Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Божье слово и Божий посланник




Уолш Нил Доналд

Чего хочет Бог: Ответ на важнейший вопрос /

Перев. с англ. —

М.: ООО Издательский дом «София», 2005. — 208 с.

ISBN 5-9550-0804-7

 

Когда вы в последний раз читали опасную книгу?

Будьте осторожны. Эта книга опасна. На ее страницах вы найдете важнейший вопрос, который может задать человек, — и совершенно неожиданный и отчаянно смелый ответ на него.

Ответ настолько революционный и настолько вдохновляющий, что он может изменить ход человеческой истории. Если вы примете его, он, несомненно, изменит и вашу жизнь.

В мире есть люди и организации, давно и прочно стоящие у власти, которые не хотят таких изменений. Они бы предпочли, чтобы вы немедленно отложили эту книгу в сторону.

Решать вам.

УДК 291.64 ББК 86.391

WHAT GOD WANTS

A Compelling Answer to Humanity's Biggest Question © 2005 by Neale Donald Watsch

ISBN 5-9550-0804-7

© «София», 2005

© ООО Издательский дом «София», 20035

 

 

1

Очень немногие способны поверить в то, что написано в этой книге.

По меньшей мере, вначале.

Возможно, это одна из самых невероятных книг всех времен.

 

 

2

На этих страницах дан ответ на самый важный из вопросов, когда-либо возникавших на протяжении человеческой истории:

Чего хочет Бог?

Многих изумит уже сам вопрос.

Но даже тем, кого не удивит вопрос, необычным покажется ответ. Он совершенно не согласуется с привычными человеческими представлениями о Боге.

Человеческие представления о Боге формируют представления о жизни и людях. Абсолютно новые представления о Боге породят абсолютно новые представления о жизни и людях. Если в данный момент что-то может быть по-настоящему полезно для мира, то именно это.

Ныне мы оказались на грани глобальной войны культур. Обмен первыми залпами уже произошел. Но по-настоящему крупные сражения, невообразимые мировые битвы еще не начались.

Судя по тому, какое направление избрало современное человечество, можно предположить, что серьезный конфликт неизбежен. Однако это не так. Существует могучая сила, способная его предотвратить: абсолютно новые представления о Боге и абсолютно новые представления о жизни и людях.

Если мы примем и усвоим соответствующие представления, они повлекут за собой абсолютно новый образ жизни и бытия. Изменятся ценности. Изменятся приоритеты. Изменятся структуры и носители власти.

И естественно, некоторые нынешние носители власти не хотят, чтобы это произошло.

А потому, возможно, эта книга не просто одна из самых невероятных, но и одна из самых опасных.

 

 

3

Как давно вы в последний раз читали опасную книгу?

Эту вы прочтете быстро. Она короткая. Поэтому она не только опасная, но и быстрая.

Быстрая и опасная. Чарующее сочетание. И волнующее. Опасность и волнение — это две стороны одной медали. И какая из них откроется вашему взору, зависит от того, бежите ли вы от или стремитесь к.

В какую сторону вы бежите относительно перемен? Хотите ли вы, чтобы все или почти все оставалось по-прежнему, или вы предпочли бы, чтобы многое изменилось?

Если вы хотите, чтобы все было по-старому, эта книга покажется вам опасной. Если вы с нетерпением ждете перемен, она покажется вам волнующей. Чего вы хотите?

«Ну, — можете сказать вы, — все зависит от того, что вы имеете в виду. Мою жизнь? Работу? Брак? Взаимоотношения с людьми? Здоровье? Или речь идет о моей стране? Или обо всей Земле? О политической ситуации в мире? Или о глобальных проблемах, стоящих перед человечеством?»

Позвольте мне объяснить. Речь идет обо всем этом. О каждом из перечисленных пунктов. Не о чем-то одном, но обо всем вместе. Поскольку информация, содержащаяся в данной книге, может изменить все.

Предлагать перемены нередко опасно, не только когда вы обращаетесь к людям, наделенным властью (для кого перемены представляют наибольшую угрозу), но и когда обращаетесь к обычным людям (для кого перемены представляют собой угрозу хотя бы только потому, что сулят неизвестность).

Совершенно правильно сказал бывший вице-президент США Эл Гор в своем интервью для журнала «Нью-Йоркер» в сентябре 2004 года:

«В мире тревожных перемен, когда могучие силы грозят снести привычные и удобные жизненные ориентиры, у человека возникает естественное желание ухватиться за ствол дерева, которое, как нам кажется, обладает самыми глубокими корнями, и держаться за него изо всех сил, ни на миг не сомневаясь в том, что оно является источником нашего спасения».

Заключительная часть предложения (курсив мой) в тринадцати словах описывает человеческие представления о Боге и жизни. Мистер Гор подтверждает это следующей репликой из того же интервью: «И эти глубокие корни суть философские и религиозные традиции, переданные нам из далекого прошлого».

Идея Эла Гора ставит перед нами неожиданный вопрос: возможно, для того, чтобы двигаться вперед, нам нужно вернуться назад, к прошлому?

Ответ: нет.

Итак, как отмечает бывший вице-президент, мы ни на миг не сомневаемся в том, что философские и религиозные традиции являются источником нашего спасения, — вероятно, причина в том, что мы чувствуем: сомнения представляют для нас какую-то опасность. Однако не могут ли наступить времена, когда не подвергать эти традиции сомнению будет еще более опасно?

Ответ: да. И такие времена уже наступили.

Самая большая опасность в мире ныне исходит не от сомнений и вопросов, а от убеждения в том, что мы знаем все ответы; не от приглашения к переменам, а от стремления избежать их; не от кардинально новых представлений о Боге и Жизни, но от старых устоявшихся представлений.

Если мы и дальше будем придерживаться некоторых из этих представлений, жизнь, как человечество знает ее сейчас, не протянет и до середины XXI века. Если дела и дальше будут идти так же, как ныне, она может не продержаться и первую его четверть.

Понимаю, понимаю, это может показаться преувеличением.

Но это не так.

Почитайте утреннюю газету. Посмотрите новости по телевизору.

В ближайшие годы человечество либо совершит колоссальный скачок в своем развитии и перейдет к новому этапу эволюции, либо откатится назад. В последнем случае оно еще некоторое время будет идти, пошатываясь и спотыкаясь, но в конце концов упадет под грузом ошибок прошлого.

Такое уже случалось прежде.

Это опять и опять происходит во времена, когда технологическое развитие вида опережает моральное, этическое и духовное развитие. Тогда Вселенной приходится иметь дело с детьми, играющими спичками.

Ныне такими детьми являемся мы.

Человечество на пути эволюции еще не вышло из детства. В этом нет ничего плохого. Детство может быть прекрасным периодом жизни. Но именно в это время требуется особая осторожность.

Если в детстве мы будем вести себя осмотрительно, если, — как говорит писатель Роберт Фалгам, — переходя улицу, мы будем смотреть налево и направо; если научимся делиться с окружающими; если возьмемся за руки и будем заботиться друг о друге; если будем идти, а не бежать; если перестанем толкать друг друга, а толкнув, будем просить прощения; если наведем порядок после своих шумных игрищ; если перестанем драться со своими братьями и сестрами, — тогда мы скоро станем взрослыми, и нас ждет прекрасное будущее.

Я верю, что именно так все и будет. Я верю, что мы построим для себя именно прекрасное будущее! Но я также знаю, что все может обернуться совсем иначе. И я знаю, что именно так все обернется, если мы не начнем вести себя по-другому. Не признавать этого глупо. Не просто глупо, но безответственно. Так вел бы себя ребенок.

