Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем дисциплины и виды учебной работы




ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

 

 

Учебно-методический комплекс

 

для студентов очной формы обучения

по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

(квалификация «бакалавр»)

 

Нижний Новгород

Автор:

Агеев А.Н., к.ю.н., старший преподаватель кафедры уголовно-процессуального права Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия».

Рецензенты:

Беляков Е.Н., к.ю.н., доктор политологии, профессор, Заслуженный юрист РФ, декан факультета повышения квалификации Нижегородской правовой академии.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 40.03.01 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»).

 

Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Приволжского филиала ФГБОУ ВО «Российского государственного университета правосудия» (протокол № 3 от «24» октября 2014 года).

 

Утвержден Учебно-методическим советом Приволжского филиала ФГБОУ ВО «Российского государственного университета правосудия» (протокол № 3 от «13» ноября 2014 года).

 

 

©Приволжский филиал ФГБОУ ВПО РАП, 2014

© Агеев А.Н., 2014

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоохранительные органы» подготовлен в соответствии с требованиями к уровню подготовки бакалавра по дисциплине «Правоохранительные органы» основной образовательной программы высшего профессионального образования подготовки по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» и включает: объем дисциплины и виды учебной работы; тематический план; программу курса; планы семинарских занятий; примеры контрольных и тестовых заданий; методические рекомендации по изучению дисциплины; примерную тематику курсовых работ; рекомендуемую литературу; вопросы для подготовки к экзамену.

В учебно-методическом комплексе используются сокращения:

ГОУ – государственное образовательное учреждение;

ВПО – высшее профессиональное образование;

ОК - общекультурные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Объем дисциплины и виды учебной работы  
Тематический план дисциплины  
Программа курса  
Планы семинарских (аудиторных) занятий  
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя  
Примеры контрольных заданий (работ)  
Примерная тематика курсовых работ  
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля  
Литература  
Вопросы для подготовки к экзамену  
Приложение 1: Глоссарий (перечень основных понятий)  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» занимает важное место в системе юридических дисциплин, изучаемых студентами Приволжского филиала Российской академии правосудия. Значение ее определяется тем, что она является своего рода вступлением в изучение других профилирующих правовых дисциплин, отраслей российского права. Она призвана ознакомить студентов с системой, структурой и полномочиями правоохранительных и судебных органов Российской Федерации, принципами их организации и деятельности, показать место правоохранительных и судебных органов в государственном аппарате России.

Предметом учебной дисциплины «Правоохранительные органы» является изучение, прежде всего судебной системы России, принципов ее организации и функционирования, а также других органов государства, призванных осуществлять правоохранительную деятельность.

Целевое назначение данного учебного курса:

– обеспечить получение студентами начальных, базовых знаний об основах правоохранительной системы, о деятельности правоохранительных органов и их полномочиях;

- способствовать формированию у обучаемых студентов профессионального правосознания практикующего юриста.

Основными задачами дисциплины являются:

- ознакомление студентов с составом и структурой судебных и правоохранительных органов, с правовым статусом должностных лиц соответствующих учреждений;

- ознакомление с правовыми формами и методами работы судебных и правоохранительных органов и должностных лиц;

- разъяснение основных юридических терминов, связанных с правоохранительной деятельностью, необходимых при изучении других юридических дисциплин.

- изучение законодательных и иных нормативных актов о правоохранительной деятельности, привитие студентам первоначальных навыков работы с этими актами;

- ознакомление студентов с системой правоохранительных органов, с различными юридическими профессиями, особенностями службы или работы в правоохранительных органах.

В процессе изучения настоящей дисциплины студенты постигают систему правоохранительных органов, их место в государственном аппарате и компетенцию; получают представление о правосудии и его демократических принципах, об истории и перспективах развития судебной системы Российской Федерации; приобретают навыки анализа норм Конституции Российской Федерации, законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих организацию и функционирование правоохранительных органов Российской Федерации, и их толкования.

Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (с указанием кодов, определенных Стандартом[1]):

ОК-1 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;

ОК-2 – способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

ОК-3 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-4 - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК -5 – обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-6 – имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону;

ОК -7 – стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ОК-9 – способен анализировать социально значимые проблемы и процессы.

Студент, готовясь к: нормотворческой, правоприменительной; правоохранительной; экспертно-консультационной; педагогической (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений) деятельности должен решать задачи и обладать следующими профессиональными компетенциями:

ПК-1 – готовность участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ПК-2 - готовность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

ПК-3 - готовность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;

ПК-4 - способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

ПК-5 - способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

ПК-6 - способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

ПК-7 - способен разрабатывать юридические документы;

ПК-9 - готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

ПК-10 - готовность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;

ПК-11 - готовность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

ПК-12 – способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;

ПК- 13 - способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;

ПК-14 - способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности.

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) знать:

- основные положения законодательных и подзаконных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов;

- роль и место правоохранительных органов в системе органов государства;

- принципы деятельности, задачи и основные направления деятельности правоохранительных органов;

- организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов, их структуру и порядок функционирования;

- предоставляемые законом полномочия и компетенцию правоохранительных органов по охране и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина;

- основные направления и задачи деятельности правоохранительных органов в охране общественного порядка, борьбы с преступностью и обеспечении общественной безопасности;

- основные тенденции развития и совершенствования деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.

