Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современная тантра и ошибочные представления




Тантра - это комплекс различных традиций Индии, тесно связанных с традициями других регионов за пределами Индии и восходящих к древнейшим истокам. Популярное восприятие тантры на Западе представляет лишь ничтожную часть обширной системы знаний. На Западе тантра используется как иппая сексуальная практика поклонения Богине, а также как мука Кундалини и чакр или путь одухотворения жизни и телесного раскрепощения. Однако подобное отношение к тан-ipe указывает скорее на развитие артистизма и театральности, им на аскетизм и высшую духовность. Такое понимание тантры очень часто окружало ее ореолом экзотики, драматизма и риска. Пока господствует подобное предубеждение, невозможно осознать все аспекты тантрической традиции и понять ее

 

СУЩНОСТЬ

Отношение Запада к тантре аналогично тому, как представлена там йога, тесно связанная с тантрой. И здесь также акцентируется физическая сторона йоги, т.е. культивирование йогических поз (асан), хотя этот ее аспект представляет лишь незначительную часть классической йоги, главная цель которой - медитация. К сожалению, мы живем в век прагматического материализма, когда духовные традиции трансформируются в физические модели. До тех пор, пока универсальные древнейшие системы помогают улучшать лишь наше физическое здоровье и рассматриваются как дополнительное подспорье в общей культуре психофизического тренинга, от нас сокрыты безграничные возможности этих великих учений.

 

ТАНТРА В НАШ ВЕК

Современное состояние духовности в Америке вынуждает искать все новые формы тантры, которые позволили бы использовать как оккультную, так и духовную ее потенцию. Поиск новых форм включает в себя исследование целого ряда энергетических практик, не только вовлекающих тело, чувство и ум человека, но и помогающих каждому достичь свои индивидуальные духовные цели и снискать благосклонность Бо-гинь. Это, в свою очередь, способствует дальнейшему распространению тантрических откровений и экспериментированию в технологический век.

Хотя сегодня на Западе многие модные духовные и оккультные учения проникнуты сильным духом индуизма, буддизма и даосизма - это особенно относится к йогическим трацициям, - именно тантра пропитывает все эти учения. Одни ссылаются на авторитет теософии и Алисы Бейли, которая в своих рассуждениях опиралась на индуизм, буддизм, Веды, Пу-раны и тантры. Другие пытаются конструировать новые учения, опираясь на американские традиции, которые, впрочем, также имеют много общего с таким сугубо восточным учением, как тантра. Кроме того, существует определенный интерес к шаманизму, ритуальная сторона которого также весьма напоминает тантрические традиции. Наконец, возрастает интерес к древним мистическим традициям Европы и Запада в целом: христианскому мистицизму, алхимии, астрологии, Каббале и суфизму, которые имеют много общего скорее с тантрой, чем со своими ортодоксальными истоками. Все эти аспекты культурных и исторических аналогий еще больше сближают европейские традиции языческого Запада с культурой Вед и тантр.

Однако пока развивается феномен позитивных тенденций, необходимо, чтобы дальнейшее развитие привело бы к формированию серьезной традиции. Мы пока являемся свидетелями нового рождения на фоне хаоса, созидания и всеобщего смущения. В этих условиях чаще всего приходится наблюдать формирование поверхностного, первичного и чувственного аспекта, который делает акцент на фантазию, самоутверждение и наслаждение. В таких условиях практическая и более глубокая сторона духовной культуры либо замалчивается, либо вообще распыляется.

Повсеместно наблюдается явная склонность к синкретизации и комбинированию различных традиций, что ведет к разрушению барьеров в глобальном масштабе и к рассвету нового мироощущения. И хотя такая практика решительного расширения горизонтов упраздняет ограничения, сама она не свободна и весьма ограничена. Попытку соединить воедино духовные учения и традиции можно сравнить с усилием вырастить на одном дереве апельсины, яблоки и бананы - идея, быть может, и неплохая, но не жизнеспособная, ибо духовные традиции развиваются органично и не могут быть искусственно скрещены друг с другом, несмотря на благородные намерения. Не следует отождествлять предварительные исследования различных учений с подлинным пониманием различных практик. Если человек копает глубокий колодец, надеясь найти воду, - это неплохо, но еще лучше, если он копает там, где действительно есть вода...

