II. Фаза осмысления содержания. (Cмысловая стадия)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения учителем, гораздо реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Главной задачей этой фазы в ТРКМ является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. На фазе осмысления содержания: Учащиеся: -осуществляют контакт с новой информацией; -пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом; -акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения; -обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы; -стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему; -готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. Учитель: -может быть непосредственным источником новой информации; -если ребята работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении; -для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. III. Фаза рефлексии. Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя. На фазе рефлексии: Учащиеся: -осознают своё"я", свой опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя;
-получают рождение нового знания, становление опыта, развитие личности. целостное осмысление, обобщение полученной информации; -формируют собственное отношение к изучаемому материалу. Учитель: -осознаёт собственные действия и действия учеников; -получает новый педагогический опыт, развитие мастерства; -видит эффективность педагогического процесса. В начальной школе не все приемы и стратегии технологии развития критического мышления применимы. На своих уроках я применяю такие приемы: «Верные - неверные утверждения» (игра «Веришь – не веришь»), таблица ЗХУ, синквейн, кластер, зигзаг – 2, «Тонкие и толстые» вопросы, инсерт, игра «Как ты думаешь?», «Корзина идей».
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальной школе Применение на уроке приемов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала. Учащихся надо учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, критически развивать и совершенствовать себя. Далее мною представлен опыт практического применения приемов ТРКМ на уроке русского языка в 3 классе по теме: «Главные и второстепенные члены предложения» (Технологическая карта урока русского языка, разработанного на основе использования приёмов ТРКМ).
Технологическая карта урока Русский язык 3 класс УМК «Школа 2100» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Тип урока: комбинированный с использованием приёмов ТРКМ (таблица ЗХУ, «Кластер», «Корзина идей», игра «Веришь-не веришь») Тема: Главные и второстепенные члены предложения Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, карточки («кластер», таблица ЗХУ)
Планируемые образовательные результаты:
Предметные · уметь выполнять разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора · уметь выделять в предложении грамматическую основу и устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, уметь различать второстепенные члены предложения (на уровне представления)
Метапредметные Познавательные УУД:
4. использовать знаково- символические средства для моделирования грамматической и познавательной задачи Регулятивные УУД 1. самостоятельно формулировать тему и цели урока; планировать действия с учетом поставленной учителем задачи. 2. вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других учащихся Коммуникативные УУД 1. планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности 2. оформлять свои мысли в устной форме, строить монологическую речь Личностные: 1. проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам в группе 2. выражать своё мнение, работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности 3. испытывать чувство гордости за свою малую родину – город Санкт-Петербург
Заключение В результате проведённой работы были сделаны следующие выводы о том, что технология развития критического мышления обеспечивает · формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, “отсеивать” второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения; · стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности; · запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Технология позволяет формировать необходимые УУД: • выделять причинно-следственные связи; • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; • отвергать ненужную или неверную информацию; • понимать, как различные части информации связаны между собой; • выделять ошибки в рассуждениях; • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; • избегать категоричности в утверждениях; • быть честным в своих рассуждениях; • определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; • выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; • подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на главном. Применение приемов и методов технологии развития критического мышления показало, что они способствуют формированию познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных УУД младших школьников. Приемы можно использовать на уроках в начальной школе на разных этапах: вызова, осмысления и рефлексии.
Список литературы 1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 134 с. 2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с. 3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2003. - 192 с. 4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. - с. 66 — 72 5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. - 175 с. 6. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009.
Приложение 1. Таблица ЗХУ
Приложение 2. Упражнение «Акрофраза»
Приложение 3. Кластер
Приложение 4.
Приложение 5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|