Роль среды в формировании личности.
Не меньшее значение в формировании личности имеет влияние на нее окружающей среды. Среда - совокупность внешних явлений, стихийно действующих на человека и влияют на ее развитие. Среда, которая окружает индивида от его рождения до конца жизни, условно можно разделить на природную среду и социальное. Факторами природной среды являются климат, рельеф, географическое положение и т.д. Социальная среда образуют социальные группы, которые непосредственно или косвенно влияют на человека (семья, детский сад, школа, внешкольное учреждение, двор, общества сверстников, средства массовой информации и др.). В социальной среде человек социализируется - усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, активно привлекается к системе социальных связей, самостоятельно находит пути эффективного самоопределения в обществе. При этом ребенок не только зависит от среды, но и сама является активным, деятельным существом. Одним из самых действенных факторов социализации является целенаправленное воспитание. «Главное дело воспитания как раз в том и состоит, - считает Сергей Рубинштейн, - чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых она привлекается. Это важно потому, что главный источник нравственных невзгод, всех отклонений в поведении - это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к жизни, что их окружает, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой, - тогда все им становится ни к чему». Особое влияние на формирование личности ребенка имеет домашнюю среду, а также ближайшее окружение. Именно здесь дети осваивают умение общаться, налаживая отношения с близкими людьми - родными, сверстниками, соседями, учатся жить с людьми и для людей, любить свою нацию и уважать другие народы.
Вместе с тем именно в ближнем окружении дети могут столкнуться с такими патологическими явлениями общественной жизни, как курение, пьянство, наркомания, воровство, рэкет, проституция и т.д. Поэтому с целью профилактики нужно формировать у несовершеннолетних умение противостоять таким явлениям. Ощутимое влияние на формирование личности имеют средства массовой информации (телевидение, радио, пресса) как компоненты социального окружения. Правильно организованная информация об значимые события, процессы, явления в обществе воспитывает у подрастающего поколения сознательное, ответственное отношение к жизни, способствует его духовному обогащению, формированию активной жизненной позиции. Поразительным является и пагубное влияние информации, которая пропагандирует патологические, сомнительные ценности, стандарты поведения, которые негативно влияют на еще не сформированное сознание молодого человека. Учитывая это, педагоги должны помогать ей правильно оценивать увиденное, услышанное или прочитанное. Главным критерием социализированые личности является не степень ее приспособления, а мера независимости, уверенности в себе, раскрепощенности, инициативности, что проявляется в реализации социального в индивидуальном и обеспечивает реальное воспроизведение человека и общества. На разных возрастных этапах становления личности наблюдаются определенные особенности развития самосознания, самореализации, творческой активности, социальной зрелости, разные процессуальные характеристики социализации. Свидетельством социализации индивида является обретение им на каждом этапе онтогенеза соответствующего уровня самости и самосознания как предпосылок формирования индивидуальности. Чем более развитыми являются самосознание и самоопределение индивида, тем больше он индивидуален и в то же время социально-определен.
34. Деятельность и общение как факторы развития личности. Человек, как и все живое в природе, развивается, усваивая опыт, который человечество накопило на всем протяжении своего существования. Развитие человека – это сложный и противоречивый процесс, инициированный совокупностью многих сил: биологических и культурных; внутренних побуждений и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента рождения и длится до конца жизни, характер его протекания определяется во многом окружающей средой, но вместе с тем зависит от личностных характеристик и свойств человека. Первоначальное развитие человека рассматривается в психологии как переход от простого, нераздельного тождества индивида и рода к выделению единичности. Развитие человека осуществляется в общении с другими людьми. Л. С. Выготский описал признаки развития, наиболее важными из них являются дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Также он различал два типа развития. Преформированный тип развития представляет такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и конечный результат. Непреформированный тип развития не предопределен заранее, он не дает конечных форм12. Л. Ф. Обухова отмечает, что развитие, прежде всего, качественное изменение, характеризующееся появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур13. В.С. Мухина считает, что развитие личности определяется не только врожденными особенностями и социальными условиями, но и внутренней позицией – определенным отношением к миру людей, к миру вещей и к самому себе14. В самом общем виде «развитие личности», по мнению В. А. Петровского, есть становление особой формы целостности, которая включает в себя четыре формы субъектности: субъекта витального отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения, субъекта самосознания15. Развитие совершается во «внутреннем пространстве личности», но это пространство его связей с другими людьми. «Осознавая себя в другом, как бы возвращаясь к себе, человек никогда не может добиться тождества с самим собой, его отраженное Я не совпадает с действующим.