2) уметь:

- анализировать конституционные основы деятельности правоохранительных органов Российской Федераций;

- ориентироваться и анализировать действующее законодательство Российской Федерации, регламентирующее деятельность правоохранительных органов;

- применять действующее законодательство Российской Федерации и соответствующие положения международно-правовых актов при анализе содержания деятельности правоохранительных органов;

- владеть действующим законодательством Российской Федерации на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных правовых функций;

- приобретать новые знания в области деятельности правоохранительных органов, используя современные информационные источники;

- логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по проблематике правоохранительных органов, свободно оперировать понятиями и категориями данной учебной дисциплины.

3) владеть:

- навыками работы с нормативно - правовыми актами, регламентирующими деятельность правоохранительных органов России;

- юридической терминологией.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Очная форма обучения (на базе среднего общего образования):

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
Очная (на базе среднего общего образования):
Зачетные единицы [2] - общая трудоемкость 4 з.е. -144 ч.
Всего аудиторных занятий, из них: 68
Лекции 34
Семинарские (практические) занятия, 34
в том числе в активных и интерактивных формах 14
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС 76
Форма итогового контроля Экзамен

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачетных единиц и часов)

 

Для студентов очной формы обучения (на базе среднего общего образования).

 

№№ п/п Разделы (темы) дисциплины   Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары С/р
         
1. Тема 1. Основные понятия, предмет, система и правовые источники дисциплины «Правоохранительные органы» 2 ДР[3] 2 ГД[4] 6
2. Тема 2. Судебная власть в Российской Федерации и система органов, ее осуществляющих 2 2 ОК 8
3. Тема 3. Правосудие, его свойства и демократические принципы 2 2 ГД 6
4. Тема 4. Правовой статус судей в Российской Федерации 2 4 ОК 4
5. Тема 5. Федеральные суды общей юрисдикции 4 ДР 4 ОК 4
6. Тема 6. Верховный Суд РФ и арбитражные суды Российской Федерации, иные арбитражные органы 2 2 ОК 6
7. Тема 7. Конституционный Суд Российской Федерации и Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации 2 2 ОК 6
8. Тема 8. Прокуратура Российской Федерации 4 ДР 4 КС[5] 4
9. Тема 9. Органы внутренних дел Российской Федерации 4 ДР 2 ОК 4
10. Тема 10. Органы юстиции Российской Федерации 2 2 ОК 6
11. Тема 11. Органы обеспечения безопасности Российской Федерации 2 ДР 4 ГД 6
12. Тема 12. Органы выявления и расследования преступлений. Следственный комитет Российской Федерации 2 4 ОК 4
13. Тема 13. Адвокатура и нотариат в Российской Федерации 2 2 6
14. Тема 14. Частная детективная и охранная деятельность в Российской Федерации. Юридические службы предприятий. Участие граждан в обеспечении правопорядка 2 2 ГД[6] 6
Всего по дисциплине:     76[7]
Оперативный контроль ОК[8] (опрос, тест)
Рубежный контроль ТЗ [9]
Форма итогового контроля Экзамен

При пропуске лекционного или семинарского занятий данной дисциплины студент обязан показать конспект пропущенной лекции и подготовить реферат (доклад) по пропущенной теме, оформленный в соответствии с требованиями, и выступить с 10 минутным докладом по нему на следующем занятии.

Программа курса

Тема 1. Основные понятия, предмет, система и правовые источники дисциплины «Правоохранительные органы»

Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы».

Правоохранительная деятельность: понятие, задачи и цели. Направления правоохранительной деятельности. Соотношение правосудия, конституционного контроля, организационного обеспечения деятельности судов, прокурорского надзора, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи.

Общая характеристика правоохранительных органов. Виды государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции.

История курса «Правоохранительные органы», его соотношение с другими юридическими дисциплинами.

Общая характеристика законодательства и иных правовых актов о правоохранительных органах и их деятельности.

Классификация правовых актов по содержанию. Характеристика основ­ных групп правовых актов: общего характера; о судебной власти, правосудии и судах; об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих; об Уполномоченном по правам человека в РФ; о прокуратуре; о правоохранительных органах исполнительной власти; о негосударственных органах, выполняющих правоохранительные функции.

Классификация правовых актов по степени юридического значения. Кон­ституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, пра­вовые акты Президента РФ и Правительства РФ, нормативные акты министерств, федеральных служб и иных ведомств, конституции и уставы субъектов Федера­ции, законы субъектов Федерации. Основные вопросы организации и деятель­ности правоохранительных органов, регламентированные в этих актах.

Постановления и определения Конституционного Суда РФ; разъяснения по вопросам судебной практики Верховного Суда РФ (упраздненного Высшего Арбитражного Суда РФ). Их значение для правоохранительных органов.

Основные международные документы, касающиеся организации и деятельности правоохранительных органов. Значение этих документов.

Источники официального опубликования правовых актов о правоохранительных органах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...