Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фрагменты из сочинений юристов




Приложение 2

ФОРМЫ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

             
 
судебный прецедент
 
конституции принцепса

 

 


Приложение 3

ОБЫЧАЙ

         
 
   
Consuetudo: 1. обыкновение, привычка, утвердившееся в более краткий период, чем mores; 2. носит прогрессивный характер; 3. имеет силу закона; 4. не носит универсального характера; 5. имеет силу отменять устаревшие нормы цивильного права (desuetudo)  

 

 


Приложение 4

ЗАКОН

 

 

 


Классификация законов

I. В зависимости от санкции (Ф.У. Pr.1-2)[1]:

1) lex рerfectae;

2) lex minus quam perfectae(lex Furia от 183 г. о завещаниях);

3) lex imperfectae (lex Cincia от 202 г. об ограничении дарений).

 

II.  В зависимости от последствий издания закона (Ф.У. Pr.3):

1) lex rogatur;

2) lex abrogatur;

3) lex derogatur;

4) lex subrogatur;

5) lex obrogatur.

 

III. По кругу охваченных субъектов:

1) lex generala;

2) lex datae: a) lex speciala; b) lex privilegia.

Приложение 5

ЮРИДИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

 


   Прокульянцы (аналогисты)        Сабинианцы (аномалисты)

 

     
Антистий Лабеон (основатель) Нерва-отец Прокул Нерва-сын Пегас Нераций Приск Ювенций Цельс
 
Атей Капитон (основатель) Массурий Сабин Гай Кассий Лонгиний Цельс Сабин Гай Яволен Приск Абурний Валенс Тусциан Сальвий Юлиан

 


Приложение 6

ФРАГМЕНТЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ ЮРИСТОВ

I. ИНСТИТУЦИИ ГАЯ (Кн. I)

О гражданском праве и естественном

1 Все народы, которые управляются законами и обычаями (legibus et moribus) пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей: и так, то право, которое каждый народ сам для себя установил, есть его соб­ственное право и называется правом цивильным (jus civile), как бы собственным правом, свойственным самим гражданам. А то право, которое между всеми людьми установил естественный разум (naturalis ratio), применяется и защищается одинаково у всех народов и называется правом общенародным, как бы правом, которым пользуются все народы. Таким образом и римский народ пользуется отчасти своим собственным правом, отчасти правом, общим всем людям. В своем месте мы укажем на особенности каждого права в отдельности.

2 Цивильное право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, указов императоров, эдиктов тех магистратов, которые имеют право издавать распоряжения, и из ответов юристов.

3 Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил (lex est, quod populus iubet atque costituit); плебейское решение есть то, что плебеи одобрили и постановили (plebiscitum est, quod plebs est, quod plebs iubet atque costituit). Плебс же отличается от народа тем, что словом народ обозначаются все граждане включая сюда и патрициев; наименованием же плебса обозначаются прочие граждане, за исключением патрициев. Вот почему то патриции некогда утверждали, что постановления плебеев для них не обязательны, так как они составлены без их соизволения и участия. Но впоследствии издан был закон Гортензией, которым было определено, чтобы постановления плебейских собраний бы­ли обязательны для всего народа. Таким образом решения плебеев поставлены были наравне с настоящими законами.

4 Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и установляет; оно имеет силу закона, хотя это было спорно.

5 Указ императора (constitutio principis) есть то, что постановил император или декретом (decreto), или эдиктом (edicto), или рескриптом (epistula); и никогда не было сомнения в том, что указ императора имеет силу настоящего закона, так как сам император приобре­тает власть на основании особого закона, (который придавал императорским распоряжениям силу закона).

6 Эдикты суть постановления и предписания тех магистратов, которые имеют право их издавать. Право же издавать эдикты предоставляется должностным лицам римского народа; самое важное значение, однако в этом отношении, имеют эдикты двух преторов - городского и иностранно­го, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их наместникам. То же самое относится к эдиктам курульных Эдилов, юрисдикцию которых в провинциях римского народа имеют квесторы. в императорские же провинции квесторов вообще не назначают, а потому в этих провинциях такой эдикт не обнародуется.

