Западная и отечественная теоретические парадигмы социальной работы: сходства и различия.
Основные этапы становления и развития теории социальной работы за рубежом..
За рубежом существует немало научных работ, где изложены вопросы истории теоретического изучения социальной работы и эволюции научных представлений о ней. Следует различать 2 взаимосвязанных явления в науке о социальной работе:
1. Историю, написанную уже достаточно подробно и определяющую место социальной работы в ходе развития истории общества в целом.
2. Историю научного изучения социальной работы, историю эволюции теорий социальной работы, взаимосвязи этой науки с другими науками о человеке и обществе.
Парадигма помощи и взаимопомощи характеризуется четырьмя осн. показателями:
1. Теория, идеология
2. Объекты помощи
3. Субъекты помощи
4. Организационные формы
Фирсов пишет, что в истории человечества история социальной работы прошла 4 этапа своего развития
1. Этап сохранения кровнородственной идентичности – архаический
2. Этап сохранения этнической идентичности – античный
3. Этап сохранения территориальной идентичности – средневековье
4. Этап сохранения государственной идентичности
Можно выделить 4 этапа смены научных парадигм помощи нуждающимся:
1. Доцерковный этап
2. Церковный этап
3. Этап перехода к государственной поддержке нуждающихся – 18-19 век
4. Этап научной социальной работы – теория социальной работы – с начала 20 века
4 основные вехи развития теоретической парадигмы социальной работы.
1 этап Оформление парадигмы. Этап характеризуется прежде всего таким ведущим понятием как «филос», то есть дружественность, которая распространяется не только на соседские отношения,
2 этап Характеризуется становлением представлений о милосердии к ближнему, где основополагающим принципом стало «Агапе», как деятельная одаривающая любовь к ближнему.
3 этап оформлением в западном обществе доктрины прав человека, где вопросы бедности и нищеты занимают большое место.
4 этап Характеризуется становлением научной теории социальной работы, которая должна помогать профессиональным социальным работникам решать проблемы клиентов.
Западная и отечественная теоретические парадигмы социальной работы: сходства и различия.
М.В. Фирсов попытался найти сходства и различия м/у западной и российской моделями социальной работы.
1. в западной модели помощи идеи альтруизма находят своё развитие в логике идей индивидуализма, где чувства, мысли и желания отдельного человека, выступают как высшая самоценность. Отсюда специфика социальной помощи, когда клиентами выступают прежде всего индивид и отдельная группа, которым отдаётся явное преимущество.В основе отечественной модели помощи лежат соборности, альтруизм восходит к общинному коллективизму, к нравственности и справедливости. Отсюда не случайно получаются наиболее развитыми общественные формы помощи не только досоветской, но и советской России.
2. в основе мировой доктрины помощи и в отечественной и западной моделях лежат принципы и идеи христианства. В западных подходах ведётся индивидуальный путь спасения отдельного человека. Причём характерно, что общественные отношения и общественные идеалы выступают в качестве нормы, а отсюда и стремление к формированию социально-необходимого поведения, которое воспитывается христианской парадигмой запада. Идеология помощи отечественной модели раскрывается в логике идеи православия. Русская православная церковь в течении тысячелетия формировала национальное сознание и национальный духовный опыт. Философия призрения стала на многие столетия определяющим подходом в отечественной модели помощи.
Призреть – значит озаботиться нуждами ближнего своего.
3. социальная работа как профессия в западной модели помощи возникает из добровольного общественного движения феминисток, либерал-демократов и других волонтёров. Аналогичные тенденции наблюдаются в России, но если в западной модели развитие от добровольной помощи к профессиональной носило непрерывный характер, т.е. для западной модели характерен эволюционный путь развития, то в России развитие профессиональной помощи носило дискретный, т.е. прерывистый характер. Даже её современный профессиональный этап характеризуется тем, что специалисты рекрутируются из других профессий и служб, их становление как профессионалов осуществляется на основе собственного эмпирического опыта.
