Законы и закономерности управления
Стр 1 из 42Следующая ⇒ Министерство образования и науки Украины Университет экономики и управления Е.Ю. Башмакова, Д.М. Мустафаева Методическое пособие для подготовки к Экзамену по менеджменту (2курс)
Симферополь, 2010
УДК – 658 (075) ББК – 65.290-2 Я73 Б – 33
Башмакова Е.Ю., Мустафаева Д.М. Методическое пособие для подготовки к экзамену по менеджменту (2 курс). – Симферополь, – 2010. – 156 с.
В учебном пособии содержится изложение основных вопросов менеджмента в соответствии с учебными программами экономических вузов Министерства образования и науки Украины. Всесторонне и последовательно изложен широкий комплекс актуальных вопросов менеджмента: сущность и содержание менеджмента, его развитие, функции менеджмента, этика бизнеса и информационные технологии. Подача материала в форме терминов, основных понятий позволяет успешно освоить курс менеджмента. Данное учебное пособие может быть использовано не только для подготовки к экзамену, но и во время аудиторной, индивидуальной и самостоятельной работы Пособие рассчитано на студентов экономических факультетов университетов, а также колледжей. © Симферополь, 2010 Ведение Овладение основами современного менеджмента — сложный, многоплановый процесс, который оценивается специалистами далеко неоднозначно. Одни считают, что менеджером нужно родиться, другие — что менеджмент такая же наука, как например, физика или биология. Так или иначе, формирование менеджера осуществляется через активное самоизменение и саморазвитие. Как показывает опыт, лишь немногие из тех, кто наделен талантом организатора, умеют развивать этот талант и пользоваться им во благо общества.
Глубокие экономические преобразования, происходящие в современной Украине, связанные с переходом народного хозяйства на рыночные механизмы функционирования и регулирования, требуют изменений и в подготовке специалистов. В этих условиях остро стоит задача в подготовке руководителей нового типа, а именно, научить будущих специалистов новым методам ведения хозяйства, освоить принципы и формы современных методов управления. На решение этой задачи направлено изучение учебной дисциплины «Менеджмент». Цель дисциплины - сформировать комплекс теоретических знаний и практических навыков, необходимых для разработки и принятия управленческих решений и методов эффективного управления организацией в условиях рыночной экономики; дать студентам необходимую сумму знаний, составляющих основу всех специальностей. Эта дисциплина тесно связана с другими науками: философией, логикой, экономической теорией, теорией организации, статистикой. Основные задачи курса: изучение содержания управленческой деятельности и основных концепций менеджмента, изучение всех компонентов управленческой деятельности, проблем психологии и этики менеджмента. Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Менеджмент» 1. Сущность и содержание понятия менеджмент. 2. Основные функции менеджмента. 3. Виды и элементы процесса управления. 4. Законы и закономерности управления. 5. Исторические предпосылки возникновения менеджмента. 6. Классическая школа управления. 7. Школа научного управления. 8. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. 9. Ключевые моменты современной системы взглядов на менеджмент. 10. Основные положения теории и концепции менеджмента рационалистического направления. 11. Основные положения теории и концепции менеджмента поведенческого направления.
12. Основные положения и концепции менеджмента. 13. Общая концепция функции организации. 14. Внутренняя среда организации. 15. Внешняя среда организации. 16. Этапы жизненного цикла организации. 17. Классификация форм организаций. 18. Формальные и неформальные организации. 19. Управленческий труд в организации. 20. Уровни управления в организации. 21. Распределение управленческих полномочий в организации. 22. Общая характеристика организационных структур управления. 23. Основные виды организационных структур управления. 24. Иерархические структуры управления. 25. Адаптивные структуры управления. 26. Централизованные и децентрализованные организации. 27. Функция планирования. 28. Методы планирования. 29. Текущее планирование. 30. Перспективное планирование. 31. Миссия и цели как инструмент планирования. 32. Дерево целей. 33. Процесс стратегического планирования. 34. Фазы стратегического планирования. 35. Содержание и эволюция понятия «мотивация». 36. Содержательные теории мотивации. 37. Процессуальные теории мотивации. 38. Понятие контроля в управлении, его сущность и виды. 39. Анализ «процесса контроля» 40. Эффективность контроля. 41. Определение понятия «группа». 42. Групповая динамика. 43. Конформизм и нонконформизм в группе. 44. Власть и личное влияние. 45. Формы власти. 46. Способы управленческого влияния на подчиненных. 47. Современное понятие «руководитель» и его типы. 48. Подходы к понятиям «лидер» и «лидерство». 49. Стили управления. 50. Теория лидерства. 51. Управленческая решетка Блейка Моцтон. 52. Теории Фидлера, Герси и Бланчарда. 53. Теория «путь – цель». 54. Содержание понятия «конфликт». 55. Формы производственных конфликтов. 56. Причины возникновения конфликта. 57. Методы разрешения конфликта. 58. Природа стресса и ее управления. 59. Понятие, формы и методы коммуникаций. 60. Элементы и этапы процесса коммуникации. 61. Искусство делового общения. 62. Содержание и виды управленческих решений. 63. Принципы и стадии процесса принятия решений. 64. Классический подход к принятию управленческого решения. 65. Методы принятия решения. 66. Организация и контроль выполнения решений. 67. Бизнес-этика: современные подходы. 68. Подходы принятия этически сложных решений.
