Технология развития критического мышления как средство развития универсальных учебных действий учащихся начальной школы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3-5 1. Технология развития критического мышления как средство развития универсальных учебных действий учащихся начальной школы…………………………………………………………………6-11 2. Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальной школе………………………...12-17 Заключение……………………………………………………………..18-19 Список литературы……………………………………………………19 Приложения……………………………………………………………20-24 Введение Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Системно-деятельностный подход к обучению – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Активное включение ученика в учебный процесс – это способ организации работы обучающегося, поскольку именно в деятельности происходит становление личности. Эта деятельность строится таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для проявления инициативной, продуктивной, осознанной активности ученика, стимулировать его учебно-познавательный поиск с элементами творчества. Ученик становится активным действующим лицом на уроке. Увлекательная поисковая деятельность, осуществляемая на основе применения технологии развития критического мышления с помощью лексико-орфографических упражнений, новых подходов и приемов к традиционным учебным действиям, резко повышает интерес учащихся к лингвистике и учебному процессу в целом, поднимает интеллектуальный уровень учащихся, улучшает качество освоения русского языка, совершенствует орфографическую грамотность, развивает устную речь школьников. Дети, направляемые педагогом, с высокой степенью самостоятельности определяют и формулируют тему и цель урока, выявляют и озвучивают тему словарно-орфографической работы, принимают непосредственное участие в составлении учебных заданий к выполняемым на уроке упражнениям, им предоставляется первое слово в формулировании выводов и обобщений.
Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического, наглядно-образного и знаково- символического мышления. Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно- следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково- символических действий замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет такие виды универсальных учебных действий как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Формирование личностных УУД: Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника и соседу по парте. Формирование регулятивных УУД: Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка Формирование коммуникативных УУД: Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе. Формирование познавательных УУД: Ученик научится или получит возможность научиться: - формулировать правило на основе выделения существенных признаков; - выполнять задания с использованием материальных объектов, схем; - проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ; - строить объяснение в устной форме по предложенному плану; - строить логическую цепь рассуждений Что значит для ребёнка современная начальная школа? Это новый этап в его жизни, основа для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Самое главное - умением учиться. Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Я решила попробовать применить приёмы развития критического мышления для развития УУД учащихся начальных классов на уроках русского языка. Технология развития критического мышления как средство развития универсальных учебных действий учащихся начальной школы Теоретические аспекты применения технологии развития критического мышления для развития УУД на уроках русского языка в начальной школе.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стилл, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так как, если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.» [Выготский, 1984: стр. 243], а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.
Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методических приемов, развивающих интеллектуальные, коммуникативные и познавательные умения учащихся. Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия). Какие цели и задачи ставит данная технология? 1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. 2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. 3) Развитие аналитического, критического мышления. Задача научить школьников: 4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. 5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Каким же образом происходит организация учебного процесса? Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий): I фаза (10 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) II фаза (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации) III фаза (10 минут) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) I. Фаза вызова. Задачи этой фазы: 1) Постановка целей урока. 2) Активизация познавательной деятельности учащихся. Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. В процессе реализации фазы вызова: Учащиеся: -могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы; -фиксируют высказывания на доске или листах; -работают индивидуально и в малых группах. Учитель: -стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме; -способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников; -просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме. В случае успешной реализации фазы вызова в классе возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|