Развитие теории социальной работы в 20-е годы 20-го века.
В эти годы происходит “проникновение” психологического знания в индивидуальные методы социальной работы. В социальной работе этого периода актуализируются и получают интерпретацию такие феномены, как наследственность, физиологическое развитие индивида, развитость — неразвитость интеллекта.
Так, психология развития и теория З.Фрейда явились для социальной работы теориями, объясняющими поведенческие симптомы, открывающими возможность анализировать внутренние процессы помощи и поддержки.
«Социальная история клиента» и «лечение» стали доминантами в методе индивидуальной работы, социальными стандартами в процессе деятельности социальных работников.
В процессе социальной помощи начинают выделять обязательные интерактивные элементы:
1.использование внутренних и внешних ресурсов;
2.помощь клиенту в осознании им своих проблем;
3.помощь клиенту в развитии способности «работать на свои внешние социальные программы».
В 20-х гг. М.Ричмонд реформировала метод индивидуальной работы. В центре внимания оказываются объективные факторы в сочетании с различными ситуациями в жизни людей.
Кроме разработки моделей взаимодействия на основе психоаналитической теории, определялись также и принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М.Ричмонд называет «принципами ментальной гигиены». Впоследствии эти принципы будут приняты за основу этического кодекса социального работника. Принципы ментальной гигиены включали следующие положения:
1.симпатизировать клиенту;
2.отдавать ему предпочтение;
3.поощрять его;
4.совместно с ним строить ясные планы действий.
Теоретическая деятельность М.Ричмонд заложила основы определенного подхода, школы социальной работы, известной под названием «диагностическая школа» (подход этой школы к социальной работе соответственно называется «диагностическим подходом»).
Дальнейшее осмысление и развитие индивидуального подхода в этот период намечается в работах В.Робинсон.
В.Робинсон, предлагает поставить в центр внимания не ситуацию клиента, а ценности и смыслы его индивидуального опыта, основывая на них процесс помощи. Она уделяет внимание прошлому опыту клиента, его детским переживаниям, наклонностям, ценностям. Робинсон подчеркивает, что понимание запросов клиента играют ведущую роль в процессе построения и оказания помощи.
Другой «функциональная школа социальной работы». О.Ранк и Дж.Тафт. Отталкиваясь от учения Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития личности, вызваны родовыми травмами (полученными при рождении). Поэтому он считал, что встреча индивида с социальным работником неизбежна, независимо от конкретных социальных условий. Другие представители этого направления проявляют значительно меньший интерес к детским переживаниям клиента, акцентируя внимание на воле и готовности к переменам — доминантам, которые лежат в основе практической теории данного подхода. Существенное место в деятельности «функциональной школы», как и диагностической, занимают отношения, которые устанавливаются в результате особенности индивидуального подхода в социальной работе.
взаимодействия социального работника и клиента и которые определяют процесс помощи. Функциональная школа в основу своих теоретических построений поставила не диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента. По мнению представителей этой школы, наиболее важным во взаимодействии социального работника и клиента является процесс как форма и средство изменения ситуации.
Функциональная школа базировалась на принципах синхронического подхода «здесь и теперь», когда в процессе взаимодействия социального работника и клиента актуализируется настоящий опыт клиента, его чувства и эмоциональные переживания. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом Соц.работник и клиент становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации.
В 1928 г. на Милфордской конференции социальных работников были определены основные аспекты индивидуальной работы с клиентом:
1. Знание типичных отклонений от общепринятых норм социальной жизни.
2. Использование знания норм человеческой жизни и человеческого общения.
3. Ознакомление с подробностями жизни конкретного человека, оказавшегося в затруднительном положении.
4. Применение общепринятых методов изучения и помощи людям, которые нуждаются в социальной поддержке.
5. Использование средств и ресурсов местной общины в социальном лечении.
6. Применение научных знаний и накопленного опыта в сочетании с требованиями индивидуального подхода.
7. Понимание философских основ, определяющих цели, этику и
8.Развитие теории социальной работы в 1930—1950 гг.
Развитие методов индивидуальной работы в диагностической и функциональной школах, проходят научные дискуссии о приоритетах в методах поддержки нуждающихся, формируются подходы к групповой социальной работе и работе в общине (коммьюните).