69. Понятие социальной ответственности. 70. Культура корпорации.
Понятие «менеджмент» является весьма общим и имеет разнообразное употребление. В нем сведены воедино самые разнообразные принципы, роли, виды деятельности и функции. Наиболее распространенное употребление понятия основывается на англо-американской его трактовке и предполагает менеджмент как функциональное понятие, охватывающее хозяйственные процессы и функции предприятия (закупка, производство, сбыт), а также менеджмент как организационное понятие, характеризующее субъектов, принимающих решения, их роль и деятельность (правление, начальник цеха, мастер). Таким образом, понятие «менеджмент» употребляется не в одном значении, а альтернативно: управление, область человеческих знаний, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Любая организация, будь-то государственное учреждение или церковь, независимо от правовой формы, должна иметь руководство. Вместе с тем менеджмент предприятий отличается от других его видов. Здесь его задачей является производство товаров (услуг) для удовлетворения различных потребностей клиентов и достижения на этой основе целей организации. Таким образом, мы можем сказать, что понятие «менеджмент» имеет междисциплинарный характер. Итак, менеджмент – это: рациональный способ управления деловыми организациями; управление, ориентированное на доходность и прибыльность; деятельность по надзору, которая использует особенные формы организации труда, договорные и контрактные отношения между трудом и капиталом; особая отрасль научного знания и профессиональной специализации управляющих - менеджеров, которые составляют административный штат предпринимательской корпорации и др. С научной точки зрения, менеджмент – это умение использовать те объективные законы и закономерности, которые выражают причинно-следственные связи в сфере управленческой деятельности.
Управление как функция реализуется путем выполнения последовательности управленческих действий, с помощью которых субъект управления влияет на объект управления, получивших название функции управления. Впервые их состав сформулировал один из основоположников научного менеджмента А. Файоль в 1916 г. В качестве таковых Файоль выделил: - организацию, - планирование, - координацию, - контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно добавить мотивацию персонала и развитие. Эти функции приобретают конкретную специфику, по-своему реализуясь на каждом уровне управления (организация, подразделение, индивид) и в каждой сфере (основная деятельность, персонал, финансы, рынок, снабжение и сбыт, обеспечение информацией, нововведения и пр.). В соответствии с этим выделяют следующие разновидности менеджмента: 1) производственный менеджмент решает задачи определения оптимального объема и структуры выпуска продукции, применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановки людей; устранения сбоев и неполадок; текущего контроля; руководства персоналом, разрешения конфликтов и т. п.; 2) снабженческо - сбытовой менеджмент ориентирован на организацию заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранение сырья, материалов, комплектующих изделий, хранение и отправку готовой продукции покупателям; 3) инновационный менеджмент имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство; 4) маркетинг -менеджмент занимается вопросами изучения рынков, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой с учетом этого производственной, ценовой и рекламной политики стратегии; 5) менеджмент персонала решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников; выбора методов их вознаграждения и стимулирования; создания благоприятного морально-психологического климата и помощи в разрешении трудовых споров и конфликтов; улучшения условий труда и быта работников; поддержания контактов с профсоюзной организаций; 6) финансовый менеджмент связан с составлением бюджета и финансового плана организации, формированием и распределением ее денежных ресурсов, оценкой текущего и перспективного финансового состояния, принятием необходимых мер по их укреплению; 7) эккаунтинг -менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнения с исходными и плановыми показателями, результатами других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов более полного использования имеющегося потенциала.
