Функции и принципы менеджмента
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание
Введение...................................................................................... 3 Глава I Теоретические основы менеджмента, его методология 1.1 Функции и принципы менеджмента …………………….. 5 1.2 Методы управления в менеджменте ……………….......... 15 Глава II Анализ методов менеджмента МУП - Аптеки №35... 19 2.1. Организационно - экономическая характеристика предприятия ……………………………………….................... 19 2.2 Структура управления предприятием.................................. 24 2.3 Анализ основных методов управления в менеджменте предприятия………………………………………....................... 27 Глава III Разработка предложений по совершенствованию методов управления в менеджменте МУП - Аптеки №35...... 29 Заключение …………………………………………………....... 31 Список литературы ………………………………………......... 33 Приложения…………………………………………………........ 35 Введение В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица. В «Словаре иностранных слов» менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности. Управление, менеджмент – это самостоятельная область знаний, отдельная дисциплина, а точнее междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, опыт «ноу-хау», приумножаемые управленческим искусством. Фармацевтический менеджмент представляет собой процесс управления людьми, финансами, производством с целью достижения основной цели фармации – обеспечение населения эффективными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, парафармацевтической продукции.
Управление аптеками (аптечными организациями) в рыночных условиях значительно сложнее, чем в централизованной командно-административной системе. Это связано с расширением прав и ответственности аптечных организаций в условиях рыночных отношений, а также с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям окружающей среды. Возникают новые цели и задачи, которые раньше аптеки самостоятельно не решали. Налаживаются новые хозяйственные связи, формируются рыночные механизмы управления. По мере укрепления новых социальных и экономических отношений его роль растет, так как менеджмент - это мощный двигатель и ускоритель общественного развития. Актуальность выбора темы заключается в том, что все возникающие в связи с выше сказанным проблемы, невозможно решать без современного профессионального менеджмента. Целью курсовой работы явилось рассмотрение методов менеджмента. В соответствии с поставленной целью нами были решены следующие задачи: 1) изучена сущность методов менеджмента; 2) последовательность методов менеджмента; 3) проанализированы основные методы менеджмента; 4) сформулированы основные предложения по совершенствованию методов менеджмента. Объектом курсовой работы явилось МУП - Аптека №35. Предметом курсовой работы выступили методы менеджмента. При выполнении курсовой работы мы использовали такие методы как: метод научного анализа, сравнительный метод, конкретно исторический метод, метод обработки рядов динамики. Теоретическую базу курсовой работы составили труды ведущих исследователей и экономистов в области менеджмента: Анри Файоля, И.Н. Герчиковой, А.А.Радугина, М.М. Максимцова, Н.Я. Уткина.
Информационную базу курсовой работы составили данные МУП - Аптеки №35 - устав, годовая отчетность в динамике за 2004-2006гг. Глава I Теоретические основы менеджмента, его методология Функции и принципы менеджмента Процесс менеджмента - это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально - экономической системы. Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могут выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных управленческим циклом. Основные функции менеджмента представлены на рисунке 1. Рис.1Функции менеджмента
Экономическое прогнозирование - это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации. Планирование - это разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством [5,с.185]. В широком смысле слова планирование - это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее:- Цели и задачи. На современном этапе экономического развития осуществляется стратегия рыночной экономики, высшая цель которой – неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства;- Пути и средства. Для достижения поставленных целей выбираются методы совокупности взаимосвязанных действий;
- Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами;- Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства - важнейшее условие его эффективности;- Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается связь плановой работы с конечной целью производства, удовлетворением потребностей общества. Существует три основных типа планирования.Стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише. Тактическое планирование (средний уровень) - это определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе тактического планирования лежат идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.Оперативное планирование (низший уровень) - это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации. Эффективность планирования зависит от того, какими принципами руководствуются при составлении планов.1) Полнота планирования - учитываются все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.2) Точность планирования - использование современных методов и средств для обеспечения точности прогнозов.3) Ясность планирования - формулировки планов должны быть доступны всем членам организации.4) Непрерывность планирования - планирование это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.5) Экономичность планирования - расходы на планирование должны соизмеряться с выгодой от планирования [8, с.68].Реализация планов требует организации, которая представляет следующую функцию менеджмента.Под организацией понимается процесс:- Определения рациональных форм разделения труда;
- Распределения работы среди работников, групп работников и подразделений;- Разработки структуры органов управления;- Регламентации функций, подфункций, работ, операций;- Установления прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;- Подбора и расстановки кадров. Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы, во-вторых, как процесс ее совершенствования, упорядочения. Организация работ - функция, которую должны осуществлять все руководители - независимо от ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. При этом задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников. Структура не может оставаться неизменной, потому что меняется как внешнее, так и внутреннее ее окружение [11,с.88]. Тем не менее, организация управления основывается на ряде основных принципов. Принцип разделения труда. Основной смысл - все виды деятельности предприятия должны быть так определены и сгруппированы, чтобы максимально способствовать достижению поставленных задач. Важно, чтобы сгруппированные виды деятельности соответствовали способностям и побуждениям сотрудников, которые будут их выполнять. Для преодоления отрицательных последствий узкой специализации труда, целесообразно расширение зоны труда, ротация (чередование) работ и привлечение сотрудников к принятию касающихся их решений (стратегия участия). Скалярный принцип. Относится к цепочке прямых должностных отношений руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективней процесс принятия решения и коммуникации. Принцип диапазона управления. Для каждой управленческой должности существует предельное число сотрудников, которыми в состоянии эффективно руководить один человек. Еще одной важной характеристикой организации управления является уровень централизации (децентрализации) полномочий (власти).