И все же тенденция к практической стороне духовных традиций не должна нас смущать, так как это направление, по существу, ведет искателей к йогической традиции, включающей тантру. Такое движение неизменно приближает нас к постижению глобальной значимости всех духовных традиций, которые интегрируют древнюю духовность Востока в культуру современного мира, освобождая его от культурных наслоений и шлаков. При этом вовсе не обязательно, чтобы зарождающаяся новая традиция называлась тантрой (название не важно), важно, чтобы в этой традиции присутствовал здоровый тантрический дух. Может быть, пройдет не одно десятилетие и не одно поколение людей, прежде чем возникнет настоятельная необходимость в такой возрожденной тантре. Чтобы оценить истинное значение великой культуры, важно обладать самодисциплиной и подлинным пониманием существующих традиций.

 

ТАНТРА И СЕКС

Для большинства людей в западном мире тантра означает секс, связанный с особыми сексуальными позами, специфическими практиками и сексуальными ритуалами. Так представлен аспект тантры и индийской мысли в «Камасутре» - руководстве по сексуальной любви. Хотя некоторые тантрические учения и упоминают подобные практики, тантрическая йога не рассматривает их как важнейшие подлинно йогические традиции мантрических и медитативных центров. Одни тантрические тексты вообще не содержат сексуальных практик, другие же относятся к ним как к предварительным возможностям на пути к самосовершенствованию, третьи упоминают их как простые метафоры или символы. Врата тантры широко открыты всем общечеловеческим отправлениям (дыханию, питанию, сну и др.), и она рассматривает их как ритуальные, жертвенные действия, а не как акты обычного удовлетворения.

 

Таким образом, хотя тантра не отвергает сексуального аспекта, отсюда еще не следует, что она характеризуется и обусловлена лишь этим. В свете тантрического искусства проявление эротических сил означает, что высшие силы сознания трансформируются в низшие, репродуктивные силы жизни и, стедовательно, по закону обратной связи, могут быть трансформированы опять в высшие. Тантра не потакает сексу и не отрицает его, как исчадие ада, но оставляет за собой право воспринимать эту энергию космических сил как игру, которую можно и нужно направлять.

 

Несексуалъная тантра

Тантризм является неотъемлемой частью монашеской и аскетической традиции Индии. Ведантические центры духовных учителей характеризуются строгой приверженностью тантрическим традициям, в которых значительное место уделяется служению Богиням, олицетворяющим космические силы, а также Шри Янтре. Большинство индуистских ашрамов и монастырей регулярно проводят тантрическую службу. Сам Шанкара-чарья (живший приблизительно в V в.), великий основатель центров веданты, был прославленным тантриком и йогином и почитал Божества, хотя и вошел в историю как мудрец и основоположник философии Абсолюта (адвайта-веданта).

Тантрическим мастером в Индии обычно называют того, кто отлично разбирается в мантрах или энергетических типах йоги, а не в сексуальных практиках. Такие великие тантрические Учителя, как Шанкара, Рамакришна и Нитьянанда, всю жизнь оставались целомудренными. Однако целомудрие еще не означает, что человек приобщается к тантре, которая утверждает или отрицает сексуальность, так как отличительной особенностью тантры является использование таких энергетических средств, как мантра и янтра, употребляемых на всех уровнях человеческого темперамента и способностей. Тантра акцентирует методологию трансформации энергии и вовсе не заботится о том, потворствуете ли вы своим сексуальным прихотям, растрачивая энергию, или нет.

 

Сексуальность и свобода

Такие духовные традиции Индии, как индуизм, буддизм и'in джайнизм, преимущественное внимание уделяют трансму-I и ши сексуальной энергии, ибо сексуальная сила является фун-ц.1мснтальной основой нашего существования. Отсюда возникни два подхода: полное отречение от сексуальной активности посредством добровольного волеизъявления и форма умеренной активности в условиях семейной жизни.