    7 Ответы законоведов - это мнения (sententiae) и суждения (opiniones) юристов, которым позволено было устанавливать и творить (condere) право. Tсли мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в чем они согласны. если же мнения юристов не согласны между собою, то судье предоставляется право следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим, - что прямо выражается в рескрипте блаженной памяти Адриана.

II. ДОМИЦИЙ УЛЬПИАН. ФРАГМЕНТЫ (предисловие)

1. Совершенен такой закон (perfecta lex est), который запрещает что-либо делать, а если это сделано, считает недействительным, как, например, за­кон... Несовершенен такой закон (imperfecta lex est), который запрещает что-нибудь делать, и если это сделано, не отменяет и не налагает наказания на того, кто поступил вопреки закону, каков, например, закон Цин­ния, который запрещает дарить более двух тысяч ассов (кому-нибудь), за исключением некоторых лиц когнатов, но, если подарено больше, не отменяет (дарения).

2. Менее совершенен закон (minus quam perfecta lex est), который запрещает что-нибудь, а ес­ли это сделано, не отменяет, но налагает на того, кто поступил во­преки закону; таков, например, закон Фурия о завещаниях, кото­рый запрещает всем, кроме лиц, для которых сделано исключение, принимать более тысячи ассов по легату или (дарению) на случай смерти, и в наказание тому, кто принял, устанавливает штраф в четырехкратном размере.

3. Закон может (возникнуть в результате) рогации (lex aut rogatur), т.е. он издан, или аброгации (aut abrogatur), т.е. отмены прежнего закона, или дерогации (aut derogatur), т.е. отмены части первоначального закона, или суброгации (aut subrogatur), т.е. прибав­ления чего-либо к первоначальному закону, или аброгации (aut obrogatur), т.е. ка­кого-либо изменения в первоначальном законе...

4. Обычаи — это молчаливое согласие народа, укоренившееся благодаря долговременной привычке (Mores sunt tacitus consensus populi, longa consuetudine inueteratus).

 

III. ДИГЕСТЫ (Кн. I).

Титул I. О правосудии и праве (De iustitia et iure)

1. (Ульпиан). Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда про­изошло слово «право» (ius). Право получило свое название от «правосудия» (iustitia), ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом. § 1. По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недоз­воленного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой. § 2. Изучение права распадается на две части: публичное и частное (право). Публичное право, которое (относится) к положению римского государства, частное, которое (относится) к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении. Публичное право включает в себя святыни (sacra), служение жрецов, положение магистратов. Частное право делится на три части, ибо оно составляется или из естественных предписаний, или (из предписаний) народов, или (из предписаний) цивиль­ных. § 3. Естественное право (ius naturale) - это то, которому природа нау­чила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда от­носится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сю­да же порождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права. § 4. Право народов - это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое - лишь для людей (в их отношениях) между собой.

2. (Помпоний). Подобно почитанию бога, мы должны повиноваться ро­дителям и родине.

3. (Флорентин). Мы должны отражать насилие и противоправность, ибо правом установлено, что если кто-либо сделает что-либо для защиты своего тела, то считается совершившим правомерный поступок; и так как природа установила между нами некое родство, то последовательно, что является преступлением, когда один человек строит козни другому.

4. (Ульпиан). Освобождение от рабства относится к праву народов. Manumissio происходит от manu missio (отпущение из-под власти), т.е. да­рование свободы; ибо, доколе кто-либо находится в рабстве, он подчинен власти (manu et potestate), отпущенный же на волю освобождается из-под, власти. Это дело ведет свое происхождение из права народов; так как по ес­тественному праву все рождаются свободными, не было освобождения, ко­гда было неизвестно рабство; но после того как по праву народов возникло рабство, за ним последовало благодеяние отпущения из рабства. И хотя мы носим единое наименование «люди», но, согласно праву народов, возникло три категории: свободные, и в противоположность им рабы, и третья кате­гория - отпущенные на волю, т.е. те, кто перестали быть рабами.

5. (Гермогениан). Этим правом народов введена война, разделение на­родов, основание царств, разделение имуществ, установление границ полей, построение зданий, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства за ис­ключением тех, которые введены в силу цивильного права.

