Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Фаза осмысления содержания. (Cмысловая стадия)




Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения учителем, гораздо реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Главной задачей этой фазы в ТРКМ является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания.

На фазе осмысления содержания:

Учащиеся:

-осуществляют контакт с новой информацией;

-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

-акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

-обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

-стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

-готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Учитель:

-может быть непосредственным источником новой информации;

-если ребята работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении;

-для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

III. Фаза рефлексии. Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя.

На фазе рефлексии:

Учащиеся:

-осознают своё"я", свой опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя;

-получают рождение нового знания, становление опыта, развитие личности.

целостное осмысление, обобщение полученной информации;

-формируют собственное отношение к изучаемому материалу.

Учитель:

-осознаёт собственные действия и действия учеников;

-получает новый педагогический опыт, развитие мастерства;

-видит эффективность педагогического процесса.

В начальной школе не все приемы и стратегии технологии развития критического мышления применимы. На своих уроках я применяю такие приемы: «Верные - неверные утверждения» (игра «Веришь – не веришь»), таблица ЗХУ, синквейн, кластер, зигзаг – 2, «Тонкие и толстые» вопросы, инсерт, игра «Как ты думаешь?», «Корзина идей».

 

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальной школе

Применение на уроке приемов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала. Учащихся надо учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, критически развивать и совершенствовать себя.

Далее мною представлен опыт практического применения приемов ТРКМ на уроке русского языка в 3 классе по теме: «Главные и второстепенные члены предложения» (Технологическая карта урока русского языка, разработанного на основе использования приёмов ТРКМ).

 


Технологическая карта урока

Русский язык

3 класс

УМК «Школа 2100» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Тип урока: комбинированный с использованием приёмов ТРКМ (таблица ЗХУ, «Кластер», «Корзина идей», игра «Веришь-не веришь»)

Тема: Главные и второстепенные члены предложения

Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, карточки («кластер», таблица ЗХУ)

 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

· уметь выполнять разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора

· уметь выделять в предложении грамматическую основу и устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, уметь различать второстепенные члены предложения (на уровне представления)

 

Метапредметные

Познавательные УУД:

  1. проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Осуществлять подведение под понятие.
  2. осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, строить рассуждения.
  3. осуществлять синтез как составление целого из частей (создание кластера); проводить анализ работы, рефлексию

4. использовать знаково- символические средства для моделирования грамматической и познавательной задачи

Регулятивные УУД

1. самостоятельно формулировать тему и цели урока; планировать действия с учетом поставленной учителем задачи.

2. вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других учащихся

Коммуникативные УУД

1. планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

2. оформлять свои мысли в устной форме, строить монологическую речь

Личностные:

1. проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам в группе

2. выражать своё мнение, работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности

3. испытывать чувство гордости за свою малую родину – город Санкт-Петербург

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный Предлагает разделиться классу на группы Вытягивают жребий, объединяются в группы
Актуализация знаний · Словарная работа. Предлагает учащимся отгадать загадку про фонарь Дом - стеклянный пузырек, А живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется. · предлагает детям собрать «корзину идей» про новое словарное слово с точки зрения русского языка (часть речи, слоговой состав, фонетический образ, орфограммы и т. п.) · сообщает учащимся об этимологии нового словарного слова · демонстрирует по ходу урока презентацию · Подбирают однокоренные слова, выделяют непроверяемую орфограмму · Коллективно обсуждают результаты групповой работы по заполнению «корзины идей» · Учащиеся работают со словарём С. Ожегова, находят лексическое значение слова «фонарь», делают вывод о том, что это слово многозначное · Индивидуальное сообщение подготовленного ученика об истории появления уличных фонарей в Санкт-Петербурге
Стадия «вызов» (тема урока и целеполагание)
  • Предлагает учащимся выполнить логическое упражнение «Найди лишнее слово»
существительное приставка прилагательное корень сказуемое суффикс глагол подлежащее местоимение основа  
  • Предлагает детям распространить предложение по модели
  • Обращается с предложением обсудить в группах и сформулировать тему и цели урока
  • Предлагает учащимся составить по группам таблицу ЗХУ, после обмена мнениями каждой группы выводит на слайд таблицу ЗХУ
  • Создаёт условия для свободного обмена мнениями по формулированию темы и целей урока
  • Демонстрирует презентацию по ходу урока
 