В то время как активно-неадаптивные действия (Я-действующее) строятся без прототипа и открыты неизвестному будущему, в воспроизведениях своих (отраженное Я) они достраивают себя до степени завершенности и тем самым «теряют» себя в них, противоречат себе; сущностное в личности человека (быть первопричиной активности) вступает в противоречие с существованием (быть отраженным в других людях и в себе самом). Субъективно это противоречие переживается как сомнение в подлинности себя в качестве причины, что побуждает к поиску новых возможностей самополагания – новых актов свободы. В этом порождении себя как субъекта, отражении, и вновь порождении совершается развитие личности». По мнению В.А. Петровского, развиваясь как личность, человек формирует и развивает собственную природу. Присваивает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляет себя перед самим собой, т. е. человек вступает в мир четырех «миров»: «Природа», «Предметный мир», «Мир другого», «Я сам»16. Описывая взаимоотношения между этими мирами, автор выделяет два следующих утверждения. Первое – любой объект «на земле или на небе» входит, по крайней мере, в один из миров; второе состоит в том, что любой объект входит в каждый из четырех «миров». Каждый из этих четырех миров находится в тесной взаимосвязи с остальными, они представляют несколько граней одного единого мира. В. С. Мухина полагает, что условием развития личности помимо реальности природы является реальность созданной человеком культуры. Автор классифицирует данную реальность следующим образом: реальность предметного мира, реальность образно-знаковых систем, реальность социального пространства, природная реальность. Деятельности, которые вводят человека в пространство современной ему культуры, с одной стороны, являются компонентами культуры, а с другой – выступают условием развития личности человека17.
А.Н. Леонтьев отмечал, что процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Главное то, что этот процесс протекает совершенно по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности человека к той или иной группе, среде18. С. Л. Рубинштейн характеризовал личность следующим образом. Человек является личностью в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличности, равнодушия, поэтому для развития личности фундаментальное значение имеет сознание, но не только как знание, но и как отношение19. Личность в общении сочетает в себе уникальное и всеобщее. Достигшая состояния совершенства, внутреннего единства, она устанавливает новые отношения с обществом, в котором живет, поднимается над цивилизацией, к которой принадлежит. При этом она сопротивляется приобщению к массовой культуре, становится в большей степени членом рода человеческого и в меньшей - членом локальной группы общения. Экзистенциалисты, как известно, делают акцент на предельном одиночестве и единственности человека. И именно эта идея придает остроту проблеме контакта, взаимодействия, взаимопроникновения в общении. Вербальная коммуникация не может решить проблему «связи между людьми в их единственности». Понимание возможно посредством «интуиции и сопереживания, любви и альтруизма, отождествления себя с другими и гомономии в целом». Именно этот феномен межличностной и межкультурной коммуникации- развитие глубинной человеческой сущности, ее восхождение к своему духовному совершенству- и составляет истинную природу общения. Потребность в развитии и саморазвитии побуждает человеческие объединения не только к самопознанию, но и к взаимопроникновению- в процессе развития человеческой цивилизации. Взаимное проникновение реализуется как в позитивных, дружелюбных, так и негативных, конфликтных, иногда в агрессивных формах. Следовательно, можно сделать вывод о том, что одним из важных условий для развития личности является общение с окружающим миром и те отношения, которые устанавливает человек в процессе этого общения. В психологии и последние годы дискутировалась проблема соотношения процессов общения и деятельности. Одни утверждают, что общение – это деятельность или, по меньшей мере, частный случай деятельности, другие исходят из того, что это два самостоятельных и равноправных процесса. Нет оснований соглашаться ни с одной, ни с другой точкой зрения, не потому, что кто-либо здесь не прав, а потому, что на самом деле противоречие отсутствует20.
Действительно, вопрос о том, является ли общение частью (стороной) процесса деятельности или, наоборот, деятельность – стороной общения, применительно к традиционному пониманию общения как акта коммуникации явно не имеет однозначного решения. Совершенно очевидно, что если мы понимаем взаимоотношения людей как опосредствованный субъект-объект-субъектный процесс, то отношения двух или более людей опосредствуются предметом деятельности, и здесь деятельность выступает как сторона коммуникационного акта. Если понимать их как субъект-субъект-объектный процесс (а именно так понимаются деятельностные отношения), то отношение субъекта к объекту, содержанию, цели деятельности опосредствуется взаимоотношением с участником деятельности и тогда общение – это сторона, часть деятельности. Принципиальная обратимость субъект-объект-субъектных и субъект-субъект-объектных отношений полностью снимает поставленную проблему. Попытки же выяснить приоритет в истории человечества либо общения, либо деятельности были бы подобны классической проблеме яйца и курицы. Но вопрос о соотношении общения и деятельности может быть углублен в контексте предлагаемой концепции. Для того чтобы производить, человек должен объединиться с другими людьми (установить с ними контакт, добиться взаимопонимания, получить должную информацию, сообщить им ответную). Здесь общение, как уже было сказано, выступает как часть, сторона деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация. Но, создав предмет в процессе деятельности, включившей в себя общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается. Он транслирует через созданный им предмет себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям, для которых он создал этот предмет. Среди них могут быть и те, кто участвовал в создании этого предмета. Среди них может быть и сам этот человек. Через созданный предмет человек трансцендирует в социальное