Большинство людей хотят верить, что человечество неуязвимо, что наш вид не может быть истреблен или искоренен и ничто и никто не может причинить нам по-настоящему серьезный и необратимый ущерб.

Однако в свете последних событий в мире создается впечатление, что большинство людей готовы поверить в совершенно невероятные вещи. И в связи с этим возникает интересный вопрос:

Если люди готовы поверить в невероятное, то почему бы им не поверить в то, что написано в этой книге?

 

 

4

Многие люди просто побоятся верить в то, что тут написано.

Всего через 410 слов будут сформулированы совершенно новые представления о том, чего хочет Бог. Эти представления настолько противоречат установившемуся в мире порядку, что в некоторых странах вас запросто могли бы убить, если бы вы высказали вслух то, что здесь написано.

Причем убила бы не разъяренная толпа. Правительство.

Вас могли бы обвинить в нарушении законов своей страны и приговорить к смертной казни. В некоторых других странах вас бы не убили, но осудили, прокляли и подвергли остракизму. Кроме того, вас отстранили бы от любой влиятельной должности, и ваши взгляды почти наверняка были бы признаны маргинальными.

Вот насколько опасно то, что здесь написано.

Очевидно, книга «Чего хочет Бог» содержит не второстепенную информацию. Подобная информация настолько важна, что я даже выделяю некоторые слова курсивом или заглавными буквами, когда ввожу их в качестве терминов. Я хотел, чтобы эти слова бросались в глаза и таким образом обрели особый смысл сами по себе.

Видите ли, миллионы людей на планете живут, ориентируясь на информацию о том, чего хочет Бог, предоставленную им каким-то внешним авторитетом. И если в мире преобладает неверная информация на эту тему, то у планеты могут возникнуть большие проблемы.

 

5

В мире преобладает неверная информация на эту тему. У мира большие проблемы.

 

6

Миру совсем не обязательно иметь большие проблемы. Просто таков его выбор. Однако люди планеты могут изменить свой выбор.

И я полагаю, что очень скоро они это сделают. Думаю, людям надоело. Надоело насилие, террор и убийства. Надоели ведущие ко всему этому стычки, скандалы и драки.

Надоели жизненные неудачи, распад семей, крушение карьер, несбывшиеся мечты, тающие на глазах надежды.

Надоели битвы за все на свете. Надоели несчастия и проблемы, ежедневно обрушивающиеся на мир. Надоело, что человеческое общество все время делает один шаг вперед и два назад и постоянно — по-сто-ян-но — идет против ветра.

Человечество устало от себя, — его терпение на исходе. Полагаю, что люди думают: «Должен быть другой путь». И нам становится все более очевидно, что он существует. Нужно просто сделать выбор.

Иногда люди думают, будто они должны жить так, как живут, поскольку иного выбора нет. Может показаться, что такой взгляд на вещи в точности отражает реальность. Но реальность никогда не была такой.

Никогда.

У людей действительно есть выбор, и в данной книге приведены доказательства этого. У людей есть выбор относительно того, какое будущее строить, и относительно того, как относиться к своей нынешней жизни. Дочитав эту книгу до конца, вы получите сильнейший инструмент, позволяющий воплотить свой выбор в реальность.

А пока знайте: люди, делающие новый выбор, создают новый мир.

Сейчас настало время Делающим Выбор выступить вперед. Если они этого не сделают, мир и впредь будет двигаться в том направлении, в каком он движется ныне. Это не то направление, куда человечество, согласно его же словам, хочет двигаться. Но что оно готово предпринять в связи с этим? Вот вопрос, стоящий сейчас перед миром.

Если люди в ближайшее время не выберут наивысшие идеи и ориентиры, могут восторжествовать наихудшие — просто за отсутствием альтернативы. Именно это происходит в данный момент в людских умах во многих уголках планеты.

Некоторые утверждают, будто это происходит потому, что так и должно быть. Они говорят, что сейчас настали Последние Времена — и именно этого хочет Бог.

Однако людей еще можно спасти, говорят они. Не обязательно оставлять их на произвол судьбы. Перед лицом неизбежных страданий людей еще можно спасти. Все, что им нужно, — это до конца принять Благую Весть.

Что ж, у меня есть для вас благая весть. Человечество не понимает, чего хочет Бог.

 

7

Задумайтесь вот над чем: если человечество действительно понимает, чего хочет Бог, и если ситуация, существующая ныне в мире, является результатом эффективного использования этой информации, то много ли у нас надежды на светлое будущее?

Если мы действительно знаем все, что важно знать о Боге, и если все, что было нам открыто, все, чему нас учили, все, что говорили и пели о Боге, привело человечество к такому положению вещей, тогда какая от всего этого польза?

Однако если мы можем узнать что-то новое, если можем понять о Боге больше, тогда, возможно, положение человека еще изменится. Надежда возвращается. Не надежда на лучшую участь в Мире Ином, когда земная жизнь, как мы ее знаем ныне, будет разрушена, но надежда на лучшее здесь и сейчас, прежде чем все будет уничтожено.

Однако эта надежда не может стать реальностью, пока мы не зададим ряд важных вопросов и не ответим на них.

Правда ли, что человечество безнадежно упрямо, что оно абсолютно не готово и совершенно не способно преодолеть свои самые примитивные инстинкты?

Или все же возможно, что мы еще чему-то научимся, усвоим недостающие данные, поймем какие-то важные аспекты существования Бога и Жизни?

Может ли быть, что проблема не в получателях информации, но в самой информации?

Может ли быть, что человеческое понимание Бога и Жизни не «ошибочно», а просто неполно?

И наконец, не пора ли человечеству начать познавать Бога совершенно по-новому?

Слишком долго любые дискуссии о Боге шли лишь в одном направлении. Их вели главным образом те люди, которые утверждают, что мы уже понимаем все важные вещи, которые нужно знать о Боге. И еще они утверждают, будто все проблемы человечества порождены не теми, кто чего-то не понимает о Боге, но теми, кто не действует в соответствии с правильным пониманием.

Это очень распространенное представление, но совершенно не верное. Верно как раз обратное. Именно те люди, которые действуют в соответствии со своим пониманием Бога, всегда служили источником самых больших бед.

Это те, кто считали, будто знают, чего хочет Бог.

Именно люди, считавшие, будто они знают, чего хочет Бог, инициировали 200-летние крестовые походы и ужасы инквизиции, стремясь утвердить христианство во всем мире.

Именно люди, считавшие, будто они знают, чего хочет Бог, создавали мусульманские воинства и посылали грабителей во все стороны света на завоевание чужих земель и цивилизаций, чтобы поставить их под знамя ислама.

Именно люди, считавшие, будто они знают, чего хочет Бог, назвали себя избранным народом и стали завоевывать земли, которые провозгласили принадлежащими им по праву, совершенно игнорируя исторический факт, что на этих территориях уже тысячи лет живут другие народы. Теперь они велят представителям этих народов уйти с родных земель и жить там, где им прикажут, и так, как им прикажут, — в качестве граждан второго сорта в собственной стране.

Именно люди, считавшие, будто они знают, чего хочет Бог, вешали мужчин и женщин на городских площадях и сжигали людей на кострах, объявив их колдунами и ведьмами. При этом они держали в руках Святое Писание.

Именно люди, считавшие, будто они знают, чего хочет Бог, издавали законы, запрещавшие браки между представителями разных рас или определенные сексуальные практики между взрослыми людьми по взаимному согласию сторон.

Именно люди, считавшие, будто они знают, чего хочет Бог, создали культурные запреты на песни, танцы, изображение людей, а также исполнение музыки помимо священных песнопений.

