Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Феномен голландской живописи 17 века




К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

Фильм Питера Уеббера «Девушка с жемчужной сережкой»

и голландская живопись CVII века

 

 

Выполнил:

Чуйченко А. С., студентка

факультета ИЗО и ДПИ,

заочного отделения,

401 группы

 

Руководитель:

Самина О. В., кандидат

искусствов., доцент

кафедры изобразит.

скусства

 

 

Тольятти, 2009


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ 17 ВЕКА.. 5

ГЛАВА 2. ФИЛЬМ ПИТЕРА УЕББЕРА «ДЕВУШКА С ЖЕМЧУЖНОЙ СЕРЕЖКОЙ». 10

ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ПРОИЗВЕДИЙ ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ 17 ВЕКА И ФИЛЬМА «ДЕВУШКА С ЖЕМЧУЖНОЙ СЕРЕЖКОЙ». 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 16

ЛИТЕРАТУРА.. 18

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 20

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 21

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 22

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 23

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. 24

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. 25

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. 26


ВВЕДЕНИЕ

Когда современный зритель видит картину голландского живописца XVII века: пейзаж, портрет, жанровую сцену или натюрморт, ему кажется естественным, что художник вдохновлялся окружающей действительностью и изображал ее правдиво, убедительно и ярко. Между тем эти качества, да и сами жанры, на которые мы делим живопись в наши дни, не существовали извечно в изобразительном искусстве. И в средние века, и даже в эпоху Возрождения преобладание феодально-католической идеологии сковывало развитие реалистического видения мира. Ни католическая церковь, ни феодал, потребности которых обслуживало искусство, не были заинтересованы в правдивом изображении действительности. Закономерно поэтому, это Нидерландская буржуазная революция (1566—1609), покончившая в Голландии с властью католической церкви и феодальным строем, разбудив творческие силы народа, послужила одновременно и толчком к бурному развитию и расцвету реалистического искусства. Жизнь как единственный источник творческого вдохновения окончательно утверждается в художественной практике. Обострившееся в ходе освободительной борьбы против иноземных поработителей патриотическое самосознание голландского народа возбуждало в художниках горячую любовь ко всему родному, национальному. Именно тогда в процессе активного освоения мира в голландской живописи и появились отмеченные качества и жанры; она становится глубоко национальным и реалистическим искусством, а к середине XVII века достигает вершин во всех областях.

Портретисты и жанровые живописцы овладели сложным и трудным искусством изображения характера и внутреннего мира человека. Как живой предстает перед нами голландец XVII века — бюргер первой буржуазной республики с его подлинными чувствами и мыслями, правами и обычаями, достоинствами и недостатками. Неприкрашенность, правда этого образа привлекают и удивляют до сих пор.

Одним из представителей голландских живописцев является Ян Вермеер Делфтский. Его умение использовать различные оттенки цвета для передачи фактуры и формы предметов осталось непревзойденным в истории живописи. Художник известен также под именем Ян ван дер Меер ван Делфт. Родился в Делфте в 1632. Учителя Вермера неизвестны; в его работах чувствуется влияние мастеров утрехтской школы (Хонтхорст, Тербрюгген, Пеленбург) и Карела Фабрициуса (ум. 1654)

Эту эпоху великолепно воссоздал Питер Уэббер в исторической драме о создании бессмертного полотна голландского художника Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» показал зрителю самую волнующую, самую восхитительную, самую болезненную сторону любви - ее пограничное состояние.

«Девушка с жемчужной сережкой» может быть представлена и как любовная мелодрама, и как частичка истории искусств, и как... фильм перевертыш, камера обскура от кинематографа, психологический триллер, основанный на самой мирной ситуации -поиске вдохновения для создания великой картины.

Объектом исследования данной курсовой работы является изображение быта в живописи Голландии 17 века на примере фильма Питера Уеббера «Девушка с жемчужной серёжкой».

Предметом исследования является методы изображения голландского быта 17 века в живописи и современном кинематографе.

Цель: На примере фильма «Девушка с жемчужной серёжкой» проанализировать живопись художников Голландии 17 века.

Задачи:

· Рассмотреть характерные особенности голландской живописи.

· Изучить творчество представителей голландской школы.

· Проанализировать фильм режиссера Питера Уеббера «Девушка с жемчужной серёжкой».


ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ 17 ВЕКА

«Малые голландцы»- (голландский стиль, "голландское барокко") – художественная школа голландской живописи XVII в., в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера, отсюда название. Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства, а также конъюнктурой рынка. Картины "малых голландцев" предназначались не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне. Они висели буквально в каждом доме. Такого еще не бывало в истории искусства. Художественная жизнь "золотого века" голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью. В маленькой Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев, а вместе с южными Нидерландами - более трех. Я. Рейсдал написал за свою жизнь более тысячи картин, Г. Доу - триста девяносто, Я. Стен - восемьсот девяносто, А. Кейп - более восьмисот, А. фан Остаде - девятьсот двадцать. Художники писали картины целыми партиями, деля с торговцами доходы, и часто налаживали настоящий конвейер по их производству. В среднем голландский живописец, специализирующийся в "малом жанре" пейзажа, натюрморта, исполнял от двух до пяти картин в неделю. В подавляющем большинстве случаев индивидуальные различия стиля и манеры живописцев были не столь существенны и на первый план выступал жанр, сюжет и отработанная совместно стилистика школы. Ни в одной другой национальной школе, кроме голландской, так далеко не заходила специализация живописцев внутри каждого жанра. Арт фан дер Hep писал только вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп - зимние, Эгберт фан дер Пул - "ночные пожары". Корабли на рейде писали Я. Порселлис и С. де Флигер, виды равнин - Ф. Конинк, интерьеры церквей - П. Я. Санредам, А. де Лорм, натюрморты-завтраки П. Клас и В. К. Хеда, цветы - К. де Хем. Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх. Обычным делом стала совместная работа различных художников над одной картиной - один писал небо, другой - зелень, третий - фигуры, а также изменение подписей художников с целью более выгодной продажи, бесчисленные повторения, тиражирование и варьирование наиболее удачных с коммерческой точки зрения картин, дописывания, подновления и переделки старых. На широкую ногу был поставлен конвейер по производству картин в мастерской М. фан Миревелта в Гааге. Но удивительно, несмотря на свои малые размеры и специализацию живописцев, вынужденных как и все ремесленники, чутко реагировать на вкус публики и характер спроса, картины "малых голландцев" - подлинные жемчужины мировой живописи. Они отличаются отточенностью формы, ясностью композиции, цветовых решений и ювелирной техникой. Черные лакированные рамы придают им еще большую красоту. Благодаря мастерству художников, многие картины выглядят современней самой современной живописи. Произведения малых голландцев совершенны. Так целостно и органично было их мироощущение

