"Викторина" (внеклассное мероприятие по технологии)
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Захарова Надежда Георгиевна, учитель технологии Статья отнесена к разделу: Преподавание технологии Цели: Систематизировать знания по предмету “Технология” Повышение технологической культуры, расширение кругозора Воспитание наблюдательности, внимания, памяти, мышления.
Оборудование: дидактический раздаточный материал, стенд Структура мероприятия: 1) Приветствие команд 2) Объявление состава жюри 3) Проведение 3-х конкурсов 4) Игра со зрителями 5) Проведение 3-х конкурсов 6) Подведение итогов 7) Награждение команд
Ход мероприятия Презентация. Ведущие представляют команды и команды приветствуют друг друга. Ведущие представляют состав жюри. КОНКУРСЫ. 1 конкурс “РАЗМИНКА” “Шесть Е”. Во всех шести предложенных словах присутствует буква “Е”. Пользуясь определениями, отгадайте эти слова и впишите буквы в пустые клеточки: Первую “Е” снимают в ателье (мерки) Е
Этот “Е” у столяра в столе (инструмент)
Эта “Е” у инженера на столе (проект)
Этими “Е” занимаются модельеры (моделирование) Эта “Е” нужна везде: и в мастерской, и в ателье (творчество)
Эта “Е” стоит а цехе (оборудование) 2 конкурс “ВИКТОРИНА” Каждой команде задается по 5 вопросов “Верите ли вы, что…”: 1) Первый проект швейной машины предложил Леонардо да Винчи? (Да, в конце ХV в. ) 2) Первые швейные машины по форме напоминали пистолет? (Да. Первые швейные машины напоминали по своей форме пистолет или оружейный приклад и снабжались самыми причудливыми украшениями, рисунками и резьбой) 3) Существуют машины не только с ручным приводом, но и с ручным тормозом?
(Нет) 4) Поповская швейная машина называется так потому, что на ней шили только попы? (Нет. Поповская швейная машина называется так потому, что ее сконструировал Попов в конце 40-х годов ХIХ в. ) Первый завод в России по выпуску швейных машин был основан в городе Подольске фирмой “Зингер”? (Да. В1900г. ) Один изобретатель смог сконструировать деревянную швейную машину? (Да. Ее сконструировал французский изобретатель Тимонье в конце XVIIIв. ) Одна из основных деталей швейной машины имеет название детали одежды? (Да. Эта деталь называется “Рукав”) В первых моделях швейной машины использовались иглы кактуса, которые специально привозились из Африки? (Нет. Иглы всегда были металлическими) Существуют машины, которые шьют без ниток? (Да. Это так называемые безниточные машины, которые соединяют ткань путем сварки. Такие машины могут не только “сшивать” химические материалы, но и изготавливать петли, выполнять отделку и “вышивку” изделий и т. д. С их помощью были изготовлены специальные жилеты для собак Белки и Стрелки, побывавших в космосе, а также одежда для космонавтов)
Челночное устройство швейной машины было изобретено Уолтером Хантом?
(Да. Это произошло в 1834г. )
Есть машины, управляемые не одной, а двумя ножными педалями?
(Да. Такие машины используются на швейном производстве и имеют электрический привод. )
12). Существуют даже “говорящие” швейные машины, предупреждающие домохозяйку в случае ее неправильных действий при управлении машиной?
(Да. Эти машины были разработаны японской фирмой и управляются они с помощью встроенной ЭВМ).
Элиос Ход создал швейную машину, которая заменяет труд пяти портных?
(Да. В 1844-1845гг. )
С помощью швейных машин можно пришивать даже пуговицы и крючки?
(Да)
Англичанин Уильям Ли изобрел швейную машину, наблюдая зв движением вязальных спиц в руках жены?
(Да. В конце XVI в. Он придумал швейную машину, по своему принципу напоминающую образование однониточных цепных стежков. )
3 конкурс “РЕБУСЫ” (Приложение 2)
4 конкурс “АНАГРАММЫ”.
