3. Техника безопосности. 4. Контрольные вопросы. Фотографические методы качественного спектрального анализа. 1. Теоритичиские свединия
3. Техника безопосности. 1. На этапе работы, требующей включения электропитания убедитесь предварительно в исправности электропроводки. Все электрические сети включаются с разрешения преподавателя. 2. При работе с дугой, всякая ее настройка или другие действия производятся только с выключенным электропитанием. Во избежание порчи глаз запрещается смотреть на дугу без защитных очков не прикасаться к проводам, подводимым к электродам. 3. При работе с фотопластинкой обращаться с ней осторожно во избежание ее повреждений, а также порезов рук или других органов тела. 4. На каждом этапе работы произвести полную уборку за собой. Порядок на рабочем месте - одна из гарантий безопасности роботы. 4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Сформулируйте законы Кирхгофа. 2. Что такое профиль и контур линий? Что такое полуширина линий, крылья линий, остаточное интенсивность в центре линий? 3. Что такое Фраунгоферовы линии? Какой обобщений смысл понятия фраунгоферовых линий и фраунгоферова спектра? 4. Назовите основные Фраунгоферовы линии солнечного спектра. Где в спектре они расположены? Дайте их краткую характеристику, в частности к каким элементам они принадлежат? 5. Почему и в чем различие спектра центра диска Солнца, и его краев, спектра дневного неба в различных направлениях от Солнца? 6. Расскажите правила техники безопасности в этой работе. 7. Расскажите устройства и содержание атласов спектра Солнца. 8. Расскажите приемы отождествления линий спектра Солнца. ЛИТЕРАТУРА 1. В. К. Прокофьев. Фотографические методы количественного спектрального анализа металлов и сплавов. 2. И. М. Нагибина, В. К. Прокофьеву. Спектральные приборы и техника спектроскопии. Л., “Машиностроение”, 1967.
3. Д. Я. Мартынов. Курс практической астрофизики. М., “Наука”, 1977. 4. Д. Я. Мартынов. Курс общей астрофизики. М., “Наука”, 1979. 5. Инструкции к спектрографу и спектропроектору.
ЛАБАРАТОРНАЯ РАБОТА №5 ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КАЧЕСТВЕННОГО СПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗА ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Освоение основ спектрального анализа. ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: Спектрограф с принадлежностями, фотоматериалы, спектропроектор, таблица спектральных линий, атлас спектра железа. 1. ТЕОРИТИЧИСКИЕ СВЕДИНИЯ Теоретическую и практическую основу спектрального анализа составляют три закона Кирхгофа: 1. Раскаленные твердые и жидкие вещества испускают непрерывный спектр излучения. 2. Раскаленные газы испускают линейчатый спектр излучения(эмиссионный спектр). При этом каждому химическому элементу свойственен только ему присущий набор длин волн и интенсивностей спектральных линий. 3. Если, относительно наблюдателя, позади раскаленного газа находится источник более высокой температуры, то газ поглощает излучения именно тех длин волн, которые сам излучает. В условиях физических лабораторий используется, как эмиссионный-спектр пламени дуги или искры, так и абсорбционный спектральный анализ (жидкости). Задача спектроскописта при анализе состава веществ сводится к получению спектра исследуемого вещества, его той или иной регистрации (фотографической, фотоэлектрической и т. п. ), получении спектров сравнения, и к анализу этих материалов. Для инденсификации линий в общем случае определяется их длина волны и по таблицам длин волн определяется их принадлежность тому или иному химическому элементу. Но так как ряд элементов может иметь линии с близкими значениями длин волн, используется несколько линий. При этом для облегчения работы целесообразно использовать в качестве спектра сравнения – спектр железа, для которого имеется ряд хороших атласов. В частности, некоторые с них даются (рядом с изображением спектра железа) положения и длины волн ряда других элементов. В случае необходимости уточнения выводов необходимо из измерения спектрограмм определить длины волн линий исследуемого спектра. При этом точность измерений длины волны должна быть такой, чтобы можно было уверенно отнести линию к какому-то определенному химическому элементу из двух или нескольких близких значений длин волн линий разных элементов. Приемы измерений описаны в лабораторной работе « Определение лучевой скорости звезды из измерений спектрограмм».
2. ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Изучить инструкции по работе со спектрографом генератором и генератором дуги, зарядить кассету и установить ее на спектрограф. 2. Сделавши все необходимые приготовления для фотографирования спектра дуги, получить у преподавателя электроды из исследуемого вещества, пройти проверку правильности Ваших подготовительных работ и получить разрешение на дальнейшую работу. 3. Ознакомится с действием предщелевой клиновой диафрагмы и произвести экспонирование спектра, исследуемого вещества центральной частью щели спектра железа краями щели, без перемещения кассеты. Произвести подробную комплексную съемку исследуемого спектра и спектра железа несколько раз с различными экспозициями. 4. Проявить, закрепить, промыть и высушить полученную спектрограмму. Нанести тушью надписи обстоятельства съемки. 5. Если не знакомились в других работах, изучить инструкцию к спектропроектору, а также содержание и устройство атласа спектральных линий. 6. Установить спектрограмму в спектропроектор и добиться резкого изображения спектра. Сравнивая положения линий железа по атласу выписать возможную принадлежность этой линии тому или иному элементу. Такую же работу проделать для других линий и выбрать химический элемент, встречающийся во всех отождествлениях. Это и есть искомый элемент. 7. Сопоставить относительные интенсивности линий в пределах перечня длин волн и их интенсивностей для отождествленного элемента. 8. Данные отождествления свести в таблицу с заключением по обоснованию отождествления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|