6. (Ульпиан). Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или от права народов и не во всем придерживается его; если мы что-либо прибавляем к общему праву или что-нибудь из него исключаем, то мы создаем собственное, т.е. цивильное право [ § 1. Это наше право состоит или из писаного (права), или из неписаного].

7. (Папиниан). Цивильное право - это то, которое происходит из зако­нов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, мнений мудре­цов. §.1. Преторское право - это то, которое ввели преторы для содействия цивильному праву или для его дополнения или исправления в целях обще­ственной пользы; оно называется также в честь преторов “ius honorarium”.

8. (Марциан). Ибо и само преторское право является живым голосом цивильного права.

9. (Гай). Все народы, которые управляются на основании законов и обы­чаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей. Ибо то право, которое каждый народ установил для себя, является собственным правом государства и называется цивильным правом, как бы собственным правом самого государства; то же право, кото­рое естественный разум установил между всеми людьми, соблюдается у всех одинаково и называется правом народов, как бы тем правом, которым пользуются все народы.

10. (Ульпиан). Правосудие есть неизменная и постоянная воля предос­тавлять каждому его право. § 1. Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадле­жит. § 2. Правосудие есть познание божественных и человеческих дел, нау­ка о справедливом и несправедливом.

11. (Павел). Слово «право» употребляется в нескольких смыслах: во-первых, «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым –каково естественное право. В другом смысле «право» - это то, что полезно всем или многим в каждом государстве - каково цивильное право. Не менее правильно в нашем государстве «правом» называется “ius honorarium”. Го­ворится, что претор высказывает право (выносит решение), даже если он решает несправедливо; это (слово) относится не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать. В другом смысле «право» означает то место, в котором выносится решение; здесь название переносится с того,

что делается, на то, где это делается...

12. (Марциан). Иногда мы говорим «право» о родственных связях; на­пример: «мне принадлежит право родства или свойства».

Титул II. О происхождении права и всех должностных лиц и о преемственности мудрецов (De origine iuris et omnium magistratuum et successione prudentium)

