Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные духовные средства борьбы с каждой страстью.




Страсти, по учению святых отцов, есть извращённые добродетели. Поэтому цель человеческой жизни, через духовное делание не допустить произойти вышеупомянутому извращению, а в случае осуществления оного, попытаться исправить сложившуюся ситуацию. При этом следует сказать, что борьба со страстями очень сложна и возможна только при глубоком покаянии и благодатной помощи свыше. Рассмотрим этот процесс подробнее

 

1. Чревоугодие. Эта страсть, по учению прп. Иоанна Лествичника[17], имея естественное основание, развивается от привычки угождать себе, самолюбия, сластолюбия, жестокосердия и утраты страха Божия. Побеждается она сокрушением о своих грехах, памятью о смерти, постом и воздержанием. Власть человека над своим чревом дает не только телесные, но и духовные плоды: Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами [18];

2. Блуд. Борьба с этой страстью, по учению прп. Иоанна Лествичника, весьма тяжела и продолжается всю жизнь: С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия, и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних [19]. Основные средства против страсти блуда: хранение чувств, особенно зрения и осязания, коленопреклонение, труд, молитва, бдение, воздержание в еде и в других удовольствиях, кротость, послушание, исповедь, но главное среди них – смирение.

3. Сребролюбие. Прп. Иоанн Лествичник учит, что появляется эта страсть от самолюбия, сластолюбия и маловерия, а побеждается памятью о смерти, послушанием, нестяжательностью, понуждением себя к милостыне, надеждой на Бога и Его Промысл.

4. Гнев. Эта страсть, по учению прп. Иоанна Лествичника, возрастает от различных телесных и душевных грехов, но более всего от гордости. Гневу особо содействуют чревообъядение, сребролюбие, блуд и тщеславие. Опасность этой страсти в том, что она за несколько секунд может полностью духовно опустошить человека и сделать его уязвимым для демонов. Авва Дорофей учит: Раздражение есть дым, который возбуждает и ослабляет сердце. Нужно потушить этот небольшой уголь, чтобы не вышло возмущение. Где нет гнева, там прекращается борьба. Кто удержал гнев, тот удержал демонов [20]. Средствами против страсти гнева являются послушание, терпение, смиренномудрие, кротость, нестяжательность.

5. Печаль. В святоотеческих творениях причиной греховной печали чаще всего считается многопопечительность, рассеянная жизнь, сребролюбие, гнев: печаль же есть унылость души и бывает следствием гневных помыслов. Раздражительность есть пожелание отмщения, и неуспех в отмщении порождает печаль [21]. В самом общем виде причиной печали являются неудовлетворенные страсти. Важнейшими средствами против нее являются молитва, духовное псалмопение, надежда на Бога, исповедь, активное участие в богослужении и церковных таинствах, а в общем – отсечение страстных пожеланий: Овладевший страстями овладел и печалью, а побежденный сластолюбием не избежит ее уз… Кто любит мир, тот много будет печалиться. А кто небрежет о том, что в мире, тот всегда будет веселиться [22].

6. Уныние. Уныние часто происходит от тщеславия и печали, и человек обычно впадает в это состояние по следующим причинам:

1) когда наступает пресыщение прежними удовольствиями (это происходит быстро, ибо человек – существо ограниченное) и не удается найти новый источник наслаждения;

2) когда надолго или, может быть, навсегда человек разлучился с источником удовольствия, тогда все остальные греховные «радости» ему не милы;

3) из-за рассеянной и суетной жизни, которая лишена смысла: Уныние – от парения ума, а парение ума от праздности, чтения, суетных бесед или от пресыщения чрева [23];

4) от продолжительных страданий;

5) от страха.

Все святые отцы отмечают, что борьба с этой страстью бывает очень тяжелой: из всех восьми предводителей злобы дух уныния есть тягчайший [24] . Основные средства борьбы с унынием, по учению прп. Нила Синайского, таковы: От уныния врачует постоянство, делание всякого дела с великою внимательностью и со страхом Божиим. Во всяком деле определи себе меру и не оставляй прежде, нежели кончишь, что назначено, также молись разумно и усиленно, и дух уныния бежит от тебя [25].

7. Тщеславие. По мысли святых отцов, тщеславие – это страсть, которая в полной мере неистребима и может обнаружиться на всех этапах духовной жизни. Более того, при появлении духовных плодов у человека и сила ее нападений возрастает. Она называется духовным вором, потому что похищает все духовное сокровище человека. Происходит она от сластолюбия и самолюбия, а побеждается смирением, памятованием о своих грехах, самоукорением, уединением, бесчестием, отвержением похвал и мирской чести.


[1] В.Н.Лосский Догматическое богословие. М.: Центр "СЭИ", 1991. http://mpda.developer.stack.net/data/808/628/1234/Dogmaticheskoe%20bogoslovie.pdf

[2] Святоотеческое наследие. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 3. http://www.pagez.ru/lsn/0232.php

[3] Георгий Флоровский. Византийские отцы V-VIIII веков. Преподобный Максим Исповедник. http://krotov.info/library/21_f/lo/vizan7.html

[4] Макарий Великий, прп. Духовные беседы. Беседа 37, 10.

[5] Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1998. С. 167

[6] Вчера было все понятно, а сегодня тревожит, тянет сердце, мучит... Но точно по словам молодого, 24-летнего Маркса, так часто цитируемым: «Идеи же, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им...». (ИВАНОВА Любовь Александровна Будущее в настоящем — жизнь и творчество Игоря Петровича Ива-нова. (главы из книги)

[7] прп. Иоанн, игумен Синайской горы, Лествица, М. 1908, гл. 15, разд. 21

[8] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 15, 73.

[9] Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПДА,1905г. т.11, ч.1 бес.2. стр. 124.

[10] Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПДА 1903г., т.9. стр. 271

[11] Фрустрация — это состояние подавленности, вызванное потерей веры в собственные силы и возможности.

[12] Д. Новиков. Христианская антропология. Эл. док. Путь доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-111907.html?page=6

[13] Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПДА,1904г. т.10, стр. 855.

[14] Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения. Поучение 12.

[15] Авва Фалассий, прп. Capita Alia // PG 90, 1460.

[16] Максим Исповедник, прп. Capita de Charitate. Cent. III // PG 90, 1033.

[17] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 14, 36.

[18] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 14, 21.

[19] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 15, 20.

[20] Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения. Поучение 2.

[21] Нил Синайский, св. О восьми лукавых духах. О печали. Гл. 11 // Творения. – М., 2000. С. 127.

[22] Там же.

[23] Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические.

[24] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 13, 14.

[25] Нил Синайский, св. О восьми лукавых духах. Об унынии. Гл. 14 // Творения. – М., 2000. С. 130.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...