Однако, хотя жизнь домохозяина может включать некото-рис сексуальные йогические практики, они чрезвычайно редко иллюстрируются рисунками, подобными тем, которые публикуются в тантрических книгах современного Запада. Тан-фический аспект сексуальности стоит на страже социальной системы семейных отношений и потому акцентирует сек-уальную чистоту и верность. Что же касается полного отре-гения от сексуальной активности это правило является общим на конечном этапе, так как дает возможность непосредственно переключиться на тантрическую практику илучше сконцентрироваться на ней. Многие великие йогины раньше были обусловлены семейной традицией, так же как многие великие Риши были женаты и имели детей. Согласно индуистской традиции, человек может вести семейную жизнь, исполняя свои обязанности и социальный долг, и тем не менее добиться освобождения.

Несмотря на то что традиция отречения представляла более прямой путь и требовала больших усилий, эта система являлась скорее исключением из правил, чем обязательным правилом во все времена и во всех культурах, в том числе и в периоды более просветленные, чем наше время. Подобный бескомпромиссный и строгий путь чрезвычайно трудно пройти человеку нашего времени, особенно если он проживает на Западе, где нет соответствующей культурной поддержки. В связи с этим йога никогда не поощряет простого подавления самих себя, хотя и требует самодисциплины и ясно говорит о том, что человек не должен потакать своим желаниям и становиться жертвой:воих влечений. Йога - часть органического процесса высшей эволюции, которая достигается нами естественно посредством выхода за пределы внешних ограничений во внутреннее состояние свободы и умиротворения. Йога не предлагает нам отказаться от счастья вообще, но она разъясняет нам, откуда приходит подлинное счастье. Это счастье обитает в сознании, а не в том или ином материальном объекте или в самом факте активности.

Йогическая традиция не отвергает сексуальную энергию как некое зло, наваждение или нечто постыдное. Целибат, или целомудрие, например, рекомендуется вместе с духовными практиками, чтобы трансмутировать энергию для ее дальнейшего использования на другом уровне. Йога утверждает, что без медитативной практики целибат может нанести вред, потому что неиспользованная энергия застаивается и сама ищет выхода, создавая физические и эмоциональные проблемы. С другой стороны, без соответствующего самоконтроля сексуальная энергия рассеивается, лишая человека необходимых сил для продвижения к высшим формам медитации.

 

ТАНТРА И ТЕЛО

Тантра относится к телу как к Божественному храму, и называет его священной реальностью, рассматривая нашу психофизическую организацию как микрокосм, в котором индивидуальная душа способна постичь, как работает Вселенная. Поэтому тантра представляет такую духовную традицию, в которой тело не отрицается, а утверждается, что выделяет ее среди тех учений, которые негативно относятся к телу. Однако при этом тантра не призывает к отождествлению с телом, а рассматривает тело как мистический символ. Йогу и веданту часто критикуют за то, что они отрицают значимость тела и потому якобы направлены против жизни, в то время как в действительности они не одобряют лишь привязанность к телу, отождествленность с ним (Я - это мое тело). Йога, как и тантра, рассматривает тело как Божественный храм и зеркало Вселенной. С другой стороны, обычные люди относятся к телу как к средству для достижения высшего счастья, которое, по существу, недостижимо.

Наше тело - это лучшее и, пожалуй, естественное передвижное устройство, которое может помочь нам достичь определенных целей в духовном росте, и потому его называют олицетворенным символом различных уровней и сил Космоса. Однако тело - не только наша собственность, но и объект болезни, распада и смерти, и поэтому неспособно обеспечить нам вечное счастье, которое невозможно обнаружить в чем-то преходящем и тленном. И все-таки тело может служить нам, как прекрасный автомобиль, и многому нас научить, но отождествление с автомобилем, как и с телом, не является ни естественным, ни целесообразным для нас

Конечно, нам следует уважать тело и заботиться о нем как о средстве накопления опыта и достижения просветления. Без энергичного тела и развитой чувствительности мы не можем продвинуться вперед по духовной тропе. Тело обладает естественным разумом, который подсказывает нам, как рационально его использовать. Индивидуальный разум каждого человека составляет часть космического Разума и проявляет себя тогда, когда мы перестаем использовать тело как орудие эгоистических устремлений, но направляем его для достижения высшего пробужденного сознания. Подлинная истина заключается в том, что мы изначально свободны и счастливы как сознающие существа, даже лишенные тела. Высшее счастье обитает в чистом сознании, которое представляет не просто плоть, но вечную духовную мощь. Таким образом, тантра - жизнеутверждающая традиция, которая не уводит с правильного пути, а помогает понять, что тело следует использовать как сокровенное средство для реализации Божественного Я.