Именно люди, считавшие, будто они знают, чего хочет Бог, заявляли, что нельзя даже произносить и писать имя Б-Г — зато убивать во имя Его можно.

Неужели это действительно то, чего хочет Бог? Вы уверены?

Тут важно быть совершенно уверенным, поскольку речь идет не о каких-нибудь мелочах.

Есть много вещей, относительно которых нам говорили, что именно этого якобы хочет Бог. Верны ли эти учения? Давайте посмотрим.

 

8

Предлагаю краткий обзор утверждений, которые большинство из нас слышат от старших, родителей, учителей и других авторитетных людей в нашей жизни относительно того, чего хочет Бог. Многим из вас будет непросто читать эти страницы. И все-таки прочтите их, пожалуйста.

Эти учения, передаваемые из поколения в поколение, порождают повседневные взгляды, идеи и переживания миллионов людей, которые живут в культурах, подверженных влиянию иудаизма, христианства и ислама — трех крупнейших организованных религий мира. Некоторые из этих учений также проникли в другие религии. В результате огромная часть населения планеты подверглась влиянию и глубочайшему воздействию этих идей.

Вначале рассмотрим понятия, имеющие самое прямое отношение к религии.

 

Бог

Многим людям говорили, что Бог хочет, чтобы мы поняли, что Он является Высшим Существом, Творцом Небес и Земли, Подателем Жизни, Всемогущим, Всеведущим, Вездесущим и Непостижимо Мудрым.

Бог — это Альфа и Омега, начало и конец, Неподвижный Движитель. Он создал людей по своему образу и подобию, но отделен от них. Он создал жизнь в дар человечеству, но отделен от нее.

Большинству людей всю жизнь говорили, что Бог един и неделим. Слово Аллах буквально означает «Бог». Некоторых из нас всегда учили, что этот единый Бог разделен на три части, и одна из этих частей стала Человеком. Другим говорили, что существует не один Бог. А еще кому-то говорили, что Бога нет вообще. Большинство людей в XXI столетии так или иначе верят в Бога.

Большинству из тех, кто верит в Бога, всегда твердили, что Бог хочет Любви и Справедливости.

Для достижения первой цели Бог снова и снова дает каждому человеку широкие возможности для примирения с Ним.

Для достижения второй цели Бог в конце жизни каждого человека совершает Суд над душой и решает, заслужила ли эта душа вечной награды на небесах или вечного проклятия в аду.

Большинству из нас с детства твердили, что Бог ревнив, мстителен и гневлив и Он всегда готов обратить свою ярость на людей, — при этом побуждает и даже поощряет нас к тому, чтобы вести себя так же по отношению друг к другу.

А еще нам говорили, что Бог заботлив, сострадателен, милостив, исполнен любви, что Он хочет людям только добра. А людям нужно всего лишь слушаться Его.

Людям легко узнать, в чем заключается послушание Богу, поскольку Он совершенно определенно сказал, что можно делать, а чего нельзя. Все это записано в Священном Писании. А еще эта информация содержится в словах и учениях личных представителей Бога на Земле.

В это верит большинство человечества.

И вот результат этого учения: большинство людей боятся Бога. И одновременно любят Его. Поэтому многие люди путают любовь и страх, полагая, что они каким-то образом связаны между собой. Когда речь идет о Боге, мы любим бояться («богобоязненность» даже возведена в ранг добродетели) и боимся не любить (нам заповедано «люби Господа, Бога своего умом, и сердцем и душой»).

Люди боятся того, что Бог с ними сделает, если они не будут Его слушаться. Людям всегда говорили, что Он приготовил для них вечные муки. Поэтому, строя свою жизнь, интерпретируя события и ситуации и принимая решения, многие люди ориентируются на собственное понимание Божьего слова и Божьих потребностей в стремлении заслужить Его одобрение.

Когда президента США Джорджа Буша-младшего спросили, советуется ли он со своим отцом, Бушем-старшим, он ответил, что «просит совета у Отца небесного».

На следующий день после того, как в ноябре 2004 года Буш-младший был избран на второй срок, ему написал письмо Боб Джонс III, руководитель фундаменталистского университета имени Джорджа Буша. Автор письма призывает президента использовать свой мандат для назначения консервативных судей и создания законодательства, «определяемого библейскими нормами».

«Вашим избранием Бог милостиво даровал Америке, — хотя она этого не заслуживает, — передышку в борьбе с язычеством», — писал Джонс Бушу в этом поздравительном письме, размещенном на университетском сайте 3 ноября 2004 года.

«Народ оказал вам доверие... — говорится в письме. — Поэтому высоко поднимите знамя своих идей и не отступайте ни на шаг. Вы ничего не должны либералам. Они презирают вас, поскольку презирают вашего Христа».

Выступая с речью в исламском университете Газы в марте 2004 года, духовный лидер Хамаза Абдель Азиз Рантизи сказал собравшимся, что «Бог объявил войну» Америке, Бушу и израильскому премьер-министру Ариэлю Шарону. Затем Рантизи добавил: «Божья война против них в самом разгаре, и я уже вижу знамя победы, несомое с палестинских земель рукой Хамаза». Через две недели Рантизи был мертв. Израильская ракета поразила автомобиль, в котором он ехал.

Выше я говорил: «Человеческие представления о Боге формируют представления о жизни и людях».

Это до боли ясно. Это до боли очевидно.

 

Божье слово и Божий посланник

Многим из нас постоянно твердили, что Бог хочет, чтобы люди признавали Его слово, содержащееся в Святом Писании, Священных Текстах, а также чтили и слушались Божьих посланников.

Существует очень много Святых Писаний и Священных Текстов. Библия, Бхагавадгита, Книга Мормона, Хадисы, И Цзин, Коджики, Лун Ю, Махабхарата, Маснави, Новый Завет, Канон Пали, Коран, Талмуд, Дао Дэ Цзин, Тора, Упа-нишады, Веды, Йога-сутры — лишь немногие из них. Огромным количествам их приверженцев постоянно твердят, что только один из этих текстов верен. Остальные не верны. Если вы изберете учение «неверного» текста, то отправитесь в ад.

Есть очень много Божьих посланцев: Ной, Авраам, Моисей, Конфуций, Сиддхартха Гаутама (которого также называют Буддой), Иисус из Назарета (которого также называют Спасителем), Магомет (которого также называют Печатью Пророков), Патанджали (которого также называют Просветленным), Баха Улла (которого также называют Благословенным), Джалаледдин Руми (которого также называют Мистиком), Парамаханса Йогананда (которого также называют Мастером), Джозеф Смит (которого называют по-разному) и другие. Множеству людей постоянно твердят, что только один из этих пророков истинный. Остальные — ложные. Если вы изберете послание «ложного» пророка, то отправитесь в ад.

И вот результат этого учения: люди на протяжении тысячелетий пытаются решить для себя, какой из текстов верный и какой из пророков истинный. Люди, следующие за определенными Божьими посланцами и верующие в определенные тексты, пытались убедить других, что именно их тексту и их пророку должны верить все на свете.

История знает немало примеров, когда такое обращение в «истинную веру» происходило насильно. Едва ли был хоть один день на планете, когда «во имя Божье» не велись сражения и «за Божье Дело» не гибли люди.

Святые Писания всех крупнейших религий свидетельствуют, что сам Бог регулярно практиковал завоевания, наказания и убийства, а поэтому вполне приемлемы, а в некоторых обстоятельствах даже необходимы завоевания, наказания и убийства во имя Бога и Его посланцев.