2. (Помпоний). Нам кажется необходимым показать начало и развитие самого права. § 1. В начале нашего государства народ действовал без опре­деленного закона, без определенного права, а все управлялось властью рек-сов. § 2. Дошли сведения, что затем, когда государство некоторым образом увеличилось, то сам Ромул разделил народ на 30 частей и назвал эти части куриями... Таким образом он передал народу некоторые куриатские зако­ны; передавали законы и последующие рексы: все эти законы собраны в книге Секста Папирия... Эта книга называется Папириевым цивильным правом, но не потому, что Папирий внес в нее что-либо от себя, но потому, что он собрал воедино законы, изданные без какого-либо порядка. § 3. По­сле изгнания рексов в силу закона трибунов все эти законы потеряли силу, и римский народ снова начал более пользоваться неопределенным правом и некоторым обычаем, чем изданным законом, и такое положение существо­вало около 20 лет. § 4. Потом, чтобы это длилось не долее, было установле­но государственной властью, чтобы были назначены 10 мужей; через них были испрошены законы из греческих государств, и (римское) государство было основано на законах; эти законы были записаны на досках из слоно­вой кости, помещенных на трибуне на форуме, чтобы эти законы были бо­лее доступны для восприятия. Им (10 мужам) на тот же год было дано высшее право (высшая власть) в государстве, чтобы они исправили зако­ны, если это необходимо, и истолковали их, и не допускалось обжалова­ния (их действий), как прочих магистратов. Они заметили, что имеются пробелы в тех первых законах и в следующем году прибавили еще две таблицы к составленным ранее таблицам, а потому появилось название законов XII таблиц... § 5. Обычно бывает, что толкование нуждается в ав­торитете мудрецов, и после издания указанных законов стало необходи­мым обсуждение их на форуме (на суде). Это обсуждение и это право, ко­торое произошло от мудрецов и не было записано, не получили (особого) названия, тогда как другие части права имеют свои названия... но получи­ло общее название цивильного права. § 6. Потом, почти в то же время, из этих законов были составлены иски, посредством которых люди спорили на суде; чтобы народ не устанавливал этих исков, как он захочет, но захо­тели, чтобы они были твердыми и торжественными. И эта часть права по­лучила название “legis actiones”, т.е. законные иски. Итак, почти в одно время возникли три права: законы XII таблиц, из них начало вытекать ци­вильное право, из них же составлены legis actiones. Знание всех этих прав, и умение толковать, и иски были в руках коллегии понтификов, и уста­навливалось в каждом году, кто из среды понтификов будет ведать част­ными делами; и почти 100 лет народ придерживался этого обычая. § 7. Потом, когда Аппий Клавдий составил эти иски и выразил их в (определенной) форме, писец Гней Флавий, сын вольноотпущенника, пе­редал народу похищенную книгу, и этот дар был до того приятен народу, что он (Флавий) был сделан трибуном и сенатором и курульным эдилом... Эта книга, которая содержит иски, называется Флавиевым цивильным правом, подобно указанному выше Папириеву цивильному праву, ибо Гней Флавий ничего от себя не прибавил к книге. С увеличением госу­дарства, немного времени спустя, ввиду отсутствия некоторых категорий исков Секст Элий составил другие иски и передал книгу народу; она на­зывается Элиевым правом. § 8. Позднее, хотя в государстве были закон XII таблиц, цивильное право и legis actiones, произошел раздор плебса с патрициями и плебс удалился и установил для себя права; эти права на­зываются плебисцитами. Вскоре затем, когда плебс был призван обратно, так как много раздоров возникало из этих плебисцитов, по Гортензиеву закону плебисциты были признаны подлежащими соблюдению, как зако­ны. Между плебисцитами и законами имеется разница в способе установ­ления, но сила их одинакова. § 9. Затем трудно стало собирать плебс, а собирать весь народ - еще труднее. При таком множестве людей сама не­обходимость возложила заботу о государстве на сенат. Сенат начал, та­ким образом, воздействовать на дела, и то, что он постановлял, соблюда­лось, и это право называлось сенатусконсультами. § 10. В то же время и магистраты провозглашали право (выносили решения), и чтобы граждане знали, какое право будет высказано о любом деле и могли охранить себя, магистраты выставляли эдикты. Эти эдикты устанавливали ius honorarium. Это название дано потому, что это право возникло из должности претора. § 11. Наконец, сами дела потребовали установления права меньшим коли­чеством способов и оказалось необходимым, чтобы забота о государстве была возложена на одного, ибо сенат не мог управлять всеми провинциями одинаково хорошо. Итак, по установлении должности принцепса, ему было предоставлено право на то, чтобы уставленное им являлось действитель­ным (обязательным). § 12. Таким образом, в нашем государстве (право) ус­танавливается или на основании права, т.