фонд Ленинградского макаренковского мемориально-методического центра; накапливается материал для курсовых и дипломных работ; разрабатываются рекомендации для учителей, старших пионерских вожатых, руководителей школ; ведется переписка с друзьями-макаренковцами из Владивостока и Тюмени, Тобольска и Перми, Свердловска и Ташкента...

И снова, на опыте удач и ошибок, разведка дел и друзей, рождение нового замысла, его разработка и осуществление - с друзьями из многих ленинградских школ: города и области.

 

...С педагогами и ребятами 8-й лужской школы, с ее замечательным руководителем Л. Н. Колобовым - операция "Салют ветеранам" (забота об участниках Великой Отечественной войны силами гайдаровских команд, в каждой из которых дружно действуют октябрята, пионеры, комсомольцы и старшие товарищи).

...С педагогами и учащимися Ульяновской, Никольской, Красноборской, Саблинской школ Тосненского района - звездный марш-поход, посвященный памяти М. А. Ульяновой (работа гайдаровских команд по маршрутам-лучам и заключительный праздник для малышей поселка Ульяновка).

...С педагогами и школьниками всех классов 403-й ленинградской школы - секретные операции "Золотая фантазия" и "Снежная сказка" (создание в один из погожих воскресных дней осени гирлянд из опавших листьев всех оттенков и украшение ими школы и подшефных детских садов, а зимой - сооружение для малышей ледяных теремов, лабиринтов, волшебных замков, необыкновенных кораблей...).

...С педагогами и учащимися Рябовской школы Тосненского района и их родными - эстафета любимых занятий (подготовка объединениями любителей - всех возрастов! - природы и спорта, фантастики и рукоделия, техники и рисования, музыки и коллекционирования, творческих выступлений о своих увлечениях, выставок своих собраний и коллекций на радость и пользу друг другу и жителям поселка).

...С педагогами и учащимися 3-й лужской школы - концерт-путешествие в честь Дня Конституции СССР (каждая гайдаровская команда готовит рассказ об истории и культуре той или иной союзной или автономной республики, ее достижениях; ребята обмениваются творческими подарками - стихами, песнями, танцами; собранные материалы - рисунки, фотографии, сочинения - передаются в дар школьникам Крайнего Севера).

...С педагогами и ребятами Комсомольской школы Гатчинского района - военная игра на местности, посвященная Дню Советских Вооруженных Сил (сообща придуманное и подготовленное сражение двух дивизий, где командиры - старшеклассники, комиссары и советники - кимовцы и учителя, основная ударная сила - пионеры и октябрята)".

 

Бежит время, и растет наша копилка коллективных творческих дел, или, как называют их кратко все новые и новые поколения студентов и выпускников-воспитанников Коммуны им. А. С. Макаренко, КТД...

И вновь осмысление того, что же дают нам КТД, в чем же таятся причины той поистине волшебной силы воздействия, которую испытали учащиеся и руководители X А, бойцы и воспитанники союза энтузиастов, большие и маленькие труженики комбината "Дружба", старшие и младшие участники похода-экспедиции, взрослые и юные творцы Фрунзенской коммуны, а теперь испытывают все, кто создает, непрерывно пополняет и пользуется копилкой КТД?

Не в том ли, прежде всего, что скрывается за самим названием - коллективное творческое дело? Что же такое КТД?

Это - общественно важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, это сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу.

Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей гражданской заботе.

Оно - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в новых вариантах, всегда выявляет новые свои возможности - ведь оно, прежде всего, частица жизни!

Но именно поэтому, благодаря этим своим особенностям, каждое КТД становится эффективным средством решения воспитательных задач, проявлением общей заботы о развитии каждого его участника: сначала незаметной воспитательной заботы руководителей коллектива, а потом - по мере накопления и осмысления собственного опыта - и воспитательной заботы самих воспитанников, взаимной и личной, открытой (обучающей) и незаметной.

Коллективное творческое дело - это конкретное воплощение многогранной гражданской заботы в единстве ее трех сторон: практической, организаторской, воспитательной.

Именно поэтому воздействие КТД на личность каждого участника - октябренка и пионера, старшеклассника и взрослого - носит такой глубокий, целостно-многосторонний характер.