1) АЗОГОТКВА (заготовка)
2) ИЕЕЛДЗИ (изделие)
3) ОНБЛША (шаблон)
4) ИПЛА (пила)
5) УРАБОНК ( рубанок)
6) ОМОЛОТК (молоток)
7) ПЕРСНАТОК (наперсток)
8) ЦЫНИНОЖ (ножницы)
9) НОЛОКВО (волокно)
10) УФНРТИРУА (фурнитура)
11) ЫВАТКЧА (вытачка)
12) КСАЛКДА (складка)
Конкурс “ЗАГАДКИ”. Кручу – верчу, кручу – верчу! Любой шуруп я закручу! (Отвертка) Я скрепляю и скрепляю Без шурупов и винтов (Клей) Бьют Ермилку, что есть сил по затылку! А он не плачет, только ножку глубже прячет! (Гвоздь) По реке Простыне идет пароход. А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. ( Утюг) Из этого ведерка нельзя воды напиться. (Наперсток) Стежок за стежком встали рядком. (Строчка) Я красуюсь на стене, не хватает вилки мне. (Розетка) Он похож на телевизор, только во 100 крат умней, Папе пишет он программы, набирает тексты маме. И меня не забывает – весело со мной играет. (Компьютер) Он с рубанком и пилой, пахнет от него смолой. Он не слесарь, не маляр. Кто же он такой? (Столяр) Ткани я цветной кусок, называюсь… (Лоскуток) Маленькая, остренькая, с хвостиком (Иголка с ниткой) Два конца, два кольца, посередине гвоздь. (Ножницы)
Конкурс “В МИРЕ ПРОФЕССИЙ”
К названию профессий подберите ее описание:
1) Кондитер
2) Закройщик
3) Вышивальщица
4) Чертежник
5) Плотник
6) СлесарьУсл. обозн. Описание А Специалист по подготовке тканей для пошива Б Украшает изделия из ткани орнаментами и рисунками, используя цветные нитки В Готовит сладкие изделия из муки с использованием других продуктов Г Выполняет графические работы Д Работает топором, строит дома Е Обрабатывает металлы, используя ручные инструменты
Ответы: 2-А; 1-В; 3-Б; 4-Г; 5 -Д; 6-Е.
7 конкурс “КРОССВОРД” (Приложение2)
Командам предлагается один кроссворд. Каждая команда выбирает слово, слушает вопрос и угадывает слово. Жюри начисляет баллы по количеству букв в слове.
По горизонтали: Катушка с нитками, вставляемая в челнок (шпулька) Инструмент для работы по дереву (стамеска) Парикмахерская, где наводят красоту (салон) Инструмент для ручного шитья (иголка) Переплетение нитей в ткани (стежок) Приспособление для зажима заготовки (тиски) Чем забивают гвозди (молоток)
По вертикали: Куда вставляется шпулька (челнок) Инструмент для строгания (рубанок) Машина для обработки древесины (станок) Ваш любимый предмет (технология) Что тянется с катушки (нитка) Режущий инструмент (ножницы) Куда наматываем нитки (катушка) Заготовка из древесины (брусок) Подведение итогов, награждение команд.
Презентация
Оценочный лист игры “Викторины”Задание класс Шесть “е” Мир проф. Викторина Ребусы Загадки Кроссворд Всего 6а 6б 6в
Севостьянова Наталья Ивановна, учитель технологии
Статья отнесена к разделу: Преподавание технологии, Внеклассная работа Объявление
С 26 марта по 23 апреля 2008 года состоялся Первый интернет-марафон учебных предметов для учителей всей страны. Материалы читайте и смотрите на нашем сайте.
Цели: эстетическое развитие школьников, развитие художественных и творческих способностей, техническое совершенствование мастерства.
Задачи: Привить ребятам интерес и любовь к искусству народов нашей страны. Воспитать умение работать коллективно, добиваясь совершенства исполнения и завершённости в работе. Дать необходимые навыки по изготовлению различных видов поясов.