Управление бывает: - техническим, - естественным, - социальным. Объектом последнего являются люди и их совместная деятельность, которую необходимо согласовывать с помощью особых механизмов (власть, планирование, контроль и пр.). Поскольку каждый человек индивидуален, обладает особым характером, психологическими качествами и пр., его реакции на управляющее воздействие являются субъективными и трудно предсказуемыми. Это делает социальное управление весьма сложным процессом с неопределенными результатами. Социальное управление сегодня может быть классифицировано по следующим основаниям: - по объекту (человечество, государственное образование, регион, группа организаций, самостоятельная организация, ее часть (подразделение), группа людей, отдельный человек); - по сфере (управление государственными, коммерческими, политическими, творческими, религиозными организациями, учреждениями социальной сферы и т. п.); - по методам воздействия на объекты (административно-командное, демократическое управление, самоуправление); - по содержанию (общее управление; управление организацией технологических процессов; управление людьми; управление движением информации; управление рыночным поведением; управление финансовыми потоками и пр.); - в зависимости от периода, на который распространяется управленческая деятельность, выделяют текущее и перспективное управление. Сложность и разнообразие управленческих процессов хозяйственной деятельностью как на уровне общественного производства в целом, так и на каждом из его этапов объективно вызывает к жизни разные формы их осуществления. В связи с этим различают: Научное и эмпирическое управление. Первое осуществляется на основе разработанных рекомендаций, а второе — на опыте, на здравом смысле. Инновационное управление предполагает деятельность, ориентированную на постоянный поиск и применение технических, технологических, организационных и других нововведений. Ситуационное управление концентрируется не на поиске лучшего образа действия или оптимального решения, а на обнаружении или выборе приемлемого, исходя из сложившихся обстоятельств, вариантов и подобное. Оперативное управление — это деятельность, ориентированная на решение текущих вопросов, требующих незамедлительного решения. Стратегическое управление — управление, осуществляемое на основе разработки и реализации стратегии в условиях высокой степени неопределенности внешней среды. Адаптивное управление характеризуется способностью управляющей системы реагировать на изменения внешней среды, оно предполагает непрерывность планирования прогнозных оценок, учет неопределенности и т. д. Все формы управления в практике тесно переплетены и взаимообусловлены, что существенно усложняет управленческую деятельность, но использование возможностей, форм проявления видов управления ведет к повышению его потенциала и эффективности.
Законы и закономерности управления
Управление общественным производством учитывает действие экономических законов (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона расширенного воспроизводства, закона перелива капитала и др.), а также законов философии, социологии, психологии, праксеологии. Кроме того, управление использует наиболее общие законы кибернетики, свойственные процессам управления в динамических системах любой природы и сложности: закон обратной связи, закон оптимизации (закон приспособления системы к условиям внешней среды), закон единства управления и информации, закон необходимого разнообразия и др. Учитывая то, что законы действуют системно, их использование в механизме управления предусматривает, во-первых, учет действия не одного какого-либо закона, а всей системы; а во-вторых, такую организацию деятельности людей, при которой действие законов оказывает содействие более эффективному достижению поставленных целей. Есть две стадии познания законов: эмпирическая, когда раскрывается взаимосвязь явлений без познания их внутренней сущности и взаимообусловленности; научная стадия основывается на познании сущности явлений и форм проявления с определением их связей, определении количественной характеристики явлений и выяснении механизма действия законов как системы. Законы управления в литературе по менеджменту представлены преимущественно на эмпирическом уровне познания. К основным законам хозяйственного управления относятся: — закон специализации, управления, сущность которого состоит в том, что управление на предприятии, фирме, корпорации, как правило, осуществляется значительным числом работников, "специализирующихся" на управлении определенными функциями. Разделение деятельности управленческого персонала в данном плане приобретает характер специализации; — закон интеграции управления. Необходимость интеграции определяется потребностью самого воспроизводства и управления, последнее не может быть осуществлено без объединения, координации деятельности, по крайней мере, большинства персонала; — закон, оптимального (необходимого) сочетания централизации и децентрализации управления. Использование данного закона предполагает, с одной стороны, централизованное, сконцентрированное управление, т. е. проведение определенной линии по вертикали, с другой, — он предусматривает и необходимость передачи отдельных функций управления на более низкие уровни; — закон демократизации