Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Техника безопосности. 4. Контрольные вопросы. Фотографические методы качественного спектрального анализа. 1. Теоритичиские свединия




3. Техника безопосности.

1. На этапе работы, требующей включения электропитания убедитесь предварительно в исправности электропроводки. Все электрические сети включаются с разрешения преподавателя.

2. При работе с дугой, всякая ее настройка или другие действия производятся только с выключенным электропитанием. Во избежание порчи глаз запрещается смотреть на дугу без защитных очков не прикасаться к проводам, подводимым к электродам.

3. При работе с фотопластинкой обращаться с ней осторожно во избежание ее повреждений, а также порезов рук или других органов тела.

4. На каждом этапе работы произвести полную уборку за собой. Порядок на рабочем месте - одна из гарантий безопасности роботы.

4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Сформулируйте законы Кирхгофа.

2. Что такое профиль и контур линий? Что такое полуширина линий, крылья линий, остаточное интенсивность в центре линий?

3. Что такое Фраунгоферовы линии? Какой обобщений смысл понятия фраунгоферовых линий и фраунгоферова спектра?

4. Назовите основные Фраунгоферовы линии солнечного спектра. Где в спектре они расположены? Дайте их краткую характеристику, в частности к каким элементам они принадлежат?

5. Почему и в чем различие спектра центра диска Солнца, и его краев, спектра дневного неба в различных направлениях от Солнца?

6. Расскажите правила техники безопасности в этой работе.

7. Расскажите устройства и содержание атласов спектра Солнца.

8. Расскажите приемы отождествления линий спектра Солнца.

ЛИТЕРАТУРА

1. В. К. Прокофьев. Фотографические методы количественного спектрального анализа металлов и сплавов.

2. И. М. Нагибина, В. К. Прокофьеву. Спектральные приборы и техника спектроскопии. Л., “Машиностроение”, 1967.

3. Д. Я. Мартынов. Курс практической астрофизики. М., “Наука”, 1977.

4. Д. Я. Мартынов. Курс общей астрофизики. М., “Наука”, 1979.

5. Инструкции к спектрографу и спектропроектору.

 

 

ЛАБАРАТОРНАЯ РАБОТА №5

ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КАЧЕСТВЕННОГО СПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗА

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Освоение основ спектрального анализа.

ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: Спектрограф с принадлежностями, фотоматериалы, спектропроектор, таблица спектральных линий, атлас спектра железа.

1. ТЕОРИТИЧИСКИЕ СВЕДИНИЯ

Теоретическую и практическую основу спектрального анализа составляют три закона Кирхгофа:

1. Раскаленные твердые и жидкие вещества испускают непрерывный спектр излучения.

2. Раскаленные газы испускают линейчатый спектр излучения(эмиссионный спектр). При этом каждому химическому элементу свойственен только ему присущий набор длин волн и интенсивностей спектральных линий.

3. Если, относительно наблюдателя, позади раскаленного газа находится источник более высокой температуры, то газ поглощает излучения именно тех длин волн, которые сам излучает.

В условиях физических лабораторий используется, как эмиссионный-спектр пламени дуги или искры, так и абсорбционный спектральный анализ (жидкости).                       

Задача спектроскописта при анализе состава веществ сводится к получению спектра исследуемого вещества, его той или иной регистрации (фотографической, фотоэлектрической и т. п. ), получении спектров сравнения, и к анализу этих материалов.      

Для инденсификации линий в общем случае определяется их длина волны и по таблицам длин волн определяется их принадлежность тому или иному химическому элементу. Но так как ряд элементов может иметь линии с близкими значениями длин волн, используется несколько линий. При этом для облегчения работы целесообразно использовать в качестве спектра сравнения – спектр железа, для которого имеется ряд хороших атласов. В частности, некоторые с них даются (рядом с изображением спектра железа) положения и длины волн ряда других элементов. В случае необходимости уточнения выводов необходимо из измерения спектрограмм определить длины волн линий исследуемого спектра. При этом точность измерений длины волны должна быть такой, чтобы можно было уверенно отнести линию к какому-то определенному химическому элементу из двух или нескольких близких значений длин волн линий разных элементов. Приемы измерений описаны в лабораторной работе  « Определение лучевой скорости звезды из измерений спектрограмм».

2. ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Изучить инструкции по работе со спектрографом генератором и генератором дуги, зарядить кассету и установить ее на спектрограф.

2. Сделавши все необходимые приготовления для фотографирования спектра дуги, получить у преподавателя электроды из исследуемого вещества, пройти проверку правильности Ваших подготовительных работ и получить разрешение на дальнейшую работу.

3. Ознакомится с действием предщелевой клиновой диафрагмы и произвести экспонирование спектра, исследуемого вещества центральной частью щели спектра железа краями щели, без перемещения кассеты. Произвести подробную комплексную съемку исследуемого спектра и спектра железа несколько раз с различными экспозициями.

4.  Проявить, закрепить, промыть и высушить полученную спектрограмму. Нанести тушью надписи обстоятельства съемки.

5. Если не знакомились в других работах, изучить инструкцию к спектропроектору, а также содержание и устройство атласа спектральных линий.

6. Установить спектрограмму в спектропроектор и добиться резкого изображения спектра. Сравнивая положения линий железа по атласу  выписать возможную принадлежность этой линии тому или иному элементу. Такую же работу проделать для других линий и выбрать химический элемент, встречающийся во всех отождествлениях. Это и есть искомый элемент.

7. Сопоставить относительные интенсивности линий в пределах перечня длин волн и их интенсивностей для отождествленного элемента.

8. Данные отождествления свести в таблицу с заключением по обоснованию отождествления.  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...