Многие люди в мире верят, что именно этого хочет Бог.

 

Небеса и ад

Многим из нас постоянно твердят, что Бог хочет, чтобы люди жили праведной жизнью, что праведники после смерти отправятся на небеса, или в рай, а грешники — в ад, преисподнюю, или геенну огненную. Те, кто попадет на небеса, соединятся с Богом и будут жить в вечном блаженстве, а тем, кто попадет в ад, суждено вместе с другими проклятыми грешниками терпеть вечные муки. Куда пойдет каждая отдельная душа, будет решено в день Страшного Суда.

Некоторых из нас учили, что ад — это временная обитель грешников, где они терпят муки от демонов, пока не расплатятся за совершенные в жизни грехи. Других учили, что ад — это всего лишь этап путешествия каждой души, проходящей через опыт различных инкарнаций.

И вот результат этого учения: главная цель жизни миллионов людей состоит в том, чтобы избежать ада и попасть в рай. И чтобы добиться этого результата, они нередко совершают очень странные, а иногда просто ужасные вещи.

Представления об аде и рае формируют не только их поведение, но и понимание жизни в целом. И еще — они формируют саму человеческую историю.

 

Жизнь

Множеству людей постоянно твердят, что Бог хочет, чтобы жизнь была школой, местом обучения, временем испытания, краткой и драгоценной возможностью для души вернуться на небеса, к Богу, откуда она изначально и пришла.

И еще людям говорят, что настоящая радость начинается лишь с завершением жизни. Всю жизнь следует рассматривать как прелюдию, предвестие, фундамент, на котором базируется опыт вечности. Поэтому жить нужно с оглядкой на Грядущую Жизнь, ибо что мы заработаем сейчас, то получим в вечности.

Большинство людей также верят, что Бог хочет, чтобы люди поняли, будто жизнь состоит из того, что мы можем видеть, слышать, осязать и обонять, — и ни из чего более.

И вот результат этого учения: люди верят, что жизнь не легка и не должна быть легкой. Жизнь — непрестанная борьба. В этой борьбе все, что не воспринимается пятью чувствами, относится к сфере «сверхъестественного» или «оккультного» и, как таковое, считается «сделкой с дьяволом» и «происками сатаны».

Люди не жалеют сил, чтобы вернуться к Богу и обрести Божью благодать. Они борются за возвращение домой. Именно в этом состоит жизнь. Жизнь — это борьба за то, чтобы помещенная в тело душа вернулась домой, к Богу, от которого она была отделена.

Большинство религиозных людей очень серьезно относятся к представлениям об аде и рае. Многие считают, что «попасть в рай» — это главная цель жизни, и искренне и пламенно верят, что место в раю гарантировано тем, кто выполняет на Земле определенные действия. Конечно же, такие люди стараются добросовестно выполнять именно эти действия.

Они заботятся о том, чтобы вовремя исповедоваться в грехах и регулярно принимать причастие, дабы в случае скоропостижной смерти душа была готова к Судному Дню. Они постятся в положенные дни, совершают паломничество к святым местам, как бы далеко те ни находились, исправно посещают церковь, или мечеть, или синагогу, отчисляют десять процентов своего дохода, едят или не едят определенные продукты, носят или не носят определенную одежду, произносят или не произносят определенные слова, участвуют в разнообразных церемониях и ритуалах.

Они подчиняются правилам своей религии, выполняют обычаи своей традиции, следуют наставлениям своих религиозных лидеров, — все для того, чтобы Бог видел, что они достойные люди, и гарантировал им место в раю.

Если же эти верующие страдают от нищеты, угнетения и всяческих бед, они могут даже лишить жизни себя и других — в том числе совершенно ни в чем не повинных и не ожидающих удара людей — ради обещанной награды на небесах.

(И если награда представляет собой вечное блаженство в обществе семидесяти двух черноглазых девственниц, а обещают ее мужчинам в возрасте от восемнадцати до тридцати лет, которые не ждут от будущего ничего хорошего, а в настоящем видят только грязь, нищету и несправедливость, тогда шансы, что они согласятся разрушать и убивать, увеличиваются вдесятеро.)

И они делают все это потому, что верят: так хочет Бог.

Но правда ли это?

 

9

Наши представления о Боге и о том, чего Он хочет, определяют наши взгляды на столь многие вещи, что мне даже сложно решить, какие из них избрать для обсуждения на этих страницах. На самом деле исследование этого вопроса могло бы занять целую книгу. Однако мы не будем вдаваться в подробности и ограничимся рассмотрением следующих тем: мужчины и женщины, брак, секс, гомосексуальность, любовь, деньги, свобода воли, страдание, мораль и смерть.

Давайте посмотрим, что говорят об этих вещах наши предки и современные учителя. Посмотрим, чего хочет Бог.

 

Мужчины и женщины

Многим людям непрестанно твердят, что Бог хочет, чтобы люди знали, что Он мужского пола. В результате большинство верующих не сомневаются, что так оно и есть. Мысль о том, что Бог мужского пола, настолько глубоко проникла в сознание людей, что местоимение «Она» по отношению к Богу режет слух.

И еще многим людям говорили, будто Бог хочет, чтобы мужчины и женщины различались по ролям и по статусу, причем их роли и статус описаны в Священном Писании.

И вот результат этого учения: почти во всех культурах мира считается, что мужчины выше женщин. В некоторых обществах такое отношение проявляется в культурных нормах, запрещающих женщинам получать образование и занимать ответственные должности, а также предписывающих им выходить из дому только в сопровождении кровного родственника и скрывать от посторонних глаз абсолютно все части тела от макушки до пят.

(Нередко подобные культурные ограничения оправдываются почтением к женщине и стремлением защитить ее или желанием уберечь от «соблазна» мужчин.)

В некоторых странах свидетельство женщины в суде засчитывается как половина свидетельства мужчины, — то есть требуются показания двух женщин для того, чтобы они вообще имели какой-то вес в суде. Утверждения женщины о побоях, издевательствах или неверности со стороны мужа не имеют никакого веса, если она не предоставит свидетеля, тогда как для того, чтобы женщину побили камнями, нужно просто, чтобы муж сказал, что она ему изменила. Достаточно устного заявления.

Доля дочери в наследстве вдвое меньше, чем доля сына. Логическое обоснование этого закона состоит в том, что мужчина несет финансовую ответственность за семью, а женщина не несет. Руководствуясь той же логикой, в некоторых других культурах женщинам платят меньше, чем мужчинам, выполняющим ту же работу. Понятно, что подобная логика совершенно не берет в расчет, что мужчина может всю жизнь оставаться холостяком, или то, что женщина может остаться вдовой. И вообще, женщине с самого начала не пришлось бы соглашаться на подчиненную роль, если бы к ней относились как к равной.

В некоторых культурах, где доминируют мужчины, женские гениталии специально увечат, — удаляют определенные части, — чтобы женщина была лишена сексуального удовольствия и не испытывала соблазна вступать в половые отношения с кем-либо, кроме мужа. В некоторых случаях такая операция воспринимается как ритуал перехода, посредством которого девочку превращают в более достойный, желанный и качественный материал для брака.

Во многих религиях женщинам традиционно не позволяют выполнять функции священника. Кроме того, женщин обычно стараются не допускать к авторитетным должностям в гражданской, законодательной или деловой сфере, а также к высоким политическим и правительственным постам. В таких традициях тоже проявляется крайнее предубеждение против женщин.

Лишь в некоторых культурах немногим женщинам удается побороть подобные традиции (во многих странах им не позволено даже пытаться бороться с таким положением вещей). Но для того, чтобы добиться власти и влияния, женщинам приходится преодолеть сильнейшие препятствия, пройти особенно трудную дорогу. Случаи, когда им это удается, являются скорее исключением, чем правилом.