В коллективных творческих делах происходит - в слиянии - формирование гражданского самосознания, истинно гуманных чувств и убеждений, укрепление познавательной самостоятельности, развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу. В них преодолевается потребительско-эгоистическое отношение к окружающей жизни как источнику удовольствия и пользы только для себя, отношение к себе как прежде всего потребителю готовых благ - материальных и духовных.

Так раскрывались перед нами богатейшие возможности коллективного творческого дела как комплексного средства коммунистического воспитания, и прежде всего воспитания коллективизма.

Каковы же условия наиболее успешного использования КТД?

Этот вопрос стали решать выпускники и друзья Коммуны им. А. С. Макаренко, объединившись в Макаренковскую секцию Ленинградского областного отделения Педагогического общества РСФСР и создав "мозговой центр" этой секции - общественную лабораторию комплексного подхода к воспитанию.

Создатели лаборатории - Н. П. Царева, Л. С. и С. В. Нагавкины, В. Д. Гамалей и их товарищи - много лет участвовали в жизни Коммуны им. А. С. Макаренко, давно уже стали энтузиастами и вдумчивыми пропагандистами ее опыта. Не случайно поэтому, что важнейшие традиции КиМа, названные нами алгоритмом содружества, легли в основу первого из условий успешности коллективных творческих дел, которое было разработано общественной лабораторией.

Мы определили это условие как "единство и последовательность шести стадий".

1-я стадия - предварительная работа воспитателей.

На этой стадии определяется роль данного КТД в жизни коллектива; выдвигаются конкретные воспитательные задачи, которые будут решаться; намечаются различные варианты дела, которые будут предложены для примера и на выбор воспитанникам; начинает строиться перспектива возможного КТД - в установочной (стартовой) беседе с воспитанниками, во время разведки дел и друзей, которую проводят микроколлективы по разным сообща выбранным маршрутам.

2-я стадия - коллективное планирование КТД.

Оно происходит на общем сборе коллектива: или на сборе, который составляет общий план жизни этого коллектива на очередной период, или на специальном сборе-старте, на котором планируется только данное КТД.

В любом случае воспитанники и их старшие товарищи сначала по микроколлективам (в старших классах - по творческим бригадам, в средних и младших - по звеньям и звездочкам), а затем сообща решают такие примерно вопросы-задачи: для кого провести это дело (на радость и пользу кому)? Как лучше его провести? Кому участвовать - всему коллективу, или отдельным (по желанию) микроколлективам, или сводной бригаде добровольцев? С кем вместе? Кто будет руководить - совет коллектива, или специальный совет дела из представителей всех микроколлективов, или командир сводной бригады? Где лучше провести это дело? Когда?

Ведущие общий сбор (ими могут быть и взрослые, и сами ребята) ставят вспомогательные вопросы, сопоставляют разные мнения, просят их обосновать, подхватывают и развивают наиболее интересные, полезные предложения, а в конце сбора сводят их воедино и - в случае необходимости - организуют выбор совета дела или командира сводной бригады.

3-я стадия - коллективная подготовка дела.

На этой стадии руководящий орган данного КТД уточняет, конкретизирует план его подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника. Каждый микроколлектив (или сводная бригада) готовит свой добрый сюрприз, а старшие друзья направляют эту работу и помогают воспитанникам "по секрету".

4-я стадия - проведение КТД.

На этой стадии осуществляется конкретный план, разработанный руководящим органом, со всеми коррективами, которые были внесены его участниками при подготовке коллективного творческого дела. Оказываются полезными также и отклонения от замысла, возникающие во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств, и ошибки, допущенные участниками. Все это тоже необходимая школа жизни. Главное для воспитателей как руководителей и ведущих участников коллективного творческого дела - возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.

5-я стадия - коллективное подведение итогов КТД.

На этой стадии важную роль играет общий сбор участников проведенного дела: это может быть или сбор, на котором обсуждается жизнь коллектива за истекший период, или специальный сбор - "огонек", посвященный результатам данного дела.

Сначала по микроколлективам (где каждый высказывает свое мнение), а потом сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения КТД (Что было хорошо? Что нам удалось из намеченного? Благодаря чему?), к недостаткам и ошибкам (Что не получилось? Почему?) и - что особенно важно - к урокам на будущее (Что нам стоит использовать и дальше? Превратить в традицию? Как действовать по-другому?..)