Дальнейшее развитие диагностических подходов связано с деятельностью Г.Гамильтон (G.Hamilton), которая расширяет понятие «диагноз. Диагноз а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и его проблемы. По сути дела, диагноз выступал в качестве модели, которая давала представление о том, как человек встречается с ситуацией. Это позволило Г.Гамильтон увидеть в ситуации не только диагностическую, но и оценочную проблематику.
Ситуационный подход внес два существенных компонента: предвидение и психологическую поддержку. Развитие предвидения у клиента диагностическая школа определяет как серьезный компонент индивидуальной работы, позволяющий клиенту освобождаться от неосознанного конфликта, а осознание и понимание клиентом своих трудностей позволяет социальному работнику эффективно вмешиваться в ситуацию. Применяя элементы психоанализа, социальный работник помогает клиенту вскрыть области сознательного и доступные области предсознательного, чтобы осознать собственные проблемы.
Психологическая поддержка направлена на обретение клиентом уверенности.
Гольдштейн интересно охарактеризовал эти два направления индивидуальной социальной работы. Он считает, что для функциональной школы предшествующие события жизни клиента не играли какой-то роли, а социальный работник выступал как помощник, облегчающий и регулирующий взаимоотношения клиента с окружающими. Диагностическая же школа поставила на центральное место не клиента, а социального работника и ряд процедур: диагностику проблемы, предписания, план лечения.
В 1957 г. было опубликовано исследование Ф.Бистека (F.Biestek), где осмыслялись взаимодействия социального работника и клиента.
Ф.Бистек определил основные принципы взаимодействия социального работника с клиентом следующим образом:
1.индивидуализация;
2.открытость в выражении чувств;
3.контроль над эмоциональным развитием клиента;
4.недирективность в отношениях;
5.развитие самостоятельности;
6.конфиденциальность.
Хелен Харрис Перлман (Helen Harris Perlman) синтезировала подходы диагностической и функциональной школы, предложив в качестве новой модели индивидуальной работы «метод решения проблем». Основной подход Х.Х. Перлман основывается на том, что процесс помощи складывается из двух главных компонентов: процесса помощи и личностных ресурсов индивида. Предлагает развивать мотивацию клиента, его способности к деятельности, расширять его личностные ресурсы. Существенными понятийными доминантами ее теоретического подхода являются такие понятия, как место, проблема, процесс, ресурсы.
Под проблемой понимается ситуация, при которой индивид не в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности, что осложняет его социальное функционирование. Под процессом — повторяющаяся последовательная модель деятельности, приводящая к изменению в нужном направлении проблемы клиента. Процесс осуществляется через серию целенаправленных действий в субъект — субъектном взаимодействии социального работника и клиента.
.Последовательность действий Х.Х.Перлман представляет в следующем виде:
1.выпуск отрицательной энергии, снятие беспокойства;
2.рационализация проблемы.
3.социальный работник совместно с клиентом находит доступные и благоприятные возможности и ресурсы, которые помогают в решении проблем клиента и которые соответствуют его среде и его эффективным ролям.
На уровне техники процесс взаимодействия социального работника и клиента сводился к таким основным процедурам:
1.идентификация проблемы клиента и тех событий, которые ее вызвали;
2.взаимное убеждение клиента и социального работника в правильности предварительного понимания проблемы;
3.сбор и анализ информации;
4.составление плана взаимодействия, его реализация и эволюция.
9.Развитие теории с.р. в 60 – 90 – х годах 20 века.
Теория социальной работы в эти годы начинает оформляться как направления различных международных школ в рамках единого информационного и идеологического профессионального пространства. Дальнейшее развитие теории социальной работы идёт по 4 основным направлениям:
1.теория индивидуальной работы
2.теория групповой работы
3.теория общинной работы
4.теория управления, администрирования и планирования в социальной работе
США. Развитие теории социальной работы здесь развивалось по трем направлениям:
1. теоретическое развитие традиционных методов;
2. развитие комплексного подхода, объединяющего теорию и практику в единую систему;
3. разработка специальных подходов к специфическим группам клиентов.