4.Понятийное поле в западной модели помощи складывалось на основе медицинских, социологических, конфессиональных, юридических и психологических подходов. Психология явилась методологической базой развития знания социальной работы, а техника групповой и терапевтической работы легла в основу ее методики. Понятийное поле социальной помощи в России складывалось под воздействием иных факторов. Два направления — социальное обеспечение и социальная работа — в России предстают в единстве, включая в себя просвещение, образование, медицину, социальную политику. Оно выступало объединяющей формой, парадигмой, где нашли свое развитие все вышеназванные процессы. Этим и объясняется та разорванность “понятийного сознания”, когда социальную работу идентифицируют с социальной педагогикой, социальным обеспечением, социальной медициной.
5. Отечественная модель помощи развивалась в течение нескольких столетий в тесном контакте с западной моделью помощи. Многие идеи и законы, особенно в период Петровских реформ, были декларированы, когда еще не было объективных условий для их реализации. Отсюда западная модель помощи выступала своеобразной “абсолютной идеей”, видение и “осязание” которой позволяло намечать свои перспективы роста и развития. Эти тенденции присутствуют и в современной отечественной модели помощи.
3.Дохристианские представления о помощи нуждающимся.
Зарождение представлений о помощи и взаимопомощи происходит на стадии родового общества, когда складываются механизмы взаимопомощи и распределения. Первые из них связаны с дарообменом, помощью в бытовой и хозяйственной сферах. Вторые — с распределением излишков продуктов. Уже на этой стадии происходит выявление субъектов помощи.
Однако впервые обозначение и выделение данного явления происходит в Древней Греции. Это было связано с тем, что греческое общество, накопив определенный духовный опыт, среди прочих сфер своего существования начинает выделять особую сферу, где проявляются дружеские чувства, моральные связи и отношения. Так зарождается понятие “филантропия”.
В переводе с греческого оно обозначает любовь к людям, но первоначально, в V в. до н.э., семантическое значение этого слова было связано с представлениями о божественнойблагосклонности, но уже в IV в. до н.э. с этим понятием связан иной смысл, любое благожелательное отношение одного индивида к другому.
В гомеровском эпосе дружественность связана с институтом семьи и гостеприимства, где это слово имеет прежде всего социально направленный смысл., он также пишет, что “philos” вместе с “aidos” (помощь), употребляемые в постоянной связи и одном смысловом контексте, обозначают отношения, связанные с уважением, состраданием, помощью в беде.
Платон и Аристотель рассматривали благотворительность в контексте общественной пользы, полагая что эта деятельность — прерогатива государства, а не отдельных частных лиц.
Аристотель, рассматривая дружественность как разновидность добродетелей человека, указывает на человеколюбие как его природное свойство. Он анализирует субъект — субъектные отношения как процесс межличностного взаимодействия, когда один субъект оказывает помощь другому субъекту.
Цицерон, полагал, что дружба, будучи основой благотворительности, являются важнейшими факторами, лежащими в основе гражданского поступка. Цицерон усматривает в благотворительности ряд целенаправленных действий, среди которых: щедрость, выкуп пленных, уплата долгов, выдача приданого дочерям, увеличение средств жизни своих друзей. Однако, помимо альтруистического начала, в идеологий античной филантропии прослеживаются и первые ростки осмысления негативных последствий, которые могут нести бескорыстная помощь и поддержка.
4.Оформление христианских представлений о помощи ближнему
“Агапе”, или любовь к ближнему, приходит на смену филантропии. “Агапе” как нормативное требование межличностного взаимодействия возникает в первых христианских таинствах, совместных вечерних молитвах и трапезах. Со временем процесс деятельность не ограничивается только поддержкой внутри христианской общины, а имеет свое продолжение в социуме. Внутригрупповая помощь и взаимопомощь, переносимая в социум, канонизируется, регламентируется, становится обязательным законом жизни истинного христианина.
Апостол Павел, определяя благотворение как норму христианской жизнедеятельности, тем не менее выделял истинно нуждающихся и просителей, не желающих работать. “Если кто не хочет трудиться — тот и не ешь”. В подходах к нищим выделялся принцип “семейной ответственности”, когда имеющий родственников нуждающийся в помощи не получал “пропитания” от Церкви. Однако уже на ранних стадиях христианской поддержки выделяются приоритетные группы, которым поддержка оказывается в первую очередь:
1.служители и пастыри Церкви;
2.“дряхлые старицы и старцы”,
3.беспомощные дети;
Особое значение в связи с этим имеют труды Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Федора Студита, Иоанна Дамаскина, Афанасия Александрийского и других авторов “ нравоучительной литературы ”. Идеи этих христианских мыслителей оказали большое влияние на состояние общественного сознания в вопросах помощи, поддержки и призрения. Отличительной чертой творений этих богословов являлось то, что они были предназначены как для “говорения с кафедры”, так и для “книжного употребления.
Со второй половины VII в., когда происходит разделение Христианской Церкви на Западную и Восточную, в Западной Церкви тенденции институциональной поддержки через систему монастырей привносят новые подходы к христианской идеологии поддержки. Основные воззрения этого времени характеризуются тем, что собственно благотворением не должны заниматься все, но только люди облеченные церковным саном. Миряне же могут помогать своими пожертвованиями. Возрастает роль монахов, которые и должны по официальному мнению Западной Церкви вершить дела милосердия.
С XII в. Выдвигается и обосновывается представление о нищих как заступниках перед Всевышним. Подаяние милостыни все больше связывают с надеждой улучшить свою загробную участь, смягчить кару за свершенные прегрешения. Конституируется неравенство как общественную необходимость. Дальнейшее развитие теории и практики благотворительности происходит под непосредственным руководством Римско-католической церкви, и это продолжается вплоть до Реформации.
В XVI в. Мартин Лютер с протестантских позиций подвергает критике сложившиеся формы и принципы благотворительности. Лютер видел в бесконтрольной раздаче милостыни главный фактор стимуляции профессионального нищенства. Он приходит к мысли, что помощь беднейшим слоям населения должна исходить как со стороны церкви, так и со стороны общественного самоуправления. Согласно его концепции каждый город должен призревать своих нищих, а пришлых необходимо изгонять. В “Уставе общественной кружки” (1523 г.) Лютер определяет, что нищие, способные к труду, должны работать. Только не способным к труду должна оказываться помощь, но детей нищих следует обучать ремеслам, чтобы они не шли по стопам родителей.
Позднее налогообложение как система, регулирующая отношения одних слоев населения с другими, богатых с бедными, становится важным элементом общественных социально-экономических связей.
5.Теоретические подходы к помощи нуждающимся в 18 – 19 веках.
На рубеже 17-18 веков начинает разрабатываться доктрина прав человека, в которой вопросы бедности и нищенства стали одними из самых важных.
к XVIII в. Церковь окончательно утратила свои позиции единственного благотворителя. Гражданское общество берет на себя обязанности по оказанию помощи всем нуждающимся, хотя церковно-христианская благотворительность как институт поддержки еще продолжает свою деятельность.
Такой переход от церковной поддержки к государственной был вызван многими причинами:
1. банкротство средневековой системы бесконтрольной раздачи милостыни, способствовавшей образованию профессионального нищенства;.
2. усложнение социальной организации общества;
3. переход от натурального хозяйства к денежному.
Монтескье в деле помощи нуждающимся ведущую роль отдавал государству, которое, по его мнению, должно предоставлять своим нуждающимся гражданам пропитание, одежду и возможность вести “здоровый образ жизни”. Идеи государственного обеспечения были оформлены в период Великой Французской революции. Соответствующими декретами были установлены права многодетных семей, вдов и престарелых, не имеющих кормильцев. Именно тогда появляется такое понятие, как пенсия. Она назначается государством лицам, не имеющим возможности самостоятельно поддерживать min жизненный уровень.