Об этом хорошо знает Катрина Брукс из города Ром в штате Джорджия. О ней написала в своей статье для Associated Press 25 сентября 2004 года Луиза Чу. Катрина принадлежит к Южной Баптистской Церкви. В свое время она почувствовала призвание стать священнослужителем, закончила баптистскую теологическую семинарию в Ричмонде, штат Виргиния, а затем стала искать церковь, которая приняла бы ее вместе с мужем, доктором Тони Бруксом, в качестве священников (на тот момент они оба были уже посвящены в священнический сан). В ноябре 2003 года супружескую пару пригласила баптистская церковь города Ром.

Не все были довольны.

Как отмечает Чу, ревизия баптистской веры и учения, проведенная в 2000 году, не изменила жесткую позицию по отношению к женщинам-пасторам. Документ, в котором изложены основные положения доктрины деноминации, гласит, что «должность пастора может занимать только мужчина, как о том сказано в Писании». Далее приведена цитата из Нового Завета (1 Тим. 2:11—12): «Жена да учится в безмолвии со всякой покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии».

Через две недели после того, как Катрина и ее муж прибыли в свою новую церковь, ряд священнослужителей (все мужчины) инициировали съезд Ассоциации баптистов округа Флойд, чтобы обсудить этот вопрос. Они пытались провести резолюцию, согласно которой церковь Рома должна выйти из ассоциации.

Многие люди в мире верят, что Бог хочет, чтобы разное отношение к мужчинам и женщинам сохранялось и впредь. В конце концов, об этом сказано в Библии. А также в Священных Писаниях других религий.

 

Брак

Множеству людей постоянно твердили, что Бог хочет, чтобы брак был неразрывным союзом между мужчиной и женщиной, в радости и в горе, ради умножения рода человеческого и для сохранения семьи — основной ячейки гражданского общества, как заповедано нам Богом.

И вот результат этого учения: в большинстве религиозных культур расторжение брака по любой причине, включая моральные или физические издевательства одного партнера над другим, категорически не одобряется, а одна крупная конфессия вообще не позволяет своим последователям разводиться — повторный брак разведенного человека не может быть освящен этой церковью.

Во многих странах и культурах установленные религией брачные правила затем перешли в гражданское законодательство, налагая ограничения на партнеров по браку, — и эти ограничения действуют в течение всей жизни. Главное из этих ограничений называется «верностью». Люди, живущие в браке, должны хранить верность друг другу. Иными словами, они до конца своей жизни не должны вступать в половые отношения с другими людьми, — не просто в силу личной предрасположенности к моногамии или религиозных убеждений, но потому что таковы нормы гражданского права.

И этому не следует удивляться, поскольку, как уже было сказано, запреты на многие виды сексуальной деятельности пришли в культуру из религий. В соответствии с определениями этих религий относительно того, чего хочет Бог, людям не позволено заниматься сексом вне брака, а также до брака, а поэтому, если человек вообще не вступает в брак, ему вообще не позволено заниматься сексом всю жизнь.

Таковы требования, и людям говорят, что за нарушение этого табу их ждет суровое наказание — со стороны Бога и общества.

В результате во всем мире в брак нередко вступают совсем молодые люди, которые еще не созрели для столь серьезных обязательств и не готовы к подобной ответственности, — просто у них больше нет сил следовать запрету на половые контакты.

Значительное влияние на брачные сценарии оказывает идея о мужском превосходстве, основанная на представлениях о том, что Бог — мужчина. В некоторых культурах брак считается формой собственности и сродни рабству. Женщина фактически приравнивается к имуществу, за которое нужно платить выкуп, а мужчина является господином, которому она должна служить. Даже в тех культурах, где нет таких крайностей, от жены ожидают «послушания» по отношению к мужу, и считается, что она должна ему во всем подчиняться. А мужчину называют «главой семьи».

И многие люди верят, что этого хочет Бог.

 

Секс

Множеству людей постоянно говорили, будто Бог хочет, чтобы каждый из нас осуществлял сексуальные контакты только с одним партнером — ради продолжения рода и руководствуясь чувством любви.

И вот результат этого учения: миллионы людей считают, что, занимаясь сексом, нельзя намеренно предотвращать зачатие. И хотя секс прекрасен, заниматься им просто ради удовольствия, не допуская возможности зачатия, противоречит Божьей воле, — а следовательно, это «противоестественно», аморально, постыдно и является потаканием низшим инстинктам.

Сочетание удовольствия и стыда в отношении к сексу, — как сочетание страха и любви в отношении к Богу, — порождает эмоциональную сумятицу. Восторг, возбуждение и страсть смешиваются с чувствами смущения, страха и вины, связанными с сексуальными желаниями и опытом.

В большинстве культур половые органы человеческого тела вообще не позволено называть своими именами. Слова «влагалище» и «пенис» нельзя произносить в обществе (за исключением медицинских учреждений) и при детях. Зато можно более-менее свободно употреблять такие слова, как «пиписка», «краник» или «нижняя часть». Иными словами, в человеческой культуре принято считать, что настоящие названия определенных частей тела постыдны, неприличны и их употребления следует по возможности избегать.

Вы можете предположить, что в приведенном выше утверждении есть некоторое преувеличение. Уверяю вас, что это не так. Всемирно известная журналистка Молли Ивинс рассказывает в журнале Mother Jones за сентябрь-октябрь 2004, что правительственное агентство «Центр контроля за распространением заболеваний» прекратило финансировать работу по борьбе со СПИДом организации «Защитники молодых» на том основании, что «молодые люди [в пропагандистских видеороликах] использовали для обозначения половых признаков медицинскую терминологию». На что руководитель организации «Защитники молодых» Джеймс Вагонер заметил: «Это абсурд. Что я могу сделать в данном случае как президент ассоциации? Издать распоряжение о том, чтобы все мужчины, женщины и дети называли пенис «болванчиком»?»

И конечно, если нельзя говорить об определенных частях тела, тем более нельзя их никому показывать. Видимо, даже себе самому. Еще одно преувеличение? К сожалению, нет. Многие люди придерживаются столь пуританских взглядов на подобные вопросы, что никто не удивился, когда в колонке советов одной из американских газет от 25 сентября 2004 года появилось следующее письмо:

 

Дорогая Эбби,

Сегодня утром я вошла в комнату своей четырнадцатилетней дочери, чтобы разбудить ее, и обнаружила, что девочка спит обнаженной. Очевидно, она уже делает это в течение некоторого времени.

Обычно дочь сама просыпается вовремя, и мне уже давно не приходилось будить ее утром. Когда я спросила девочку, почему она не одета, она ответила, что ей так лучше спится.

Когда я сказала, что не хочу, чтобы она так делала, дочь спросила почему. Честно говоря, я не нашла других аргументов, кроме того, что это «плохо» и что в случае землетрясения или пожара она окажется неодетой. Дочь возразила, что это не может быть плохо, поскольку никто об этом не узнает, если только не войдет в ее комнату без стука [как сделала я).

А на случай опасности возле ее кровати всегда лежит длинный халат, который она может мгновенно надеть. [Она все время ходит по дому в этом халате, и я думала, что под ним надета ночная рубашка, тогда как на самом деле дочь с самого Рождества надевает его на голое тело.)

Но все-таки мне это не нравится. В конце концов мы решили обратиться за советом к вам. Нормально ли спать обнаженной и почему — или почему нет?

