Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в условиях мирового финансового кризиса




Современная российская экономика переживает кризисные времена, что, несомненно, сказалось на развитии малого бизнеса. К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.

К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие.

Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

В-третьих, для малого бизнеса станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию - отгрузка продукции», поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

В-четвертых, кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийные фонды. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса.

В-пятых, кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий22.

В результате проведенного анализа данных на февраль 2009 года выявилось следующее: доля компаний, которые характеризуют свое состояние как хорошее (22,5%), является меньше доли тех, кто дает негативную оценку состоянию своего бизнеса (26,5%). 6% предпринимателей охарактеризовали своё положение как очень плохое. Ситуация с предпринимательскими ожиданиями выглядит еще пессимистичнее: 35% компаний готовятся к ухудшению своих дел, треть компаний предполагают, что кризис не повлияет на состояние их бизнеса в ближайший месяц, а улучшений ждут 23%. Сохраняются негативные тенденции в доступности финансовых средств, однако для многих это уже не первоочередная проблема. На первое место выходит проблема падения спроса, растут задолженности и меняется их структура, возникает необходимость в неповышении тарифов и арендных платежей. Вместе с тем сохраняются позитивные изменения в доступности персонала и недвижимости. Кадровая проблема для предприятий смягчается, кадры становятся более доступными (для 36% опрошенных). Вместе с тем найти персонал остается по-прежнему сложно примерно для 40% респондентов. Более доступной становится недвижимость: ситуация с подбором помещений для бизнеса с января улучшилась для 29% респондентов. Но проблемы с помещениями остаются достаточно острыми для 40% опрошенных компаний25. Наиболее серьезное ухудшение отмечается в сфере заемного финансирования. Для половины опрошенных компаний (51%) привлечь заемные финансовые средства стало сложнее, причем основная масса этих респондентов выбрала формулировку «практически невозможно» (в январе с «ухудшением ситуации» в этой сфере столкнулись 3/4 опрошенных). Для 63% респондентов выросли ставки по кредитам. В итоге четверть компаний (25%) практически не имеет доступа к заемному финансированию, еще для 45% привлечение заемных средств сопряжено с большими сложностями. Примерно 65% респондентов отмечают значительный рост цен на продукцию/услуги поставщиков. На сегодняшний день «достаточно высокими» или «очень высокими» цены поставщиков назвали 45% респондентов, половина компаний считают цены своих поставщиков умеренными. При этом сами компании-респонденты неохотно идут на понижение цен: лишь 11% респондентов заявляют о намерении снизить цены. Ситуация со спросом остается неоднозначной: несмотря на то, что 60% респондентов ощутили его снижение, 2/3 компаний оценивают нынешнее состояние спроса как умеренное или высокое. При этом увеличивается объем задолженностей со стороны покупателей продукции и услуг (это актуально почти для 40% респондентов). Падение спроса на свою продукцию как одну из трех основных проблем бизнеса отмечают 55% предпринимателей (против 45% в январе). Почти половина респондентов признает наличие «неформальных платежей», при этом треть компаний отмечают их обременительность. 10% компаний говорят о случаях противоправных действий со стороны правоохранительных органов. Давление со стороны криминала за тот же период ощутили на себе 3% респондентов. При этом давление на бизнес со стороны правоохранительных органов за последние два месяца усиливалось. На высоком уровне остается активность рейдеров: 20% опрошенных сигнализируют о случаях рейдерских захватов в своих регионах за последние два месяца и отмечают, что они участились. Большая часть опрошенных предпринимателей отмечают падение объемов продаж и снижение рентабельности. Вместе с тем на сокращение зарплат и персонала решается менее трети респондентов (27% в обоих случаях). Треть компаний (34%) идет на повышение цен. Около 30% респондентов имеют задолженности: чаще - перед поставщиками, по зарплате - 14% в общей выборке (против январских 10%). Объем задолженностей растет. В структуре задолженностей все больше неуплаченных налогов (42%) и арендных платежей (45%) (в январе 29% и 32% соответственно). Более половины респондентов (57%) приоритетной антикризисной мерой считают сокращение издержек (не связанных с расходами на зарплату). Часть компаний планирует проявить «гибкость»: изменить ассортимент либо переориентировать бизнес (25% и 17% соответственно). Такие «непопулярные» меры, как сокращение зарплат, сокращение персонала или снижение объемов выпуска планируют 16%, 12% и 8% соответственно. Лишь 11% компаний планируют пойти на снижение цен. 30% предприятий хотят привлечь заемные средства для поддержания или развития своего бизнеса (против 23% в январе). Малый и средний бизнес ждет от правительства целевых антикризисных мер. По мнению компаний, наиболее действенными могли бы стать налоговые «каникулы» (45%), «замораживание» тарифов (40%) и развитие кредитования МСП (34%). Все более популярными становятся ожидания предпринимателей, связанные со снижением ставок за аренду государственного и муниципального имущества (28%), а также повышением доступности госзаказа (27%)26.

