Глава 3. Соотношение произведий голландской живописи 17 века и фильма «девушка с жемчужной сережкой»
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Вы ходили когда-нибудь в картинную галерею? На стенах висят сотни картин. Один зал сменяется другим, краски уже пестрят перед глазами. Взор скользит по полотнам, не на чем особо не зацикливаясь. Внезапно вы останавливаетесь у какой-то картины и понимаете, что не можете уйти от нее. Не знаю, чем она Вас привлекла. Своей простотой, оригинальностью или стилем. Вы просто можете смотреть на нее часами. И в этот момент, вы обязательно захотите узнать о ней все. Кто ее написал, когда, почему именно эти цвета легли в основу, словом все что только можно узнать. Фильм «Девушка с жемчужной сережкой» как раз рассказывает, как писалась одна из наиболее известных картин 17 века. В фильме мало диалогов и фраз, потому что по-настоящему хорошим картинам, слова не нужны. Весь сюжет, фактически построен на пейзажах, общих планах и игре актеров. Мозг зрителя постоянно занят какой-то работой — разглядывание лиц, костюмов, декораций, оценка жизни, сравнение с современностью (что неизбежно, когда смотришь историческое кино)… Голландия 17 века воссоздана во всех деталях: мрачные, серые, бедные улицы, грязные рынки. На контрасте: в домах аристократов — золотые приборы, фарфоровые тарелки, атласные платья. Однако это тоже призрачные картины — то и дело кто-то разоряется, на жизнь еле-еле хватает. Всё держится на взаимоотношениях с «сильными мира сего». И все перипетии сходятся лишь к одному — к деньгам. Понимаешь, что со временем ничего не изменилось. Деньги всегда будут править миром… В фильме множество крупных планов. Режиссер попытался заставить зрителя заглянуть в самую душу героев, несмотря на то, что они почти не говорят. Их место занимают взгляды и мимика. Именно то, что, на мой взгляд, определяет сущность игры актера — передача твоих душевных состояний исключительно внешними атрибутами.
И вообще, каждый кадр можно вырезать, вставить в рамку и повесить на стену музея. Это поистине ожившая картина. Операторская рука медленно, плавно двигается в старинных интерьерах. Режиссер воссоздавал интерьеры картин самого Вермеера, и не заметил, как сотворил целый мир, вдохнув в него жизнь. В фильме мы можем видеть как точно передана мастерская художника, ведь практически все его полотна написаны в интерьере этой комнаты. Освещение, напольное покрытие, окна… все вплоть до витражей на стекле воссоздано в фильме по произведениям Вермеера. Мы можем увидеть это в следующих работах художника: "Офицер и девушка" 1658 г., "Девушка с бокалом" Ок.1660 г., "Концерт" 1665-1666 гг., "Географ" 1669 г. и так далее. В шедевре Адриана ванн Остаде, картине «Живописец в мастерской» (1663, Дрезден, Картинная галерея), жизнь света и теней - их движение, градации, сгущение - рождает впечатление сосредоточенного творческого труда. Тональная гармония (все цвета Остаде обычно подчиняет золотисто-коричневому или оливковому тону) и мягкие переходы светотени связывают фигуры и пространство интерьера. Создается впечатление единой среды, которая настраивает звучание сцены на определенный эмоциональный лад. Замечательно воссоздает Остаде атмосферу быта художника. В этом фильме произошло чудесное слияние двух искусств: кино и живописи. Удивляет тонкое и уважительное чутье, с которым создатели фильма перевели на язык кино особую тихую прелесть не просто «живописи вообще», а именно живописи голландской, с ее вниманием к деталям, с ее умением любоваться бытом — бытом тоже истинно голландским: скромным, милым, полным неявной красоты. Внимание к деталям, характерное для голландцев всех эпох, особенно для эпохи Вермеера, отмечает и «Девушку с жемчужной сережкой».