Ведущие сбор направляют коллективный поиск лучших решений этих вопросов, подхватывают и развивают ценное, систематизируют и обобщают высказанные мнения и предложения.

Участие каждого воспитанника в оценке КТД обеспечивается и другими средствами - беседами или анкетами (с такими, например, вопросами: что нового ты сделал? Узнал? Чему научился? Чему научил товарищей?), стенгазетой или линейкой с творческими рапортами.

Воспитатели подводят итоги выполнения собственно воспитательных задач на совещании педагогов, участвовавших в данном КТД, на сборе вожатых, на совещании родительского актива (старших друзей микроколлективов) или на родительском собрании.

6-я стадия - ближайшее последействие КТД.

На этой стадии выполняются те решения, которые были приняты общим сбором; вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микроколлективам, читаются книги по материалам коллективного творческого дела, задумывается новое КТД и т.д.

Учителя используют накопившийся опыт в учебной работе. Предложения, возникшие при обсуждении сделанного старшими товарищами воспитанников - их родителями, вожатыми, педагогами, реализуются ими в дальнейшей воспитательной работе.

 

ТВОРЧЕСКОЕ СОДРУЖЕСТВО С I КЛАССА. Пожалуй, самым трудным для нашей лаборатории было доказать важнейшее значение коллективных творческих дел для воспитания младших школьников. Уже первые выпускники Коммуны им. А. С. Макаренко - Л. С. Новикова-Воробьева, Ю. Н. Афанасьев, В. Л. Животовская, М. А. Бесова, Л. И. Рогачева-Корикова и их товарищи начали строить общую творческую заботу октябрят и их старших товарищей - пионеров и взрослых во главе с учителями.

Они выступили против наиболее распространенных традиций опеки - сведения воспитательной работы с младшими школьниками к открытой передаче готового опыта: к заучиванию монтажей и бесконечным репетициям, к индивидуальным поручениям, даваемым и контролируемым учителем, к назидательным беседам и осуждению неуспевающих и недисциплинированных.

Однако в действиях первых наших бойцов против опеки над октябрятами многое было недостаточно обоснованным, незавершенным. Нужно было разработать конкретную методику воспитательной работы в младших классах по созданному нами алгоритму. Эту задачу стали решать под руководством лаборатории многие ленинградские учителя, прежде всего студенты заочного отделения нашего факультета. Но роль первопроходца взяла на себя Лариса Ивановна Рогачева-Корикова, одна из основателей Коммуны им. А. С. Макаренко, ныне сотрудник нашей общественной лаборатории, учительница начальных классов 10-й, затем 9-й гатчинской школы Ленинградской области.

 

Приняв очередной I класс, Л. И. Корикова построила воспитательный процесс в сентябре и октябре по шести стадиям коллективного творческого дела - праздника красной звездочки. В конце августа и в первые дни учебного года она провела предварительную работу: определила воспитательные задачи вступления первоклассников в октябрята, сообщила о них родным учащихся, пионерам IV класса, вместе с ними наметила несколько возможных вариантов праздника (сюрпризы будущих звездочек друг другу, обмен поздравлениями с параллельными классами и т. д.), помогла своим воспитанникам создать микроколлективы (объединились ребята, живущие рядом и связанные нитями симпатии по дому или детскому саду), рассказала им о том, как можно провести праздник красной звездочки и подготовиться к нему...

- Как видите, можно по-разному, но мы с вами выберем сами. Посовещайтесь друг с другом, что вам больше нравится, а вечером расскажите своим родителям и посоветуйтесь с ними...

На следующий день - общий сбор-старт. Малыши и вожатые-четвероклассники, их мамы и бабушки (ставшие первыми шефами) сели в круг. Учительница поздравила собравшихся:

- Сегодня мы впервые будем вместе, как старшие и младшие товарищи, решать важнейший вопрос нашей жизни, как нам лучше провести и подготовить праздник красной звездочки...

Напомнив о возможных вариантах, дала 15 минут для того, чтобы посовещаться по группам вместе со своими старшими товарищами: пусть каждый скажет о своем желании - с кем вместе и где устроить праздник, кого порадовать...