Межпредметные СВЯЗИ: “Традиции народов России”, материаловедение.
Оборудование: плакаты с рисунками старинного прядильного и ткацкого производства, различными видами поясов и тесьмы; альбомы с фотографиями, иллюстрациями русских народных костюмов; инструкционные карты по изготовлению поясов;
прялка, веретено, гребни для чесания волокон (или их рисунки); готовые пояса, выполненные в технике плетения и шитые для показа; пряжа разных цветов для практической работы.
Подготовка К УРОКУ: опережающие задания учащимся в виде сообщений, изготовление инструкционных карт для практической работы.
План занятия:
I. Введение.
П. Раскрытие темы.
III. Практическая работа.
IV. Итог.
Оформление кабинета: манекен с надетым на него женским нарядным костюмом с поясом, отдельные пояса (шитые, вязаные, плетёные), лакомник, плакаты с цитатами:
“... Народное искусство — это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живёт своим идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений совершенности. ”
М. А. Некрасова.
“Русское народное искусство, как и искусство любого народа, — это прежде всего мир особого отношения к своему труду, к своей деятельности вообще и жизни в целом. Мировоззрением народа является его трудовая деятельность, быт, его обряды. ”
Д. Лихачёв.
На доске: названия старинных тканей, названия цветов: старинных и соответствующих им современных.
Ход занятия
I. Введение. Приветствие. Инициализация урока: объявление темы; определение цели. Вопросы учащимся и предлагаемые ответы:
а) О каких видах старинной одежды вы слышали?
а) Сарафаны, рубашки, кокошники и т. п.
б) Какие украшения были присущи старинным костюмам?
б) Вышивка, вязание, аппликация, украшение бисером.
в) Какие дополнения к костюмам присутствуют на всех комплексах? (по фотографиям).
в) Головные уборы, пояса.
г) Как вы думаете, из чего изготавливались пояса?
г) Из ткани, кожи, ниток.
д) Кто занимался изготовлением одежды?
д) Женщины, девушки.
II. Раскрытие темы.
1. Рассказ учителя в форме беседы “Обряды и традиции в прядении и ткачестве”.
Весьма устойчивая традиция рисует “примерных”, т. е. домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси всего чаще занятыми за прялкой. Действительно, в старину первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи.
1). Ну а прежде, чем сшить (что-то) одежду, что необходимо? Предполагаемый ответ: ткань, нитки.
Сейчас, мы знаем, существует очень много различных тканей, их производство мы изучали на уроках материаловедения.
2). А как вы думаете, какие ткани в старину были, из чего и как они изготавливались?
Предполагаемый ответ: из льна, шерсти, ткани простого изготовления, вязаные из пряжи.
К работе этого рода приступали осенью, после уборки урожая, и старались завершить её к весне. Учёные пишут, что наши прабабушки трудились не разгибая спины: например, для того, чтобы соткать за шесть месяцев три холста по 50 метров длиной, нужно проводить за ткацким станком по 12-15 часов в день.
Воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них “тонкопрях”. Даже пуповину новорождённой девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически “привязать” её к будущему занятию. Пяти-семи лет от роду девочка выпрядала свою первую нить. Это сопровождалось магическими обрядами. Эту нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить вместе с водой, чтобы трудолюбие и искусство не покидало рукодельницу до конца её дней. В другом случае мать девочки прятала первую спряденную нить и берегла до тех пор, пока дочь не станет невестой. И вот тогда-то, готовя её к таинству свадьбы, мать опоясывала девушку нитью под всеми нарядами по голому телу, чтобы оберечь против порчи и сглаза.
Приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья, которое собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности.
“Непряха”, “неткаха” — это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков.
Надо отметить, что нелёгкий женский труд был уделом не только жён и дочерей простого народа, но и женщин из самых знатных и богатых княжеских и боярских семей.
2. Сообщения, подготовленные учащимися.
а) натуральные волокна и ткани из них, изготавливаемые древними славянами;
б) прядение;
в) ткачество;
г) беление и крашение.
3. Русские традиционные пояса. Объяснение учителя.
Слово “пояс” означает - полоса.
Изготавливались из кожи, льна, шёлка, парчи, золота, серебра, бархата, шерсти, шерстяных ниток, ириса (характерно для Забайкалья). Длина пояса: от 1 до 5 метров. Ширина: от 1 до 25 сантиметров. Женские пояса длиннее мужских. Способы подвязывания: спереди, сбоку, сзади. Женщины — под грудью, по талии, под животом. Мужчины — под животом.
Техника исполнения: витые:
кручёные (жгуты), на дощечках;
плетёные: косичка, на вилке,
на игле (“ в бутылку”) Север Сибири, на стене (дергоны); тканые: на сволочке,
на бердо (кросно),
на ткацком стане (Забайкалье, семейские); вязаные: на 3-х спицах,
крючком; шитые: ткань, тесьма, кожа.
Дополнительные украшения: лакомник, мешочки для мелочи, калита (похож на кисет), пряжки, подмахорники.
Отделка. Пояс считался законченным, когда вещь закрыта, т. е. на концах - узелок, кисть, бахрома.
Цвета: Разные, преобладал красный.
Пояс дарили при рождении, на 40-й день вместе с рубашкой, нательником, крестиком. Говорили, что в старину “без пояса, как без креста” даже нельзя было выйти на улицу. Считалось, что отсутствие пояса было характерно только для потусторонних существ.
III. Практическая работа.
1). Инструктаж по изготовлению поясов.
2). Инструктаж по правилам ТБ. Инструкционная карта № 1.
Кручёный пояс. Длина в готовом виде 2, 5 метра. Отмерить два жгута ниток примерно по 3 метра контрастных цветов. Каждый цвет - в несколько сложений. Связать узлом. Скручивать с двух сторон при помощи палочки (карандаша) по часовой стрелке очень туго. Затем отпустить, пояс свернётся, немного подправить. Концы оформить кистями, по одной или по две с каждой стороны.
Косичка. Длина в готовом виде 2, 5 метра. Отмерить 3 жгута ниток разных цветов и сплести тугую косичку. Длина жгута - 4 метра.
Плетёный (квадратный). Отмерить 4 жгута в 8 нитей разных цветов длиной по 4 метра. Каждый жгут намотать на бигуди с резинкой. Концы связать одним узлом и перекладывать попарно, крест на крест (правая рука сверху). Инструкционная карта №2.
Пояс на игле. Нитки нужны очень прочные, одной толщины, 5-6-7 разных цветов; вязальная спица средней толщины (“2, 5 см);
7 нитей цветных + 1 нить основы ( прочная, льняная); бутылка (светлая).
Длина пояса 2, 5 метра.
Длина каждой нити в два сложения - 13-14 метров, для начинающих - 17-18 метров, длина основы - 20 метров (накрутить на бигуди).
Основа должна быть в 9 раз длиннее пояса, нити - в семь раз длиннее пояса.
Ход работы. 7 нитей связать в один узел на иглу; нить основы привязать сверху; концы нитей опустить в бутылку; концы клубков должны быть “ 20 см; распределить по цвету; нить основы берётся в левую руку, а цветные нити по очереди завязываются на ней узлом, как бы скользя по ней, чтобы основы не было видно. При этом или перекладывая основу, или поворачивая бутылку.
Готовый пояс ложится в бутылку по спирали 3).
Практическая работа.
Учащимся предлагается выполнить пояса.
“Пояс на игле” требует достаточно большой затраты времени, поэтому моет быть закончен на следующем занятии.
По окончании работы учащиеся демонстрируют изготовленные изделия с пояснением, к какому виду одежды они предназначены и для кого (мужчин, женщин, детей).
IV. Итог занятия.
Проводится рефлексия в виде теста неоконченных предложений: Сегодня на занятии я узнала... научилась... мне понравилось... не понравилось... хотелось бы...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|