Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законом жизни развитого социалистического общества является




«забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех»

Из конституции СССР

 

Будем все глубже понимать и все успешнее строить воспитание в коллективе и через коллектив как воспитание в едином воспитательном коллективе, руководимом его ведущей частью - коллективом воспитательским.

Единый воспитательный коллектив - это объединение воспитателей и воспитанников, в котором развивается их общая гражданская забота - организаторская, практическая, воспитательная, направляемая товарищеской воспитательной заботой старших о младших - открытой и незаметной. Иначе говоря, это объединение, в котором развиваются воспитательные отношения коммунистического товарищества - в единстве реальных отношений общей заботы и духовных отношений товарищеского уважения и товарищеской требовательности.

В едином воспитательном коллективе осуществляется в теснейшей взаимосвязи не только открытая передача старшими (воспитателями) готового, накопленного ранее общественно необходимого опыта и усвоение этого опыта младшими (воспитанниками), но и незаметная передача воспитателями такого опыта и усвоение его воспитанниками в коллективных творческих делах. Применяя этот опыт для решения общественных и учебных задач, воспитанники вместе с воспитателями и под их руководством создают новый для них общественно значимый опыт. Этот новый опыт объединяется с усвоенным и прежним собственным опытом. Происходит обмен таким объединенным опытом между воспитателями и воспитанниками, применение этого опыта, его закрепление в виде традиций коллектива. В результате он превращается в личное достояние каждого.

Таким образом, в едином воспитательном коллективе происходит не только воспитание воспитателями воспитанников, но и самовоспитание как младших, так и старших.

Ведущая часть единого воспитательного коллектива - воспитательский коллектив, объединение представителей старших поколений как товарищей по воспитательной заботе о младших, вместе с которыми и во главе которых они творчески решают жизненно важные задачи - организаторские, практические и воспитательные, в том числе учебные. Особую роль в воспитательском коллективе играет его ядро - педагоги.

Движущей силой развития воспитательного коллектива является товарищеская воспитательная забота старших о младших, направляющая их общую творческую гражданскую заботу. Она начинается с товарищеской воспитательной заботы руководителя коллектива о других воспитателях, о каждом воспитаннике, о себе как их старшем товарище. Эта забота, в свою очередь, возбуждает и развивает такую же заботу других воспитателей о себе, друг о друге как о старших товарищах воспитанников, а также о самих воспитанниках.

Товарищеская воспитательная забота руководителя коллектива и других воспитателей о воспитанниках, в свою очередь, возбуждает и развивает товарищескую воспитательную заботу воспитанников о себе (взаимную и личную) и их заботу о воспитателях как своих старших друзьях.

Таким образом, цель товарищеской воспитательной заботы - раскрытие и развитие творческих сил человека (подрастающего и взрослого) в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу.

Сущность товарищеской воспитательной заботы - единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности к человеку.

Чем полнее и глубже руководитель коллектива и другие воспитатели проявляют - в единстве - товарищеское уважение и товарищескую требовательность к себе и воспитанникам, тем быстрее, полнее и глубже развивается общая творческая гражданская забота воспитателей и воспитанников об улучшении окружающей и своей жизни, тем успешнее, следовательно, происходит целостно-многостороннее развитие каждого как коллективиста, как товарища других людей, осуществляется коммунистическое воспитание воспитанников и самих воспитателей.

Эта педагогическая закономерность представляет собой проявление общего закона жизни развитого социалистического общества. Суть этого закона - забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех.

...Стремительно летит время. Возникают новые задачи. Все сложнее становится процесс коммунистического воспитания, процесс формирования коллективистов. Но все смелее и увереннее мы проникаем в его глубины: с нами надежный опыт и надежная теория. С нами рожденная нашими великими учителями педагогика коммунистического товарищества - педагогика будущего в настоящем.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Приглашение к поиску……………………………………………….………………..3

Сила товарищества……………………………………………..……………………...5

Коллективная организаторская деятельность………………..……………………...23

Комсомольцы и пионеры: вместо опеки - содружество……………………………35

Развитие единого коллектива………………………..………….……………………57

Заключение…………………………………………………………………………….77

 

 

Игорь Петрович Иванов

Воспитывать коллективистов: Из опыта .работы школ Ленинграда и Ленинградской области

 

Зав. редакцией Л. И. Коровкина

Редактор И. Н. Баженова

Художник Е. Н. Скрынник

Художественный редактор Е. В. Гаврилин

Технический редактор Ф. Б. Мухаммедова

Корректор В. С. Антонова

 

ИБ № 609

 

Сдано в набор 14.12.81. Подписано в печать 22.02.82. А-07338. Формат

84х108'/32. Бумага тип. № 2, Гарнитура литерат. Печать высокая. Усл. печ. л..

4,20. Уч.-изд. Л. 4,62. Усл. кр.-отт. 4,51. Тираж 80 000 экз. Заказ 966. Цена 15 коп.

 

Издательство «Педагогика» Академии педагогических наук СССР

и Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии

и книжной торговли. 107847, Москва, Лефортовский пер., 8

 

Владимирская типография «Союзполиграфпрома» при Государственном

комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли

600000, г. Владимир, октябрьский проспект, д. 7

 

 


[1] Материалы XXVI съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, с. 57

[2] Брежнев Л.И. Целина. М.: Политиздат, 1979, с. 35.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...