В каждом кружке началось обсуждение. Один за другим вожатые сообщают о предложениях своих групп. Учительница подбадривает робеющих, сопоставляет сказанное, подхватывает и развивает наиболее интересные мнения. Постепенно выясняется: большинство первоклассников и их старших друзей - за подготовку сюрпризов по группам.

- Для кого?

- Друг для друга. Но потом можно поздравить и других первашей...

- А какие сюрпризы?

- Загадки! Сценки! Стихи! Сказки! Игру провести интересную со всеми! Но кто что хочет и по секрету.

И вот уже выбран штаб праздника - от каждого микроколлектива вожатый и командир-первоклассник. Советники штаба - Лариса Ивановна и присутствовавшие мамы и бабушки.

Больше месяца шла подготовка сюрпризов: ребята собирались каждую неделю в гостях у старших друзей и создавали свой подарок для других групп и для всего класса. Героями выбранных стихов, сочиненных сообща сценок, загадок, сказок были, конечно, октябрята и пионеры. Об этом заботились учительница и вожатые.

Но вот и праздник. После торжественной линейки группы, ставшие теперь звездочками, со своими старшими друзьями идут в помещение класса, и тут первая неожиданность: пионеры успели украсить класс гирляндами, аппликациями, шарами. И пошла цепочка сюрпризов!

На следующий день - общий сбор - "огонек". Снова совещаются звездочки. Снова каждый высказывал свое мнение. Но уже гораздо увереннее. От имени звездочек говорят уже не только вожатые, но и командиры.

- Что понравилось?

- Всё! Всем было интересно! Дружно работали!..

- А что предлагаем?

- Давайте поздравим других октябрят!

И целых три дня, до самого конца четверти, воспитанники Ларисы Ивановны вместе с ней приходят после уроков на 15 - 20 минут в гости к товарищам из параллельных классов с наиболее удачными из подготовленных сценок, стихов, загадок...

 

Все шесть стадий одного и того же коллективного творческого дела. Но это только начало. В течение следующей четверти Лариса Ивановна осуществляет своим коллективом по тому же алгоритму несколько КТД - праздник "Прощание с букварем", встречу Нового года, октябрятско-пионерскую "Зарничку", операцию "Подарок славным труженицам", звездный марш-поход в честь дня рождения В. И. Ленина, операцию "Салют ветеранам!".

Эстафету Л. И. Кориковой подхватывают десятки и сотни ленинградских учителей начальных классов, среди них Т. А. Рыбкина из 144-й школы, Л. К. Панкратьева из 544-й, Т. С. Викторенкова из 155-й школы, Т. Н. Пыжова из 264-й, В. П. Орлова из 124-й школы Ленинграда и В. А. Макарова-Афанасьева из Никольской школы Гатчинского района Ленинградской области...

Этот опыт становится новым доказательством действенности алгоритма содружества, возможности эффективного использования КТД начиная с младших классов.

Этот опыт оказал нам бесценную помощь для раскрытия и другого, не менее значительного условия успешности коллективных творческих дел.

СВЯЗИ ВЗАИМНОГО ПОДКРЕПЛЕНИЯ. Планируя и готовя праздничные КТД, октябрята и их старшие друзья решают проводить и другие комплексные творческие дела: перед встречей Нового года, например, октябрятско-пионерскую фабрику и операцию "Снежная сказка"; перед праздником, посвященным Международному женскому дню,- "Путешествие по профессиям мам и бабушек". Расширяется и программа самого праздника. Например, День Советских Вооруженных Сил отмечается не только "Зарничкой", но и спектаклем "Мальчиш-Кибальчиш" (по собственному, сочиненному сообща сценарию), а операция "Салют ветеранам!" дополняется трудовым десантом заботы о памятниках героям.

Общественно-политические КТД подкрепляются трудовыми, познавательными, художественными; спортивные - познавательными... Коллективная организаторская деятельность (общий сбор-старт, работа советов дела и т.д.) становится центром целой серии коллективных творческих дел разных видов.

Выяснилось, что и для начальных классов огромное значение имеет взаимосвязь КТД и других средств коммунистического воспитания, в которых реализуется два вида воспитательных отношений: творческого содружества поколений и товарищеского творческого обучения.