управления отражает взаимоотношения между людьми в коллективе, соотношение власти и подчиненности. Использование данного закона предполагает вовлечение большого числа персонала в процесс управления и установление таких отношений между руководителем и подчиненным, когда действия первого вызывают положительную ответную реакцию второго, когда в системе управления предприятием задействован весь персонал; — закон экономии времени в управлении выступает как закон управления рабочим временем. В условиях рынка важно опередить своих конкурентов, быстрее найти новые рынки, раньше других перейти на выпуск новой продукции, успеть перестроить структуру предприятия и др. Выражая внутренние и наиболее существенные причинно-следственные связи и взаимозависимости предметов и явлений объективной действительности, законы являются своеобразными ограничениями в практике управления социально-экономическими системами. Поэтому только при полном учете действия объективных законов можно успешно достичь целей, и наоборот, цель становится недосягаемой, если она противоречит "требованиям" определенных законов, связям координации и субординации. В научном управлении используются закономерности управления, в которых проявляются законы общественного развития. Уровень научного управления определяется глубиной познания и способностью придерживаться в практической деятельности "требований" законов и закономерностей создания, функционирования и развития систем управления соответствующих организаций. Знание закономерностей дает возможность не только правильно оценивать управленческие явления и процессы, но и прогнозировать их развитие. Общей закономерностью управления является единство систем управления производством, которое отражает стабильность внутренних связей системы, определяющих ее целостное существование, характер формирования и развития. Данная закономерность проявляется в единстве: принципов управления на различных уровнях: организационных форм; методов; техники управления; общих требований к руководителям и специалистам; системы интересов. Все элементы системы управления взаимосвязаны между собой и должны отвечать друг другу. Это следует учитывать в процессе проектирования совершенствования системы, предусматривать одновременное изменение всех основных ее элементов. Такая закономерность управления, как пропорциональность производства и управления, реализуется при помощи планирования рациональных хозяйственных, межхозяйственных, межотраслевых, внутрихозяйственных пропорций и обеспечения ритмичной работы предприятий и их подразделений. На каждом предприятии должно быть обеспечено определенное соотношение между основным и вспомогательным производством, между постоянным и переменным, основным и оборотным капиталом, их структурами. Необходимо достигать пропорциональности и в организации управляющей системы, поддерживать определенное соотношение численности работников высшей и средней квалификации и работников отдельных специальностей. Объективной закономерностью является правильное сочетание централизации и децентрализации управления. Результатом естественного роста компании является централизация, которая ведет к снижению эффективности предпринимательской деятельности. Эту своеобразную болезнь в бизнесе иногда называют синдромом большого бизнеса. Особенно актуальна эта проблема для нашей экономики, где в недалеком прошлом безраздельно господствовала государственная форма собственности с гипертрофированной централизованной экономикой. Развитие рыночных форм хозяйствования, разгосударствление и приватизация, создание акционерных образований предполагает децентрализацию хозяйственной жизни. Специфической закономерностью управления является соотношение управляющей и управляемой систем. С увеличением размеров и сложности управляемой системы должны соответственно изменяться размеры и сложность управляющей системы. Структура управления всегда должна отвечать организационной структуре предприятия, которая изменяется соответственно размерам, сложности производства, процессам специализации, диверсификации и т.п. Оптимальное соотношение управляющей и управляемой систем достигается в процессе научно обоснованного проектирования их и одновременного изменения основных элементов системы управления в процессе их совершенствования. Для успешного развития экономики Украины в настоящее время особое значение имеет соблюдение закономерности соответствия форм управления формам собственности. Иными словами, формирование многоукладной экономики должно осуществляться с учетом разнообразных и равноправных (с точки зрения существующего права) форм собственности и методов хозяйствования, исторических, естественных, геополитических, технологических и других условий. В управленческой деятельности существуют и используются и другие закономерности, отражающие отдельные стороны отношений управления: соответствие элементов системы один другому; смена функций управления; сокращение и увеличение иерархичности управления; расширение контроля и др. Знание закономерностей управленческой деятельности является теоретической основой успешного управления, помогает руководителям определять влияние каждой из них на эффективность предпринимательства.
Читайте также: II. ЗАКОНЫ УБЕЖДЕНИЯ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|