е. закона, или имеется свойст­венное (нашему государству) цивильное право, которое состоит лишь в толковании опытными (юристами) без записи, или же имеются legis actiones, содержащие способ действия (в суде), или плебисцит, который ус­танавливается без утверждения сената, или эдикт магистратов, откуда про­исходит ius honorarium, или сенатусконсульт, который вводится одним ут­верждением сената, без закона, или конституции принцепса, т.е. соблюдает­ся как закон то, что установил сам принцепс. § 13. После ознакомления с возникновением и развитием права нужно ознакомиться с названиями должностей магистратов и с их происхождением.... § 14. Что касается магист­ратов, то известно, что в начале этого государства рексы имели всю власть. § 15. В те времена, как известно, существовал и начальник конницы; он на­чальствовал над всадниками занимал как бы второе место после рексов; в числе начальников конницы был Юний Брут, который являлся зачинателем изгнания рекса. § 16. После изгнания рексов были установлены должности двух консулов, и законом им было предоставлено высшее право... но чтобы они не присвоили себе всей власти рексов, был издан закон, согласно кото­рому на них могли быть приносимы жалобы, и они не могли распоряжаться жизнью римского гражданина без приказа народа; им было предоставлено налагать взыскания в виде штрафа или ареста и приказывать заключать граждан в государственную тюрьму. § 17. Затем, когда переписи стали тре­бовать большего времени и консулы не смогли выполнять эту обязанность, были учреждены должности цензоров. § 18. Когда народ увеличился и часто возникали войны, а некоторые жестокие войны происходили с соседями, то иногда, по требованию обстоятельств, устанавливали должности магистра­тов с большей властью; так появились диктаторы, на которых нельзя было жаловаться и которым было предоставлено даже право приговаривать к смерти. Это должностное лицо, имевшее высшую власть, назначалось не более, чем на шесть месяцев. § 19. И этим диктаторам придавались началь­ники конницы, так же как ранее рексам; их должность была почти такой же, как в настоящее время должность префекта претория; но имелись и за­конные магистраты. § 20. В то время, когда плебс ушел от патрициев, при­мерно на семнадцатом году после изгнания рексов, плебс выбрал себе на Священной горе трибунов, которые были плебейскими магистратами. Они названы трибунами, так как некогда народ был разделен на три части и из каждой выбиралось по одному или так как они избирались голосованием триб. § 21. Равным образом, чтобы имелись лица для заведования храмами, где плебс хранил свои плебисциты, избирались двое из плебеев, которые были названы эдилами. § 22. Затем, когда казна народа начала становиться более значительной, для заведования ею были учреждены квесторы, кото­рые ведали деньгами; названы они так потому, что выбирались для изыска­ния и хранения денег. § 23. Так как, согласно сказанному нами, по закону консулам не было позволено выносить без приказания народа решения о жизни римского гражданина, народом были установлены квесторы, кото­рые ведали делами о тяжких преступлениях; они назывались "quaestores parricidii" и о них упоминает закон XII таблиц... § 25. После того как были изданы XII таблиц, возник раздор плебса с патрициями, плебс желал изби­рать консулов из своей среды, но патриции ему в этом отказывали; в ре­зультате стали выбираться военные трибуны с консульской властью (tribuni militum consulari potestate) частью из плебеев, частью из патрициев; они вы­бирались в разном числе: иногда их было 12, иногда больше, иногда меньше. § 26. Потом, когда решили избирать консулов даже из плебеев, на­чали выбирать их из обоих союзов, тогда, чтобы патриции имели больше (прав), было решено назначать двоих из патрициев; так были созданы ку­рульные эдилы. § 27. Так как консулы отзывались (из Рима) войнами с со­седями и в государстве не было никого, кто мог бы высказывать право (выносить решения), то было установлено, что должен быть избран претор, получивший название «городского», так как он выносил решения в городе (Риме). § 28. Спустя несколько лет этого претора оказалось недостаточно, так как много перегринов пришло в государство. Поэтому избрали другого претора, который был назван “praetor peregrinus”; это название произошло от того, что он большей частью выносил решения по делам между перегринами. § 29. Затем, когда оказался необходимым магистрат, который ведал бы делами под копьем, были избраны 10 мужей для разрешения споров (decemviri litibus iudicandis). § 30. В то же время начали выбираться и четы­ре мужа для заботы о дорогах и три мужа монетчики, чеканщики меди, се­ребра и золота, и три мужа по тяжким уголовным делам, на которых лежала охрана тюрьмы, так что, когда нужно было наказать, это делалось их вме­шательством... § 32. После завоевания Сардинии, а