Так, знания и умения, полученные на уроках и дополнительно в воспитательных мероприятиях, помогают школьникам успешно проводить и осмысливать сделанное. В свою очередь, в коллективных творческих делах развиваются познавательные интересы и способности детей, их стремление хорошо учиться, формируются черты характера, необходимые для успешной учебы (ответственность, добросовестность, трудолюбие и т.д.). Особенно важным для успеха коллективного дела является товарищеское общение, в котором органически соединяется незаметное и открытое воспитательное воздействие.

Найденное условие эффективности КТД - их взаимоподкрепление и взаимосвязь с другими средствами коммунистического воспитания - открыло более широкие перспективы применения алгоритма содружества: "единство и последовательность шести стадий" может стать ключом, основой для комплексной организации не только отдельного КТД, но и всей коллективной творческой жизни.

Мы решили организовать весь воспитательный процесс по тематическим периодам. Темы этих периодов отражают важнейшие события и стороны жизни нашего общества, дают возможность решать задачи идейно-политического воспитания в теснейшем единстве с нравственным, трудовым и другими частями коммунистического воспитания. Каждый период воспитательного процесса имеет свою тему, например: Великая Октябрьская социалистическая революция, жизнь и заветы В. И. Ленина, Конституция СССР и т.д. Все стадии коллективной жизни в определенный период объединяются этой темой.

Вот как строилась, например, эта работа во II классе 9-й гатчинской школы учительницей Л. И. Кориковой.

 

Учительница, готовясь к новому учебному году, выбрала такие темы, в соответствии с которыми строила воспитательный процесс: "Наша Революция", "Навстречу Новому году", "Салют защитникам Ленинграда!", "Слава женщинам - труженицам и героиням!", "Здравствуй, весна!", "С Лениным в сердце", "Будем достойны героев".

Первый тематический период начинается со стадии предварительной работы учительницы вместе с классным руководителем V класса, пионерами-пятиклассниками, учителем физкультуры, библиотекарем школы, родными учащихся. Но теперь ими намечаются варианты не одного праздника, а нескольких возможных КТД, проводятся не только беседы, но и встречи с кавалером ордена Октябрьской Революции, экскурсии в музей, совместный просмотр кинофильмов, прогулки по городу.

На 2-й стадии коллективно составляется план не одного КТД, а всей жизни октябрятской группы и ее старших товарищей в сентябре - ноябре: звездный марш-поход по местам революционной, боевой и трудовой славы ленинградцев-гатчинцев; операция "Кавалеры ордена Октябрьской Революции"; защита фантастических проектов "Наш город в 2000 году"; трудовой десант "Золотая осень"; спектакль кукольного театра в подарок комсомольцам "Мы - ваша смена".

Первые три дела решено осуществить октябрятскими звездочками вместе с пионерскими звеньями, а десант и спектакль - силами сводных бригад добровольцев.

На 3-й стадии (подготовка к празднику Октября) планируются, готовятся, проводятся и обсуждаются на сборах-"огоньках" звездный марш-поход, операция "Золотая осень" и спектакль в подарок комсомольцам. Во время марш-похода и операции "Кавалеры ордена Октябрьской Революции", во время разведки перед трудовым десантом и при подготовке спектакля происходят встречи с родными - участниками Великой Октябрьской социалистической революции, героями войны и труда, с комсомольцами разных поколений, проводятся экскурсии на предприятия Гатчины, беседы о Конституции СССР, чтение рекомендованных учительницей и библиотекарем школы книг, детских журналов и газет. Этой же теме посвящены и уроки объяснительного и внеклассного чтения, рисования, труда, повседневное общение октябрят и их старших товарищей - пионеров, родных, педагогов, сборы звездочек в гостях у старших друзей, занятия по технике оформления альбомов и стендов...

Звездочки под руководством вожатых выполняют поручения по заботе о классе и окружающей жизни: "вахтенные", "друзья природы", "друзья малышей", "друзья книг", "юные журналисты" - выпуск устного журнала со страничками "Герои рядом с нами", "Что мы узнали" и т. д. Каждые две недели - чередование этих поручений.

Под лозунгом "Будем достойны старших!" развертывается взаимная забота в учебе: каждый октябренок в звездочке действует как "Помогай" по любимому предмету...

