Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _ родному языку _(русский)_

для _ 4 а, 4, 4 в __ классов

срок реализации _ 1 _год

Шмаковой Оксаны Юрьевны

высшей квалификационной категории

 Митрофановой Лилии Валентиновны

высшей квалификационной категории

Захарченко Светланы Григорьевны

первой квалификационной категории

 

Г. Петровск

Учебный год

Пояснительная записка

 

Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:

· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03 августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

· Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

· приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);

· приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». 

Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

· расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

· формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

· совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

· совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

· совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

· приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на 17 часов (0,5 ч в неделю, 34 учебных недели).

Планируемые результаты учебного предмета

Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:

· воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

· приобщение к литературному наследию русского народа;

· обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

· расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

· осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

· осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

· осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

· распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

· понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;

· понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

· понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

· понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

 

2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

· осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

· соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

· соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);

· обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

· соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

· произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

· осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

· соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

· выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

· проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

· выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

· редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

· соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

· употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;

· употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

· выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

· редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

· соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

· соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

· соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

· совершенствование умений пользоваться словарями:

· использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

· использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

· использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

· использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

· использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.

 

3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

· владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

· владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

· чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

· умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

· умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

· умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

· уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

· уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

· умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

· создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

· создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

· создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

· оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

· редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

· соблюдение основных норм русского речевого этикета:

· соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

· различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

Содержание учебного предмета, курса.

Содержание программного материала Количество часов

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).   1
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.    2
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литерату. 2  
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. 2  

                              Раздел 2. Язык в действии (3 часа)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). 1
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). 1
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.  1    

              Раздел 3. Секреты речи и текста (7 часов)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы 1
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.  1
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. 2
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.  1
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.  1
Синонимия речевых формул (на практическом уровне). 1

Тематическое планирование

 

  Раздел (тема) Кол-во часов Кол-во контрольных работ, диктантов, тестов Количество уроков развития речи (или лабораторные, практические работы)
1) «Русский язык: прошлое и настоящее» 7 ч 1  
2) «Язык в действии» 3 ч 1  
3) «Секреты речи и текста» 7 ч 1 4
  ИТОГО   17 ч   3   4

 

Приложение 1.

II четверть

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...