Ф.Холлис (F.Hollis) и Р.Смолли (R.Smalley), выдвинули так называемую «концепцию приближения». Выделив пять теоретических концептов (оценка, личность в ситуации, процесс, взаимоотношения и вмешательство — «интервенция».
Именно в это время начинают складываться интегративные подходы к теории и практике социальной работы, в том числе адаптируются подходы, разработанные др науках.
Германия. Социальная работа является активной составной частью социальной системы ФРГ.
В концепции, получившей название «Ведение диалога», была поставлена задача преодолеть индивидуалистические ориентации, рассматривая модель жизненного пространства как относительную систему и используя диалог как средство оздоровления разработки ситуации. Таким образом, цель преобразовательных процессов в социальной работе предстала не как приспосабливание клиента к своим жизненным обстоятельствам, но как высвобождение (эмансипация) его индивидуальных и социальных наклонностей. Во всех областях социальной работы наблюдаются тенденции более четкой ориентации социальных служб на активизацию клиента в его жизненной ситуации с учетом его образа жизни.
Таким образом социальная работа отличается следующими особенностями:
1.переориентация социальной работы как системы услуг на социальные запросы клиента;
2.предоставление возможности для открытого восприятия новых проблемных структур и групп людей, нуждающихся в помощи; 3.акцентирование консультирующей, ориентирующей, совместной коммуникационной направленности, помощь в открытии и использовании собственных ресурсов клиента, оказание помощи в дополнение к самопомощи клиента, основанной на чувстве личной ответственности;
4. стратегия вмешательства;
5. ориентация на повседневный опыт и концепции повседневности; 6.концепции создания сети профессиональной и непрофессиональной Помощи
Социальная помощь должна быть доступна в любое время для каждого в ней нуждающегося.
Вебер, проанализировав различные определения социальной работы, выделил 5 основных подходов:
1. как результат ответственности за изъяны (недостатки) общества; 2. как уравновешивающий фактор общества;
3. как воспитание определенной социальной позиции по отношению к ближнему;
4. как прикладная теория христианства или
5. как особенность демократии
Складывается такая трактовка главной цели социальной работы:
1.« социальное регулирование»;
2. интеграция в общество отдельного человека;
3. восстановление социальной значимости непривилегированных слоев населения;
4. проявление христианских принципов;
5. гармоничное общество;
6. залог спокойствия буржуазного общества;
7. прагматические навыки демократии».
В Германии большую популярность получила теория попечительства. Основная идея заключается в том, что социальная работа служит сохранению единства общества. Попечительская помощь направлена на членов общества, которым вследствие различных причин трудно соблюдать нормы общественной жизни. С одной стороны, персонификацией помощи, с другой стороны, пониманием помощи как общественной деятельности. Задача государства при этом состоит, в первую очередь, в сглаживании антагонизмов между отдельными личностями и группами людей внутри общества. Необходимость социальной помощи имеет разные причины: первая вызвана несоответствием образа жизни отдельной личности материальным условиям жизни общества (бедность); вторая основывается на несоответствии моральных установок индивидуума и моральных устоев общества, предъявляющего ему свои требования (издержки воспитания). Итак, в Германии дискуссия ведётся по 3 основным направлениям.
1. общие вопросы, касающиеся общественной функции социальной работы.
2. наряду с обсуждением общих проблем происходит их наполнение за счет вопросов, имеющих непосредственное отношение к отдельным адресным группам и рабочим полям, например, трудных подростков, наркологически зависимых, бездомных, преступности среди молодежи.
3. эти непосредственно не соприкасающиеся между собой исследования, связанные с различными рабочими группами и рабочими полями, соотносятся с разнообразными системами разных дисциплин: политэкономии, теории государства, криминологии, психологии, психоанализа, педагогических наук, социологии и т.д.
Однако, соприкасаясь с другими социальными и прикладными науками, они нередко теряют свои специфические черты и растворяются в них.
Швеция. Попытку разработать модель единой теории социальной работы предприняли шведские ученые Г.Берлнер и Л.Юнссон. Согласно их подходу, социальная работа — это прикладная наука, в основе которой лежит действие. По мнению этих шведских исследователей, таким требованиям отвечает теория социально-психологической работы, которая и должна стать инструментом анализа и действия.
