Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законы и закономерности управления




Министерство образования и науки Украины

Университет экономики и управления

Е.Ю. Башмакова, Д.М. Мустафаева

Методическое пособие для подготовки к

Экзамену по менеджменту

(2курс)

 

Симферополь, 2010

 

УДК – 658 (075)

ББК – 65.290-2 Я73

Б – 33

 

Башмакова Е.Ю., Мустафаева Д.М. Методическое пособие для подготовки к экзамену по менеджменту (2 курс). – Симферополь, – 2010. –

156 с.

 

 

В учебном пособии содержится изложение основных вопросов менеджмента в соответствии с учебными программами экономических вузов Министерства образования и науки Украины.

Всесторонне и последовательно изложен широкий комплекс актуальных вопросов менеджмента: сущность и содержание менеджмента, его развитие, функции менеджмента, этика бизнеса и информационные технологии.

Подача материала в форме терминов, основных понятий позволяет успешно освоить курс менеджмента.

Данное учебное пособие может быть использовано не только для подготовки к экзамену, но и во время аудиторной, индивидуальной и самостоятельной работы

Пособие рассчитано на студентов экономических факультетов университетов, а также колледжей.

© Симферополь, 2010


Ведение

Овладение основами современного менеджмента — сложный, многоплано­вый процесс, который оценивается специалистами далеко неоднозначно. Одни считают, что менеджером нужно родиться, другие — что менеджмент такая же наука, как например, физика или биология. Так или иначе, формирование менеджера осуществляется через активное самоизменение и саморазвитие. Как показывает опыт, лишь немногие из тех, кто наделен талантом организа­тора, умеют развивать этот талант и пользоваться им во благо общества.

Глубокие экономические преобразования, происходящие в современной Украине, связанные с переходом народного хозяйства на рыночные механизмы функционирования и регулирования, требуют изменений и в подготовке специалистов. В этих условиях остро стоит задача в подготовке руководителей нового типа, а именно, научить будущих специалистов новым методам ведения хозяйства, освоить принципы и формы современных методов управления. На решение этой задачи направлено изучение учебной дисциплины «Менеджмент».

Цель дисциплины - сформировать комплекс теоретических знаний и практических навыков, необходимых для разработки и принятия управленческих решений и методов эффективного управления организацией в условиях рыночной экономики; дать студентам необходимую сумму знаний, составляющих основу всех специальностей.

Эта дисциплина тесно связана с другими науками: философией, логикой, экономической теорией, теорией организации, статистикой.

Основные задачи курса: изучение содержания управленческой деятельности и основных концепций менеджмента, изучение всех компонентов управленческой деятельности, проблем психологии и этики менеджмента.


Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине

«Менеджмент»

1. Сущность и содержание понятия менеджмент.

2. Основные функции менеджмента.

3. Виды и элементы процесса управления.

4. Законы и закономерности управления.

5. Исторические предпосылки возникновения менеджмента.

6. Классическая школа управления.

7. Школа научного управления.

8. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.

9. Ключевые моменты современной системы взглядов на менеджмент.

10. Основные положения теории и концепции менеджмента рационалистического направления.

11. Основные положения теории и концепции менеджмента поведенческого направления.

12. Основные положения и концепции менеджмента.

13. Общая концепция функции организации.

14. Внутренняя среда организации.

15. Внешняя среда организации.

16. Этапы жизненного цикла организации.

17. Классификация форм организаций.

18. Формальные и неформальные организации.

19. Управленческий труд в организации.

20. Уровни управления в организации.

21. Распределение управленческих полномочий в организации.

22. Общая характеристика организационных структур управления.

23. Основные виды организационных структур управления.

24. Иерархические структуры управления.

25. Адаптивные структуры управления.

26. Централизованные и децентрализованные организации.

27. Функция планирования.

28. Методы планирования.

29. Текущее планирование.

30. Перспективное планирование.

31. Миссия и цели как инструмент планирования.

32. Дерево целей.

33. Процесс стратегического планирования.

34. Фазы стратегического планирования.

35. Содержание и эволюция понятия «мотивация».

36. Содержательные теории мотивации.

37. Процессуальные теории мотивации.

38. Понятие контроля в управлении, его сущность и виды.

39. Анализ «процесса контроля»

40. Эффективность контроля.

41. Определение понятия «группа».

42. Групповая динамика.

43. Конформизм и нонконформизм в группе.

44. Власть и личное влияние.

45. Формы власти.

46. Способы управленческого влияния на подчиненных.

47. Современное понятие «руководитель» и его типы.

48. Подходы к понятиям «лидер» и «лидерство».

49. Стили управления.

50. Теория лидерства.

51. Управленческая решетка Блейка Моцтон.

52. Теории Фидлера, Герси и Бланчарда.

53. Теория «путь – цель».

54. Содержание понятия «конфликт».

55. Формы производственных конфликтов.

56. Причины возникновения конфликта.

57. Методы разрешения конфликта.

58. Природа стресса и ее управления.

59. Понятие, формы и методы коммуникаций.

60. Элементы и этапы процесса коммуникации.

61. Искусство делового общения.

62. Содержание и виды управленческих решений.

63. Принципы и стадии процесса принятия решений.

64. Классический подход к принятию управленческого решения.

65. Методы принятия решения.

66. Организация и контроль выполнения решений.

67. Бизнес-этика: современные подходы.

68. Подходы принятия этически сложных решений.

69. Понятие социальной ответственности.

70. Культура корпорации.

 


  1. Сущность и содержание понятия «менеджмент»

 

Понятие «менеджмент» является весьма общим и имеет разнообразное употребление. В нем сведены воедино самые разнообразные принципы, роли, виды деятельности и функции. Наиболее распространенное употребление понятия основывается на англо-американской его трактовке и предполагает менеджмент как функциональное понятие, охватывающее хозяйственные процессы и функции предприятия (закупка, производство, сбыт), а также менеджмент как организационное понятие, характеризующее субъектов, принимающих решения, их роль и деятельность (правление, начальник цеха, мастер).

Таким образом, понятие «менеджмент» употребляется не в одном значении, а альтернативно: управление, область человеческих знаний, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Любая организация, будь-то государственное учреждение или церковь, независимо от правовой формы, должна иметь руководство.

Вместе с тем менеджмент предприятий отличается от других его видов. Здесь его задачей является производство товаров (услуг) для удовлетворения различных потребностей клиентов и достижения на этой основе целей организации.

Таким образом, мы можем сказать, что понятие «менеджмент» имеет междисциплинарный характер.

Итак, менеджмент – это: рациональный способ управления деловыми организациями;

управление, ориентированное на доходность и прибыльность;

деятельность по надзору, которая использует особенные формы организации труда, договорные и контрактные отношения между трудом и капиталом;

особая отрасль научного знания и профессиональной специализации управляющих - менеджеров, которые составляют административный штат предпринимательской корпорации и др.

С научной точки зрения, менеджмент – это умение использовать те объективные законы и закономерности, которые выражают причинно-следственные связи в сфере управленческой деятельности.

 

 


  1. Основные функции менеджмента

Управление как функция реализуется путем выполнения последовательности управленческих действий, с помощью которых субъект управления влияет на объект управления, получивших название функции управления.

Впервые их состав сформулировал один из основоположников научного менеджмента А. Файоль в 1916 г. В качестве таковых Файоль выделил:

- организацию,

- планирование,

- координацию,

- контроль и распорядительство.

Сегодня к ним можно добавить мотивацию персонала и развитие. Эти функции приобретают конкретную специфику, по-своему реализуясь на каждом уровне управления (организация, подразделение, индивид) и в каждой сфере (основная деятельность, персонал, финансы, рынок, снабжение и сбыт, обеспечение информацией, нововведения и пр.).

В соответствии с этим выделяют следующие разновидности менеджмента:

1) производственный менеджмент решает задачи определе­ния оптимального объема и структуры выпуска продукции, применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановки людей; устранения сбоев и неполадок; текущего контро­ля; руководства персоналом, разрешения конфликтов и т. п.;

2) снабженческо - сбытовой менеджмент ориентирован на организацию заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранение сырья, материалов, комплектующих изделий, хранение и отправку готовой продукции покупателям;

3) инновационный менеджмент имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство;

4) маркетинг -менеджмент занимается вопросами изучения рынков, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой с учетом этого производственной, ценовой и реклам­ной политики стратегии;

5) менеджмент персонала решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников; выбора методов их вознаграждения и стимулирования; создания благоприятного морально-психологического климата и помощи в разрешении трудовых споров и конфликтов; улучшения условий труда и быта работников; поддержания контактов с профсоюзной организаций;

6) финансовый менеджмент связан с составлением бюджета и финансового плана организации, формированием и распределе­нием ее денежных ресурсов, оценкой текущего и перспективного финансового состояния, принятием необходимых мер по их укреплению;

7) эккаунтинг -менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнения с исходными и плановыми показателями, результатами других ор­ганизаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов более полного использования имеющегося потенциала.

