Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Анализ малого бизнеса в экономике России




В результате постепенного перехода мировой экономики к новому постиндустриальному способу производства возникает необходимость иного подхода к оценке места и роли малого бизнеса, а также современных решений относительно возможных каналов его подключения к складывающимся хозяйственным системам. Имеется в виду развитие адекватных особенностям каждой страны форм и методов внедрения малого бизнеса в национальную экономику и международные экономические отношения, выбор эффективных способов его государственной поддержки и стимулирования.

Длительное время считалось, что стержнем хозяйственного развития почти во всех странах мира, опорой любой национальной, а, следовательно, и мировой экономики является крупный бизнес. Он выступал в качестве основы экономического роста, лидера новых начинаний, источника прогресса. Малый же бизнес рассматривался как второстепенная, дополнительная, форма производства, являющаяся в лучшем случае придатком большого бизнеса, в отдельных вариантах - неустойчивой, связанной со многими проблемами ветвью предпринимательства. Однако данные утверждения оказались ошибочными12.

В новых условиях проявляются изначально присущие российскому малому бизнесу и определяющие его базисную роль для экономики характеристики, такие как:

1) обеспечение конкурентной рыночной среды, недопущение монополизации отдельных отраслей и всего народного хозяйства;

2)мобилизация и наиболее полное использование предпринимательского ресурса нации;

3)поддержание экономики в сбалансированном состоянии;

4)ориентация на новаторство как в производственной системе в целом, так и в процессе выпуска отдельно взятой продукции, что ведет к соответствию глубинных основ малого бизнеса новому базирующемуся на интеллекте как основном ресурсе способу производства. Более того, инновационный характер делает малый бизнес предвестником этого способа производства, поскольку именно малое предпринимательство развивается благодаря творческим способностям и таланту людей13.

В современных условиях малый бизнес России наиболее приспособлен к новым условиям хозяйствования, а рыночная среда в большей степени, чем ранее, адекватна малому бизнесу. Это содействует росту потребности в малом бизнесе и укреплению его позиций не только в России, но и в мировой экономике. Фактор рыночной среды создает возможности активизации и повышения весомости малого бизнеса в мирохозяйственных связях, что положительно скажется на развитие экономики нашей страны. Реализация этих возможностей предопределяется другими обстоятельствами и в первую очередь развитием взаимодействия малого бизнеса с большим.

Данная взаимосвязь обусловлена тем, что малые предприятия в интересах развития экономики выполняют следующие крайне необходимые социально-экономические функции:

· расширяют спрос на оборудование, сырье, материалы;

· способствуют формированию дополнительных доходов у населения, а, следовательно, расширяют спрос на потребительские товары и услуги;

· сглаживают дифференциацию общества по уровню благосостояния, способствуют созданию среднего класса;

· помогают решать проблему занятости населения;

· продвигают новые технологии, новые, более эффективные, решения (не случайно многие крупные компании выступают в роли спонсоров мелких инновационных фирм).

Малые предприятия России функционируют в качестве наиболее мобильного и маневренного «революционного» начала и являются структурообразующим фактором национальной экономики. Однако, как было отмечено выше, традиционную основу национальной экономики оставляют крупные предприятия, обладающие значительными материальными, финансовыми ресурсами и мощным производственным потенциалом. Следовательно, активность и весомость малого бизнеса России определяются не только его собственным потенциалом, но и возможностями использования в его деятельности потенциала крупных компаний. Они обеспечивают малые предприятия необходимыми материалами, техникой, квалифицированной рабочей силой, технологиями, финансовыми ресурсами, торговой маркой, рынком сбыта, способствуют снижению рисков деятельности и завоеванию прочных конкурентных позиций на рынке (как внутреннем, так и внешнем). Таким образом, значение малого бизнеса, в России, для перспектив его развития определяется эффективностью форм сотрудничества с предприятиями большого бизнеса в рамках национальной экономики и за их пределами14.

Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости российских граждан. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.15

Рассматривая основные экономические показатели деятельности малого бизнеса (2002-2007 гг.) можно выявить следующее: прослеживается явный рост числа малых предприятий, за пять лет их количество возросло на 255,1 тыс., среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) так же возросла, более чем на 2000 тыс. чел., что свидетельствует о большей занятости населения в производстве, что, несомненно, ведет к сокращению безработицы, увеличению роста ВВП (см. Приложение №1). Если же рассматривать малое предприятие по видам экономической деятельности, то наблюдается огромный разрыв между видами деятельности, а именно, преобладает оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 510,6 тыс., в то время как, например, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство составляет 29,4 тыс., отсюда следует, что необходимо увеличивать число малых предприятий, особенно в тех отраслях, где это явно необходимо, тем самым снабжать отечественный рынок теми товарами, которые импортируются из-за рубежа, соответственно обеспечивать рабочими местами население страны, сокращая уровень безработицы, и повышая другие положительные экономические показатели, вытекающие из данного следствия (см. Приложение №2). Но, несмотря на то, что рост малых предприятий наблюдается, Россия пока далека от желаемого уровня, например, как в Германии, которая превышает и опережает по всем показателям, характеризующих деятельность малого бизнеса.

Малый бизнес России является реальным сектором, который оказывает достаточное воздействие на показатели и развитие нашей страны. Тем самым необходимо развивать тактику и стратегию по достижению желаемого результата в данной области, с целью улучшения экономического благосостояния.

2.2 Государственная политика поддержки малого бизнеса в России

Государственная политика играет решающую роль в стимулировании развития малого и среднего бизнеса. Основной целью государственного регулирования в этой сфере должно быть формирование эффективных механизмов финансовой поддержки банков, кредитующих малые формы предпринимательской деятельности. В соответствии с международным опытом в России программа кредитования малого бизнеса реализуется через двухуровневую процедуру, включающую Банк развития (Внешэкономбанк) и его дочерний Российский банк развития. Последний призван предоставлять финансовые ресурсы региональным банкам, которые в свою очередь кредитуют субъекты малого и среднего предпринимательства. Несмотря на декларации государственной поддержки малого и среднего бизнеса, финансирование по этой программе остается незначительным. Общий лимит на данный вид деятельности Банка развития в 2008 г. составляет всего 9 млрд. руб. (около 0,02% ВВП), а к 2012 г. он должен превысить 42 млрд. руб. (по прогнозным оценкам, не более 0,06 % ВВП с учетом инфляции и реального экономического роста).

Для сравнения: в Германии программы поддержки малого бизнеса рассчитаны на 4,2 % ВВП, а в Японии — на 13,3 % ВВП16.

Финансовая поддержка оказывается за счет средств бюджетов разных уровней в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего бизнеса.

В рамках оказания государством финансовой поддержки следует выделить два типа мер:

1. прямой поддержки (инвестиции, субсидии, кредиты);

2. косвенной поддержки (разделение рисков с рыночными финансовыми институтами - гарантии, частичная компенсация процентных ставок).

Существует проблема отсутствия в данных официальной статистики целого ряда ключевых количественных показателей финансово-экономического состояния малого предпринимательства, обладающих высокой степенью агрегации и представляющих большой интерес для государственных структур поддержки малого бизнеса, в том числе:

— показатель валовой добавленной стоимости (ВДС), производимой совокупностью малых предприятий региона, по которому можно определить вклад в валовой региональный продукт (ВРП);

· показатель суммы налоговых отчислений от малого предпринимательства в бюджеты различных уровней;

· показатели внешней экономической де­ятельности (объемы экспорта, импорта и др.).

Одним из основных факторов реализации экономического потенциала малых предприятий является стабильная возможность получения кредитных ресурсов для финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов17.

В нормативных актах часто встречается термин «инфраструктура», однако в законодательстве нет определения данного понятия. В литературе под инфраструктурой понимаются разнообразные организации, оказывающие поддержку предпри­ятиям малого бизнеса. Такие организации могут быть разделены на три группы:

1. государственные -специализированные комитеты областных и муниципальных администраций, городские центры занятости, городские и областные фонды поддержки предпринимательства и пр.;

2. некоммерческие - партнерства, ассоциации, союзы предпринимателей, специализированные фонды поддержки, организованные донорскими международными организациями, региональные торгово-промышленные палаты, технопарки, бизнес-инкубаторы и пр.;

3. коммерческие лизинговые, консалтинговые, маркетинговые компании, информационно-аналитические центры, банки.

Соответственно, услуги, предоставляемые этими организациями, в зависимости от условий их предоставления, делятся следующим образом:

—бесплатные;

· платные с льготными условиями для субъектов малого предпринимательства (МП);

· платные на общих основаниях (т.е. условия получения услуги одинаковые как для субъектов МП, так и для прочих хозяйствующих субъектов).