По мнению этих авторов, базовыми теориями в социально-психологической работе должны стать общая теория систем и теория психодинамики. Обе эти теории отвечают главным требованиям: объяснению и пониманию, а также являются моделями терапевтической деятельности. Общая теория систем и теория психодинамики позволяют использовать их для описания феноменов на индивидуально-групповом уровне, а также объяснять всю совокупность социальных связей, в которых находится клиент.
В 1991 году выходит 1-ое издание книги профессора Мачесовского Университета М. Пейна «Социальная работа: современная теория». Эта книга признана одной из самых значительных публикаций по теоретическим проблемам с.р. Работа Пейна содержит исчерпывающий набор теорий, на основе которых происходит становление и развитие с.р. как практической деятельности и социальной науки.
10.История развития отечественной теории социальной работы в дореволюционный период.
По мнению Е.Максимова, переход к государственному этапу начинается с проекта 1682 г. «О мерах государственного призрения указ».
Указ состоит из трех больших частей:
1. «об бедных, увечных и старых людях...»,
2. об организации призрения нищих,
3. о детях нищих.
В первой части Указа выделены группы нуждающихся, на которых распространяется особое внимание государства. К ним относили бедных, увечных, «старых людей», нищих. Что касается не имеющих родственников «увечных и старых людях», предполагалось «по смерть их кормить». Группа нищих разделялась на две подгруппы «Притворные нищие» должны были отрабатывать свое попечение, «хлеб свой заживать работой или каким ремеслом к общенародной пользе». «Нищих со странными болезнями» — лечили. Причем к таким больным приставлялся специально «государственный доктор», который за положенное ему жалованье осуществлял эту работу.Во второй части Указа более подробно излагаются мероприятия по локализации нищенства как организационного, так и законодательного характера. Организационные меры предусматривали, что призрение нищих осуществляется в монастырях, где лечат больных.Что касается финансирования, то предполагалось сочетание государственных и добровольных пожертвований.
Во 3 части проекта находит отражение такая проблема, как обучение нищенских детей, «ребят и девок», как важнейшая превентивная задача по локализации профессионального Нищенства.
Большинство авторов отмечают, что отказ от теологического понимания дела общественного призрения приходится на период правления Петра I. Именно в этот период процесс помощи, институты помощи, субъект и объект помощи начинают рассматриваться в рамках государственных указов и постановлений, которые выступают официальными нормативными критериями жизнедеятельности российского общества».
В связи с этим условно можно выделить следующие основные тенденции в области социальной помощи:
1. социально-административные, или реформистские,
вопросы организации не только институтов поддержки и контроля, но и институтов воспитания. в законодательной деятельности Петра I, Екатерины II и других общественных и политических деятелей.
2.социально-философские,
этические категории, как добродетель и порочность
3. социально-медицинские,
4. социально-педагогические.
Общественная благотворительность рассматривалась в комплексе проблем, среди которых важнейшими являлись
1. вопросы обязательного и необязательного общественного призрения;
2. роли государства, частных лиц и общественных организаций в деле общественной и частной благотворительности;
3. нищенства и его крайней формы,, и проблемы локализации и профилактики.
общественная практика, которая на рубеже веков разделилась на отдельные «отрасли попечения», со своими системами знаний и технологиями помощи. Они представляли самостоятельные области познания и практики:
1. трудовая помощь,
2. технология патронажа,
3. детское призрение,
4. работа с инвалидами,
5. под готовка специалистов,
6. теория и история социальной помощи,
7. помощь в кризисных ситуациях.
