Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии и «технологии». А что же у нас?

Не ту страну назвали Гондурасом!

Николай Фоменко

 

У нас все куда проще. Если попытаться переложить западный электоральный опыт на российскую дей­ствительность, выясняется, что паритета «ядерной безопасности» у нас нет и быть (пока) не может. Как ни странно, в наших выборах за деньги все не купишь.

Существуют (и тоже совершенствуют­ся!) отечественные «технологии» подавле­ния противника, не требующие крупных финансовых вливаний. Телеканал, кото­рый захочет использовать цивилизованные технологии (без кавычек), могут просто отключить. При необходимости можно при­менить психическое, юридическое или физическое воздействие на ключевые фи­гуры конкурирующей стороны. Такие «уда­ры» дешевле получасовой телепередачи.

В Российской Федерации, в отличие от западных стран, колоссальное значение имеет власть «в чистом виде». А власть, уже потом, принесет деньги. Любой человек в России, в руках которого сосредоточена хоть какая-то власть (будь то Президент или офицер на военной кафедре провинциального университета) пытается ее продемонстрировать, оставить след, или наследить, в истории. Это может быть что угодно, начиная с изменения конституции и, заканчивая отчислением студента за то, что «лицом не вышел, а я здесь главнее».

Как раз по этой причине методы ком­пьютерных технологий в предвыборной борьбе в России практически не применяются. И это притом, что вся технологическая база давно доступна, и для внедрения методов доста­точно одного-двух месяцев!

Впрочем, есть основания надеяться, что по мере движения к демократии настанет момент, когда в России сложится баланс доминирую­щих политических сил, и на смену «техноло­гиям», которые уже не удастся применять безнаказанно, придут именно технологии. И тогда (продолжая аналогию с ядерными во­оружениями) решающий перевес получит тот, кто первым применит новое электораль­ное оружие. Неслучайно сегодня к цивилизо­ванным технологиям проявляется колоссаль­ный интерес. Хотя опять же, пока будут рабо­тать более дешевые «технологии», интерес останется лишь интересом.

В заключение стоит отметить, что оказывается, и у российских ме­диков существуют наработки в области про­граммирования человеческой психики. Так что помимо заимствований западных тех­нологий нелишне поинтересоваться тем, что имеется в наших научных закромах.

 

§ 2.3. «Удивительная республика Гондур»

Ну, так что же, новейшие информацион­ные технологии никак не смогут повлиять на жизнь общества? Что, и в цифровой век мы обречены зависеть от мнения зачастую беспринцип­ных и жадных политиканов, стремящихся угодить темной, ленивой, агрессивной и тоже жад­ной толпе? Неужели все так беспросветно? Нет, на самом деле цифровые технологии предоставляют сегодня уникальную воз­можность изменить буквально все соци­альные структуры. Для этого нужно лишь отвлечься от некоторых положений, закрепленных во всех практически дей­ствующих сегодня конституциях. Давайте посмотрим, чем должно быть государство чисто практически.

На мой взгляд, разумно рассматривать государство как корпорацию, созданную индивидуумами для удовлетворения таких своих потребностей, которые не могут быть удовлетворены каждым в отдельности или меньшими, чем государство, корпорациями. (Идея сама по себе, как известно, не нова). Ну, к примеру, живет на соседнем южном ос­трове племя, которое обожает нападать на наши берега и брать наших жителей в раб­ство. Вся экономика вражеского острова построена на работорговле. Что нужно делать в таком случае? Можно, конечно, не приближаться к побережью и спать в обнимку с ружьем. Можно также застраховать себя от угона в рабство. Украли тебя, а страховая компа­ния взяла и выкупила...

Но страховые платежи могут оказаться слишком большие. И спать все же лучше в обнимку не с ружьем. И у моря иной раз прогуляться не грех. Поэтому лучше выжечь заразу в ее логове. Можно, конечно, самостоятельно совершать карательные экспедиции на про­гулочных яхтах и торговых судах. Только, боюсь, кончится такая самодеятельность плачевно. Это неизбежно приведет к неоправданным потерям жизней и денеж­ных средств. Так что проще и дешевле построить ударную эскадру с атомным авиа­носцем, нанять матросов, пилотов и морских пехотинцев, обучить их. И в один прекрасный день южный сосед просыпается от взрывов кры­латых ракет… Но вот кто должен решать, куда идти нашей славной эскадре и кого вязать нашим лихим морпехам?

Сразу скажу, что моральные критерии здесь неприменимы. Есть только один адекватный прин­цип. Музыку заказывает кто? Правильно, тот, кто платит. А кто должен управлять корпорацией по имени «государство»? Правильно, опять тот, кто платит. Причем независимо от того, что эта корпорация не всегда производит дороги и аэродромы, но иногда и авианалеты, артобстрелы и танко­вые атаки. Сущность ведь от этого не меняется. Если для совершения какого-либо действия необходимы материальные ре­сурсы, то управлять им имеет право тот, кто эти ресурсы предоставил.

На обобщенном уровне пока все по-старому. Народ платит налоги, народ за­казывает авианосцы, народ через своих демократически выбранных представите­лей заказывает политику. Что дают нам цифровые технологии? А вот что...

В истории человечества на значительном ее протяжении избирательное право увязы­валось с вкладом в общее дело, выражав­шимся чаще всего в виде имущественного ценза. К примеру, в гомеровской Элладе политически полноправными были вожди-базилевсы, сражавшиеся на колесницах в окружении возничих и слуг. (Кстати, вопреки распространенному мнению народ в целом не назывался в древнегречес­ком языке «demos», его имя было «laos», «demos» же — это толпа, чернь).

И в демократиях нового и но­вейшего времени довольно долго, вплоть до пятидесятых годов двадцатого века, су­ществовали жесткие имущественные огра­ничения для избирателей. А теперь исчезающе низкая стоимость транзакций дает возможность человеку получить столько избирательных прав, сколько он внес ре­сурсов на общее дело, на Res Publica! Что дает нам такая возможность? А вот что!

Тысячи лет известно, что в случае все­общего избирательного права проявляется тенденция к тому, что малосостоятельные, малообразованные, но, как правило, край­не многочисленные члены общества начи­нают перетягивать одеяло на себя, то есть, получив управление общественными ре­сурсами, выделенными, к примеру, на стро­ительство канала, они думают не всегда о том, как построить для общего блага это ирригаци­онное сооружение, плоды от которого по­жнут следующие поколения граждан, а о том, как набить свой голодный и очень эластичный желудок. И сделать это именно сегодня, когда очень хочется кушать!

«Не пристрастен тот, кто богат, ибо он владыка вещей, не имеющий нужды», — так, в переводе Б.А. Тураева, гласит древ­неегипетский папирус [1]. А у голодного чело­века какая уж беспристрастность при де­лежке общественных закромов! Правда, закрома эти быстро кончаются. Отсюда со­блазн: пополнить их за счет имущества более оборотистых сограждан, повысив тем самым свое благосостояние. (Так что имей­те в виду: когда речь идет о том, что вы должны поступиться чем-то своим ради народного блага, на самом деле вам пред­стоит отдать что-то кому-то, по принци­пу раскулачивния).

Мы сегодня, при решении всех вопро­сов общественного устройства, любим смотреть на Америку. Так вот что по этому поводу в октябре 1875 года писал в жур­нале «Atlantic Monthly» анонимный автор статьи «The Curious Republic of Gondour»:

«Я узнал, что сначала нация испробо­вала всеобщее избирательное право в про­стом и чистом виде, но затем отвергла его, поскольку результаты оказались неудов­летворительными. По-видимому, при нем вся власть попала в руки необразованных и не платящих налоги классов, и, неизбеж­но, ответственные посты были заняты представителями этих классов».

Анонимный автор, правда, видел выход из этой ситуации не во введении правления фараонов. Нет, он наоборот предлагал рас­ширить избирательное право, добавив к голосам людей еще и голоса образования и имущества. Система сдержек и противове­сов здесь обеспечивалась тем, что образо­ванные люди будут, по мнению автора, удер­живать богатых от жестокостей по отноше­нию к социальным низам.

При всей своей фантастичности Удиви­тельная Республика Гондур, хоть она и рас­положена на континенте Утопии, имеет прототипы в истории. Примером могут служить представления древних о строе, когда политические права уравновешенные обязанностями. Но для девятнадцатого века это было слишком смело. Не зря же авторство статьи было признано лишь в 1919 году, после смерти автора, которым оказался Марк Твен.

Так вот, цифровые технологии дают воз­можность организовать в реальности вирту­альную республику Гондур. Каждый ее граж­данин будет вносить какие-то платежи на общее дело – либо в виде добровольных пожертвований, либо как фиксированный процент от своих финансовых сетевых транзакций, и иметь ровно столько политических прав, сколько он «купил». Хочешь еще – покупай еще! И принимай решения. И неси за них ответственность. Напорется наша ус­ловная эскадра на мощную оборону, пойдет ко дну – плакали твои денежки. Но зато в случае успеха можно, к примеру, поучаство­вать в дележке трофеев!

То есть то, что было невозможно реали­зовать в течение тысячелетий, учет точного вклада каждого гражданина в общее дело, в Res Publica, и пропорциональное распре­деление избирательных прав, становится реальностью в цифровом веке. И, может быть, то, что казалось слишком ужасной ересью даже бывшему не из трусливых золотоискателю и, может оказаться обыденной реальностью века двадцать первого.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интеграция цифровых технологий в политику продолжается со стремительной скоростью. К чему это приведет – предсказывать трудно. Так, возможен даже пересмотр некоторых общепризнанных ценностей, лежащих в основе социального и политического устройства современных государств, что и было продемонстрировано в последнем параграфе. Ясно одно – теперь нельзя пренебрегать компьютерами даже в политике. В XXI веке без цифровых технологий существование человечества будет немыслимо даже в такой сложной сфере, как политическая.

 

 

Список литературы

 

1. А. Бондарев «Виртуальная республика Гондур». //Компьютерра. 1999 г., № 50, с. 24.

2. М. Брауде-Золотарев, А. Левенчук, М. Генин «Твари ли они дрожащие или право имеют?». //Компьютерра. 2000 г., № 3, с. 32.

3. С. Карелов, С. Баричев «Не что иное. The matrix». //Компьютерра. 1999 г., № 50, с. 22.

4. Дж. Крэйнек «Netscape Navigator». М: – 1996, Компьютер, издательское объединение «ЮНИТИ».

 

 

Приложение 1

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...