Титул П. О праве естественном, общанародном и цивильном.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Естественное право есть то, которое природа внушила всем живым существам. Право это свойственно не только человеческому роду, но вообще всем существам, которые рождаются или в воздушном пространстве, или на земле, или в море. Отсюда происходит союз мужчины с женщиной, который мы называем браком; отсюда рождение и воспитание детей; далее мы видим, что и прочие живые существа руководствуются знанием этого права. 1. Цивильное же право и общенародное разделяются так: все народы, которые управлются законами и обычаями, пользуются частью своим собственным правом, частью — правом, общим всем людям, именно: право, которое установил у себя каждый народ сам, есть его собственное право и называется цивильным, как право, свойственное обществу граждан; право же, которое между всеми людьми установил естественный разум, оберегается у всех народов во все времена и называется общенародным, как право, которым пользуются все народы. Таким образом, и римский народ пользуется, с одной стороны, своим собственным правом, с другой — правом, общим всем людям. В своем месте мы укажем, какого рода каждое право в отдельности. 2. Цивильное, однако, право получает название от каждого государства; например, право Афинское; поэтому, если кто захочет назвать законы Солона или Дракона цивильным правом Афинского народа, то он не ошибется. Таким образом, право, которым пользуется римский народ, мы называем цивильным правом римлян, или право, которым пользуются квириты, называем квиритским, а называются римляне квиритами от Квирина. Всякий раз, когда говорим о праве, не прибавляя имени государства, которому оно принадлежит, мы разумеем наше право, подобно тому, как у греков, когда говорят о поэте, не называя его по имени, разумеется превосходный Гомер, а у нас Вергилий. Общенародное же право является общим всему человеческому роду. Под влиянием потребностей и нужд человеческих некоторые народы установили у себя известные порядки, так как начались войны, захват в плен и рабство, идущие в разрез с естественным правом, по которому с самого начала все люди рождались свободными; на основании того же общенародного права введены были почти все договоры, как, например: купля-продажа, договор между отдающим в наймы и
нанимателем, договор товарищества, поклажи, займа и бесчисленное множество других договоров. 3. Состоит же наше право или из права писанного, или неписаного, как у греков: одни законы у них записаны, другие не записаны. Писанное право состоит из законов, решений плебса, решений сената, постановлений императоров, эдиктов должностных лиц и из ответов юристов. 4. Закон есть то, что римский народ постановил по предложению сенатского должностного лица, например, консула. Решение плебса есть то, что постановил плебс по предложению плебейского должностного лица, например, трибуна. «Плебс» отличается от «народа», как вид от рода, именно: словом «народ» обозначаются вообще все граждане, включая в это число и патрициев, и сенаторов, названием же плебса обозначаются все прочие граждане, за исключением патрициев и сенаторов. Но и решения плебса, после издания закона Гортензия, были приравнены к законам. 5. Решение сената есть то, что приказал и постановил сенат; когда римский народ достиг таких размеров, что сделалось трудным сзывать его воедино для принятия закона, то справедливо решено было совещаться вместо народа с сенатом. 6. Но и то, что решил император, имеет силу закона, так как по закону, называемому «царским», который издан относительно власти императора, народ уступил ему и перенес на него всю свою власть и силу. Отсюда ясно, что все, что бы император ни постановил посредством послания при разборе дела или что бы не предписал он эдиктом, — все это считается законом. Вот это и есть то, что называется конституциями. Впрочем, некоторые из них — постановления личные (привилегии), которые не подлежат распространительному толкованию, так как действительная воля императора совсем иная: если, например, император наградил кого-нибудь за заслуги, или назначил кому-либо наказание, или помог кому-нибудь, не в пример другим, то решения императора не распространяются далее этих лиц. Другие же постановления в качестве общих обязательны для всех.
7. Эдикты преторов имеют в сфере права также немалое значение. Мы обыкновенно даже называем эти эдикты почетным правом, потому что значение этому праву дали мужи, занимающие почетные должности, т. е. магистраты. И курульские эдилы издавали по поводу некоторых вопросов эдикт, который составляет часть почетного права. 8. Ответы юристов — это мнения и суждения тех, которым было разрешено создавать право. В старину было постановлено, чтобы были лица, которые могли бы публично толковать право; император дал им право давать ответы на спорные юридические вопросы; лица эти назывались юрисконсультами. А мнения и суждения всех их имели такую силу, что судье возбранялось отступать от решения, которое раз ими было постановлено. 9. Из неписанного явилось то право, которое создали обстоятельства. Именно, продолжительные обычаи, одобренные соглашением руководствовавшихся ими, приравниваются к законам (Ex non scripto ius venit, quod usus comprobavit. Nam diuturni mores consensu utentium comprobati legem imitantur). 10. И не зря разделено цивильное право, как мы видим, на два вида, так как начало его представляется вытекающим из институтов двух государств, а именно: Афинского и Лакедемонского; в этих государствах обыкновенно делалось так, что лакедемоняне передавали потомству преимущественно изустно то, что они соблюдали в качестве законов; афиняне же соблюдали то, что получили в законах писанных. 11. Но естественные права, которые оберегаются у всех народов во все времена и которые установлены как бы Божьим промыслом, остаются всегда постоянными и неизменными, а те права, которые каждое государство установило у себя, обыкновенно часто меняются, или вследствие безмолвного согласия народа, или вследствие нового закона, изданного впоследствии. 12. Все, однако, право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к судебным действиям. Сперва поговорим о лицах. Недостаточно ведь знать права, если игнорируются лица, ради которых они установлены.
[1] Фрагменты Ульпиана. Предисловие. Пункты 1-2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|