 

  1. Виды и элементы процесса управления

 

Управление бывает:

- техническим,

- естественным,

- социальным.

Объектом последнего являются люди и их совместная деятельность, которую необходимо согласовывать с помощью особых механизмов (власть, планирование, контроль и пр.).

Поскольку каждый человек индивидуален, обладает особым характером, психологическими качествами и пр., его реакции на управляющее воздействие являются субъективными и трудно предсказуемыми. Это делает социальное управление весьма сложным процессом с неопределенными результатами.

Социальное управление сегодня может быть классифицировано по следующим основаниям:

- по объекту (человечество, государственное образование, регион, группа организаций, самостоятельная организация, ее часть (подразделение), группа людей, отдельный человек);

- по сфере (управление государственными, коммерческими, политическими, творческими, религиозными организациями, учреждениями социальной сферы и т. п.);

- по методам воздействия на объекты (административно-командное, демократическое управление, самоуправление);

- по содержанию (общее управление; управление организацией технологических процессов; управление людьми; управление движением информации; управление рыночным поведением; управление финансовыми потоками и пр.);

- в зависимости от периода, на который распространяется управленческая деятельность, выделяют текущее и перспективное управление.

Сложность и разнообразие управленческих процессов хозяйственной деятельностью как на уровне общественного производства в целом, так и на каждом из его этапов объективно вызывает к жизни разные формы их осуществления. В связи с этим различают:

Научное и эмпирическое управление. Первое осуществляется на основе разработанных рекомендаций, а второе — на опыте, на здравом смысле.

Инновационное управление предполагает деятельность, ориентированную на постоянный поиск и применение технических, технологических, орга­низационных и других нововведений.

Ситуационное управление концентрируется не на поиске лучшего образа действия или оптимального решения, а на обнаружении или выборе приемлемого, исходя из сложившихся обстоятельств, вариантов и подобное.

Оперативное управление это деятельность, ориентированная на решение текущих вопросов, требующих незамедлительного решения.

Стратегическое управление — управление, осуществляемое на основе разработки и реализации стратегии в условиях высокой степени неопределенности внешней среды.

Адаптивное управление характеризуется способностью управляющей системы реагировать на изменения внешней среды, оно предполагает непрерывность планирования прогнозных оценок, учет неопределенности и т. д.

Все формы управления в практике тесно переплетены и взаимообусловлены, что существенно усложняет управленческую деятельность, но использование возможностей, форм проявления видов управления ведет к повышению его потенциала и эффективности.

 


Законы и закономерности управления

 

Управление общественным производством учитывает действие экономических законов (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона расширенного воспроизводства, закона перелива капитала и др.), а также законов философии, социологии, психологии, праксеологии.

Кроме того, управление использует наиболее общие законы кибернетики, свойственные процессам управления в динамических системах любой природы и сложности: закон обратной связи, закон оптимизации (закон приспособления системы к условиям внешней среды), закон единства управления и информации, закон необходимого разнообразия и др. Учитывая то, что законы действуют системно, их использование в механизме управления предусматривает, во-первых, учет действия не одного какого-либо закона, а всей системы; а во-вторых, такую организацию деятельности людей, при которой действие законов оказывает содействие более эффективному достижению поставленных целей.

Есть две стадии познания законов: эмпирическая, когда раскрывается взаимосвязь явлений без познания их внутренней сущности и взаимообусловленности; научная стадия основывается на познании сущности явлений и форм проявления с определением их связей, определении количественной характеристики явлений и выяснении механизма действия законов как системы. Законы управления в литературе по менеджменту представлены преимущественно на эмпирическом уровне познания.