Подавляющее большинство бесплатных услуг - это различного рода информационная и консультационная помощь. Поддержку на льготных условиях оказывает небольшое количество организаций (14,3 %). Это консультационная поддержка в области налогообложения, услуги в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, содействия малому бизнесу в организации выставочной деятельности, а также небольшой пласт финансовой поддержки, оказываемый фондами и специальными структурами кредитования малого бизнеса. Примерно 34,5% организаций оказывают свои услуги субъектам МП платно, на общих основаниях18.

Льготное налогообложение субъектов МП регулируется гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения». Применение упрощенной системы налогообложения малыми предприятиями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности малого предприятия за налоговый период.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период19.

С 1994 г. были приняты четыре Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства. Последняя - на 2000 — 2001 гг. Ни одна из этих программ не была реализована полностью. В ст. 78 и иных статьях Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) сказано, что из федерального бюджета могут финансироваться только федеральные и региональные целевые про­граммы. Поскольку программы поддержки МП не имеют статуса целевых, то их финансирование из федерального бюджета противоречит БК РФ.

Теперь в федеральном бюджете ежегодно пре­дусматривается выделение ассигнований не на ре­ализацию федеральной программы, которая уже не принимается, а на финансирование государственной поддержки МП. В Федеральном законе от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» на поддержку МП выделено 2,5 млрд. руб.

Механизмы поддержки малого бизнеса содер­жались в «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу на 2003 - 2005 годы».

В некоторых субъектах РФ разрабатываются региональные программы развития и поддержки малого бизнеса. Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для малого бизнеса является финансовая поддержка. Она осуществляется в предоставлении субъектам МП:

· субвенций и субсидий;

· бюджетных кредитов, займов, ссуд;

· государственных и муниципальных гарантий20.

Для российской экономики на сегодняшний день одним из актуальных направлений является создание системы организаций бизнес-инкубирования. Основное назначение бизнес-инкубаторов — стать основой региональной инфраструктуры развития и поддержки малого бизнеса. Создание таких структур поддержки малого бизнеса, как бизнес-инкубаторы, совпадает с приоритетами социально-экономического развития России и должно рассматриваться как элемент проводимой государством социально-экономической политики. Для достижения этих целей Национальным содружеством бизнес-инкубаторов разработана «Концепция развития сети бизнес-инкубаторов в Российской Федерации до 2010 года».

Бизнес-инкубатор — организация, которая предоставляет начинающим малым предприятиям на льготных условиях помещения, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование. Кроме того, бизнес-инкубатор оказывает предприятиям целый спектр услуг — секретарских, бухгалтерских, юридических, помогает получению финансовых средств на развитие дела и выходу на местный рынок. В рамках технологии бизнес-инкубирования может развиваться и партнерство между крупными и малыми компаниями.

В России на данный момент представлены в основном или государственные учреждения, или бизнес-инкубаторы при высших учебных заведе­ниях и научно-исследовательских институтах. Все отечественные предприятия финансируются за счет регионального и муниципального бюджетов либо существуют за счет софинансирования с федеральным бюджетом. Например, с 2005 по 2008 г. из федерального бюджета было выделено около 1 млрд. 211 млн. руб. на строительство бизнес-инкубаторов по всей стране.

В стране существуют две федеральные про­граммы по развитию малого бизнеса. Во-первых, создание бизнес-инкубаторов, технопарков, региональных фондов гарантирования, которые по­могают предпринимателям получать кредиты при отсутствии залога или обеспечения. На эти цели в 2008 г. было выделено 3,8 млрд. руб., при том, что заявок поступило примерно на 6 млрд. В следующем году на это предполагалось выделить 4 млрд. руб.

Вторая программа — это создание целевых региональных фондов недвижимости для сдачи нежилых помещений в аренду предпринимателям.

Создание на базе крупных предприятий и при их поддержке бизнес-инкубаторов (производственно-технологических центров), на площадях которых будут инкубироваться малые предприятия, решает следующие задачи:

· развитие новых технологий для крупных предприятий;

· выполнение субподрядных работ;

· оказание маркетинговых и консалтинговых услуг;

· оказание сервисных услуг;

· создание новых производств в целях создания новых рабочих мест21.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...