Обеспокоенная мать из Сан-Леандро

 

Ведущая колонки советов ответила, что «нет ничего плохого» в том, чтобы спать обнаженной, и посоветовала матери «взглянуть на положительные стороны такой привычки: меньше стирки».

Это письмо заставляет нас предположить, что многие люди считают, что определенные части тела должны быть постоянно скрыты, поскольку они слишком возбуждающи или постыдны (или и то, и другое одновременно). Не скрывать эти части тела нехорошо и неприемлемо. На самом деле во многих странах это противозаконно, и люди, не скрывающие те или иные части своего тела, могут быть привлечены к гражданской ответственности.

Многие люди считают, что определенные сексуальные практики даже между мужем и женой «неестественны», а значит, аморальны. И, опять-таки, во многих странах в разные времена определенные сексуальные практики, даже если ими занимались взрослые люди по обоюдному согласию, были объявлены вне закона. Те, кто писал данные законы, утверждали, будто они точно знают, что Бог не хочет, чтобы люди вели себя в постели определенным образом. За это Он отправляет людей в ад.

И еще, люди считают, что фотографии, рисунки, комиксы, видеоигры, телепередачи и мультфильмы с изображением половых контактов отвратительны, омерзительны, безвкусны и совершенно неприемлемы. В то же время, изображения жестокости и убийств таких возражений не вызывают.

Миллионы людей считают, будто сексуальная и духовная энергии несовместимы. Им говорили, что сексуальная энергия принадлежит к «нижней чакре», и поэтому сексуальная активность не позволяет достичь определенных духовных высот. Поэтому людям, стремящимся к духовному росту, советуют ограничивать свою сексуальную активность. Некоторые духовные практики даже подразумевают полное воздержание.

Многие люди в мире уверены, что этого хочет Бог.

 

Гомосексуальность

Множеству людей всегда твердили, что Бог хочет, чтобы половые контакты осуществлялись только между мужчинами и женщинами, а однополые сексуальные отношения — мерзость.

И вот результат этого учения: людей, которые предпочитают однополые контакты, осуждают, унижают, проклинают, избегают, оскорбляют, бьют и убивают. Те, кто делает это, считают, что исполняют Божью волю.

Примером этого может послужить нашумевшее убийство Мэтью Шепарда в городе Ларами, штат Вайоминг. Студент первого курса университета Вайоминга Шепард не скрывал свою гомосексуальность. Однажды вечером двое молодых людей вытащили его из бара, затолкали в машину, вывезли за город, привязали к забору и избили. От побоев парень впал в кому и умер через пять дней.

Убийц поймали и приговорили каждого к пожизненному заключению. Но для преподобного Фреда Фелпса, пастора баптистской церкви Уэстборо из Топека (штат Канзас), на этом дело не закончилось. В течение пяти лет в дни избиения и гибели Мэтью этот служитель Христа отправляется в Ларами или в Каспер (родной город погибшего), чтобы «отпраздновать» его смерть. Как сообщает журналист «Лос-Анджелес тайме» Дэвид Кели, 12 октября 2003 года преподобный Фелпс привез в Каспер гранитный монумент с выгравированным на нем лицом Мэтью и надписью:

МЭТЬЮ ШЕПАРД ОТПРАВИЛСЯ В АД 12 ОКТЯБРЯ 1998 ГОДА ЗА ТО, ЧТО ПРЕНЕБРЕГ БОЖЬИМ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕМ: «НЕ ЛОЖИСЬ С МУЖЧИНОЮ, КАК С ЖЕНЩИНОЮ, ЭТО МЕРЗОСТЬ».

ЛЕВИТ 18:22

 

Тот же преподобный Фелпс в день похорон Мэтью Шепарда пришел на кладбище, встал на виду у скорбящих родителей и друзей юноши и начал выкрикивать: «Бог ненавидит голубых!»

Основываясь на таком ясном знании Божьих намерений и потребностей, правительства многих государств используют силу закона, чтобы вынудить своих граждан подчиняться Божьей воле в этом вопросе. В некоторых странах гомосексуальность карается смертью: человека хоронят под двенадцатифутовой бетонной плитой. В других странах гражданский кодекс просто запрещает гомосексуальные браки. В 2004 году президент США лично инициировал кампанию за закрепление такого понимания Божьих потребностей в конституции страны. (Как написал журналист в одной всеамериканской газете, самое смешное в этой ситуации состоит в том, что гомосексуальные пары всеми силами стремятся именно к тому, чего многие гетеросексуальные пары всеми силами избегают.)

Тем, кто испытывает те или иные сексуальные предпочтения, они кажутся совершенно естественными, но большинство людей утверждают, что такие влечения противоречат желаниям Бога, а поэтому «неестественны» по определению. Однако данные, обнародованные журналистом Крисом Здебом в канадской газете «Калгари геральд» от 20 октября 2003 года, позволяют предположить, что верно как раз обратное.

«Ученые обнаружили 54 гена, которые дают основание предположить, что сексуальная ориентация закладывается в мозг еще до рождения и до развития половых органов, — сообщает журналист и продолжает: — Открытия, опубликованные исследователями из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе свидетельствуют о том, что сексуальная ориентация, включая гомосексуальность и транссексуальность, не является предметом сознательного выбора».

Тем не менее духовенство многих крупных религиозных конфессий продолжает настойчиво утверждать, что Бог проклинает подобный сексуальный опыт.

 

6 октября 1999 года пастырская организация Jerry Falwell Ministries приняла декларацию, определенную как «Базовая установка в отношении гомосексуальности».

В декларации говорится, что «предположение, будто гомосексуальность является физическим состоянием, обусловленным биологическими причинами, а не эмоциональными и ментальными настроениями, есть богохульство. Библия утверждает, что источником гомосексуальности является греховность. Человек не рождается гомосексуалистом. Он становится таковым вследствие своей склонности ко греху. Человек потакает греху, и им овладевает дьявол».

Члены организации Jerry Falwell Ministries утверждают, что гомосексуалистам «отказано в спасении». Они «неизбежно отправятся в ад, если не покаются в своем грехе, не отступятся от него и не попросят нашего Господа Иисуса Христа о спасении».

Журналистка Associated Press Рэйчел Золл в своем репортаже от 7 октября 2004 года сообщает, что большинство влиятельных лидеров африканской англиканской церкви, — а в Африке живет половина англиканцев мира, — настаивают на том, что, назначив епископом в Нью-Гемпшире гомосексуалиста, американская епископальная церковь основала «новую религию» и разорвала вековую связь между конфессиями, чьи корни уходят к английской церкви.

Архиепископ Питер Акинола из Нигерии в эксклюзивном интервью для Associated Press сказал, что он не может больше доверять главе епископальной церкви, поскольку считает его защитником голубых и лесбиянок. Его высказывания по этому поводу были опубликованы менее чем за две недели до того, как должно было быть обнародовано заключение специальной комиссии по вопросу о том, может ли международное англиканское сообщество преодолеть наметившийся в его рядах раскол в отношении гомосексуальности. Епископальная церковь является американской ветвью англиканства; Акинола — лидер англиканской церкви в Нигерии.

«Наше единство разрушено. Разбито, — сказал Акинола. — Узы, соединявшие нас до сих пор, больше не существуют». (Очередной раскол во имя Бога.)

Рэйчел Золл в своем репортаже говорит, что, несмотря на свои яростные протесты против все более терпимого отношения к гомосексуальности, Акинола утверждает, что не испытывает ненависти к голубым. Однажды он назвал эти тенденции к терпимости «сатанинской атакой на церковь». Он заявляет, что не может принять попытки «навязывать» современные культурные нормы церкви, игнорируя библейские предписания против однополого секса.

«Не я написал Библию. Она является частью нашего христианского наследия. И в ней сказано, как нужно себя вести, — отмечает Акинола. — Если в писании сказано, что гомосексуальность богопротивна, значит, так оно и есть».

Далее Золл говорит, что церковные деятели, поддерживающие рукоположение гомосексуалистов, считают, что писание не запрещает гомосексуальные взаимоотношения и что в библейские времена люди еще просто не знали, что гомосексуальность представляет собой не предмет личного выбора, а врожденную предрасположенность — факт, доказанный ныне наукой.

Тем не менее многие люди во всем мире считают, что тех, кто потакает так называемым «противоестественным страстям», в загробной жизни ждут вечное проклятие и муки ада.

Некоторые люди верят, что именно этого хочет Бог.

 

Любовь

Множеству людей постоянно твердили, что Бог хочет, чтобы любовь была обусловлена. Бог ясно сказал, что Он любит людей только в том случае, если они делают то, чего Он хочет. Если же они этого не делают, то на них обрушится Его гнев. Они подвергнутся вечному проклятию.

Некоторые утверждают, что, осуждая людей на вечные муки, Бог руководствуется любовью. Эти утверждения направлены на поддержание образа любящего Бога.

И вот результат этого учения: многие люди имеют весьма смутные представления относительно истинной природы любви. На глубоком интуитивном уровне человек чувствует, что вечная кара не может быть проявлением любви. Однако нам непрестанно твердят, что, наказывая людей, Бог демонстрирует именно чистейшую и высочайшую любовь. Это Божья любовь в действии.

Поэтому люди нередко боятся любви, как они боятся Бога, являющегося источником этой любви. Их учили, что Божья любовь может в мгновение ока обернуться яростью и горе тому, на кого эта ярость обрушится. Это неразрывное единство любви и страха в человеческой теологии оказало самое непосредственное влияние на поведение людей.

Выше мы говорили: «Человеческие представления о Боге формируют представления о жизни и людях».

Это глубокая истина, и очень многие люди испытывают страх перед любовью и не менее сильную тягу к любви. Часто, прежде чем углубить свои отношения с другим человеком, мы думаем: «Что этому человеку от меня нужно? Чего он хочет и ждет от меня?» Ведь такова, в конце концов, природа наших любовных взаимоотношений со всемогущим Богом, и поэтому нет оснований ожидать чего-то другого от взаимоотношений с людьми, которые несравненно слабее.

Кроме того, из такого подхода логично вытекает мысль о том, что партнеры во взаимоотношениях имеют право ожидать определенных вещей в обмен на свою любовь, — что любовь подразумевает некий обмен, что-то вроде коммерческого соглашения.

Эти ожидания и страхи с самого начала лежат в основе многих любовных взаимоотношений.

Поскольку любовь неразрывно связана в человеческом сознании с самыми ужасными карами, — ведь и то, и другое суть естественные действия Бога в отношении людей, — очень многие считают, что наказывать других людей за их поведение правильно и уместно. В конце концов, именно так поступает Бог.

Возможно, самым выразительным проявлением такого мнения является весьма распространенная вера в то, что вполне допустимо убивать людей для того, чтобы показать им, что людей убивать недопустимо.

Многие люди в мире верят, что именно этого хочет Бог.

 

Деньги

Многим людям непрестанно твердили, что Бог хочет, чтобы деньги считались корнем всех зол. Деньги — это зло, а Бог — это добро, поэтому Бог и деньги несовместимы.

И вот результат этого учения: чем более благородную и полезную для общества работу выполняет человек, тем ниже должен быть его доход. Медсестры, учителя, социальные работники и люди подобных профессий, как правило, не могут претендовать на высокую оплату своего труда. Священнослужители и духовные наставники должны получать еще меньше. Ведущие дом женщины и матери, согласно этой логике, вообще должны обходиться без личного дохода. Если им что-то нужно, следует попросить у мужа несколько долларов или сэкономить немного денег на покупках.

Основная идея такова: поскольку «презренный металл» — это зло, поскольку деньги по природе своей греховны, оплата труда должна быть обратно пропорциональна его подлинной ценности. Чем более благородно дело, тем хуже оно оплачивается. За добрые дела люди не должны получать много денег. А что-нибудь очень, очень, очень хорошее нужно делать вообще бесплатно.

Люди категорически отделили друг от друга «добрые дела» и высокий доход. С другой стороны, менее полезные для общества дела могут приносить просто колоссальные прибыли. Например, разного рода противозаконная деятельность. Таким образом, бытующие в обществе ценности не поощряют благородные поступки, зато поощряют бесполезную и даже преступную деятельность. Вот наш девиз: за самые славные деяния — самая скудная награда.

И многие люди в мире верят, что этого хочет Бог.

 

10

Ну, как настроение? Я знаю, что это может быть весьма неприятно, но периодически задумываться над такими вещами просто необходимо. Внушаемые с детства идеи о Боге оказывают глубочайшее влияние, как на наши философские представления, так и на многие практические аспекты жизни.

Может показаться, что последние вопросы, которые мы здесь рассмотрим, сугубо абстрактны. Однако представления об этих абстракциях влияют на наш конкретный повседневный опыт — и даже формируют его.

 

Свобода воли

Многим людям постоянно твердят, что Бог хочет, чтобы люди обладали свободной волей. Таким образом, они сами определяют и решают, какая участь их ждет после смерти — рай или ад. Люди сами выбирают, как им вести себя в каждый момент. Они никоим образом не ограничены в этом выборе.

Людям говорят, что Бог дал нам свободную волю, чтобы мы могли сами сделать выбор в пользу того, чтобы подчиняться Богу, соблюдать Божьи правила и стремиться к воссоединению с Ним в раю. Иными словами, мы можем свободно выбирать путь праведности, и никто нас не принуждает к этому. Бог хочет, чтобы люди вернулись к Нему по собственному выбору. Нас не заставляют это делать.

И еще, в рамках той же доктрины о свободной воле людям говорят, что они, конечно, могут действовать по собственному выбору, но, если они выберут не то, чего хочет Бог, за это придется заплатить вечными муками в аду. И в этом никто не видит принуждения. Просто так обстоят дела. Это справедливость на самом высоком уровне. Это Божья справедливость, которая восторжествует после того, как состоится Божий суд. Поэтому очень важно добровольно выбрать именно то, чего хочет Бог.

И вот результат этого учения: человеческие представления о свободе формируются под влиянием того, что подразумевает под словом «свобода» Бог. Люди пришли к выводу, будто свобода — это вовсе не свобода, а способность выбрать действия, ведущие к желаемым последствиям. Это лучше, чем вообще не иметь выбора, и власть имущие научились использовать слово «свобода» для обозначения процесса, посредством которого они вынуждают граждан делать то, что им велено.

Конечно, те не обязаны делать так, как им скажут. Но в случае отказа им придется заплатить определенную цену. Санкции разнятся от притеснений через налоговые органы до тюремного заключения на пару лет без предъявления обвинения на том основании, что данный человек якобы угрожает безопасности государства. При этом общества, использующие подобные методы, называют себя «свободными».

Большинство людей, за исключением, пожалуй, наиболее упрямых апологетов такого образа действий, признают, что в этом подходе есть определенные противоречия. Они прекрасно понимают, что человек, которому угрожают страшными карами за ослушание, не свободен в своем выборе. Лишь лицемер или глупец может назвать такой выбор «свободным».