 

ТАНТРА И РЕАЛЬНОСТЬ ВНЕШНЕГО МИРА

Наряду с телоутверждаюшей концепцией, тантра отстаивает также мироутверждающую концепцию: тантрическая философия обосновывает реальность внешнего мира, что противоречит другим системам, которые отрицают реальность как внешнего мира, так и тела. Некоторые тантрические учения уделяют большее внимание проявленному миру, чем майявади, считающие мир иллюзией, а Бога - единственной Реальностью (нецуа-листическая адвайта-веданта). В этом отношении прекрасной иллюстрацией является кашмирский шайвизм. Тантрические системы, однако, отстаивают реальность мира, как реальность сознания и потому весьма существенно отличаются от современных материалистических учений.

Следует отметить, что точке зрения тантры на мир как реальному проявлению реального сознания противостоит сегодня так называемая современная тантра. Она занята главным образом умилостивлением Богинь с помощью Шри Чакры. Данная традиция восходит к недуалистической веданте. Известно, что эта веданта породила многих великих тантрических Мастеров, среди которых наиболее выдающимся является Шанкара-чарья, гениальный ведантический философ, написавший много замечательных работ по тантре, предназначенных для служения Божественной Матери (например, «Саундарья Лахири»).

Традиция шактов (или обычай поклонения Божественным Силам, Шакти, т.е. Богиням) восходит главным образом к учениям адвайты или майявади, которые отстаивают концепцию иллюзорности внешнего мира. Суть этих учений изложена в «Дэви Бхагавата Пурана», одной из наиболее важных тантрических работ, посвященных Богиням. Эту работу следует отличать от «Шримад Бхагаватам», которая имеет прямое отношение к традиции вайшнавов (поклонению Вишну), представляющей дуалистическую веданту, или двайту. Учение вайшнавов гласит, что внешний мир дарован Реальностью. Иными словами, Бог как Духовная Реальность сотворил материальную реальность Вселенной. Такое воззрение не является прерогативой тантры.

Нет в тантре ничего такого, что противоречило бы миро-утверждению; точно так же нет в мироотрицании ничего такого, что противоречило бы тантре. В сущности, не существует лишь одной строгой ортодоксальной традиции мироутвержде-ния либо мироотрицания. В мироотрицающей традиции почитания Божества являются персонификацией Высшего Я, или Абсолюта, скрывающегося за всеми проявлениями.

ТАНТРА И ЭМОЦИИ

В наше время часто обсуждается (особенно в психологических кругах) происхождение экспрессивных эмоций и проблема снятия напряженности и лечения моральных травм. Подобная тенденция идет вразрез с общепринятой традицией подавлять эмоции и наши чувства. Тантра рассматривает эмоции как средство духовного роста и считает, что эмоции имеют право на существование, в отличие от тех учений, которые акцентируют негативные последствия эмоций...

Однако традиционная тантра вовсе не поощряет эмоциональных всплесков, которые закрепощают человека, привязывая его к чувствам, а затем и -к обольщеньям внешнего мира. Тантра считает эмоции энергетической ловушкой и призывает освобождаться от такой энергии, которая, подобно волнам, ниспадает и оглушает сознание. Такое освобождение может наступить, если мы поймем, что эмоции представляют различные космические энергии, расщепляемые нашими ограниченными привязанностями. Поэтому тантра использует формы Богов и Богинь (как милостивых, так и грозных), чтобы помочь нам понять космический смысл эмоций, олицетворяющих силы природы. Осознавая Божественную сущность энергии или игру сознания, воплощенного в эмоции, мы начинаем понимать, что эмоции символизируют или означают нашу внутреннюю связь с Божественностью. Поскольку тантра не отрицает эмоций, ее нельзя отождествлять с так называемым эмоциона-лизмом, а скорее можно назвать алхимией трансмутирования человеческих эмоций в Божественные энергии посредством культивирования преданности. Тантра вовсе не акцентирует индивидуализацию эмоциональных чувств, но стремится к утверждению понимания чувств как игры сознания.