Профессиональное нищенство как антиобщественное явление находит отражение в достаточно большом количестве монографий. В них рассматривается генезис этого явления, дается классификация и типология профессиональных нищих, предлагаются законодательные меры, а также меры репрессивного характера по искоренению данного социального недуга: изоляция, высылка, помещение в трудовые учреждения. Проституция в качестве определенного вида «социального недуга» рассматривается в работах многих учёных.Пьянство и алкоголизм — проблема не менее драматичная для русского общества тоже находит отражение в работах этих лет. Алкоголизм как социальная проблема рассматривается в контексте других проблем, таких, как самоубийство, проституция, преступность. Исследуются социально-исторические корни отечественного алкоголизма, его особенности в городах и деревнях, а также формы и методы борьбы с этим социальным недугом. Надо отметить, что исследовательская работа и практическая деятельность в этом направлении составляли единую научно-практическую область. Это достаточно хорошо видно из практической и теоретической деятельности таких направлений. Таким образом, в этот период можно наблюдать следующие основные направления общественной и научной мысли о сущности общественной помощи:
1.теологическое, конфессиональное;
2.правовое направление, теория законодательства в социальных вопросах;
3.общественная благотворительность и призрение как культурно-исторический и социально-политический процесс;
4.«общественная и профессиональная гигиена»;
5.воспитание и «исправительное воспитание»; система организаций помощи;
6.теория страхования; теоретические проблемы помощи инвалидам;
7.обучение специалистов;
8.«призрение нравственно падших и патронат над выпущенными из тюрем».
11.Развитие отечественной теории социальной работы в ХХ веке.
Советский период вырабатывает новое видение проблемы помощи и благотворительности. Процесс помощи как культурно-историческое явление и определенное знание отдельно не выделяется, развиваясь по отдельным отраслям: в педагогике, дефектологии, социальном обеспечении.
Первый — с 1919 по 1941 г., когда происходит сужение кластеров познания социальной помощи дореволюционного периода и оформление новой парадигмы знания о социальном обеспечении и социальном страховании в социалистическом обществе.
Второй — с 50-х и до конца 80-х гг., когда особо интенсивно и последовательно развивается врачебно-трудовая экспертиза, методика социально-правовой реабилитации инвалидов.
Одними из первых работ в области теории социального обеспечения и социального страхования стали работы Н.Милютина, А.Забелина, Н.Вигдорчика, В.Яроцкого, З.Теттенборна и др. С работ этих общественных деятелей и ученых начинается становление марксистско-ленинского подхода к социальному обеспечению и социальному страхованию. в теоретических и практических подходах социального обеспечения уделяется большое внимание различным проблемам социальной патологии, таким, как профессиональное нищенство, беспризорность, проституция. Эти проблемы обсуждаются в специальных работах и на страницах журнала «Социальное обеспечение». Ведущей научной тематикой становятся проблемы так называемого инвалидизма (термин взят из зарубежной теории социальной работы) и медицинско-трудовой экспертизы, которые на протяжении десятилетий разрабатываются в русле парадигмы социального обеспечения.
В 70—80-е гг. разрабатываются принципы врачебно-трудовой экспертизы при заболеваниях, требующих хирургического вмешательства, и травмах опорно-двигательного аппарата, проводятся исследования. В тот же период выходят сборники, посвященные теории и практике социального обеспечения, такие, как «Вопросы теории и практики социального обеспечения», «Проблемы развития социального обеспечения на современном этапе», «Проблемы теории и практики социального обеспечения в СССР». В этих работах проблематика сфокусирована вокруг основных проблем — пенсионного обеспечения, трудоустройства инвалидов, обучения и переобучения инвалидов, протезирования, обеспечения нетрудоспособных, социальной помощи слепым и глухим. По сути, эти направления являлись самостоятельными отраслями научного познания.
Современный этап
Современный начинает свой отсчет с начала 90-х гг. Одним из главных факторов принятые в 1991 г. постановления Госкомтруда СССР о введении новой профессиональной квалификации — социальный работник и введении той же специальности в учебные заведения.
С 1992 г. начинаются системные исследования по теории и истории социальной работы, социального администрирования, по подготовке специалистов, методов помощи различным клиентам, осуществляется перевод книг по теории и практике зарубежной социальной работы.
Для исследований этого времени характерно определенное влияние американской теоретической школы, когда применение нового понятия «социальная работа» требовало уточнения. С одной стороны, уточнялись понятия «социальность», «социальное», и это порождало один спектр проблем и подходов, и, с другой — «работа» — деятельностно-личностный аспект, который вызывал к жизни иную теоретическую схему построения. Однако постепенно складывается представление о многоуровневости этого понятия, и как в «теории общественного призрения» на рубеже XIX—XX вв., так и в современной теории социальной работы вызревает представление об иерархических уровнях ее концептуальной схемы, «узкого» и «широкого» понимания ее дефиниции. Первые отечественные пособия по теории социальной работы отражают данные тенденции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: