Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкурс "Рукодельница". Защита курсовых проектов. 5–8-е классы




 

Шаповалова Галина Алексеевна, учитель технологии

 

В настоящее время в центре внимания учителей технологии находится исследовательская деятельность учащихся и метод проектов.

 

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на применение технологических знаний, умений и навыков учащихся, а так же приобретение новых, порой путем самообразования. Проектирование развивает инициативу, творчество, расширяет кругозор, способствует применению полученных знаний, умений и навыков в различных видах практической деятельности.

 

Метод проектов я использую в своей педагогической работе уже в течение нескольких лет.

 

Тема курсового (годового) проекта выбирается ученицей самостоятельно или по моей рекомендации, исходя из индивидуальных способностей девочки. Например, одним ученицам предлагаю изготовить изделие в уже знакомой технике рукоделия, а другим – более сильным – самостоятельно освоить то или иное декоративно-прикладное искусство, провести исследование по той или иной теме. Это может быть индивидуальная или коллективная проектная работа. Все ученицы выполняют курсовые проекты обязательно с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности.

 

Итогом работы над курсовыми проектами служит защита проектных работ. Каждая ученица заранее выполняет практическую работу, пишет пояснительную записку, готовит речь защиты курсового проекта. На предыдущих уроках знакомлю девочек с критериями оценок экспертов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Чтобы создать ощущение праздника, уроки, на которых ученицы защищают свои курсовые проекты – открытые. Роль экспертов выполняют приглашённые учителя, а порой и сами дети. На этих уроках выявляются лидеры по определённым номинациям (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Номинантам торжественно вручается приглашение на участие в общешкольном конкурсе “Рукодельница”. Конкурс “Рукодельница” проводится в актовом зале, по времени – ближе к женскому дню 8 Марта. Приглашаются все желающие: учителя, родители, учащиеся; девочки 4-х классов, чтобы они могли познакомиться, чем они станут заниматься на следующей ступени образования.

 

Зал оформляется предметами декоративно-прикладного искусства, выполненными местными мастерицами, плакатами с русскими пословицами о рукоделии, о труде. Оформляется выставка детских работ: учебных, творческих. Отдельно представлена выставка проектных работ.

 

Цели:

 

а) обобщение знаний; формирование навыков по защите проектов; знакомство с народными ремёслами;

 

б) развитие творческих способностей;

 

в) воспитание эстетического вкуса, объективности в самооценке, умения держаться на публике, культуры речи, поведения.

 

Оборудование:

творческие проекты (изделия и пояснительные записки),

таблицы-ведомости для экспертов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2),

грамоты по номинациям,

призы.

 

ХОД КОНКУРСА

 

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

 

На сцену выходят 2 мальчика-ведущих в рубахах-косоворотках:

 

1-й ведущий (1-й): Здравствуйте, наши гостюшки! Вы пожалуйте на праздничек!

 

2-й ведущий (2-й): К нам на праздник “Рукодельница”!

 

1-й: Есть время работать, есть время и веселиться!

 

2-й: Вас, судари, просим быть судьями строгими, но справедливыми.

 

УЧИТЕЛЬ: Представление экспертов.

 

1-й: Вот вам листы и ручки-самописцы – оценки-баллы выставляйте (раздаёт ручки).

 

2-й: А вот таблицы, где будете оценки обобщать, общий балл выставлять (раздаёт таблицы-ведомости).

 

1-й: А вот и наши участницы – наши красавицы.

 

2-й: Ходят плавно, будто лебёдушки… В зал входят участницы хороводом, поют песню “Берёзку”. Затем выстраиваются на сцене полукругом.

 

УЧИТЕЛЬ:

 

Молвят слово, словно поют соловьи,

 

А прозываются они… (Участницы по очереди, с поклоном называют свои имена). А праздник-то наш необычный: он посвящён нашим рукодельницам, сегодня мы узнаем: всё ли они знают о ремёслах-рукоделии; и увидим: какие чудеса они сотворили своими руками.

 

II. КОНКУРС “НАЗВАНИЯ РЕМЁСЕЛ”.

 

УЧИТЕЛЬ: В старину всё делали своими руками. Ремёсла кормили, одевали, обували. Недаром русская пословица гласит: “Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит”.

 

ПЕРВЫЙ КОНКУРС: кто знает больше названий народных ремёсел? Выиграет тот, кто назовёт последний……. (Победительница получит 5 баллов).

 

III. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РУССКОЙ РУБАШКИ.

 

УЧИТЕЛЬ: Дорогие рукодельницы, скажите мне: у кого было больше шансов выйти замуж: у ткачихи-пряхи или неткахи-непряхи? Почему?

 

Какую работу должна была проделать крестьянка, чтобы изготовить своим домочадцам льняные порты и рубахи? (Слушаем ответы конкурсанток).

 

Да, крестьянка должна была быть рукодельницей, умелицей и искусницей.

 

Итак, ВТОРОЙ КОНКУРС: Составить цепочку технологии изготовления русской льняной рубашки. (Каждой девочке предлагается карточка-задание.

 

На работу – 2 мин. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

 

Пока конкурсанты работают, ведущие предлагают зрителям загадки.

 

ЗАГАДКИ:

 

1-й:

 

Всех на свете обшивает,

Что шьёт – не надевает (игла).

 

2-й:

 

Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижёт (ножницы).

 

1-й: Маленькая, светлая больно кусаюсь (игла).

 

2-й: Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок).

 

1-й: Конь стальной, хвост льняной (игла. )

 

2-й: Мягок, бел, весь мир одел (лен).

 

1-й: Сколько раз крутится, настолько и вырастает (веретено).

 

IV. КОНКУРС КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ.

 

УЧИТЕЛЬ:

 

Говорят, у девочек руки не простые.

Говорят, у девочек руки золотые.

Вышивают, шьют, плетут,

И частушки нам споют.

Пришли к нам с изделием

Со всяким рукоделием,

С лентами, платками,

С узорчатыми кружевами!

 

Что за славный товар принесли нам девочки! Давайте посмотрим, какие они рукодельницы!

 

Итак, КОНКУРС КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ! (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

 

После выступления всех конкурсанток эксперты приступают к подведению итогов конкурса “Рукодельница”. О пока подводятся итоги…

 

УЧИТЕЛЬ:

 

Кто сказал – частушка, вроде,

В наши дни уже не в моде?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?

 

Частушки-нескладушки! На сцену выходят 3-5 девочек (желательно – из конкурсанток) в народных костюмах с платочками в руках, под аккомпанемент баяна весело и задорно поют частушки, пританцовывая: Мы озерновские девчата,

Интересно мы живём

Про народные ремёсла

Вам частушки пропоём.

 

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

То шьют, то вышивают,

То что-то мастерят.

 

Ах, защипы, буфы, складки,

Сочетание тонов…

Смотрим мы уже украдкой

На творение из снов.

 

Шила милому кисет,

Вышла рукавица.

Посмотри, мой дорогой,

Какая мастерица.

 

Шила, шила сарафан –

Исколола пальчики.

А надела сарафан –

За мной гурьбою мальчики.      Дайте лён, дайте лён

И 49 веретён.

Стану прясть попрядывать,

На дружка поглядывать.

 

Ах, булавки и иголки,

Нитки, ножницы, тесьма,

И узор на тонком шёлке,

А на шерсти бахрома.

 

А работы лучше, краше

Проплывают мимо вас.

Это мастерицы наши

Радуют работой нас.

 

Моя прялка не прядёт,

Колесо не вертится.

Что-то милый не идёт,

Видно долго сердится.

 

Мы не все частушки спели,

Знаем много мы втроём.

Приходите в гости снова,

Мы другие вам споём.

 

 

Пока эксперты работают, ведущие предлагают зрителям вопросы по основам русской народной культуры.

 

ВОПРОСЫ:

 

1-й: Как в старину русские люди оберегали своё жилище от “нечистой силы”?

 

2-й: Как в древности русский человек оберегал себя от “нечистой силы”?

 

(Ответ: Все, что мы называем теперь “украшениями”, в древности имело магический смысл, украшалось и надевалось только в качестве “оберега” - от слова “беречь”, оберегать”).

 

1-й: У кого была нарядней праздничная одежда, у молодых девушек или замужних женщин? Почему? (Ответ: У молодых девушек праздничная одежда была нарядней. Чтобы её не сглазили. И ещё, чтобы привлечь внимание потенциальных женихов).

 

2-й: Какой первый подарок делал жених невесте? Красиво украшенная резьбой или росписью прялка, сделанная им самим.

 

VI. РОЗЫГРЫШ ПРИЗА ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ.

 

УЧИТЕЛЬ (вопрос к зрителям):

 

Кто из наших рукодельниц был лучше?

 

Кто вам понравилась больше?

 

Ей похлопайте дольше! (называю имена конкурсанток по очереди, они кланяются зрителям или машут рукой, зрители хлопают…)

 

Приз зрительских симпатий – прихватка “Сердце”.

 

VIII. НАГРАЖДЕНИЕ ПО НОМИНАЦИЯМ (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

 

ГЛАВНЫЙ ЭКСПЕРТ:

 

1 место – титул “Рукодельница” – корона, грамота……………………………

 

2 место – титул “Искусница” – корона, грамота………………………………

 

3 место – титул “Умелица” – корона, грамота………………………………

 

“За сложность” – прихватка “Бабочка”……………………………………

 

“За оригинальность” – прихватка “Цветок”……………………………

 

“За неповторимость” – прихватка “Облачко”………………………

 

“За лучшую рекламу” – прихватка “Нарцисс”………………………………

 

VIII. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРАЗДНИКА:

 

1-й:

 

Будь доброй хозяюшкой, гостеприимною будь,

Мастерицей-рукодельницей, чтоб в доме был уют.

 

2-й:

 

Вот и кончилась игра,

Всем домой спешить пора!

 

1-й:

 

Пришло время расставанья,

До следующего гулянья!

 

2-й:

 

Завтра ждёт всех день забот,

На прощанье – хоровод!

 

Девочки выходят на поклон.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...