Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.
Стр 1 из 21Следующая ⇒ Специфика исторического знания. Предмет и объект исторической науки История – гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом, для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Объектом исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. Предметом исторической науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. Предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе. Содержанием истории, как отдельной науки, служит исторический процесс. Историки - это ученые, изучающие историю и занимающиеся поиском истины. Поиск истины это очень трудный процесс. Который может привести к ошибочному мнению. Чтобы познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или каким-то ещё основаниям. Вспомогательные дисциплины: 1)Археология-это наука, изучающая предметы материальной культуры. 2)Нумизматика-изучение монет и денежных систем. 3)Геральдика-наука о гербах, и т.д. Понятие «исторический источник». Его место в научном исследовании. Исторический источник – это промежуточное звено, между реальностью, историческим процессом и исследователем. Исторические знания проистекают главным образом из источников. С помощью исторических источников осуществляется реконструкция исторических событий и процессов. От количества и качества привлеченных источников зависит эффективность, и ценность исторического исследования.
Исторический источник – это любой материальный объект, являющийся результатом человеческой деятельности и содержащий в себе информацию о прошлом человеческого общества. По форме материального носителя выделяются пять видов исторических источников: 1) вещественные, 2) письменные, 3) устные, 4) кино-, фото-, видео- и аудиоматериалы; 5) электронные источники. 1.1К вещественным источникам относятся археологические источники, гербы, печати, монеты, флаги и т.д. Основную массу вещественных источников изучают специальные вспомогательные исторические дисциплины, такие как (геральдика, сфрагистика, нумизматика и др). Вещественные источники являются главным и единственным видом источников для исследователей при изучении древнейших периодов в истории человечества, когда письменности еще не существовало. 2.2К письменным источникам относятся все документы и тексты, существующие в письменной форме. Письменные источники имеют еще одно название – нарративные, от латинского нарраре – писать. С момента появления письменности нарративные источники становятся главным видом источников для исследователей, поскольку они содержат в себе наибольшее количество информации о прошлом человеческого общества. 3.3 К устным источникам относятся тексты, существующие в настоящее время в устной форме, либо возникшие и существовавшие в устной форме в течение долгого времени, а впоследствии записанные (например, некоторые былины, которые появились в Киевской Руси, а были записаны только в XIX веке). Основную часть устных источников составляют фольклорные источники – произведения устного народного творчества (народные песни, сказки, легенды, предания, сказания и т.д.). 4.4 источники новейшего времени – фотодокументы (с середины 19 века), кинодокументы (с конца 19 века), аудиоматериалы (с конца 19 века), видеоматериалы (с середины 20 века).
Для использования исторического источника в научном исследовании необходимо установить его достоверность. Достоверность источника определяется путем его внешней и внутренней критики. Внешняя критика – это определение подлинности источника путем установления времени и места его возникновения, а также авторства(это называется атрибуцией источника). Внутренняя критика – это определение достоверности информации в источнике путем сравнения его содержания с содержанием других источников по данному предмету исследования. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории. Формационный подход - это взгляд на прошлое как процесс, идущий по определенным закономерностям и ступеням. Пример: марксистская теория формации. С точки зрения Карла Маркса, история человечества - история развития и смены общественно экономической формации. Ведущий фактор развития экономики - совершенствование орудий труда. Маркс и Энгельс разделили общество на 5 общественно экономических формаций: 1. Первобытнообщинная, 2. Рабовладельческая, 3. Феодальная, 4. Капиталистическая, 5. Коммунистическая. Переход от одной формации к другой осуществляется путем революции. Формационный подход к историческому процессу предполагает: 1) абсолютизацию законов истории 2) учет решающей роли экономического базиса 3) необходимость соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Формационному подходу к познанию общества соответствует положение: 1) интерес к познанию классовой борьбы 2) выявление форм эксплуатации 3) исследование различных форм собственности. Формационный подход общественного развития предусматривает 1) интенсивное производство 2) объективность законов общественного развития 3) экономическое развитие. Цивилизационный подход - это взгляд на прошлое как на процесс появления, развития и гибели отдельных цивилизаций, который ставит в центр исторического процесса исследования человека(его деятельность) и общество с особенностями его менталитета.
Цивилизационный подход изучает особенности общественного сознания. Достоинство цивилизационного подхода к изучению истории: он исследует своеобразие и уникальность исторического развития. Цивилизационный подход общественного развития предусматривает взаимовлияние культур различных народов: Все страны проходят одни и те же этапы развития, двигаясь по одному историческому пути с разной скоростью. Историческое развитие происходит в разных формах и различными путями. Цивилизация - (от латинского civitas -государственный) развитое состояние общества или сообщества людей со сходным менталитетом идеалами и духовными ценностями, социально политической ориентацией, экономикой и культурой. Менталитет- устойчивые передающиеся от поколения к поколению традиции этноса, обычаи, модели поведения, культурные ориентиры, которые зафиксированы на уровне подсознания. Создатели теории цивилизации: Н.Я. Данилевский, А. Шопенгауэр, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Ницше. Ученые выделяют разное количество цивилизаций. Три основных его типа: 1. Природные сообщества, 2. Восточные, 3. Западные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|