Люди давно убедились, что лицемерие, — особенно лицемерие, преследующее «праведные» цели и направленное на торжество «правого» дела, — вполне приемлемо как на небесах, так и на земле. Политическая деятельность в большинстве случаев основывается именно на такой этике. Да и в любых сферах человеческой деятельности — в общении, в деловых отношениях — нередко считается, что цель оправдывает любые средства.

На самом деле многие люди давно уже убедили себя в том, что описанный выше подход вовсе не лицемерен. Это просто вопрос интерпретации происходящего.

И поэтому в наше время у людей отнимают свободу во имя самой Свободы. Миллионы людей охотно соглашаются с политическими заявлениями о том, что для того, чтобы гарантировать людям свободу, необходимо ограничить свободу; и с религиозными учениями, согласно которым мы делаем свободный выбор только в том случае, если ведем себя так, как нам велят, ибо этого хочет Бог.

 

Страдание

Многим людям постоянно твердят, что Бог хочет, чтобы люди совершенствовались и очищали свою душу через страдания. Страдания — это благо. Они позволяют человеку обрести заслуги в Божьих глазах, — особенно если мы терпим их безропотно или даже предлагаем Богу в качестве «приношения». Страдание является непременным обстоятельством человеческого роста и обучения и — что особенно важно — средством, при помощи которого грехи человека могут быть искуплены в глазах Господних.

Целая религия основана на веровании в то, что один человек умер за грехи всех остальных и своими страданиями спас всех. Говорят, якобы человечество «задолжало» перед Богом в силу своей слабости и греховности, а этот человек расплатился за всех. Согласно данной доктрине, Бог был глубоко оскорблен слабостью и греховностью человечества и для того, чтобы исправить положение, нужно было, чтобы кто-то подвергся страданиям. В противном случае примирения между людьми и Богом быть не могло. Таким образом, страдание было назначено в качестве искупительной платы.

Что же касается случаев, когда страдания человека вызваны теми или иными «естественными» причинами, то нельзя допустить, чтобы они были прерваны смертью, которая наступила бы не «естественным» путем. Страдания животных могут быть милосердно прерваны до наступления «естественной» смерти, а человеческие страдания — нет. Бог и только Бог может решать, когда следует прекратить страдания человека.

И вот результат этого учения: люди в течение длительного времени терпят невероятные страдания ради того, чтобы исполнить Божью волю и не навлечь на себя Божий гнев в загробной жизни. Миллионы людей считают, что даже если человек очень и очень стар и ему приходится испытывать очень и очень сильные страдания, — если, испытывая ужасную боль, он находится на самом пороге смерти, но не умирает, — то этот человек должен до самого конца терпеть то, что сулит ему жизнь.

Есть даже законы, не позволяющие людям самостоятельно прервать собственные страдания, а тем более помогать в этом другим. Как ни ужасна боль, как ни безнадежно положение человека, страдания должны продолжаться.

Этого хочет Бог.

 

Мораль

Множеству людей постоянно твердят, что Бог хочет, чтобы в обществе царила мораль.

И вот результат этого учения: люди на протяжении всей своей истории пытаются определить, что морально, а что нет. Проблема состоит в том, чтобы установить для общества некие неизменные стандарты, несмотря на то что само общество непрестанно изменяется. В поисках этих «золотых стандартов» многие общества обращаются к Богу, Аллаху, Яхве, Иегове или божеству, нареченному каким-то другим именем, и формируют мораль, руководствуясь соответствующими представлениями о том, чего хочет Бог.

Много столетий назад Божьи предпочтения в сфере морали были отмечены непререкаемым ярлыком: «естественное». Дело в том, что первые представления о Божестве созревали в сознании первобытного человека в процессе самых ранних наблюдений природы*. Природа представляет собой нечто большее, чем человек, нечто неподконтрольное ему, нечто, чьи деяния можно только пассивно наблюдать со стороны, надеясь на лучшее.

«Надежда на лучшее» со временем превратилась в то, что мы ныне называем молитвой. С точки зрения первобытных людей, кем бы и чем бы ни было Божество, Оно непосредственно связано с Природой, и Природа является Его непосредственным проявлением. Поэтому люди придумали богов, представляющих Солнце, Луну, звезды, погодные явления, злаки, реки, землю и многое другое. С помощью этих богов люди надеялись контролировать окружающий мир. По меньшей мере, они пытались вступить в общение с силами, которые могли его контролировать.

Итак, люди пришли к выводу, что Бог и природа тесно взаимосвязаны. Отсюда только один шаг к представлениям о том, что все вещи, связанные с божествами, «естественны», а вещи, не связанные с божествами, «неестественны». Когда человеческий язык сформировался, слова «Бог» и «природа» в нем оказались тесно связаны между собой. Определенные условия, обстоятельства и действия стали считаться «естественными» или «неестественными» — в зависимости от того, соответствовали ли они текущим представлениями о том, в чем состоит Божья воля.

Неестественное, в свою очередь, стали считать «аморальным», — поскольку оно не от Бога и не отвечает тому, чего хочет Бог. Таким образом, круг замыкается. То, что не считается «естественным», объявляется «аморальным». Сюда относятся все «неестественные» способности, действия, поведение и даже мысли.

Идея, будто то, чего хочет Бог, естественно, а естественное — морально, не является идеальным мерилом нравственности, — но лучшего морального стандарта человечество не нашло. Именно поэтому человечество так неохотно меняет свои представления о том, чего хочет Бог. С изменением этих представлений приходится изменять золотой стандарт человеческого поведения.

Поведение — это валюта человеческого взаимодействия. Верования о потребностях Бога придают ценность поведенческим моделям, как золото придает ценность листкам бумаги, которые мы называем деньгами.

Таким образом, в большинстве человеческих обществ мораль определяется не реальным опытом индивидуума, а общественным определением этого опыта. Так обстоят дела в случае гомосексуальности. Так же обстоят дела со многими другими поведенческими моделями, включая проституцию, добрачный секс, откровенное графическое изображение полового акта, использование пейота, марихуаны и других психоактивных веществ, а также экстатические переживания, не вызванные внешними стимуляторами.

Например, человек утверждает, что пережил опыт экстатического единения с Богом. Если такой опыт не соответствует современным представлениям о «естественном», его признают аморальным и предостерегают этого человека против дальнейшего обращения к подобным переживаниям. Если же он будет снова рассказывать об этом опыте, его проклянут, а в следующий раз покарают.

Были времена, когда за такой опыт нередко наказывали пытками и даже смертью. История человечества знает массу случаев, когда, руководствуясь описанной выше логикой, святых, говоривших о своем экстатическом опыте, подвергали жесточайшим истязаниям.

Эти святые погибли лишь потому, что убившие их были уверены, что этого хочет Бог.

 

Смерть

Многим людям непрестанно твердили, что Бог хочет, чтобы их прекрасная жизнь в конце концов завершилась. Смерть знаменует окончание периода учебы и роста и наступление момента, когда человек должен быть наказан или награжден за то, как он прожил свою жизнь.

И вот результат этого учения: многие люди считают, что смерть ужасна и ее нужно бояться. Это Конец Пути, Финальный Занавес, Последний Звонок. Почти все образы, связанные со смертью, несут на себе печать страха, грусти, уныния, — никто не говорит о ней с радостью, воодушевлением и удовольствием. Мрачные образы, связанные со смертью, очень распространены в нашей речи. Состояние, когда у человека совсем нет сил, называют «смертельная усталость». Обиду, которую невозможно простить, — «смертельная обида». Прекрасного духа, который приходит, чтобы забрать вашу душу в мир иной, представляют в виде ужасной старухи с

Поделиться:





Читайте также:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...