Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отбор и подготовка вспомогательного персонала.




Отбор и подготовка вспомогательного персонала.

Педагоги и врачи, работающие в специальных школах и интернатах, хорошо знают и на каждом шагу своей деятельности испытывают помехи, неудобства, а подчас и вред от того, что хозяйственный и технический персонал вовсе несведущ в приемах и режиме лечебного воспитания. Чем более ребенок возбуждается или чем сильнее он проявляет свой негативизм, тем мягче к нему отношение и тем большая необходимость считаться с болезненным состоянием его мозга. Непонимающие лица обычно говорят, что надо такого ребенка не укладывать в постель или усиленно кормить, а только хорошенько побить; они вместо того, чтобы оказать нужную помощь, очень теряются и панически пугаются, например, эпилептического или истерического припадков, в других случаях снабжают детей папиросами, деньгами, помогают при побегах и т. п. Для того чтобы это все устранить, весьма целесообразно разными приемами втянуть хозяйственников и технических служащих в общую систему коллективной работы детского учреждения. Как заведующий, так и каждый из врачебно-педагогического состава берет на себя обязанность пользоваться всяким удобным случаем для их инструктирования, указания на правильность или ошибочность их действий. Нам могут сказать, что это обыкновенно делается; да, но не всегда, случайно и потому недостаточно. Нельзя упускать из виду, что технический персонал детского учреждения играет далеко не последнюю роль в тех социальных стимулах, которые влияют на поведение детей, Отсюда естественно вытекает надобность в постоянном культурном просвещении и в систематической подготовке его, что, несомненно, предотвратит возможные вредные влияния. Наш опыт подсказывает, что подготовка должна проводиться, главным образом, в виде кратких и ясных бесед о фактах, взятых из жизни учреждения, причем ведение бесед поручается тем, кто на деле доказал свою способность в высшей степени просто и доступно излагать свои мысли.

Само собой понятно, что правильно поставленное медико-педагогическое учреждение, где каждый работник— будь то кухарка, завхоз, дворник, портниха и т. п. —является воспитателем исключительных детей, заботится о him, чтобы технические и административно-хозяйственные тужащие тщательно подбирались и во всяком случае не допускались к работе нервнобольные, алкоголики и т. п. Руководимая мною Медико-педагогическая клиника успешно пользовалась этим правом в течение нескольких лет, распространяя его на технический, а также и хозяйственный персонал.

Педагоги-дефектологи и родители их воспитанников.

Дети, с которыми приходится иметь дело педагогу-дефектологу, являются детьми своих родителей. Иначе говоря:

оба родителя или один из них могут быть также примитивны, малоразвиты, нервны и психопатичны, как и их дети, нередко степень их ненормальности выше этих последних. Некоторые из родителей своим болезненным эмоционально-волевым поведением, нередко при этом вопреки собственным желаниям и стремлениям, очень тормозят коррекцию (исправление) ребенка даже и тогда, когда он обучается в какой-либо специальной школе или воспитывается в специальном интернате; бывают случаи, когда кто-либо из родителей по всякому поводу нервирует персонал своими вздорными претензиями и недостаточно мотивированными требованиями. Если подобных нервных родителей, весьма легко возбудимых и очень импульсивных, т. е. лишенных нормального психического равновесия, в данное время несколько человек, то они являются для учреждения в буквальном смысле бичом. В таких случаях и врачи, и педагоги-дефектологи никак не должны упускать из виду, что самым лучшим и верным средством будет соблюдение полного спокойствия.

Надо признаться, что так поступать весьма трудно, однако педагогу, воспитывающему исключительных детей, необходимо уметь собой владеть также и при общении с не совсем нормальными родителями своих воспитанников. Тогда о спокойствие и самообладание воспитателя разбиваются волны возбуждения родителей. Далее педагог-специалист не должен удивляться тому распространенному факту, что воздействие родителей на ребенка противоречит влиянию медико-педагогического учреждения. В первое время предоставление свободного сношения родителей с детьми означает нередко отказ от всякого успеха воспитания.

Педагогу-дефектологу частенько наряду с воспитанием психопатического ребенка предстоит задача перевоспитывать психопатических родителей; ясно, что эта задача гораздо труднее и сложнее.

В тех случаях, когда требования педагога-дефектолога соблюдаются и в своем обращении с ребенком родители руководствуются полученными от него указаниями, свидания и отпуски весьма полезны, поскольку авторитет родителей подкрепляет авторитет воспитателя, и наоборот.

Если между воспитателем и близкими ребенка царит несогласие, если родители противодействуют стремлениям педагога, все старания напрасны. Всякий разлад потрясает основы лечебного воспитания, отнимает у воспитателя авторитет и сводит на нет все его воздействия.

Однако не все родители так плохи и трудны, да и те же родители наряду с отрицательными качествами своего характера имеют иногда и хорошие личные свойства, например повышенную чуткость ко всякому намерению им помочь. И потому уместно присоединиться к мнению французского дефектолога Ойера, распространяя его взгляд и на работу педагога-специалиста: «Взаимоотношения с родителями занимают, быть может, наиболее деликатное место; с родителями врач должен себя выказать ловким дипломатом—чтобы получить признание, терпеливым— подвергаясь упрекам, мягким—потому что гнев никогда не разрешает трудностей, твердым—для того, чтобы получить от родителей повиновение при решении, которое считает лучшим для ребенка» (СНОСКА: Цит. по: Медведев М. Я. Современное состояние детской невропсихиатрии во Франции//Современная психоневрология, — 1928. — № VII-VIII. —C. 102. ).

Опыт нашей Медико-педагогической клиники и история вспомогательных школ, институтов по воспитанию глухонемых и слепых детей, по воспитанию нервных и психопатичных детей, учреждений для трудных детей и правонарушителей дают у нас и на Западе обильный материал по вопросу о том, что все эти специальные детские учреждения в начале своей работы страдают от непонимания родителями их задач. Стоит только учреждению начать систематически влиять на родителей, как вскоре же получаются довольно ощутимые положительные результаты. Все вместе взятое говорит о крайней необходимости широкого проведения в жизнь одного из важных и ценных принципов советской педагогики — культурного влияния специальных учреждений на окружающую среду в порядке общественно-педагогической работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...