Особая магия фильма сплетена из взглядов, жестов и все тех же «незначительных» бытовых деталей. Кто бы мог подумать, что можно с таким любовным вниманием следить за простыми хозяйственными заботами, — следить так пристально, что кажется, что через экран до зрителя доносятся тончайшие запахи из того мира: запах мыла, которым Грит трет ступеньку, запах свежевыстиранного белья на веревке (в жизни его можно почувствовать, только если лицом почти уткнешься в простыню, — но в фильме он существует!), сладковатый аромат, с которым это белье кипятилось в ведре, слабые запахи вареных овощей, которые Грит режет в первых кадрах фильма, чудесный аромат льняного масла и красок… Грязные и насквозь пропахшие рыбой улицы. Небольшие тележки, нагруженные рыбой, служанки, бегающие туда сюда, старающиеся угодить своему хозяину, мясные рынки. Оказывается, можно. Как нельзя кстати окажется картины «Торговка рыбой» 1660-70 гг., «Крестьянское общество» 1671 г. Остаде, которая перенесет нас на городской улицы, на рынок, где и покупает Грит продукты для семьи Вермеера. А сила искусства Яна Стена (1626 - 1679), которая заключается прежде всего в даре повествования, рассказа, которым он владеет превосходно передаст нам атмосферу кабаков на улица Делфта. Сюжет в его картинах разыгрывается занимательно и динамично, его герои беспечны и добродушны, они любят веселиться, хотя порой немного развязно и неумеренно («Веселое общество», Гаага, Маурицхёйс). Для каждого, кто любит и знает творчество Вермеера, фильм «Девушка с жемчужной сережкой» — настоящее путешествие по его картинам, потому что фильм бережно сохранил не только интерьеры и костюмы, но и колорит, и отдельные сцены, и в мелькнувшей в кадре скатерти, повороте головы, расстановке фигур постоянно узнаешь то одну картину, то другую. Живопись в этом потрясающем фильме окажется даже более важной, чем любовь, официальная основа сюжета. Потому что и любовь здесь рождается из живописи, из способности одинаково видеть, одинаково понимать искусство, из мимолетных встреч в мастерской и безмолвного обмена идеями. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В «Девушке с жемчужной серёжкой» очень красиво воссоздана сама атмосфера того времени. Обстановка, одежда героев, убранство дома - всё, даже самые мелочи погружают нас в то время, время, когда живопись считалась «наиважнейшим из искусств»
Таким образом, сравнив фильм и произведения голландских живописцев 17 века я пришла к выводу, что режиссеру не просто удалось воссоздать атмосферу того времени, он смог уловить живую нотку Делфта и всей Голландии в целом. Должно быть, специально для съемочной группы была изобретена машина времени, и с ее помощью перенеслась в 17-й век. Иначе я просто не понимаю, как так можно было воссоздать Фламандский город, где каждая деталь настолько гармонично вписывается в окружение, что на время фильма просто переезжаешь туда. Настолько натуралистичной атмосферы мне еще не доводилось встречать. Режиссер уловил умение голландских мастеров в самом малом увидеть частицу бытия. Питер Уэббер создал фильм-полотно. Его не занимают мотивы поведения героев — почему,скажем, характер Вермеера именно таков и почему Грит соглашается на все испытания,выпавшие на ее долю. Гораздо интереснее то,как очищают или нарезают лук или как лучи солнца падают на головной убор девушки. Детали,цвет,компоновка кадра — каждый план являет собой натюрморт,пейзаж или портрет, тональные оттенки стилизованы под гамму голландской школы, а настроение передается взглядами и жестами — а вовсе не строгой сюжетной линией. Режиссер превращает фильм в богатый поток художественного сознания. Фильм перекликается с произведениями голландской живописи 17 века. И именно эту эпоху прекрасно показал, экранизировав роман Трейси Шевалье, Питер Уеббер. Удостоенная трех номинаций на «Оскар» величественная киноновелла открывает историю голландской живописи, и историю создания картины портретиста Яна Вермеера. «Девушка с жемчужной сережкой» поражает акварельной свежестью и красотой средних планов, дотошностью к мелочам буржуазного быта и каким-то царственным пренебрежением к начинке самих героев. ЛИТЕРАТУРА 1. Основные направления голландской живописи XVII века - http://revolution.allbest.ru
2. Телеканал культура - http://www.tvkultura.ru 3. Голландская живопись XVII—XVIII веков в Эрмитаже http://www.bibliotekar.ru 4. Реферат: Голландская живопись - http://www.erudition.ru 5. Голландское Искусство 17 Века. Общая характеристика голландской живописи в 17 веке. - http://www.sttp.ru 6. Значение слова "Голландская живопись" в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона - http://be.sci-lib.com 7. Реферат по теме Искусство - http://referatplanet.ru 8. Ян Вермеер Делфтский Картины и биография - http://www.smallbay.ru/vermeer.html ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Ян Вермеер «Девушка с жемчужной сережкой» 1665 г. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Кадр из фильма «Девушка с жемчужной сережкой» ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
"Девушка с бокалом" Ок.1660 г.,
"Географ" 1669 г. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
"Офицер и девушка" 1658 г.
"Концерт" 1665-1666 гг. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Кадр из фильма «Девушка с жемчужной сережкой»
Адриана ванн Остаде, картине «Живописец в мастерской» 1663 г. ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Ян Стен«Веселое общество»
Андриан ван Остаде «Крестьянское общество» ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
«Торговка рыбой» 1660-70 гг.
Кадр из фильм «Девушка с жемчужной сережкой» ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
Кадр из фильм «Девушка с жемчужной сережкой»
Кадр из фильм «Девушка с жемчужной сережкой»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|