  • Выполняют поиск «лишних» слов, устанавливают, что полученное словосочетание является грамматической основой предложения
 
  • Составляют предложение по предложенной модели
  • Совещаются в группах и выдвигают предположения по формулировке темы и целей урока
  • дают характеристику предложения, выделяют главные и второстепенные члены предложения, обозначают, какими частями речи они выражены
· обсуждают в группах заполнение таблицы ЗХУ, коллективное заполнение таблицы на интерактивной доске · После обсуждения в группах выдвигают предположения о теме и целях урока
Стадия «осмысление» · Организует работу учащихся с деформированными предложениями · Предлагает учащимся самостоятельно сформулировать задание к предложениям в соответствии с темой и целями урока · Организует выполнение логического упражнения «Корректурная проба» · Предлагает учащимся перечитать все составленные предложения и сделать вывод · Организует проведение физкультминутки «Фонари» при помощи ассистентов · Проводит с учащимися игру «Веришь – не веришь» (погадаем на ромашке) Верите ли вы, что… *Второстепенные члены не входят в основу предложения? *Предложение может быть без второстепенных членов? *Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения? *Подлежащее всегда выражено существительным? *Сказуемое всегда выражено глаголом? *Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения? *В предложении всегда есть подлежащее? · Предлагает учащимся выполнить в группах логическое упражнение «Акрофраза» (составление предложения из букв слова ФОНАРь) · Демонстрирует учащимся слайды презентации и предлагает найти среди составленных акрофраз предложение, в котором отсутствует подлежащее · Учащиеся составляют и записывают предложения, дают им характеристику, производят разбор предложений по членам и частям речи · Выполняют упражнение, записывают составленное предложение, производят разбор по членам и частям речи · Учащиеся делают вывод о том, что составлен текст и доказывают это · Выполняют физкультминутку · Учащиеся по группам отвечают на вопросы, написанные на лепестках ромашки, приводят доказательства своих ответов     · Обсуждают в группах составление акрофраз, озвучивают свои варианты · Обсуждают составленные предложения и доказывают выбор нужного предложения согласно указанному учителем признаку  
Стадия «рефлексия» · Предлагает учащимся по группам составить кластер «Члены предложения» · Обобщает ответы учащихся и выводит на слайд презентации составленную обобщённую модель кластера · Предлагает учащимся вернуться к окончанию заполнения таблицы ЗХУ и демонстрирует заполненную учащимися таблицу · Организует самооценку работы каждой группы на уроке · Предлагает учащимся оценить собственное знание и незнание, индивидуальную самооценку работы на уроке с помощью «Лесенки знаний» · Получают карточки со схематической моделью кластера, заполняют их · Озвучивают свои варианты заполнения кластера по группам · Заканчивают заполнение последнего столбика таблицы ЗХУ · Учащиеся высказывают свои суждения о работе группы на уроке · Осуществляют познавательную и личностную рефлексию · Оценивают свою работу на уроке с помощью «Лесенки знаний»
Итог урока. · Предлагает учащимся ответить на вопросы: Был ли изучаемый материал понятен детям? Реализована ли тема урока? Достигли ли цели урока? · Анализируют изученный на уроке материал, отмечают, что понравилось на уроке.

 

 


Заключение

В результате проведённой работы были сделаны следующие выводы о том, что технология развития критического мышления обеспечивает

· формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, “отсеивать” второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

· стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;

· запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Технология позволяет формировать необходимые УУД:

• выделять причинно-следственные связи;

• рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

• отвергать ненужную или неверную информацию;

• понимать, как различные части информации связаны между собой;

• выделять ошибки в рассуждениях;

• делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

• избегать категоричности в утверждениях;

• быть честным в своих рассуждениях;

• определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

• выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

• уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

• подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

• отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на главном.

Применение приемов и методов технологии развития критического мышления показало, что они способствуют формированию познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных УУД младших школьников. Приемы можно использовать на уроках в начальной школе на разных этапах: вызова, осмысления и рефлексии.

 

Список литературы

1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 134 с.

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2003. - 192 с.

4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. - с. 66 — 72

5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. - 175 с.

6. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009.

 


Приложение 1.

Таблица ЗХУ

 

 


 

Приложение 2.

Упражнение «Акрофраза»

 

 

 

Приложение 3.

Кластер

 

Приложение 4.

 

 

 

Приложение 5.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...