целое, обретая в нем свою идеальную представленность, продолжая себя в других людях и в себе как в "другом". Это уже общение второго рода (в отличие от коммуникации, имеющей вспомогательный, "обслуживающий" характер), то есть общение как персонализация. Здесь деятельность выступает как сторона, часть, необходимая предпосылка общения. Общение в деятельности производит общее между людьми, которое выступает дважды: в условиях коммуникации – своей информационной стороной и в условиях персонализации – личностной. В этом отношении русский язык, в отличие от других, в более выгодном положении: в нем могут быть использованы два понятия – коммуникация и общение. Итак, еще раз подтверждается давняя истина: многие споры происходят из-за того, что один и тот же предмет называют разными словами, или, как это получилось с понятием "общение", из-за того, что одно и то же слово используют для обозначения разных предметов. Таким образом, потребность "быть личностью" возникает на основе социально генерированной возможности осуществления соответствующих действий – способности "быть личностью". Эта способность, можно полагать, есть не что иное, как индивидуально-психологические особенности человека, которые позволяют ему осуществлять социально значимые деяния, обеспечивающие его адекватную персонализацию в других людях. Таким образом, в единстве с потребностью в персонализации, являющейся источником активности субъекта, в качестве ее предпосылки и результата выступает социально генерированная, собственно человеческая способность "быть личностью", обнаруживающаяся с помощью метода отраженной субъектности21. В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности. Конечно, в различных видах деятельности − исполнительской, управленческой, научной − роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей. Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается.
Рис.1 Стадии развития ребенка до зрелости · процессуальный аспект (психическое анализируется с точки зрения динамики), · исторический аспект (позволяет исследовать психическое с точки зрения законов и закономерностей его развития), · структурно-функциональный аспект (определяет возможности анализа психического как сложной многоуровневой системы, выполняющей определенные функции). Процессуальный, исторический и структурно-функциональный аспекты учитываются при изучении влияния различных видов деятельности на психическое развитие человека. В философской, психологической и педагогической литературе (М.С. Коган, Н.Е. Щуркова и др.) разработана и предложена следующая классификация видов деятельности детей: · познавательная деятельность. Основные функции этой деятельности в процессе развития личности ребенка заключаются в том, что она ведет к овладению знаниями, умениями и навыками; способствует интеллектуальному развитию, формированию мировоззрения, нравственно-волевых качеств, самостоятельности и т.д.; формирует познавательные потребности, интересы, способности ребенка; приобщает к творческой деятельности; · ценностно-ориентационная деятельность (моральная, эстетическая) направлена на рациональное осмысление, эмоционально-нравственное переживание, оценку и на этой основе усвоение общечеловеческих, социальных и иных ценностей и выработку собственных жизненных ценностей; · трудовая деятельность направлена на создание, сохранение материальных ценностей. Осуществляется в виде труда по самообслуживанию, общественно полезного и производительного труда. Функции трудовой (практической) деятельности в развитии личности: формирование практических знаний, умений и навыков; развитие сенсорно-двигательной сферы ребенка; развитие политехнического кругозора, психологическая и практическая подготовка к профессиональному труду, профессиональная ориентация школьников; уяснение практической значимости науки; воспитание воли, черт характера, добросовестного, уважительного отношения к труду и результатам труда, бережливости и других качеств; · художественная деятельность развивает эстетическое мироощущение, художественное мышление, потребность в прекрасном; развивает способность воспринимать и переживать прекрасное, формирует умения создавать его в искусстве и окружающей жизни; стимулирует художественную самодеятельность учащихся и т.д.; · спортивная деятельность направлена на формирование культуры здорового образа жизни, гигиенических умений, физической культуры в целом; на воспитание силы, выносливости и др. физических качеств; · коммуникативная деятельность. Ее целью и содержанием является общение с другим человеком как ценностью. Реализуется в процессе всех других видов деятельности, а также как самостоятельная в качестве досуга детей. Формирует коммуникативные способности и умения, нравственные качества личности, привычки поведения и т.п.; · общественная деятельность. Содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности; · игровая деятельность. Может рассматриваться и как самостоятельный вид, и как форма других видов деятельности. Это деятельность, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта в условных ситуациях и в доступной определенному возрасту форме. Основные функции игры: развитие познавательных и других способностей, интересов личности; стимулирование творческого характера деятельности детей; снятие утомления и напряженности; создание эмоционально-благоприятной атмосферы, психологического комфорта в общении взрослых и детей и т.д.
35. Возрастная периодизация детства по Л.С. Выготскому: кризисы и периоды стабильности. Основные понятия теории Выготского. Для Льва Семеновича Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития, по Выготскому, является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет возникновение возрастных новообразований. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей. Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии. Законы детского развития. Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития. 1-й закон. Первый из них — цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. 2-й закон. Второй закон — неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление. 3-й закон. Третья особенность — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленько<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|