На 4-й стадии празднуется годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Открывается выставка собранных материалов, на которую ребята приглашают многочисленных гостей, вручают им подарки - альбомы, рукописные книжки. Вместе с гостями октябрята и пионеры готовят (в течение часа!) и защищают фантастические проекты "Наш город в 2000 году".

На 5-й стадии - подведение итогов всей работы за два с половиной месяца: анкета оценки, устный журнал, выпущенный очередной звездочкой юных журналистов, стенгазета, общий сбор-"огонек" и... "секретное" совещание с пионерами, родительское собрание.

На 6-й стадии - экскурсии для октябрятских и пионерских классов по выставке "Кавалеры ордена Октябрьской Революции", выступления со спектаклем для комсомольцев - тружеников и воинов, оформление альманаха "Наш город в 2000 году" в подарок школьникам Крайнего Севера, трудовой десант в Гатчинском парке...

 

Новые и новые тематические периоды - новые витки опыта. За Л. И. Кориковой другие учителя начальных классов, а вместе с ними старшие пионерские вожатые, руководители общешкольных коллективов творчески используют алгоритм содружества в воспитательном процессе.

...Для учителей и всего педагогического коллектива школы тематический период "Здравствуй, школа!" начинается еще в середине августа. Директор беседует с возвращающимися из отпуска учителями, вместе с ними решает, кто куда отправится для самой первой в новом учебном году - педагогической - разведки дел и друзей. Секретарь партийной организации идет в РК КПСС, встречается с работниками отделов, выясняет, что может и должна сделать школа для родного района. Секретарь учительской комсомольской организации и старшая пионерская вожатая обсуждают предстоящий "фронт работ" в районном комитете комсомола, а затем беседуют с руководителями и педагогами Дома пионеров и школьников, знакомятся с методическими новинками. Возглавляемая организатором внеклассной и внешкольной работы группа педагогов (учителя труда, литературы, биологии, музыкального и изобразительного искусства, физического воспитания, библиотекарь и врач, а вместе с ними председатель родительского комитета) встречается с секретарем исполкома, с работниками отделов, ведающими деятельностью производственных коллективов, благоустройством, охраной природы, здравоохранением, заботой о ветеранах, физкультурой и спортом, культурно-просветительными учреждениями района. В следующие дни эти педагоги небольшими группами, по 2-3 человека, распределив между собой маршруты, идут в ЖЭКи, в детские сады своего микрорайона, заботливым взглядом осматривают пришкольный участок, игровые и спортивные площадки во дворах, окрестные скверы и парк, беседуют с руководителями соседнего ПТУ, работниками местного кинотеатра и районной библиотеки.

В эти же дни двое педагогов по поручению директора едут в подшефный сельский район и узнают, какие общие дела может вместе с ними сделать школа.

И конечно, сам директор и его заместители встречаются с работниками отдела народного образования и райпедкабинета, читают и обсуждают новые материалы по учебно-воспитательной работе, снова и снова думают над тем, как использовать их советы и рекомендации в предстоящем учебном году.

Начинается заключительный этап педагогической разведки: теперь ее маршрут - в стенах школы. Составляют план необходимых дел предметные комиссии; над новыми возможностями оборудования и оформления общешкольных помещений размышляют директор и секретарь партийной организации, организатор внеклассной и внешкольной работы, старшая пионерская вожатая, завучи и заведующий школьным хозяйством.

"Внешняя" и "внутренняя" разведка, доклады и выступления в первые дни августовского совещания дают педагогам и всему воспитательному коллективу школы обширный материал для дальнейшего анализа. Как происходит это коллективное размышление, этот коллективный поиск?

В последние дни августовского совещания собираются предметные комиссии; в каждой из них идет обмен впечатлениями и мыслями, возникшими во время разведки и районной конференции, подготавливаются предложения к педсовету. Затем работают объединения руководителей классных коллективов и воспитателей групп продленного дня: "союз" первых, четвертых, седьмых, десятых классов, "союз" вторых, пятых, восьмых классов, "союз" третьих, шестых, девятых классов. Так же, опираясь на данные разведки, педагоги раскрывают перспективы творческого содружества разных поколений воспитанников и их воспитателей - взаимной заботы, общих дел на радость и пользу окружающим людям, далеким друзьям, родной школе.