К основным законам хозяйственного управления относятся: — закон специализации, управления, сущность которого состоит в том, что управление на предприятии, фирме, корпорации, как правило, осуществляется значительным числом работников, "специализирующихся" на управлении определенными функциями. Разделение деятельности управленческого персонала в данном плане приобретает характер специализации;

закон интеграции управления. Необходимость интеграции определяется потребностью самого воспроизводства и управления, последнее не может быть осуществлено без объединения, координации деятельности, по крайней мере, большинства персонала;

закон, оптимального (необходимого) сочетания централизации и децентрализации управления. Использование данного закона предполагает, с одной стороны, централизованное, сконцентрированное управление, т. е. проведение определенной линии по вертикали, с другой, — он предусматривает и необходимость передачи отдельных функций управления на более низкие уровни;

— закон демократизации управления отражает взаимоотношения между людьми в коллективе, соотношение власти и подчиненности. Использование данного закона предполагает вовлечение большого числа персонала в процесс управления и установление таких отношений между руководителем и подчиненным, когда действия первого вызывают положительную ответную реакцию второго, когда в системе управления предприятием задействован весь персонал;

закон экономии времени в управлении выступает как закон управления рабочим временем. В условиях рынка важно опередить своих конкурентов, быстрее найти новые рынки, раньше других перейти на выпуск новой продукции, успеть перестроить структуру предприятия и др.

Выражая внутренние и наиболее существенные причинно-следственные связи и взаимозависимости предметов и явлений объективной действительности, законы являются своеобразными ограничениями в практике управления социально-экономическими системами. Поэтому только при полном учете действия объективных законов можно успешно достичь целей, и наоборот, цель становится недосягаемой, если она противоречит "требованиям" определенных законов, связям координации и субординации.

В научном управлении используются закономерности управления, в которых проявляются законы общественного развития. Уровень научного управления определяется глубиной познания и способностью придерживаться в практической деятельности "требований" законов и закономерностей создания, функционирования и развития систем управления соответствующих организаций. Знание закономерностей дает возможность не только правильно оценивать управленческие явления и процессы, но и прогнозировать их развитие.

Общей закономерностью управления является единство систем управления производством, которое отражает стабильность внутренних связей системы, определяющих ее целостное существование, характер формирования и развития. Данная закономерность проявляется в единстве: принципов управления на различных уровнях: организационных форм; методов; техники управления; общих требований к руководителям и специалистам; системы интересов. Все элементы системы управления взаимосвязаны между собой и должны отвечать друг другу. Это следует учитывать в процессе проектирования совершенствования системы, предусматривать одновременное изменение всех основных ее элементов.

Такая закономерность управления, как пропорциональность производства и управления, реализуется при помощи планирования рациональных хозяйственных, межхозяйственных, межотраслевых, внутрихозяйственных пропорций и обеспечения ритмичной работы предприятий и их подразделений.

На каждом предприятии должно быть обеспечено определенное соотношение между основным и вспомогательным производством, между постоянным и переменным, основным и оборотным капиталом, их структурами. Необходимо достигать пропорциональности и в организации управляющей системы, поддерживать определенное соотношение численности работников высшей и средней квалификации и работников отдельных специальностей.

Объективной закономерностью является правильное сочетание централизации и децентрализации управления. Результатом естественного роста компании является централизация, которая ведет к снижению эффективности предпринимательской деятельности. Эту своеобразную болезнь в бизнесе иногда называют синдромом большого бизнеса.

Особенно актуальна эта проблема для нашей экономики, где в недалеком прошлом безраздельно господствовала государственная форма собственности с гипертрофированной централизованной экономикой.

Развитие рыночных форм хозяйствования, разгосударствление и приватизация, создание акционерных образований предполагает децентрализацию хозяйственной жизни.

Специфической закономерностью управления является соотношение управляющей и управляемой систем. С увеличением размеров и сложности управляемой системы должны соответственно изменяться размеры и сложность управляющей системы. Структура управления всегда должна отвечать организационной структуре предприятия, которая изменяется соответственно размерам, сложности производства, процессам специализации, диверсификации и т.п. Оптимальное соотношение управляющей и управляемой систем достигается в процессе научно обоснованного проектирования их и одновременного изменения основных элементов системы управления в процессе их совершенствования.

Для успешного развития экономики Украины в настоящее время особое значение имеет соблюдение закономерности соответствия форм управления формам собственности. Иными словами, формирование многоукладной экономики должно осуществляться с учетом разнообразных и равноправных (с точки зрения существующего права) форм собственности и методов хозяйствования, исторических, естественных, геополитических, технологических и других условий. В управленческой деятельности существуют и используются и другие закономерности, отражающие отдельные стороны отношений управления: соответствие элементов системы один другому; смена функций управления; сокращение и увеличение иерархичности управления; расширение контроля и др.

Знание закономерностей управленческой деятельности является теоретической основой успешного управления, помогает руководителям определять влияние каждой из них на эффективность предпринимательства.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...