вскоре Сицилии, Испа­нии и затем Нарбонской провинции, было создано столько преторов, сколь­ко было подчинено провинций, для заведования частью городскими дела­ми, частью провинциальными. Потом Корнелий Сулла установил государ­ственное расследование дел о подлогах, об убийстве родичей (parricidium), о бандитизме (sicarius) и добавил четырех преторов. Затем Гай Юлий Це­зарь добавил двух преторов и двух эдилов для заведования продовольстви­ем, которые по имени (богини) Цереры были названы «нереальными». Итак, было установлено двенадцать преторов и шесть эдилов. Затем божествен­ный Август установил шестнадцать преторов, потом божественный Клав­дий прибавил двух преторов по делам о фидеикоммиссах; одну из этих должностей упразднил божественный Тит, божественный Нерва добавил претора для решения дел между фиском и частными лицами. Таким обра­зом, в государстве выносят решения восемнадцать преторов... § 35. Препо­даванием науки цивильного права занимались многие и величайшие мужи; но те, кто пользовался величайшим уважением со стороны римского наро­да, должны быть упомянуты, чтобы было ясно, благодаря каким и сколь ве­ликим мужам наши права возникли и дошли до нас. Из всех, кто занимался (этой) наукой, никто до Тиберия Корункания не занимался публичным пре­подаванием; до него другие думали держать цивильное право в тайне... § 36. Был прежде всего мудрый Публий Папирий, который собрал воедино законы рексов. Затем Аппий Клавдий, один из децемвиров, который при­нимал величайшее участие в написании XII таблиц. После него (другой) Аппий Клавдий того же рода обладал огромными знаниями; он был назван “centemmanus” («сторуким»)... Передают, что он написал иски, и прежде всего о перерыве давности. Эта книга не сохранилась. § 37. После него был муж величайшего знания Семпроний, которого римский народ называл «мудрым» (sofos - греч.), и никто до него не носил такого прозвища. Затем - Гай Сципион Назика, который получил от сената имя «лучшего»... Затем - Квинт Муций. § 38. Вслед за ними учил Тиберий Корунканий, который, как я сказал, первый начал публично преподавать; из его писаний ничего не со­хранилось, но его ответы были многочисленны и памятны. Затем Секст Элий и его брат Публий Элий, а также Публий Атилий обнаруживали в преподавании величайшую мудрость, и два Элия были консулами, а Атилию народ дал впервые название «мудрец» (“sapiens”). Секста Элия восхва­лял Энний, и сохранилась его книга под заглавием “Tripertita”. Эта книга является как бы колыбелью права; она названа “Tripertita” потому, что по­сле закона XII таблиц прибавлено толкование и присоединены legis actiones. Ему же приписываются три другие книги, но некоторые отрицают его ав­торство... Затем Марк Катон, глава фамилии Порциев, книги которого со­хранились, но больше - его сына. § 39. После них был Публий Муций, и Брут, и Манилий, которые основали цивильное право. Из них Публий Му­ций оставил десять книг, Брут - семь, Манилий - три; сохранились тома, озаглавленные «Памятники Манилия». Публий Муций и Манилий были консулами, Брут - претором, а Муций - впоследствии - даже верховным жрецом. § 40. После них был Публий Рутилий Руф, который был консулом в Риме и проконсулом в Азии, Павел Вергиний и Квинт Туберон, который был стоиком и слушателем Пансы и сам был консулом. В то же время Секст Помпеи, дядя Гнея Помпея; и Целий Антипатер, который составил историю, но занимался более красноречием, чем наукой права. Также Люций Красе, брат Публия Муция, который прозывался Муцианом; Цицерон называет его красноречивейшим из юрисконсультов... § 41. После них Квинт Муций, сын Публия, верховный жрец, первый обобщил цивильное право, итожив его в 18 книгах. § 42. У Муция были многочисленные слу­шатели, но наибольшим авторитетом пользовались Аквилий Галл, Гальб Люцилий, Секст Папирий, Гай Ювенций; из них, по словам Сервия, наи­большим авторитетом у народа пользовался Галл. Все они упоминаются Сервием Сульпицием... § 43. Сервий Сульпиций занимал в словесных вы­ступлениях первое место, несомненно, второе после Марка Туллия (Цицерона). § 44. После этого выдвинулись многие, однако книги написали (лишь) следующие: Альфен Вар Гай, Авл Офилий, Тит Цезий, Ауфидий Тукка, Ауфидий Намуза, Флавий Приск, Гай Атей, Пакувий Лабеон Анти-стий - отец Лабеона Антистия, Цинна, Публиций Галлий. Восемь из этих десяти написали книги, которые были расположены в порядке Ауфидием Намуза в 140 книгах. Из этих слушателей (Сервия Сульпиция) наибольший авторитет имели Альфен Вар и Авл Офилий, из которых Авл был консулом, а Офилий пребывал в сословии всадников. Он был ближайшим другом Це­заря и оставил многочисленные книги о цивильном праве; книги эти обос­новали каждую часть этого дела; он первый написал о законах, касающихся двадцатой части, также составил тщательное исследование об эдикте пре­тора, ибо раньше его Сервий оставил две книги к Бруту, содержавшие крат-

