Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Меры техники безопасности. 4. Контрольные вопросы. Спектральный анализ метиорита. 1. Теоретические ведомости. 2. Задание для самомтоятельной работы




3. Меры техники безопасности

В случае использования газоразрядных трубок включение электри­ческих приборов разрешается только после осмотра состояния всех электрических устройств и получения разрешения на включение от пре­подавателя.

В остальном руководствоваться общей инструкцией по технике безопасности в астрофизической лаборатории.

 

4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Расскажите оптическую схему и устройство универсального монохроматора УМ-2.

2. Что такое монохроматический свет и как он получается?

3. Что такое угловая дисперсия, обратная дисперсия и линейная дис­персия?

4. Опишите последовательность операций по градуировке и определению

дисперсии монохроматора УМ-2.

5. Какие меры техники безопасности в этой работе?

 

5. ЛИТЕРАТУРА:

1. Д. Я. Мартынов, Курс практической астрофизики.  М., «Наука», 1977.

2. В. А. Альбацкий и др. Курс астрофизики и звездной астрономии, т. 1,
М., «Наука», 1973.

3. И. М. Нагибина, Б. А. Прокофьев, Спектральные приборы и техника спектроскопии. Л-д., «Машиностроение», 1967.

4. Описание универсального монохроматора УМ-2.

ЛАБОРАТОрнАЯ РАБОТА №8

СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТИОРИТА

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучение природы и состава метеоритов. Освоение методи­ки спектрального анализа.

ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: Осколок Сихогэ-Алиньского метеорита, спектрограф ЛСП-22, фотоматериалы, измерительный микроскоп, микрофотометр, спектральные эталоны, анализ спектральных линий, таблица длин волн линий химических элементов.

1. Теоретические ведомости

Крому проб Лунного грунта вещество метеорита является единственным доступным людям внеземным веществом. Имеются основания считать, что современное метеоритное вещество является остатком газово-пылевой матери, из которой около 4, 6 миллиарда лет назад сформировалась Солнечная система. Малые тела, размерами от долей миллиметров до глыб в десятки метров и с массами от долей миллиграммов до миллио­нов тонн, пока они движутся вокруг Солнца называются метеоритами. Явление вспышки, когда метеорит на большой скорости влетает в земную атмосфер называется Метеором. Если метеорид не успевает благо­даря значительным размерам к массе распылиться в верхних слоях земной атмосферы, световые и звуковые явления особенно большие. Свечение иногда сравнимо с солнечным. Происходят взрывы, звуковые явле­ния подобные громовым. Такой случай метеора называет болидом. Выпавший на землю остаток метеорида называют метеоритом.

Выпавшие на землю метеориты можно разделить по составу на три группы:

1) каменные,

2) железные,

3) железо-каменные.

По-видимому, метеоритное железо было первым, которое употре­бил древний человек. Обычно метеоритное железо имеет примеси. В ос­новном это хром, никель и некоторые другие элементы. Но известны случаи предельно химически чистого железа (химически чистое железо не ржавеет). Благодаря примесям метеоритное железо в раскаленном состояний хрупкое. Особенностью метеоритного вещества любого сос­тава является его особая кристаллическая структура. Если свежий срез метеорита отшлифовать, отполировать и протравить щелочью или кислотой становятся видимыми так называемые Видманштедтовы фигуры.

Спектральный анализ обеспечивает возможность высокоточного анализа состава вещества метеорита при минимально возможном количестве расхода вещества. При этом решаются две задачи:

1. определение длин волн линия в спектре метеорита для отождествления химических элементов, содержащихся в нем.

2. фотометрия интенсивностей и анализ контуров спектральных линий с целью определения концентрации (процентного состава) элементов.

2. ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОМТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Ознакомиться с описанием и паспортными данными спектрографа.

2. Детально ознакомиться с правилами работы на спектрографе.

3. Зарядить кассету, установить ее на спектрограф, установить метеорит и применяемый второй электрод в электродержатель, произвести регулировку проектирующей системы и другую необходимую подготовительную работу.

4. Доложить преподавателю о всей проделанной работе и получить его
разрешение на продолжение работы.

5. Включить генератор дуги и произвести фотографирование спектра метеорита (середины щели) с впечатыванием спектра железа (краями щели) перемещая от экспозиции и экспозиции клиновую диаграмму перед щелью спектрографа.

6. Получить калибровочный снимок спектра через фотометрический ступенчатый ослабитель.

7. Произвести проявление, фиксирование, промывку, сушку и маркиров­ку негатива со спектрам.

8. Ознакомиться с описанием и правилами работы со спектропроэктором установить в него негатив и пользуясь спектральным атласом произ­вести предварительное отождествление линий спектра метеорита. Дан­ные записать в тетрадь выполнения лабораторных работ по целесообраз­ной, выбранной Вами схеме.

9. Ознакомиться с описанием и правилами работы с измерительным микроскопом и произвести измерения положений линий спектра метеорита и спектра сравнения с записью в Вашу рабочую тетрадь.

10. Произвести вычислительную работу по нахождению средних значений измеренных положений при прямом и обратном положении спектрограммы.

11. Вычислить константы формулы Корню дисперсии спектрографа.

12. С использованием измеренных положений исследуемых данных и констант Корню, вычислить длины волн нескольких линий по указанию пре­подавателя.

13. Ознакомиться с описанием и правилами работы на микрофотометре и произвести фотометрирование линий по указанию преподавателя.

14. Обобщения и выводы по работе записать в тетрадь и подготовиться к ответу по работе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...