Централизация - концентрация прав на принятие решения на высшем уровне управления организацией. Децентрализация - передача прав низшим уровням управления [16,с.58]. Регулирование-деятельности по устранению отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в заданное состояние посредством оперативного управления производственными процессами, перераспределения материально-технических, финансовых и человеческих ресурсов [20,с.107]. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Теории мотивации основаны на определении потребностей человека и их структуры. Потребность - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию. К числу таких теорий относят теории А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда и Ф. Герцберга [11, с.106]. Сравнительная характеристика теорий приведена на рисунке 2.
Рис.2Сравнительная характеристика основных теорий потребностей
Согласно теории Маслоу, пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминанта определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере частично, потребности нижнего уровня. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и строгой. Полагая, что классификация потребностей, предложенная Маслоу, не полна, Д. Мак-Клелланд дополнил ее, введя понятия потребностей власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры А.Маслоу потребность власти встает между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностями власти чаще всего проявляются как откровенные и энергичные люди, но боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Чаще всего они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление организацией часто привлекает людей с потребностью власти, так как это дает им возможность проявить и реализовать ее. Потребность успеха также находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека (что лишь подтверждает его статус), а процессом доведения работы до успешного завершения. Мотивация на основании потребности в причастности очень похожа на предложенную А. Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди, у которых развита эта потребность, будут увлечены такой работой, которая дает им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностное общение. Ф. Герцберг пришел к заключению, что факторы, действующие в процессе работы, влияют на удовлетворение потребностей. Гигиенические факторы (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения и характер контроля со стороны начальника) всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов, таких, как ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей. В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен: - во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника; - во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации работников; - в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе, чего от него ждут [8, с.76]. Система стимулирования - это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих стимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека для достижения поставленных целей. Стимулы делятся на материальные и нематериальные. Материальные, в свою очередь, делятся на денежные (заработная плата, доплаты, надбавки, ссуды и льготные кредиты) и не денежные, состоящие из социальных (медицинское обслуживание, страхование, путевки, питание, подарки и т. п.) и функциональных (улучшение организации труда, улучшение условий труда). Нематериальные стимулы состоят из социально-психологических (общественное признание, похвала, поддержка и одобрение), творческих (повышение квалификации, стажировки и командировки) и стимулов свободного времени (гибкий график работы, дополнительный отпуск) [24, с.160].В рамках процессуальных теорий мотивации также предполагается мотивирующая роль потребностей, однако сама мотивация рассматривается с точки зрения того, что он заставляет человека направлять усилия на достижения различных целей. Таким образом, мотивация зависит от потребностей, ожидания и восприятия работниками справедливого вознаграждения за выполненную работу. Учет – фиксирование состояния объекта управления в конкретный период (учет выполнения производственной программы, наличия материальных и финансовых ресурсов) [20,с.108]. Анализ направлен на оценку результатов деятельности организации и формирование на этой основе выводов для целей управления. В этой связи разработана методология анализа, которая состоит из различных групп методов. К данным методам относятся: 1)метод сравнения, при этом рассчитывается отклонение показателей отчетного периода от базисного. 2)методы обработки рядов динамики, основным из которых является расчет темпов роста, который представляет собой частное деление отчетного периода на базисный. 3)методы детерминированного факторного анализа. К ним относится: метод цепных подстановок, индексный и интегральный методы. Функцию анализа на предприятии осуществляют экономические службы. Результаты анализа оформляются в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу. Контроль, как правило, ассоциируют с властью, «командованием», «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля. В сомом общем виде контроль можно представить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными [8,с.79]. Контроль - одна из ведущих функций управления. Существует множество формулировок определений функции контроля. Одна из них - контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос. Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деятельность организации для предотвращения кризисного положения. Контроль позволяет фиксировать ошибки, сознательные и несознательные нарушения и исправлять их до того, как они возникнут на пути достижения цели. Вместе с тем контроль позволяет определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна[5, с.197]. Эффективное сочетание различных видов контроля с учетов параметров внешней и внутренней среды - залог успешного функционирования организации. Французский предприниматель и исследователь Анри Файоль(1825-1925) рассматривал управление как совокупность принципов, ориентированных на осуществление предпринимательской деятельности и наиболее результативное использование имеющихся ресурсов у предприятия. Принципы управления Анри Файоля представлены на рисунке 3. Рис. №3. Принципы управления Анри Файоля
1) Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. 2) Сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия. 3) Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия - там возникает ответственность. 4) Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. 5) Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника. 6) Единство управления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом, иметь одного руководителя. 7) Подчиненность личных интересов общим. 8) Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу. 9) Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты. 10) Скалярная цепь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой 11) Порядок. Порядок - для всего и все на своем месте. 12) Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия. 13) Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. 14) Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию. 15) Корпоративный дух. Единение - это сила, а она является результатом гармонии персонала[1,с.135]. Управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. В них отражается действие объективных законов и практика управления, а также определяются требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|