В 2009 году Минэкономразвития проведет отбор электронных площадок для проведения электронных аукционов и этот способ размещения государственного и муниципального заказа станет основным.

При размещении государственного оборонного заказа также необходимо стимулировать участие малого бизнеса. Речь не идёт о вооружении и военной техники. Однако, контракты на существенные суммы в рамках ГОЗ предусматривают заказы на продукцию швейной промышленности, продукты питания. На эти заказы целесообразно распространить меры по стимулированию малого бизнеса.
Далее – закупки естественных монополий. Законопроект, распространяющий нормы о госзаказе на закупки естественных монополистов внесен в Правительство РФ и будет рассмотрен на одном из ближайших заседаний в рамках антимонопольного пакета законопроектов Правительства.

Все эти меры позволят малым компаниям получить заказы более чем на 1 трлн. руб.

Кроме стимулирования спроса на продукцию малого бизнеса, комплекс мер направлен на имущественную поддержку28.

Принят федеральный закон, предоставляющий преимущественное право выкупа помещений для малых и средних предприятий – арендаторов.

В 73 регионах в развитие данного Федерального закона приняты законы, установившие предельные значения по площади и сроку рассрочки оплаты приобретаемого имущества.

Принято постановление Правительства Российской Федерации об указанных выше предельных значениях: 1000 кв.м. и 3 года рассрочки соответственно.

Начато формирование региональных и муниципальных перечней имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Помещения, включенные в такой перечень, будут предоставляться на долгосрочной основе и по льготной ставке аренды (например, Правительство Москвы установило на 2009 год ставку аренды помещений 1000 рублей в год за 1 кв.м. – в отношении имущества, находящегося в казне города).

Принятые в феврале постановления Правительства Российской Федерации (внесено Минэкономразвития России) об установлении льготных арендных ставок при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества. Постановление будет распространяться как на казенное имущество, так и на имущество федеральных унитарных предприятий. Установлены следующие льготы: первый год аренды – 40% от рыночной стоимости имущества, второй – 60%, третий и далее – 80%. Существенным является тот факт, что передача помещений иным хозяйствующим субъектам будет возможна только в том случае, если не будет заявок на аренду от малых и средних компаний.

Определение минимального срока аренды в 1 год позволит исключить случаи предоставления помещений в аренду без соответствующей регистрации, что в первую очередь существенно защитит права малых и средних компаний29.

Еще один важный вопрос начала предпринимательской деятельности – это подключение к электросетям. В представленном в Правительство Российской Федерации проекте постановления предусматривается установление льготных тарифов за технологическое присоединение к электрическим сетям. При этом стоимость для потребителей с мощностью до 15 кВт не будет превышать 5 МРОТ (550 рублей), а при присоединении мощности от 15 до 100 кВт – можно внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости платы с правом беспроцентной рассрочки на 3 года.

Хотя ряд мер принят в области налогообложения, но в целом необходимо сказать, что не удалось принять существенных решений, ослабляющих налоговую нагрузку для малого бизнеса.

С этого года расширены возможности применения упрощенной системы налогообложения в виде патента: ее могут использовать предприниматели, нанимающие до 5 человек, также перечень видов деятельности для применения патента расширен на ряд сельскохозяйственных работ, распространен на медицинских работников.
Кроме того, субъектам Российской Федерации делегировано право принятия решения о снижении с 15% до 5% налоговой ставки, применяемой при упрощенной системе налогообложения. Ряд регионов уже принял такие решения.

К сожалению, не принято решение по повышению порога по упрощенной системе налогообложения (Минэкономразвития предлагало повышение хотя бы до 60 млн. руб. в год).

Другим важным направлением поддержки малого предпринимательства является поддержка кредитования.

Проводимый Минэкономразвития мониторинг показывает, что в России снизился темп роста кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.

Если за первое полугодие 2008 года он составил 31,28 %, то за период июль – октябрь упал до 2,67 %. А за ноябрь-декабрь по 6 крупнейшим банкам, кредитующим малый бизнес, совокупный кредитный портфель упал более чем на 50 млрд. руб. (с 853 млрд. руб. до 795) или на 6%.

Одновременно в четвертом квартале средневзвешенная ставка по кредитам МСП достигла 20 % (13% на начало года)30.

Малый бизнес в период кризиса банки перестают кредитовать в первую очередь. Связано это и с нехваткой залогового обеспечения, и с трудностями в рефинансировании портфеля кредитов, выданных малому бизнесу, и с традиционно меньшей прозрачностью, более высокими рисками малого предпринимательства, с трудоемкостью выдачи кредитов. Исходя из этого, необходимы меры государственной поддержки и стимулирования кредитования.

Меры, предпринимаемые Правительством для поддержки кредитования малого бизнеса, сосредоточены на нескольких направлениях.

Во-первых, это программа Внешэкономбанка, 5 февраля одобренная наблюдательным советом ВЭБа. На реализацию данной программы в 2009 году государство выделяет 30 млрд. руб. в капитал Внешэкономбанка.

Внешэкономбанк будет рефинансировать банки, предоставившие кредиты малому бизнесу в регионах в соответствии с региональными лимитами и со стандартом, разработанным ВЭБом.

Кроме того, программа ВЭБа предусматривает финансирование небанковской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включая кредитные кооперативы и микрофинансовые организации верхнего уровня, а также лизинговые и факторинговые компании, работающие с малым бизнесом.

Во-вторых, банкам предоставляется длинный ресурс – субординированный кредит в капитал второго уровня при условии наличия портфеля кредитов, в том числе кредитов малому бизнесу.

Решение о том, что предоставление субординированных кредитов Внешэкономбанком будет осуществляться на условиях и только тем банкам, у которых уже имеется портфель кредитов в приоритетных секторах, причем к приоритетным секторам отнесены кредиты малому бизнесу, принято наблюдательным советом ВЭБа.

При этом осуществляется оперативный мониторинг объемов средств, направляемых банками на кредитование субъектов МСП.

Для осуществления мониторинга Банк России вправе назначить уполномоченных представителей в кредитную организацию, которой оказывается государственная поддержка. Сейчас такая работа ведется.

Необходимо также отметить и решение Банка России о включении в перечень активов, принимаемых в обеспечение для получения финансирования в Центральном Банке, кредитов и векселей малых предприятий. В первую очередь, такие поправки помогут региональным банкам, портфели которых формируются за счет развития малых компаний.

В заключение – несколько слов о Программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Несмотря на осуществляемое секвестирование бюджетных расходов, в отношении данной программы принято решение о существенном увеличении (более чем в 2,5 раза) финансирования данной программы до 10,5 млрд. руб.

Важно отметить, что Минэкономразвития России с 2005 года вело программу поддержки данного сектора экономики. За прошедшее время удалось сформировать основные контуры системы поддержки предпринимательства, определить компетенции и ответственность участников, отработать основные механизмы31.

Федеральная программа идет в 78 субъектов Российской Федерации.
Приоритеты программы направлены на активное содействие созданию новых компаний:

1. Предоставление грантов начинающим. Пока такие программы реализуется только в 12 регионах.

Считаем, что в 2009 году все субъекты Российской Федерации должны предоставить грантовую поддержку начинающим. Это особенно актуально для лиц, потерявших работу. Как показывает опыт, каждый 10-тый наемный работник выражает заинтересованность начать свое дело.

Программа позволяет не просто поддержать предпринимательскую инициативу гражданина, но содействует созданию новых рабочих мест.
Предполагается:

1.В 2009 году мы можем поддержать около 15 тысяч стартующих предпринимателей грантами по 300 000 рублей;

2. Развитие организаций микрофинансирования – это логическое продолжение грантовой поддержки начинающих предпринимателей.


Микрофинансирование – финансовый инструмент, который на практике способен компенсировать наблюдающееся снижение темпов банковского кредитования сектора малых компаний. Именно поэтому поддержка таких услуг увеличит доступность финансовых ресурсов для малого бизнеса.

А сейчас 2/3 субъектов Российской Федерации намерены в 2008 году создать или докапитализировать фонды, предоставляющие микрозаймы предпринимателям.

Объемы таких займов – до 1 миллиона рублей.

В 2009 году при поддержке федеральных и региональных властей должно быть выдано не менее 20 000 займов.

К мерам, направленным на обеспечение доступа к финансовым ресурсам относят:

1. Создание гарантийных фондов по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Уже сейчас 16 регионов подтвердили свои планы по созданию новых региональных гарантийных фондов. Это дополнительно к уже действующим 34 фондам.

