Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическое тестирование




Тестирование - это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью,

возможностью автоматизации. Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, надо указать прежде всего на использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученное™ - выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным дисциплинам.

Итоговый тест содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы. Выделяются два вида тестов: скорости и мощности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы; по тестам мощности у каждого такая возможность есть.

Методы изучения коллективных явлений

Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения - массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов, де-

шевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала.

Сейчас в педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного ответа, и закрытые, в которых надо выбрать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилии испытуемого, и анонимные, обходящиеся без нее; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т. д. Широко используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения. Метод позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Едва ли не главное его преимущество - возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов.

Количественные методы в педагогике

Качество - это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является. Количество определяет размеры, отождествляется с мерой, числом. Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое - для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе - для'моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации

учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются.

Статистический метод содержит следующие конкретные методики.

Регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества.

Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

Шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность.Все более мощным преобразующим средством педагогических

исследований становится моделирование. Научная модель - это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование - это

метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования - целостность редставления информации. Моделирование успешно применяется для решения следующих задач:

- оптимизации структуры учебного процесса;

- улучшения планирования учебного процесса;

- управления познавательной деятельностью, учебно-воспитательным процессом;

- диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

 

Метод социометрии является совершенно специфическим именно для социальной психологии. Социометрия позволяет выявить особенности структуры неформальных отношений в группе (группах); выяснить степень психологической совместимости конкретных людей; изучить внутригрупповой статус участников групповых объединений; исследовать качество психологического климата в группе.

Социометрия – теория и целостный практический метод психодиагностического социально-психологического измерения межличностных и внутригрупповых отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Джекоб (Якоб) Леви Морено (1892–1974 г.г.). По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависит от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником. Согласно Дж. Морено, социометрия – это способ первичной диагностики наличия определённых проблем во взаимоотношениях. Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблицы, схем, графиков, числовых величин.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также исследования личности как члена группы. Методика «Социометрия» используется для измерения групповых свойств, фиксирует определённые свойства группы как целостного образования. Методологически оправданное использование арсенала социометрического метода позволяет получить серьёзные теоретические выводы о процессах функционирования, развития группы, а также, в итоге, достигать практических результатов. Повторные измерения, проведённые в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений в группе.

Таким образом, область измерения социометрической техникой – диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплочённость, совместимость членов группы. Метод социометрии был разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел бы (не выбрал) участвовать в определённом виде деятельности или взаимодействовать в какой-либо ситуации. Процедура социометрического измерения включает следующие элементы: определение варианта (числа) выборов (отклонений); выбор критериев (вопросов) опроса; организация и проведение опроса; обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

Социометрическая процедура проводится в двух формах. Непараметрическая процедура предполагает ответы на вопросы опроса без ограничения числа выборов или отклонений. Их максимальное число равно N – 1 (социометрическая константа), где N – число членов группы. Преимущество этого варианта связано с выявлением так называемой эмоциональной экспансивности у каждого члена группы. При наличии размеров группы до 12–16 человек возрастает вероятность получения случайного выбора. Параметрическая процедура – ограничение числа выборов. Испытуемым предлагается выбрать строго фиксированное число лиц из всех членов группы, т.е. вводится так называемое социометрическое ограничение (d). Данная форма повышает надёжность измерения, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности. Её недостаток связан с невозможностью раскрыть всю полноту отношений в группе. Выделяют разные виды социометрических критериев: коммуникативные (выявляют реальные отношения, гностические (определяют степень осознанности реальных отношений), двойные и одинарные, ролевые и др. С выбором критериев связана проблема определения их числа и специализации в социометрическом вопроснике. Рекомендуется производить специализацию и выбор критериев исходя из предварительного анализа жизнедеятельности группы, выделяя ситуации, особо значимые для группы, т.е. опосредованные задачами и целями, стоящими перед группой, использовать общий, фундаментальный критерий для выявления «глубинной» связи членов группы. Последнее предполагает использование вопросов, касающихся оценки общего эмоционального состояния испытуемых при условии распада группы в будущем, например, в случае реорганизации группы или коллектива, его перемещения, переформирований и т.п. – «С кем из членов Вашего коллектива Вы хотели бы остаться в том случае, если он будет реорганизован?».

Результаты исследования могут быть представлены в виде социометрической матрицы (таблицы), куда включены все выборы и (или) отклонения, сделанные или предполагаемые членами группы, а так же в виде социограммы, графически изображающей полученные результаты или в форме разнообразных социометрических индексов, дающих количественное представление о положении индивида в группе, а также оценку группы в целом. Социометрические индексы делят на две группы: индивидуальные и групповые. К индивидуальным показателям относят: социометрический статус – величина позитивности или негативности отношения группы к отдельному её члену, которая определяется отношением количества выборов и отклонений, которые получил индивид, к их максимально возможному числу. Индекс эмоциональной (психологической) экспансивности – степень активности индивида во взаимодействии с другими членами группы, потребность в осуществлении контактов с ними. Он рассчитывается как отношение количества сделанных индивидом выборов и отклонений относительно членов группы к их максимально возможному числу. Для характеристики позиции индивида в группе вычисляют и другие индексы, например, «предписанная роль», приемлемость индивида группой и др. Однако главная сложность состоит в их интерпретации, сопоставлении их с известными социально-психологическими понятиями. К наиболее популярным групповым индексам относят следующее: показатели групповой экспансивности (интенсивность группового взаимодействия), интегрированности группы (степень включённости в общение членов группы в конкретном виде деятельности или ситуации), показатели сплочённости и ряд других.

Подчеркнём, что одной самых значимых из научно-практических инноваций Дж. Морено является так называемая социограмма. Это определённая рисуночная схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов, содержащих графические аспекты социометрического статуса членов группы. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный в данной группе член группы (или несколько таких членов), далее – менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний круг). Между индивидами, обозначенными кружками, прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную, либо одностороннюю, симпатию или антипатию.

Таким образом, графический анализ данных осуществляется путём построения социограмм. Социограмма позволяет наглядно выделить в составе исследуемого коллектива подгруппы (группировки), положительные, конфликтные или напряжённые «участки» внутри групповых отношений, «популярных» его членов (индивиды, имеющие максимальное количество выборов) либо «отвергаемых» (индивиды, получившие максимальное количество отклонений или минимальное число выборов), определить лидера группы. Различают два вида социограмм: коллективную и индивидуальную. Наиболее часто для отображения структуры отношений в группе применяют социограмму-мишень. Она представляет собой несколько концентрических кругов (рис. 1), в центр которых помещают «популярных индивидов, в наружное кольцо – «отвергаемых», во внутреннее кольцо – «средне популярных».

Рис. 1. Пример «социограммы-мишени».

Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений, первых двух (пяти) выборов и некоторые другие. Индивидуальные социограммы позволяют произвести более тонкий анализ положения конкретного члена в группе: отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы. Чёткая лидерская позиция часто определяется по следующему аспекту, – кому именно из состава группы преимущественно отдают предпочтения в своих выборах «популярные» её члены.

Итак, наиболее часто, «социометрией» называют комплексную, допускающую модификации общего тестового задания (при сохранении принципа выделения рангов), методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Методика «Социометрия» Дж. Морено, в адаптации Я.Л. Коломинского. При проведении методики «Социометрия» в учебных группах, обучающимся предъявляются социометрические вопросы, ответами на которые являются фамилии членов учебной группы (на каждый вопрос – 3 фамилии, кроме собственной фамилии).Инструкция типовая:«Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии своих одноклассников, с учётом отсутствующих сегодня учеников».

Приводим здесь один из наших вариантов социометрических вопросов по данной методике.

1. С кем бы ты хотел(а) обязательно продолжить совместно учиться в следующем классе?

27. Общая характеристика методов математической обработки данных в научно-педагогических исследованиях.

Особое место занимают математические методы и методы статистической обработки результатов исследования.

Математические и статистические методы используются в педагогике для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они дают возможность оценить результаты работы исследователя, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Задача исследователя состоит в том, чтобы для каждого этапа определить свой оптимальный комплекс методов. Математические и статистические методы исследования (применяются для обработки полученных данных и установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями).

Выбор методов педагогического исследованияопределяется конкретными задачами научной работы и основан на необходимости объективного рассмотрения педагогических явлений в совокупности разнообразных связей, отношений к другим явлениям.

28. Дайте характеристику теоретическим методам научно-педагогического исследования.

Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Все многообразие методов педагогического исследования можно разделить на три группы:

Методы теоретического исследования (необходимы для изучения и сопоставления различных литературных источников по исследуемому вопросу, определения проблем исследования, формулирования гипотез, оценки собранных фактов):

- теоретический анализ (мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений);

- равнение (установление сходства и различий между рассматриваемыми педагогическими явлениями);

- обобщение (выделение в процессах и явлениях общих черт);

- моделирование (исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей);

- индукция (движение мысли от частных суждений к общему выводу);

- дедукция (от общего суждения к частному выводу).

29. Понятие о развитии и формировании личности, движущие силы развития

Главной целью работы школы является процесс формирования личности ребенка, ее гармоничное развитие. Под развитием личности следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, происходящих при анатомо-физиологическом созревании человека, становления его мировоззрения, нравственных взглядов, убеждений, эмоционально-чувственной сферы.

Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Социализация личности - процесс усвоения индивидом социального опыта, ценностей, норм, элементов культуры, учреждений, присущих обществу, социальных групп, к которым он принадлежит. При этом человек является не только объектом, но и субъектом этого процесса.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы. Таким образом, все эти понятия не тождественны, как не тождественные понятия человек и личность.

Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими. Человек представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

Индивид (от лат. Иndиvиduum - неделимое) - человек, как целостный и неповторимый представитель рода с его психофизическими свойствами, которые выступают как предпосылка развития личности и индивидуальности.

Личность - человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально значимых черт, отношений, установок и мотивов, что характеризует человека как члена общества.

Человек как биологическое существо и как индивид - неповторимый представитель человеческого рода - предстает перед нами прежде всего в своих природных и биологических особенностях, составляющих предпосылку и условие ее социального развития. Человек-личность как социальное существо - высшая ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

Если понятие человека как биосоциального существа отражает одновременно и биологические, и социальные качества, то понятие личности означает специфическую общественную особенность человека и связано с усвоением материального и духовного опыта, накопленного человечеством. Личность наделена определенной степенью осознания мира и самосознания. Индивид становится личностью, когда он в состоянии оценить не только окружающую его среду, но и свое положение в нем и тем самым действовать сознательно и целенаправленно.

Индивидуальность характеризует непохожесть, своеобразие, отличие одного человека, личности от другой.

Итак, человек, как личность, характеризуется:

• самосознанием (основа формирования умственной активности и самостоятельности личности, познания себя и поиск смысла жизни);

• активностью (стремление выйти за пределы реализованных возможностей);

• наличием "Я-образа", - системы представлений человека о себе реальную, себя ожидаемую, себя идеальную (выявляются в самооценке, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.)

• направленностью - устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.

• способностями (свойства и качества, обеспечивающие успешность в выполнении определенной деятельности);

• характером (совокупность устойчивых индивидуальных качеств человека, что обусловливает типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования).

На основе сопоставления понятий "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность" психологи утверждают (А.Асмолов, А.Петровський): взаимоотношения между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усваивает общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующую мир, может быть передано формуле: индивиды рождаются, личностью становятся, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ отстаивают.

Таким образом, исходя из того, что биологические свойства и качества человека ему имманентно присущи, личностные качества - психические и социальные - формируются, развиваются пожизненно, можно сделать вывод: объект и предмет педагогики - личность человека во всем многообразии ее природных и социальных свойств, качеств и проявлений; процесс воспитания, обеспечивающей целенаправленное формирование и развитие личности. Психическое развитие человеческого индивида - обусловленный процесс. Признание и понимание детерминированности развития - основа практического управления им. История предшествующего развития человеческой жизни влияет на его онтогенез двумя путями: биологическим и социальным. Поэтому возникает проблема соотношения роли биологического (природного) и социального (общественного) в становлении индивида как личности. В решении этой проблемы нельзя противопоставлять биологическое и социальное, в онтогенезе человеческой психики имеет место единство биологических и социальных факторов, в котором ведущая роль принадлежит социальному.

Фактор (то, что делает) - это причина, движущая сила какого-либо процесса, это явление, которое взаимодействует с другими в процессе развития целого. История науки отражает различные методологические подходы к факторам, которые обуславливают развитие личности. Представители биологизаторские концепции решающую роль отводили наследственности, которая определяет все будущее человека, его умственные способности, мораль, поведение - фатально обусловливает ее судьбу. Представителями этой концепции были: Е.Геккель, Ф.Мюллер, В.Штерн, Дж.Дьюи, Е.Торндайк. Представители социологизаторськои концепции считали, что человек рождается "чистая как доска" (лат. tabula rasa), на которой постепенно, под влиянием опыта и воспитания, появляются письмена. Ведущая роль среды отрицает активность самого человека в развитии, именно среда определяет различия в умственных способностях. Недостатки среды определяют склонность человека к правонарушениям, пьянства. Эту точку зрения разделяли 3.Зазо, Е.Шпрангер, Вундт.

В конце XIX в. возникла наука о целостное изучение ребенка - педология. Считалось, что психологи, социологи, врачи и педагоги составят теорию, в которую войдут все наиболее ценные выводы и достижения этих наук. Широкое распространение педология была в Советском Союзе в середине 20-х годов XX в., При этом биогенетическая концепция очень быстро была искоренена. Социогенетическая концепция преувеличивала роль среды. Считалось, что ребенок - это на 90% продукт средовых воздействий и только на 10% его поведение определяется инстинктами. Эта концепция унижала роль воспитания, но педологи впервые сделали попытку не только описать, но и объяснить педагогические явления. От педологии потребовали срочного решения проблем формирования человека нового общества. Итак, в 1936 г. педология была названа лженаукой и она была запрещена. Современная наука признает три ведущих фактора в развитии и формировании личности: наследственность, среда и воспитание. Но рассматривать эти факторы необходимо в их диалектическом единстве, взаимодействия, взаимовлияния.

Наследственность как фактор развития (неуправляемый фактор)

Онтогенез человеческого организма определяется биологической наследственностью. Генотип определяет анатомо-физиологической структуры организма, его морфологические и физиологические признаки, строение нервной системы, пол организма, стадии его созревания, а также ряд морфологических и функциональных особенностей организма. Генотип нервной системы несет в себе наследственно обусловленные огромные потенции образования новых потребностей, форм поведения и их психических процессов.

Что же человек наследует?

- Физические особенности: внешние расовые признаки, окраска кожи, волос, цвет глаз, черты лица, телосложение, особенности нервной системы, на основе которых в результате психофизиологического развития и взаимодействия человека с внешним миром формируется определенный тип высшей нервной деятельности;

- Физиологические особенности: формы обмена веществ, сочетание белков в организме, группу и резус-фактор крови и др..

- Аномалии в развитии организма: "шестой палец", "заячья губа", "волчья пасть", помутнение хрусталика глаза (катаракта), цветовая слепота (дальтонизм);

- Склонность к некоторым заболеваниям наследственного характера: склонность к кровотечению (гемофилия), шизофрения, сахарный диабет, эндокринные расстройства (карликовость и др..).

Не все врожденное является наследственным! Генотип организма зависит не только от хромосомного аппарата и генов, но и от внешних условий, которые могут влиять на них: радиация, интоксикация и др. Вследствие этого возникают не наследственные отклонения от нормального развития. Такие аномальные признаки развития являются врожденными, но не наследственными. К ним относятся многие аномалий, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, воздействие алкоголя, родовые травмы и др.

Человеческий индивид от рождения наделен соответствующими задатками, способностями, наклонностями. Задатки - не готовы психические свойства, а природные потенции их возникновения и развития. Они реализуются только в человеческих условиях жизни индивида, с помощью средств, созданных обществом. Особенно острый спор во взглядах ученых касается наследственности способностей к интеллектуальной деятельности. Генетик М.М.Дубинин считает, что для нормального мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллекта, следовательно, уровень интеллекта не передается по наследству от родителей к детям. Но есть и другая точка зрения, которая утверждает, что умственные способности на 50% определяются наследственностью. Противоречия также вызывает вопрос о наследственности нравственных качеств.

Среда как фактор развития (полууправляемый фактор).

Среда - совокупность материальных, духовных, общественных условий существования и деятельности человека, взаимодействуют с ней как с организмом и личностью, то есть поддерживают или сдерживают, стимулируют или препятствуют характерные действия живого существа.

Среда - это окружение личности, которое можно свести к трем группам:

- Макрофакторы, которые влияют на социализацию всех людей планеты или очень большие группы людей (космос, планета, мир, страна, государство, общество);

- Мезофакторы влияют на большие группы людей, которые определяются по национальным признакам (этнос) по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок), по преданию предпочтения тому или иному средства коммуникации (радио, телевидение, кино и др.).;

- Микрофакторы, которые воздействуют непосредственно на конкретного человека (семья, группы сверстников, общественные организации, школа).

Для развития ребенка нужно, прежде всего, среду, которое обеспечивает пищу, воздух, свет, тепло и т.д.. Географическая среда - те природные условия (климат, ландшафт, пейзаж, тип поселения, экология и др.), в которых человек развивается. Окружающая предметная среда необходимо также для развития деятельности ребенка, в частности познавательной.

Наиболее важным для развития ребенка является социальная среда. Социальная среда - общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов. В целом - это люди и группы людей, окружающих человека на протяжении жизни. Они подразделяются: по виду сообщества - общественная формация, класс, группа, за видом группы - семейная, учебная, общественная, трудовая, спортивная, военная и т., за формирующим влиянием - детерминирующие, тренируя, упражняя, обучая, воспитывая, перевоспитывая; по способу воздействия на форму сознания - правовое, нравственное, эстетическое, научное, религиозное; по возрасту - сверстников, старших, младших, смешанное; по отношению к среде - положительное; безразлично, отрицательное; по социальной направленности - социальное, асоциальное, за степенью контактов - непосредственное, опосредованное.

Организованная среда - это, в первую очередь, те социальные институты, на которые в той или иной степени возложены воспитательные функции подрастающего поколения. Это прежде всего семьи учащихся; учреждения культуры; учебные заведения и внешкольные учреждения, различные клубы и объединения по интересам, функционирующих по месту жительства и т.д.

От общих отношений людей в значительной степени зависят возможности индивида, развивается, использование им тихие или иных условий для своего развития. В процессе взаимодействия человека с различными группами происходят ее социализация и развитие. Рассматривать социальную среду требуется в связи с жизнью и деятельностью людей. Оно постоянно меняется из-за их практической деятельности. Среда ребенка с возрастом расширяет и изменяет содержание тех условий, которые влияют на его жизнь и развитие. Среда ребенка не является неизменным еще и потому, что она и сама (прямо или косвенно) влияет на него и ведет его к изменениям. Основную форму воздействия общественной среды на психическое развитие ребенка составляет воспитания.

Единства в оценке влияния наследственности и среды на развитие человека пока нет. Ученые спорят по вопросу - что осуществляет большее влияние на развитие человека - среда или наследственность?

Представители социологического направления (Ж.-Ж. Руссо, К.-А.Гельвеций, Д.Дидро и др.). Считали, что решающим фактором в развитии и формировании личности является среда, а главным - влияние домашней среды. По оценкам сторонников биологического направления, влияние наследственности на развитие личности составляет 80-90%, влияние среды, по оценкам представителей социологического направления - 90%. Представители биосоциологичного направления (конвергенции) придерживаются мнения, что психические процессы (ощущения, восприятия, мышления и др.). Имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явление социальное. Английский психолог Д.Шаттлеворт считает, что на умственное развитие личности биологические и социальные факторы влияют в следующих соотношениях: 64% факторов - наследственность, 16% - различия в уровнях домашней среды, 3% - различия в воспитании детей в той же семье; 17% - смешанные факторы (взаимодействие наследственности и среды). Исходя из взглядов на роль наследственности или среды в развитии личности, представители этих педагогических теорий отводят и другую роль процессу воспитания в развитии личности: от признания его полного бессилия (при неблагоприятных условиях среды) и пассивного следования за развитием (Ж. Пиаже) до активного вмешательства в поведение человека (жесткая "поведенческая инженерия" Б.Скиннера).

Воспитание как фактор развития (полностью управляемый)

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание в специальном педагогическом смысле - это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, ее убеждений, способов поведения в обществе. Его эффективность заключается в целеустремленности, систематичности и квалифицированном управлении. Слабой стороной воспитания является то, что оно базируется на сознании человека и требует его участия в этом процессе, тогда как наследственность и среда действуют Бесчувственно и подсознательное. Посредством воспитания можно частично преодолеть неблагоприятные наследственные задатки, уменьшить негативное влияние окружающей среды. Опыт работы выдающегося педагога А.С. Макаренко, который перевоспитал больше Из тысяч детей и подростков с неизвестной наследственностью и, безусловно, негативным влиянием окружающей среды - беспризорных детей и правонарушителей - доказывает то влияние, которое имеет воспитание на развитие и формирование личности.

Воспитание может обеспечить развитие человеческих черт и качеств, только опираясь на те задатки и наклонности, которые присущи человеку. Не с каждого человека можно воспитать гения. Опыты Н.И.Ладигинои-Котс показали, что малыш обезьяны, воспитываясь в тех же условиях, что и ребенок, не приобрело ни одной из психических качеств, присущих человеку.

Развитие личности - это не пассивный продукт воздействия среды, наследственности и воспитания. Большое значение при этом имеет активность самой личности, ее творческо-преобразующая деятельность. В зависимости от активности и внутренней позиции личности, она может сформироваться в разных направлениях. Воспитание успешно ведет развитие, если делает питомца активным участником этого процесса. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия внешних и внутренних факторов. Воспитание играет в развитии решающую роль, если оно положительно влияет на потребность личности работать над собой, стимулирует ее активность в этом направлении. Отсюда можно сформулировать закон развития и формирования личности в деятельности: в процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется и отношение к окружающему миру. Эта деятельность должна быть направлена на развитие.

30. Категории человек – индивид – личность – индивидуальность, их взаимосвязь.

Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся "образующими" его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и. поступки.

По определению Р.С. Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позволит более полно раскрыть последнее (рис. 3).

Человек — это

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...