чайшие данные об эдикте. § 45. В то же время жил и Требаций, который был слушателем Корнелия Максима, Авл Касцеллий, Квинт Муций, слуша­тель Волюзия... Из них Требаций был более сведущ, чем Касцеллий, а Касцеллий был красноречивее, но Офилий превосходил ученостью обоих. Пи­сания Касцеллия не сохранились, кроме одной книги хороших замечаний;

от Требация осталось много книг, но ими мало пользуются. § 46. После них был Туберон... Туберон был ученейшим в области публичного и частного права и оставил много книг по обеим этим областям; он стремился писать старинными выражениями, и потому его книги не вызвали одобрения. § 47. После него наибольшим авторитетом пользовались Атей Капитон, который следовал за Офилием, и Антистий Лабеон, который слушал всех их и полу­чил образование у Требация. Из них Атей был консулом, Лабеон же отка­зался принять эту честь, когда Август предложил ему консулат, но прилеж­но занимался изучением (права). Весь год он разделил таким образом, что шесть месяцев проводил в Риме с учениками, а на шесть месяцев удалялся и занимался писанием книг. Он оставил 40 томов, из которых большинство находится в обращении. Эти два впервые образовали как бы различные школы, ибо Атей Капитон стоял на том, что ему было передано (его предшественниками), Лабеон же трудился, доверяя разуму и учености и изучая другие науки, но большей частью устанавливал новые положения. § 48. Атею Капитону наследовал Массурий Сабин, Лабеону - Нерва; эти уве­личили их разногласия; Нерва был близким другом цезаря. Массурий Сабин принадлежал к сословию всадников и первый начал публично давать отве­ты по юридическим вопросам; позднее это (право) стало предоставляться как милость, а ему это право было дано цезарем Тиберием. § 49. Мимохо­дом укажем, что до времен Августа право давать публично ответы не пре­доставлялось принцепсам, но те, кто внушал доверие своими знаниями, да­вали ответы тем, кто спрашивал совета. И они не давали ответов за своей печатью, но обычно сами писали судьям или выдавали свидетельство тем, кто спрашивал совета. Впервые божественный Август для возвышения ав­торитета права установил, чтобы они давали ответы на основании его (Августа) власти... § 51. Его (Сабина) преемником был Гай Кассий Лонгин, сын дочери Туберона, которая была внучкой Сервия Сульпиция. Он был консулом во времена Тиберия... и пользовался в государстве наибольшим авторитетом, пока цезарь не выслал его. § 52. Высланный в Сардинию и возвращенный Веспасианом, он умер. Нерве наследовал Прокул. В то же время был и Нерва-сын, был и другой Лонгин, из сословия всадников, ко­торый впоследствии достиг претуры. Но авторитет Прокула был более зна­чительным... они (вышеназванные юристы) называются частью кассианцами, частью прокульянцами, и это ведет происхождение от Капитона и Лабеона. § 53. Преемником Кассия был Целий Сабин, который имел большое значение во времена Веспасиана; преемником Прокула - Пегасий, который во времена Веспасиана был префектом города (Рима); преемником Целия Сабина - Приск Яволен, Пегасия - Цельс, Цельса-отца - Цельс-сын и Приск Нераций, оба они были консулами, а Цельс - дважды; Яволена Приска - Абурний Валенс и Тусциан, а также Сальвий Юлиан.

