Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уничижение Господа: добровольность и необходимость




АСИ. Христианская антропология. ЧЕЛОВЕК ВО ХРИСТЕ. СОТЕРИОЛОГИЯ

Оглавление

Спасение человечества во Христе. 1

Господь Иисус Христос есть человек безгрешный. 2

Безупречные страсти. 3

Уничижение Господа: добровольность и необходимость. 3

Уничижение Господа: Крестная Жертва – центральное событие Спасения. 4

Благодать. Принцип синергии. 5

Греховная страсть и ее становление в природном и личном аспекте. 7

Развитие страсти в личном плане. 8

Учение о восьми страстях в человеке. 9

Основные духовные средства борьбы с каждой страстью. 13

 

Спасение человечества во Христе

Грех в православном понимании — это не преступление или оскорбление в юридическом смысле, а прежде всего БОЛЕЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ, ее повреждение. Поэтому спасение здесь мыслится как освобождение от болезни, исцеление и преображение человека. Православное богословие не считает возможным свести Спасение к некоему мгновенному акту. Вся земная жизнь Спасителя, от момента Воплощения до Вознесения, имеет спасительное значение. Каждое событие земной жизни Господа является исполнением предыдущего и без него невозможно. Сщмч. Ириней Лионский сформулировал фундаментальный СОТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ, согласно которому Бог «сделался Тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он» «. Цель пришествия Христа в мир - соединить человека с Богом таким образом, чтобы каждый из нас мог стать «причастником Божеского естества» (2 Пет. 1, 4). Только в соотношении с этой конечной целью может быть правильно понято учение о Спасение.

Свт. Афанасий Великий пишет так: «Покаяние не выводит из естественного состояния, а прекращает только грехи». Т.е. покаяние очищает от личного греха, помогает человеку бороться с этим грехом, помогает ему жить более верно, но само состояние человека, его природы как таковой остается прежним. Он может меняться нравственно, быть лучшим, худшим, может даже достигать большой высоты святости, но ПРИРОДА же его остается той же поврежденной, способной в любой момент «подставить ножку» человеку. Вот почему требовалось не очищение от греха, оно происходило.

Жертва Христа была не на то нацелена, не очищение от личных грехов, оно имело место, а на более фундаментальное, на то, из чего проистекают наши грехи, на ИСЦЕЛЕНИЕ САМОЙ ПРИРОДЫ. Для этого Бог воспринял поврежденную природу для того, чтоб это повреждение, эти последствия первородного грех был исцелен, был уничтожен. Чтоб ЧЕЛОВЕК ЧЕРЕЗ ЭТО ИСЦЕЛЕНИЕ, восстановление МОГ ВОЙТИ В ПОЛНОЕ ЕДИНЕНИЕ С БОЖЕСТВОМ, то единение к которому человек и призван, от начала своего творения.

Христос восстановил в Самом Себе ту человеческую поврежденную природу, которую воспринял в Боговоплощении. Этим самым ОН СТАЛ НАЧАТКОМ НОВОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, как пишет апостол Павел, Он стал вторым Адамом, ибо от первого Адама мы все рождаемся стихийно, по законам, присущим живой твари, это от второго Адама-Христа так же имеется возможность рождения, но другого рождения и другим способом. Это рождение носит характер уже внутренний или духовный. Свт. Афанасий Великий: «Поскольку естество человеческое претерпев изменения оставило правдой и возлюбило беззаконие, Единородный сделался человеком, чтобы в Себе Самом исправить сие, внушить естеству человеческому любить правду и ненавидеть беззаконие». Прп. Максим Исповедник пишет: «Он был не просто человек, а Бог вочеловечевшийся для того, чтобы чрез Себя и в Себе обновить естество человека».

Господь Иисус Христос есть Человек безгрешный

Это отличие Господа Иисуса Христа от нас по человечеству является следствием Его сверхъестественного рождения. Вследствие грехопадения прародителей все рождающиеся люди находятся под властью первородного греха. Если бы Христос родился естественным образом, то он также был бы заражен грехом и находился бы, как и прочие человеки, во власти смерти и диавола. Тогда каким же образом Он мог бы освободить от их тирании все падшее человечество? Кроме того, подлинное соединение Божества и человечества во Христе в таком случае было бы невозможно. Божественная жизнь и грех — несовместимы, Бог не может соединиться со злом, зло и грех не могут стать содержанием Божественной личности, ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5). Освободиться от греховного состояния собственными силами для человека невозможно, он попадает в замкнутый круг: для освобождения от греха человеку необходимо воссоединиться с Богом, но это воссоединение оказывается невозможным именно в силу его греховности. Вследствие сверхъестественного рождения этот порочный круг разрывается, единым действием Бог и освобождает человечество от власти первородного греха и воссоединяет его с Собой. «Сын воплощается для того, чтобы восстановить возможность соединения человека с Богом... Первое препятствие к этому соединению - разлучение двух природ, человеческой и Божественной — устранено самим фактом воплощения» [1].