Подобные идеи можно обнаружить и в Прусском гражданском праве. Оно также констатирует обязанность государства содержать своих нетрудоспособных граждан. Именно на государство возлагались функции “приискания работ” лицам, не могущим “самостоятельно добывать себе пропитание”, и их семьям. В отношении профессиональных нищих предусматривались принудительные работы, а “иноземных нищих” следовало высылать из страны. На государстве лежали обязанности организации учреждений для бедных и забота об их материальном обеспечении.
Одни исследователи считали, что государство должно только организовывать благотворительную деятельность, но не должно выступать в качестве защитника нуждающегося, так как чиновники, формализуя благотворительность, лишают ее главного — человеколюбия, к тому же формальный подход всегда чреват злоупотреблениями, в данном случае особенно недопустимыми.
Однако другие исследователи полагали, что государство должно принимать на себя обязанности по улучшению жизни отдельного гражданина Государственная власть в деле благотворительности обязана быть социально активной, должна главенствовать в деле помощи нуждающимся в поддержке.
Французский ученый XIX в. д'Оссонвиль, разбираясь с проблемами пауперизма, выделяет три основных типа бедствий, когда обязательное вмешательство государства необходимо: болезни, несчастный случай, старость. Он считал, что это объективные факторы и гос-во обязано помочь таким людям.
Три основные задачи системы государственной социальной поддержки:
1. вспомоществование нуждающимся;
2. адресная помощь
3. репрессивные меры по отношению к профессиональному нищенству;
4. превентивные меры против распространения бедности, порождаемой системой государственной поддержки.
5. репрессивные меры, способные локализовать социальные болезни, и способы вспомоществования.
Английский исследователь Фауль, основные финансовые средствами являлись:
1. налоги,
2. общинные вклады,
3. пожертвования,
4. субсидии из доходов государства и департаментов.
Категория “бедный”, основным критерием в определении принадлежности к данной категории было отношение к трудовой деятельности. Способность — неспособность к труду выступала основным разграничительным признаком нуждающихся субъектов. В числе репрессивных мер пауперизма применялись: административные наказания, приписка к местности, направление в дома с принудительными работами, принудительный труд, уголовное преследование и т.д.
Одним из первых, кто применил научные методы социологии для изучения явления нищенства, был английский проповедник Чарльз Бут. Свои исследования он проводил в беднейших кварталах Лондона, сосредоточив внимание на причинах обнищания рабочих в условиях свободного рынка. Ч. Бут пришел к выводу о том, что предупредить пауперизм возможно только путем социальных программ и социальной политики государства, направленной на регулирование жизненного уровня населения.
Мюнстерберг выделяет ряд объективных факторов, которые могут иметь решающее значение в изменении жизненного сценария клиента. Такими объективными факторам являются:
1. пол,
2. возраст,
3. семейное положение,
4. состояние здоровья.
Рассматривая средства помощи, Мюнстерберг подразделяет их на следующие виды:
1. временная и постоянная помощь;
2. открытая и закрытая помощь (вне учреждений поддержки или в учреждениях);
3. помощь натурою;
4. денежная помощь.
Большое внимание уделялось изучению социального положения нуждающегося. Здесь в центре были условия его жизни: место проживания, заработная плата, наличие ренты, здоровье и другие вопросы. Эти идеи лежали в практической деятельности феминисток в западной Европе и США (например в Движении “дружеских визитеров”). Основная цель этих “визитов” — “спасти несчастных от греха нищеты”. “Дружеские визитеры” основное внимание уделяли работе с иммигрантами, которая вкл в себя предоставление работы. Не меньшее место в исследованиях того времени уделяется вниманию и личности того, кто осуществляет помощь нуждающемуся, — помощника. Начинают определяться его функции, должностные обязанности, требования к нему как специалисту. Однако вопрос о профессиональной подготовке общественных помощников в этот период пока еще не стоял. “Для того чтобы быть хорошим попечителем, вовсе не требуется никакой, соответственной этому званию, предварительной подготовки...”, — писал В.Рошер.
Воспользуйтесь поиском по сайту: