Проектирование современного занятия в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В рамках модернизации системы российского образования поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но основной формой обучения воспитанников осталось занятие. В чем же новизна современного занятия в условиях введения ФГОС? В соответствии с новыми стандартами педагогам необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что занятие – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а – поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Важной задачей каждого педагога при реализации ФГОС ДО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода. Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов и приемов, педагогических технологий, активизирующих активность и деятельность ребенка, развивающих его личность в процессе различных видов деятельности. Поэтому деятельностный подход так востребован в организации образовательного процесса в ДОУ при реализации требований ФГОС. В рамках деятельностного подхода деятельность рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются и перестраиваются психические процессы, и возникают личностные новообразования. Деятельностный подход в образовании – это методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения. Именно поэтому многие программы ДОУ сегодня вносят понятие игровые развивающие занятия. В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается. Но такая форма образовательной деятельности, как занятие, не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определенной информации об окружающем мире, формирование необходимых знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Если раньше организованная образовательная деятельность осуществлялась в виде учебной деятельности, то современные стандарты предполагают проводить обучение детей через организацию детских видов деятельности. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: если раньше взрослый был главным, руководившим и управлявшим ребенком, то теперь ребенок и взрослый – оба являются субъектами взаимодействия, равными по значимости. При проектировании занятий, воспитатель должен учитывать следующие важные особенности современного дошкольного образования, отличающиеся от традиционного обучения: 1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. 2. Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого. 3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. 4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.
5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, и т. д. 6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых). 7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности. 8. Главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации, по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и т. д. Допускается свободное посещение занятий. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела. Моделируя современное занятие, необходимо придерживаться следующих правил: 1. Конкретно определить тему, цели, тип занятия и его место в программе. 2. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, подобрать систему упражнений, дополнительный материал для дифференцированной работы). 3. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данной возрастной группе, разнообразные виды деятельности педагога и воспитанников на всех этапах занятия. 4. Продумать оптимальный темп занятия, то есть рассчитать время на каждый его этап, с учетом возрастных особенностей. 5. Продумать форму подведения итогов занятия. 6. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания. Современное занятие строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у детей формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Так что же для нас современный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, ступенька к знанию, самопознание, самореализация… Времена, когда педагоги заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации занятия миновали. Время «готовых» занятий постепенно отходит. Участниками образовательного процесса по-прежнему являются педагог и воспитанник. И сколько бы ни говорили о равенстве их позиций, взрослый как был, так и остается главным действующим лицом на любом занятии: он задает тон, создает рабочую атмосферу, прививает интерес и стремление к познанию. Поэтому современное занятие должно проектироваться педагогом – Личностью, у которого дети будут учиться с удовольствием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|