Господу Иисусу Христу также была свойственна и совершенная личная безгрешность. За все время Своей земной жизни Господь не совершил ни одного греховного действия и был свободен от всякой внутренней греховности. Евангельское повествование свидетельствует, что у Христа, несомненно, было сознание собственной безгрешности. Так, враждебно настроенных по отношению к Нему иудеев Господь спрашивает: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8, 46). Накануне страстей Он говорит ученикам: «Идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14, 30), то есть не имеет ничего темного, сродного себе, что диавол мог бы рассматривать в качестве своего, ему принадлежащего. Многократно призывая всех к покаянию, Христос Сам никогда не чувствовал нужды в покаянии. Нигде в Евангелии нет и намека на то, что Христос в чем-то раскаивался, сожалел о содеянном; чувство личной виновности не было свойственно Ему ни в какой степени. О безгрешности Спасителя говорится и в Ветхом Завете, в мессианском пророчестве Исайи: «Он не сделал греха и не было лжи в устах его» (Ис. 53, 9). Об этом же единодушно свидетельствуют и свв). апостолы: «Он не сделал никакого греха» (1 Пт. 2, 22). «В Нем нет греха» (1 Ин. 3, 5). «Не знавшего греха Он сделал за нас жертвою за грех» (2 Кор. 5, 21).

Безупречные страсти

Однако по учению Православной Церкви, Господь по Своему человечеству не был свободен по отношению к последствиям грехопадения, то есть той совокупности ограничений, которые были наложены на человеческое естество вследствие преступления прародителей. Спаситель воспринял безгрешную человеческую природу, однако не в том состоянии, в каком она была присуща первозданному Адаму, но СВОБОДНО ПОДЧИНИВ Себя по человечеству последствиям грехопадения, дабы «во всем уподобиться братиям» (Евр. 2, 17). В святоотеческом богословии эти последствия греха называются естественными или безупречными страстями. Св). Иоанн Дамаскин пишет: «Естественные же и безупречные страсти суть не находящиеся в нашей власти — те, кои при взошли в человеческую жизнь, вследствие осуждения за преступление, каковы — голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от коей — пот, капли крови... и подобное, что по природе присуще всем людям»

Уничижение Господа: добровольность и необходимость

Афанасий Великий говорит: «Бог спасает нас не без нас». Без нашего произволения, человеческой свободы не возможно спасение. Но мы поставим немного другой вопрос. Почему Бог не исцелил человеческую природу, просто Своею властью, Своим Всемогуществом? Отвечая на него Нужно учесть, что все то что существует, весь тварный мир, является ничем-то чуждым Богу, а является ничем иным как образом Божественных свойств. Например, как мы о художнике, о писателе судим по его творениям, по его сочинениям, и говорим тут человек себя выразил, в этой музыке, лирики, этих картинах, так мы говорим что и Бог выразил Себя в Своем творении. Не случайно ап. Павел пишет, что на основании рассмотрения творения Божьего, мы можем говорить о Его Премудрости Божией. Так оказывается, всё тварное есть выражение от свойств Божиих, все законы нашего тварного мира, опять таки, обладая тем же самым характером и свойством.

И вот один из этих законов, который присутствует при нашем мире и свидетелями которого мы всегда и постоянно являемся, заключается в том, что любое разрушение чего-то требует для своего восстановления усилий, часто подвига, часто страданий, иногда смерти. Все зависит от того, о чем идет речь, о каких явлениях, закон некий, восстановление, возвращение к добру ТРЕБУЕТ ПОНУЖДЕНИЯ, этот принцип хорошо выражен в Евангелии: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11,12) Царство Божие приобретается усилием, Царство Божие это благо, вечное благо. Любое благо приобретается усилием, спасение требует подвига, это закон, являющийся отражением Божественных свойств.

Этот закон проистекает от Бога, и по этому закону восстановление человеческой поврежденной природы не могло совершиться без ПОДВИГА, подвига осуществленного в той человечности, которая была повреждена. Вот этот ПОДВИГ для нас выразился в Боговоплощении в кèнозисе (греч.) (истощание Себя Божеством), наконец в кресте, в страданиях и смерти. Вот почему требовался подвиг, а не простой акт всемогущества, оно и понятно. Если бы Бог мог Своим Всемогущим Словом это сделать, тогда Он мог не допустить и первого греха, и тут же сразу возвратить все на свои места

Но, то что даром дается способно развращать, поэтому, Спасение человечества во Христе не могло совершиться автоматически, с насилием над человеческой природой, с устранением человеческой свободы. Спасение предполагает ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗА БЫТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ, но такое изменение не может быть навязано человеку извне, не может осуществиться помимо его собственного свободного выбора, ибо праведность, не обусловленная сознательным и свободным выбором, не имеет пред Богом никакой нравственной ценности.

Таким образом,этот ПОДВИГ исцеления человеческой природы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...