Ни одна национальная школа живописи не знала такого бурного расцвета натюрморта. Только умение голландского мастера в самом малом увидеть частицу бытия подняло этот жанр до уровня ведущих.

Пейзажисты создали правдивый, эмоционально насыщенный образ родной страны. Любое состояние природы, время года или суток, небо, море, дюны и болота в изображении голландского художника сохраняют живой трепет жизни. Ему равно подвластны тонкое лирическое настроение затишья и драматический пафос разгулявшихся стихий, контрасты света н тени, цветовое богатство мира.

Выражая новые художественные взгляды общества и обслуживая более широкого, чем раньше, потребителя — рядового гражданина первой в Западной Европе буржуазной республики, живописцы Голландии нашли доходчивый, яркий художественный язык.

Достижения голландских художников ознаменовали новый важный этап в поступательном развитии реализма, существенно обогатив и углубив его содержание и творческий метод. Они оказали огромное влияние на современное им и будущее искусство. К лучшим образцам голландской живописи обращались все прогрессивные деятели искусства XVIII—XIX веков. И по сей день остаются на вооружении художников-реалистов смелые достижения голландской школы, а ее проникнутые жизнеутверждающим чувством картины продолжают доставлять зрителю истинное художественное наслаждение.

Главная особенность, характеризующая этих художников, — любовь к природе, стремление воспроизводить ее во всей ее простоте и правде, без малейших прикрас, без подведения под какие бы то ни было условия предвзятого идеала. Второе отличительное свойство голл. живописцев составляют тонкое чувство колорита и понимание того, какое сильное, чарующее впечатление можно производить, помимо содержания картины, одною лишь верною и мощною передачей красочных отношений, обусловливаемых в природе действием световых лучей, близостью или дальностью расстояний. У лучших представителей голландской живописи это чувство красок и светотени развито до такой степени, что свет с его бесчисленными и разнообразными нюансами играет в картине, можно сказать, роль главного действующего лица и сообщает высокий интерес самому ничтожному сюжету, самым неизящным формам и образам. Затем следует заметить, что большинство голл. художников не пускается в дальние поиски за материалом для своего творчества, но довольствуется тем, что находит вокруг себя, в родной природе и в жизни своего народа. Типические черты чем-либо отличившихся соотечественников, лица простых голландцев и голландок, шумное веселье простонародных праздников, крестьянские пирушки, сцены деревенского быта или интимной жизни горожан, родные дюны, полдеры и необозримые равнины, пересекаемые каналами, стада, пасущиеся на тучных лугах, хижины, приютившиеся у опушки буковых или дубовых рощ, селения на берегах рек, озер и грахтов, города с их чистенькими домами, подъемными мостами и высокими шпилями церквей и ратуш, гавани, загроможденные судами, наполненное серебристыми или золотистыми парами небо — все это, под кистью голл. мастеров, проникнутых любовью к отечеству и национальной гордостью, превращается в картины, полные воздуха, света и привлекательности

Чаще всего в картинах голландских жанристов почти отсутствовали и фабула и действие. Сцена воспроизводила бытовой эпизод или жизненную ситуацию (чтение письма, музицирование, утренний туалет и т.п.), которые трактовались в созерцательно-лирическом плане. Именно в произведениях такого типа художникам удалось с наибольшей полнотой и силой воплотить поэзию повседневности, прелесть человеческих будней.

В произведениях бытового жанра, может быть, всего отчетливее раскрываются особенности художественного мировосприятия и творческого метода голландских мастеров и связанные с этим завоевания и потери.

Чрезвычайную расчлененность, дифференциацию тематики и жанровых форм обусловили задачи, стоявшие перед голландским искусством этого времени, - иначе не было бы возможно столь непосредственное отражение окружающей действительности. Причем все явления осмыслялись и оценивались голландскими мастерами с позиций частного человека, под углом зрения частного быта - в этом исторически закономерная особенность голландской художественной культуры, отсюда ее камерный, интимный характер.

Однако в интерпретации этой темы живописцы, часто, удовлетворялись внешней стороной явлений - не анализировали их, не выявляли их сущности. Художники утратили способность создавать обобщающие образы, ставить значительные проблемы на материале современной жизни. В их искусстве на зрелой стадии развития живописи пафос новой Голландии и ее героя нередко оборачивался бюргерской ограниченностью.

Голландская школа дала человечеству плеяду выдающихся мастеров во главе с Халсом, Рембрандтом, Рейсдалом и Вермеером Делфтским.

Не случайно в названии «малые голландцы», которое было дано голландским мастерам за небольшие размеры картин и интимный характер трактовки темы, оказался заключенным и этот, второй смысл.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...