Ни традиционные, ни так называемые аскетические йоги-ческие подходы не занимаются подавлением или простым запрещением эмоционально-чувственных волеизъявлений или покорением сил природы, так как подобные действия никогда не приводили и не приведут человека к освобождению. Никакая эмоция или энергия сама по себе не может причинить, как утверждает йога, больше вреда, чем наше собственное эго,

 

разрушающее основы жизни. Пробуждение нашей естественной природы органично отстранит нас от неестественных привязанностей и зависимостей. То, что естественно, - не подавляется йогой.

 

ТАНТРА И ИНТОКСИКАЦИИ Тот, кто использует психоделики или наркотические средства, часто ссылается на тантру, в которой также применяют интоксикации. Тантрические учения действительно иногда используют интоксикации, но они, как и сексуальные практики, являются лишь предварительной ступенью, когда названия интоксикаций и сексуальных состояний употребляются в качестве метафор: так, например, вино означает внутреннее течение услаждающего потока, возникающего вследствие йогической практики. Хотя тантра левой руки использует интоксикации (см. ниже), это для нее не характерно. Иногда некоторые садху, не принадлежащие к тантрической традиции, используют марихуану (ганджу), но большинство учителей этого не одобряют.

Хотя психоделики и выводят нас из обычного сознания и расширяют жизненные горизонты, они в то же время очень сильно закрепощают и создают вредные побочные эффекты. Человек может выйти из обусловленного сознания и расширить горизонты восприятий, но более безопасным путем, более благотворным и более продолжительным, т.е. путем мантрических и медитативных практик, которые используются уже на начальных стадиях занятий йогой.

 

ТАНТРА И БЕЗУМНЫЕ «ГУРУ» Тантрические гуру (особенно в западных странах) имеют репутацию людей, действующих нешаблонно, театрально и даже противоречиво. Они не брезгуют включать в практики сексуальную связь со своими подопечными, а также использовать оскорбительную манеру обращения с ними. Тантра, с ее открытым взглядом на вещи, более терпимо относится к таким формам поведения, и в некоторых тантрических учениях говорится о том, что подобные методы в определенных обстоятельствах могут быть эффективны в качестве шока, который способствует пробуждению сознания учеников

Однако такое поведение может быть интерпретировано как неспособность контролировать свои желания и может привести к простой эксплуатации. Следует заметить, что многим тантрическим гуру присуще как раз образцовое поведение; поэтому неправильно отождествлять тантрического учителя с нестандартным экзотическим поведением. Отсюда не следует, что подлинный учитель не будет действовать нестандартно либо что он или она должны потакать предвзятым мнениям учеников; ясно, что учитель должен соответствовать высшему, а не низшему уровню поведения обычных людей. Духовный учитель, разумеется, не может быть распущенным, а должен быть примером для других. Следовательно, безумные «гуру» или безумная мудрость не являются сущностью тантры, хотя подобные примеры нашли свою юшгу в тантрической истории. Кроме того, необходимо добавить, что некоторые учителя, ставшие знаменитыми на Западе как тантрические, или безумные «гуру», не обладали должной тантрической квалификацией и просто рекламировали себя, не получив благословения от своего наставника.

Неудивительно поэтому, что тантра снискала нездоровую популярность в духовных кругах. Источник подобной «славы» следует искать в тех крайностях тантры, которые используют необычные сексуальные практики, интоксикации, магические техники нанесения вреда, контроля над другими людьми и другие методы, считающиеся нечистыми. По этой причине многие настоящие тантрические учителя даже избегают слова «тантра», акцентируя обычно ведическую, йогическую или ве-дантическую традиции, которые включают тантру и не дискредитируют ее. Сам Свами Бивекананда, который сто лет назад первым познакомил Запад с йогой и ведантой, тщательно избегал тантрических концепций в беседах с западной аудиторией, хотя он был хорошо знаком с тантризмом, поскольку его учитель Рамакришна был тантрическим адептом. Бивекананда так поступал не только потому, чтобы не смущать викторианский ум, но также и для того, чтобы избежать призывов к чувственной стороне, к которой уже в то время наблюдалось явное тяготение.

Поделиться:





Читайте также:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...