Таким образом, более половины субъектов Российской Федерации к концу 2009 году предоставят такие услуги предпринимателям.

Средний размер кредита, обеспеченного фондом, сейчас не превышает 2 млн. рублей. Гарантиями покрывается до 70% кредита;

2. Субсидирование процентных ставок по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства мы рассматриваем как одну из самых оперативных и доступных мер, направленных обеспечение доступности кредитования.

Считаем, что при акценте поддержки в приоритетных отраслях программа позволит обеспечить субсидиями каждый 10-й кредит.

Очень важно обеспечить равный доступ всех предпринимателей к государственной поддержке. Именно поэтому распределение субсидий федерального бюджета планируется по регионам пропорциально доле малых компаний, действующих на территории региона.

Корректировка данного расчета будет произведена для тех субъектов, в которых будет фиксироваться существенное увеличение числа безработных граждан – потенциальных предпринимателей.

В этом году мы также снизили требования по софинансированию мероприятий программы из регионального бюджета – с 50 до 30%.

Более того, впервые в 2009 году предусматривается возможность авансового перечисления субсидий федерального бюджета регионам, испытывающим трудности в формировании доходной части бюджета – до 60% в течение первого полугодия 2009 года. Это значит, что заинтересованные регионы смогут тратить федеральные средства уже в 1 квартале текущего года.

Всего реализация мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства только за счет средств федерального и регионального бюджета в 2009 году может поддержать создание или сохранение от 350 000 – до полумиллиона рабочих мест.

Таким образом, предстоит серьезная работа по поддержке малого предпринимательства, поскольку именно малый бизнес – это основа для формирования среднего класса в России. Стратегические параметры программы экономического развития РФ до 2020 г. сохраняются и будут выполнены. Стратегические планы, которые обозначены программой-2020, являются неизменными. Необходимо добиться того, чтобы к 2020 году Россия пришла в совершенно другом качественном состоянии, должна стать самой привлекательной для проживания страной во всей мировой экономической системе, какими бы не были кризисные явления, необходимо стремиться к тому, чтобы Россия стала самой привлекательной для проживания страной в мировой экономической системе. Когда начали проявляться кризисные явления, появились возможности создать другую основу для создания среднего класса. Речь идет о том, что к 2020 г. в стране необходимо иметь около 50-60% представителей среднего класса. Главным источником должен стать малый и средний бизнес, а потому предстоит серьезная работа по поддержанию малого предпринимательства. Антикризисные поддержки малого бизнеса государство должно увязывать со стратегическими планами. Необходимо не просто спасать конкретное предприятие, давать ему кредит, а понимать, какие перспективы у этого предприятия имеются32.

Заключение

В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

 

Список использованной литературы:

1. ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. №88-ФЗ;

2. Видяпина В.И. Экономическая теория (политэкономия). М.: Инфра-М, 2008.-С.640.

3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Ключевые вопросы (4-е издание) М.: Инфра-М, 2008. –С.224.

4. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. М.: Инфра-М, 2008. – С. 685.

5. Нестеренко Ю.Н. Малый бизнес. Тенденции и ориентиры развития в современной России. М.: РГГУ, 2007 – С.224.

6. Широков Б. М. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства. М.: финансы и статистика, 2008 – С. 493

7. Янова В.В. Экономическая теория. М.: Эсмо, 2009.-С. 512.

8. Носова Н.Т. Государственная политика в области малого бизнеса // ФиК. 2009. №9. – С.9.

9. Бухарова О. Плечо для «малышей». Региональные программы поддержки малых и средних предпринимателей свернуты не будут // Российская бизнес-газета – Б.м. – 2009 – 27 января № 2-3 С.10.

10. Гонтмахер Е. Великое в малом бизнесе // Прямые инвестиции – Б.м. – 2009 - № 1. С. 20-21. Тиникашвили Т.М. // Финансовый бизнес, 2008, №6;

11. Зубкова С. Надо играть в свою игру//Наши деньги – Федеральный выпуск ноябрь 2008 - №6 -С.8-10

12. Кризисные явления в экономике России и малый бизнес / Обзор подготовлен Национальным институтом системы исследований проблем предпринимательства // Бизнес и банки – Б.м. – 2009 - №3 С. 6-8

 

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Балахнинский технический техникум»

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Экономика организации»

На тему: «»

 

Разработал: студент гр. 14-СТТ

Иванов Александр Владимирович

Проверила: Галкина О.В.

Дата защиты:

Оценка

 

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Балахнинский технический техникум»

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...