Титул III. О законах, сенатусконсультах и

Долговременном обычае

             (De legibus senatusque consultis et longa consuetudine).

1. (Папиниан). Закон есть общее (для всех) предписание, решение опыт­ных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по не­ведению, общее (для всех граждан) обещание государства.

2. (Марциан). Ибо и оратор Демосфен дает следующее определение:

«Закон есть то, чему все люди должны повиноваться в силу разных основа­ний, но главным образом потому, что всякий закон есть мысль (изобретение) и дар бога, решение мудрых людей и обуздание преступле­ний, содеянных как по воле, так и невольно, общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней». И философ, отличавшийся величайшей стоической мудростью, Хризипп, так начинает свою книгу «О законах»: «Закон есть царь всех божественных и человеческих дел; он дол­жен быть начальником добрых и злых; вождем и руководителем живых су­ществ, живущих в государстве; мерилом справедливого и несправедливо­го, которое приказывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо».

3. (Помпоний). Следует устанавливать права, как сказал Феофраст, для тех случаев, которые встречаются часто, а не для тех, которые возникают неожиданно.

4. (Цельс). Права не устанавливаются исходя из того, что может про­изойти в единичном случае.

5. (Цельс). Ибо право должно быть главным образом приспособлено к тому, что случается часто и легко, а не весьма редко.

6. (Павел). Законодатели обходят, как сказал Феофраст, то, что происхо­дит лишь в одном или двух случаях.

7. (Модестин). Действие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, карать.

8. (Ульпиан). Права устанавливаются не для отдельных лиц, а общим образом.

9. (Ульпиан). Нет сомнения, что сенат может творить право.

10. (Юлиан). Ни законы, ни сенатусконсульты не могут быть написаны таким образом, чтобы они обнимали все случаи, которые когда-либо про­изойдут, но достаточно, чтобы они распространялись на то, что большей частью случается.

11. (Юлиан). И потому то, что впервые устанавливается, следует опре­делять путем толкования или путем конституции принцепса.

12. (Юлиан). Не могут все отдельные случаи быть предусмотрены зако­ном или сенатусконсультом. Но когда в каком-либо случае смысл их ясен, то осуществляющий юрисдикцию может применить их к сходным (обстоятельствам) и сообразно с этим вынести решение.

13. (Ульпиан). Ибо, как говорит Педий, поскольку законом введено то или иное правило, имеется удобный случай, чтобы было восполнено путем толкования или во всяком случае путем судебной практики то, что имеет в виду те же потребности.

14. (Павел). То, что воспринято вопреки смыслу права, не может быть распространено на последствия этого.

15. (Юлиан). Тому, что установлено против смысла права, мы не можем следовать как юридическому правилу.

16. (Павел). Особое право - это то, которое введено властью, устано­вившей его в отклонение от точного содержания (общих норм) для удовле­творения какой-либо потребности.

17. (Цельс). Знать законы - значит воспринять не их слова, но их содер­жание и значение.

18. (Цельс). Является более милостивым (справедливым) такое толкова­ние законов, при котором охраняется их воля.

19. (Цельс). Если закон говорит двусмысленно, заслуживает предпочте­ния то значение, которое лишено порока, в особенности когда из этого может быть сделано заключение о воле закона.

20. (Юлиан). Не в отношении всего, что установлено предками, может быть приведено основание.

21. (Нераций). И потому не нужно исследовать основания того, что ус­танавливается; иначе было бы разрушено многое из того, что представляет­ся определенным.

22. (Ульпиан). Когда закон что-либо извиняет в прошлом, он запрещает это на будущее.

  23. (Павел). В наименьшей степени следует изменять то, что постоянно толковалось в определенном смысле.

24. (Цельс). Неправильно выносить решения или давать ответ на осно­вании какой-либо частицы закона, без рассмотрения закона в целом.

25. (Модестин). Ни в каком случае смысл закона или милость справед­ливости не терпит, чтобы то, что введено для пользы людей, мы обращали путем жестокого толкования в строгость, идущую вразрез с благополучием людей.

26. (Павел). Не ново то положение, что прежние законы распространя­ются на последующие.

27. (Тертуллиан). Принято, что старые законы находятся в связи с позд­нейшими; поэтому следует всегда думать, что в законы как бы включено правило о том, что они касаются тех лиц и тех дел, которые когда-либо яв­лялись сходными.

28. (Павел). Но и позднейшие законы относятся к предшествующим, если они не противоречат последним; и это подтверждается многими примерами.

29. (Павел). Поступает против закона тот, кто совершает запрещенное законом; поступает в обход закона тот, кто, сохраняя слова закона, обходит его смысл...

31. (Ульпиан). Принцепс свободен от (соблюдения) законов.

32. (Юлиан). Если мы не имеем писаных законов для каких-либо дел, то следует соблюдать установленное нравами и обычаем; а если этого нет для какого-либо дела, то (следует соблюдать) наиболее близкое и вытекающее из последнего (правило); если и этого не оказывается, то следует применять право, <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...