Первый в новом учебном году педагогический совет. Краткое вступительное слово директора: несколько самых важных вопросов, которые нужно обсудить и решить сообща. Как лучше в новом году педагогическому и всему воспитательному коллективу осуществлять идейно-воспитательную функцию школы? Образовательную? Подготовку к труду? Всеобуч? Сначала - предложения, возникшие в предметных комиссиях. Выступают их председатели, затем - с вопросами, мнениями, критикой и уточнениями - все желающие. Потом выслушиваются и сообща рассматриваются предложения, разработанные союзами воспитателей. Директор школы ведет и этот тур коллективного размышления, ставит дополнительные вопросы, просит разъяснить и подробнее обосновать то или иное предложение или аргументированно его опровергнуть, в случае необходимости предлагает провести по спорному вопросу короткие совещания в соответствующих микроколлективах (предметных комиссиях, союзах руководителей классных коллективов или по параллелям), подхватывает и развивает наиболее содержательные предложения, формулирует общее решение.

Именно это решение конкретизируется и развертывается в перспективных планах на новый учебный год, которые составляет в последующие дни каждая предметная комиссия и каждый орган воспитательского коллектива. Общее решение и планы ложатся в основу личных планов воспитательной работы, создающихся организатором внеклассной и внешкольной работы, старшей пионерской вожатой, руководителями классных коллективов и воспитателями групп продленного дня.

В эти же последние дни августа действуют два сводных отряда. В первом - собравшиеся "по цепочке" члены комитета комсомола и учкома, совета дружины и совета друзей октябрят (СДО), секретари классных бюро ВЛКСМ и отрядные вожатые. Вместе со старшими товарищами - педагогами они определяют маршруты предварительной гайдаровской разведки, распределяются по командам, составляют программу действий. В каждой команде - свой комиссар из старших друзей. Так, по маршруту "Знания и труд" (кабинеты и мастерские школы, райком ВЛКСМ, шефское предприятие, соседнее ПТУ и т. д.) ребят ведет старшая пионервожатая; по маршруту "Искусство" - учителя - энтузиасты эстетического воспитания; по маршруту "Пресса" - библиотекарь; по маршруту "Малыши" - секретарь учительской комсомольской организации, учительница начального класса; по маршруту "Природа" - учительница биологии; по маршруту "Спорт" - учитель физического воспитания...

И на каждом маршруте - наблюдения (даже давно знакомое в разведке представляется совсем по-иному!), встречи, размышления о том, что можно сделать, столкновения вариантов, споры и - обязательно - приглашения старых и новых друзей на праздник 1 сентября.

Во втором сводном отряде - добровольцы, решившие принять участие в организации праздника "Здравствуй, школа!". Комсомольцы, пионеры, октябрята разных классов. Вместе с ними - педагоги и активисты из родительского комитета во главе с организатором внеклассной и внешкольной работы.

Как лучше провести первый день нового учебного года? Кого и чем порадовать? Обсуждается каждое предложение. Возникает общий замысел, объединяющий несколько творческих дел. Теперь можно разбиться на бригады... Совместная операция всех бригад - "Последний штрих": во второй половине дня 31 августа помещение школы становится особенно нарядным и уютным. Но у каждой бригады и своя задача, тоже гайдаровская (выполняется ребятами вместе со старшим другом). Рейд к ветеранам - учителям и сотрудникам школы с поздравлением-благодарностью и приглашением принять участие в празднике. Организация общешкольной линейки. "Путешествие по школе" с первоклассниками. Праздничные сюрпризы педагогам (цветы, памятные значки-эмблемы) и техническим работникам. К вечеру - веселая спартакиада с родителями на школьном стадионе...

2 сентября начинается завершающая, самая ответственная стадия тематического периода "Здравствуй, школа!" - стадия ближайшего последействия праздника и всей работы, которая ему предшествовала. Прежде всего - массовая гайдаровская разведка, в которую поведут своих товарищей участники предварительной разведки. В вестибюле и на каждом этаже - огромные плакаты-карты с маршрутами и соответствующими названиями команд, которые пойдут по этим маршрутам, с составом ведущих - членов штаба каждой команды и главного штаба всей разведки, с указанием места и времени сбора каждой команды. Итак, доброволь

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...